Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2009   2010   2011   2012   2013   2014   2015   2016   2017  2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024   2025   2026   2027  » »»

труппу. Служила  в  Александрийском  т-ре  в  1833-37;  занимала  амплуа
молодых героинь.
   Роли: Мирандолина ("Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро",
переделка Каратыгина пьесы Блума, сделанной по  "Трактирщице"  Гольдони,
1833),   Внучка   ("Бабушка   и   внучка"   Куликова,   1837),    Нанета
("Сорока-воровка", опера Россини) и др.
   6) Надежда Васильевна (Самойлова  1-я)  [6(18).  I.  1818-18(30).  II
1.1899]-драм. актриса. Дочь В. М. и С.  В.  Самойловых.  Дебютировала  в
1838 на сцене Александрийского т-ра  в  роли  Веры  ("Матушкина  дочка",
водевиль П.  И.  Григорьева).  Обладая  выразительной  мимикой,  хорошим
голосом, С. занимала амплуа инженю  в  водевилях.  После  смерти  В.  Н.
Асенковой  (1841)  заменила  е„  во  мн.  ролях.  Блестящая  водевильная
актриса, С. обладала исключит. даром  имитации.  В  написанных  для  не„
пьесках она копировала тогдашних  театр.  знаменитостей  ("Мнимая  Фанни
Эльслер" П. И. Григорьева, 1848, и др.); в  водевиле  "Бедовая  девушка"
Куликова (1850) С. воспроизводила манеру пения  итальянской  гастрол„рши
Дж. Гризи, танцы Эльслер, пародировала игру актрис французской труппы  -
Вольнис и Арну-Плесси. Оставила сцену в 1859.
   Др. роли: Лиза ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского, 1840), Анета ("Комедия
с дядюшкой" П. И. Григорьева, 1841), Лелев ("Гусарская стоянка"  Орлова,
1844), Лизанька  ("Жених,  чемодан  и  невеста"  П.И.Григорьева,  1845),
Олинька ("Цыганка" Куликова, 1850), Капитанша ("Бойкая барыня"  Турбина,
1857), Вольская ("Средство исправлять женщин" Куликова, 1859).
   7) Николай Васильевич [Самойлов 2-й; 5(17).IX.1838 - 16(28).XII.1897]
- драм. акт„р. Сын Василия Васильевича С. (от брака с С. И.  Дранше).  В
1869 (после отставки с военной  службы)  дебютировал  в  Александрийском
т-ре в роли Глумова ("На  всякого  мудреца  довольно  простоты").  Играл
характерные бытовые роли:  Кисельников  ("Пучина"  Островского),  Пенкин
("Мещанская семья" Авдеева,  1869),  Палкин  ("Виноватая"  А.  Потехина,
1876) и др. Покинул сцену в 1883.
   8) Павел Васильевич [29.VI(11.VII). 1866-16.IV.1931] -  драм.  акт„р.
Засл. арт. Республики (1923). Сын Василия Васильевича С. (от брака с  М.
А. Бибиковой, по сцене Споровой). Сценич. деятельность начал  в  1888  в
Петербурге под фам. Споров. Служил в антрепризах М. М.  Бородая,  А.  Н.
Дю-ковой. "Играл в  Казани,  Киеве,  Харькове,  Ростове-на-Дону,  Москве
(1891-93, Т-р Корша). В 1904-05 был акт„ром Т-ра В.  Ф.  Комиссаржевской
(Петербург). В 1900-04 и 1920-24 - в  труппе  Александрийского  т-ра  (в
сов. время - Ленингр. т-р драмы им. Пушкина).  Игра  его  была  отмечена
порывистым   темпераментом,   интеллектуальностью,   высокой   акт„рской
техникой. Творчество С. вобрало в себя черты акт„рского иск-ва конца  19
- нач. 20 вв. Герои С.- безвольные  мечтатели,  неспособные  к  реальным
действиям. Нервозность и пассивность отличали его Фердинанда, Незнамова,
Чацкого.  Лучшие  роли:  Гамлет,  Хлестаков,  Карандышев,  Жадов  и  др.
Стремление  С.  к  философскому  осмыслению  характера  проявилось  и  в
исполнении ролей: профессор Сторицин и Тот (о. п. и "Тот,  кто  получает
пощ„чины" Андреева), Арбенин, Уриэль Акоста. Играл также  роли  Освальда
("Привидения" Ибсена), Незнамова, Астрова. В 1923  С.  выступил  в  роли
рабочего-коммуниста Штарка в пьесе "Канцлер и слесарь" Луначарского .
   С о ч.: В. В. Самойлов в рассказе  о  начале  своей  артисти'  ческой
деятельности, "Русская старина", 1884, т. 44. Лит.: Арапов П.,  Летопись
русского театра, СПБ, 1861; Вольф А. И., Хроника петербургских  театров,
ч. 1-3, СПБ, 1877-1884; С в о б о д и н П., В. В. Самойлов (Очерк  жизни
и воспоминаний о нем), "Русская старина", 1887, т. 54; К р ы л  о  в  В.
А.,  Сестры  Самойловы  (из  театральных  воспоминаний),   "Исторический
вестник", 1898, т. 71, [кн.]  1-2;  "Театр  и  искусство",  1899,  ј  13
[некролог];
   [Кугель А.Р.], Театральные заметки (о Павле Самойлове), там же, 1898,
ј 29; Д е р ж а в и н К., Род Самойловых, в кн.: M и  ч  у  р  и  н  а-С
амойловаВ.А.,  Полвека  на  сцене  Александрийского  т-ра,  [Л.],  1935;
Самойловы на сцене (краткие сведения  о  18  представителях  семьи  С.),
"Искусство и жизнь", 1941, ј 4; Б е р е з а р к И. Б., В.  В.  Самойлов,
Л., 1948; Розен таль Н., П.  В.  Самойлов,  "Еженедельник  петроградских
гос. академич. театров",  1923,  .ј  28;  Корчагина-Александровская  Е.,
Страницы жизни. Сб., М., 1955, с. 39-45, 59-66; Гозенпуд А., Музыкальный
театр в России, Л., 1959. АН. А.
   САМОСУД, Самуил Абрамович [2(14) .V.1884- 6. XI. 1964]  -  рус.  сов.
дириж„р. Нар. арт. СССР (1937). Окончил Тифлисскую консерваторию в 1906.
В 1917-25 С. был  дириж„ром  Мариинского  т-ра  (впоследствии-ГАТОБ),  в
1918- 1936 - гл. дириж„р и худ. руководитель Ленингр. Малого оперного, в
1936-43 - Большого т-ров. В 1943- 1950 - гл. дириж„р Моск. муз. т-ра им.
Станиславского  и  Немировича-Данченко.  Одновременно  С.  в„л   широкую
концертную и муз .-обществ.  деятельность.  Основал  и  возглавил  симф.
оркестр  Московской  филармонии  (1953-  1957)  и  онерно-симф.  оркестр
Всесоюзного радио и телевидения (с 1957).
   Музыкант  огромного  таланта  и  эрудиции,  неиссякаемой  энергии   и
темперамента,  С.  был  художником-пропагандистом.  С  успехом  выступал
интерпретатором симфоний, опер и оперетт. С. хорошо знал законы  оперной
драматургии,   специфику   оперного   иск-ва,   своеобразие   творчества
акт„ра-певца. С именем С. неразрывно связано становление  сов.  оперного
т-ра. Но советам  С.  авторы  опер  улучшали  либретто,  инструментовку,
тесситуру вок. партий и пр.  С.  был  выдающимся  педагогом,  работал  с
оркестром,  хором,  солистами.   Являясь   подлинным   создателем   муз.
спектакля, С. придавал большое значение оперной режиссуре, сотрудничал с
В. Э. Мейерхольдом, С. М. Эйзенштейном, Н. Н. Евреиновым.
   С. дирижировал операми  М.  И.  Глинки,  П.  И.  Чайковского,  М.  П.
Мусоргского, Н. А. Римского-Корса-кова, В. А. Моцарта,  Р.  Вагнера,  Ш.
Гуно, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Э.  Кшепека,  опереттами  И.  Штрауса,  Ж.
Оффенбаха, Ф. Легара, Ф. Зуппе.
   Руководил первыми пост. опер: в Ленинградском Малом оперном театре  -
"Нос"  (1930),  "Леди  Макбет  Мценского  уезда"   (1934)   Шостаковича,
"Камаринский мужик" (1933) и "Именины" (1935) Желобинского, "Тихий  Дон"
(1935), "Война и мир" (1946; Гос. пр. СССР, 1947); в  Большом  театре  -
"Поднятая целина" (1937);  там  же,  в  новой  сценич.  ред.  "Руслан  н
Людмила" (1937), "Иван Сусанин" (1939;
   Гос. пр. СССР, 1941), "Иоланта" (1940) и др.; в Моск. муз.  т-ре  им.
Станиславского и Немировнча-Данченко - "Семья Тараса" Кабалевского  (1-я
ред., 1947; 2-я ред., 1951; Гос. пр. СССР, 1952).
   Лит.: Двадцать лет Гос. акад. Ленинградского Малого оперного  театра,
Л., 1939; Богданов-Березовский В., Советская оперная  культура,  в  сб.:
Театральный альманах, кн. 2,  M.,  1946;  Борисов  Г.,  С.  А.  Самосуд,

Страницы: «« « 2009   2010   2011   2012   2013   2014   2015   2016   2017  2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024   2025   2026   2027  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия