Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 » »» труппу. Служила в Александрийском т-ре в 1833-37; занимала амплуа молодых героинь. Роли: Мирандолина ("Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро", переделка Каратыгина пьесы Блума, сделанной по "Трактирщице" Гольдони, 1833), Внучка ("Бабушка и внучка" Куликова, 1837), Нанета ("Сорока-воровка", опера Россини) и др. 6) Надежда Васильевна (Самойлова 1-я) [6(18). I. 1818-18(30). II 1.1899]-драм. актриса. Дочь В. М. и С. В. Самойловых. Дебютировала в 1838 на сцене Александрийского т-ра в роли Веры ("Матушкина дочка", водевиль П. И. Григорьева). Обладая выразительной мимикой, хорошим голосом, С. занимала амплуа инженю в водевилях. После смерти В. Н. Асенковой (1841) заменила е„ во мн. ролях. Блестящая водевильная актриса, С. обладала исключит. даром имитации. В написанных для не„ пьесках она копировала тогдашних театр. знаменитостей ("Мнимая Фанни Эльслер" П. И. Григорьева, 1848, и др.); в водевиле "Бедовая девушка" Куликова (1850) С. воспроизводила манеру пения итальянской гастрол„рши Дж. Гризи, танцы Эльслер, пародировала игру актрис французской труппы - Вольнис и Арну-Плесси. Оставила сцену в 1859. Др. роли: Лиза ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского, 1840), Анета ("Комедия с дядюшкой" П. И. Григорьева, 1841), Лелев ("Гусарская стоянка" Орлова, 1844), Лизанька ("Жених, чемодан и невеста" П.И.Григорьева, 1845), Олинька ("Цыганка" Куликова, 1850), Капитанша ("Бойкая барыня" Турбина, 1857), Вольская ("Средство исправлять женщин" Куликова, 1859). 7) Николай Васильевич [Самойлов 2-й; 5(17).IX.1838 - 16(28).XII.1897] - драм. акт„р. Сын Василия Васильевича С. (от брака с С. И. Дранше). В 1869 (после отставки с военной службы) дебютировал в Александрийском т-ре в роли Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты"). Играл характерные бытовые роли: Кисельников ("Пучина" Островского), Пенкин ("Мещанская семья" Авдеева, 1869), Палкин ("Виноватая" А. Потехина, 1876) и др. Покинул сцену в 1883. 8) Павел Васильевич [29.VI(11.VII). 1866-16.IV.1931] - драм. акт„р. Засл. арт. Республики (1923). Сын Василия Васильевича С. (от брака с М. А. Бибиковой, по сцене Споровой). Сценич. деятельность начал в 1888 в Петербурге под фам. Споров. Служил в антрепризах М. М. Бородая, А. Н. Дю-ковой. "Играл в Казани, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Москве (1891-93, Т-р Корша). В 1904-05 был акт„ром Т-ра В. Ф. Комиссаржевской (Петербург). В 1900-04 и 1920-24 - в труппе Александрийского т-ра (в сов. время - Ленингр. т-р драмы им. Пушкина). Игра его была отмечена порывистым темпераментом, интеллектуальностью, высокой акт„рской техникой. Творчество С. вобрало в себя черты акт„рского иск-ва конца 19 - нач. 20 вв. Герои С.- безвольные мечтатели, неспособные к реальным действиям. Нервозность и пассивность отличали его Фердинанда, Незнамова, Чацкого. Лучшие роли: Гамлет, Хлестаков, Карандышев, Жадов и др. Стремление С. к философскому осмыслению характера проявилось и в исполнении ролей: профессор Сторицин и Тот (о. п. и "Тот, кто получает пощ„чины" Андреева), Арбенин, Уриэль Акоста. Играл также роли Освальда ("Привидения" Ибсена), Незнамова, Астрова. В 1923 С. выступил в роли рабочего-коммуниста Штарка в пьесе "Канцлер и слесарь" Луначарского . С о ч.: В. В. Самойлов в рассказе о начале своей артисти' ческой деятельности, "Русская старина", 1884, т. 44. Лит.: Арапов П., Летопись русского театра, СПБ, 1861; Вольф А. И., Хроника петербургских театров, ч. 1-3, СПБ, 1877-1884; С в о б о д и н П., В. В. Самойлов (Очерк жизни и воспоминаний о нем), "Русская старина", 1887, т. 54; К р ы л о в В. А., Сестры Самойловы (из театральных воспоминаний), "Исторический вестник", 1898, т. 71, [кн.] 1-2; "Театр и искусство", 1899, ј 13 [некролог]; [Кугель А.Р.], Театральные заметки (о Павле Самойлове), там же, 1898, ј 29; Д е р ж а в и н К., Род Самойловых, в кн.: M и ч у р и н а-С амойловаВ.А., Полвека на сцене Александрийского т-ра, [Л.], 1935; Самойловы на сцене (краткие сведения о 18 представителях семьи С.), "Искусство и жизнь", 1941, ј 4; Б е р е з а р к И. Б., В. В. Самойлов, Л., 1948; Розен таль Н., П. В. Самойлов, "Еженедельник петроградских гос. академич. театров", 1923, .ј 28; Корчагина-Александровская Е., Страницы жизни. Сб., М., 1955, с. 39-45, 59-66; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, Л., 1959. АН. А. САМОСУД, Самуил Абрамович [2(14) .V.1884- 6. XI. 1964] - рус. сов. дириж„р. Нар. арт. СССР (1937). Окончил Тифлисскую консерваторию в 1906. В 1917-25 С. был дириж„ром Мариинского т-ра (впоследствии-ГАТОБ), в 1918- 1936 - гл. дириж„р и худ. руководитель Ленингр. Малого оперного, в 1936-43 - Большого т-ров. В 1943- 1950 - гл. дириж„р Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Одновременно С. в„л широкую концертную и муз .-обществ. деятельность. Основал и возглавил симф. оркестр Московской филармонии (1953- 1957) и онерно-симф. оркестр Всесоюзного радио и телевидения (с 1957). Музыкант огромного таланта и эрудиции, неиссякаемой энергии и темперамента, С. был художником-пропагандистом. С успехом выступал интерпретатором симфоний, опер и оперетт. С. хорошо знал законы оперной драматургии, специфику оперного иск-ва, своеобразие творчества акт„ра-певца. С именем С. неразрывно связано становление сов. оперного т-ра. Но советам С. авторы опер улучшали либретто, инструментовку, тесситуру вок. партий и пр. С. был выдающимся педагогом, работал с оркестром, хором, солистами. Являясь подлинным создателем муз. спектакля, С. придавал большое значение оперной режиссуре, сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, С. М. Эйзенштейном, Н. Н. Евреиновым. С. дирижировал операми М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корса-кова, В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Ш. Гуно, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Э. Кшепека, опереттами И. Штрауса, Ж. Оффенбаха, Ф. Легара, Ф. Зуппе. Руководил первыми пост. опер: в Ленинградском Малом оперном театре - "Нос" (1930), "Леди Макбет Мценского уезда" (1934) Шостаковича, "Камаринский мужик" (1933) и "Именины" (1935) Желобинского, "Тихий Дон" (1935), "Война и мир" (1946; Гос. пр. СССР, 1947); в Большом театре - "Поднятая целина" (1937); там же, в новой сценич. ред. "Руслан н Людмила" (1937), "Иван Сусанин" (1939; Гос. пр. СССР, 1941), "Иоланта" (1940) и др.; в Моск. муз. т-ре им. Станиславского и Немировнча-Данченко - "Семья Тараса" Кабалевского (1-я ред., 1947; 2-я ред., 1951; Гос. пр. СССР, 1952). Лит.: Двадцать лет Гос. акад. Ленинградского Малого оперного театра, Л., 1939; Богданов-Березовский В., Советская оперная культура, в сб.: Театральный альманах, кн. 2, M., 1946; Борисов Г., С. А. Самосуд, Страницы: «« « 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |