Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010   2011  2012   2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020   2021  » »»

с 1939. В 1947 написал  пьесу  "Братья",  к-рая  была  пост.  под  назв.
"Дорога первых" в Свердловском т-ре  (1949).  В  дальнейшем  С.  написал
пьесы: "Опасный спутник" (1953,  Свердловский  т-р,  1954,  Малый  т-р),
"Забытый друг" (1955, Горьковский т-р, 1956, МХАТ), "Хлеб и розы" (1957,
Моск. т-р им. Ленинского комсомола),  "Ложь  для  узкого  круга"  (1963,
Моск. т-р сатиры). Широкое распространение получила пьеса  "Барабанщица"
(1958, Центр, т-р Сов.  Армии;  Нила  Снижко  -  Фетисова),  поев.  сов.
разведчице. С. вернулся к этой теме, написав пьесу "Камешки  на  ладони"
(1965, Центр. т-р Сов. Армии), также рассказывающую о сов.  разведчиках,
действующих в тяж„лых условиях фашистского плена в дни Великой Отечеств,
войны. В своих пьесах - гл.  обр.  драмах,  С.  стремится  разрабатывать
совр. морально-этич. проблемы; созда„т психо-логич. портреты, пьесы  его
сценичны и широко ставятся в сов. т-рах. С. выступает и как сценарист.
   С о ч.: Забытый друг. Сборник пьес, М., 1960; Ложь для узкого  круга,
"Театр", 1963, ј 12; Камешки на ладони, там же, 1965, ј 4.
   Лит.: Панфилов  А.,  Свердловский  драматический  театр.  Свердловск,
1957; КарагановА., Правда характера, "Вопросы литературы", 1960, ј 8;  3
а л е с с к и и В., Героя я ищу..., М., 1963. E. X.
   САЛЬВИНИ   (Salvini),   Томмазо   (1.1.1829,   Милан,-   31.XII.1915,
Флоренция) - итал. акт„р. Род. в  акт„рской  семье  с  В  1842  выступил
впервые на сцене в Фор-ли, сыграв роль  Пасквино  ("Любопытные  женщины"
Гольдони). В 1843 вместе с отцом - Джузеппе  Сальвини  был  приглаш„н  в
труппу Г. Модены, под  непосредств.  руководством  к-рого  сформировался
талант С., созрело его политич. и художеств. мировоззрение.  Позднее  С.
работал  в  труппах,  возглавляемых  др.  акт„рами,  руководил   собств.
труппами. В юные годы играл роли "любовников" в комедии и  драме:  Мешем
("Стакан воды" Скриба), Макс Пикколомини("Валленштейн"  Шиллера),  Паоло
("Франческа да Римини" Пеллико) и др., затем стал выступать в  трагедиях
В. Альфьери - Давид ("Саул"), Орест (о. п.).
   В 1848 С. принял активное  участие  в  национально-освободит.  борьбе
итал. народа. Во время революции служил в нац. гвардии, сражаясь  против
франц. интервентов. После победы французов  покинул  Рим  вместе  с  др.
политич. эмигрантами, был дважды арестован в пути. В первые  годы  после
революции  С.  привлекали  пьесы  с  сильными  характерами,   выражающие
глубокие мысли и чувства. Он сыграл загл. роль в "Сауле" Альфьери,  роль
Оросмана ("Заира" Вольтера). В 1856 создал образ Отелло; с этого времени
началась  работа  С.  над  сценич.  воплощением   героев   шекспировской
драматургии. В последующие годы в его репертуар вошли роли Гамлета;  Яго
("Отелло"), короля Лира, Макбета, Кориолана  (о.  п.).  К  числу  лучших
сценич. созданий С. принадлежали также образы Коррадо и Самсона в пьесах
"Гражданская смерть" Джакометти и "Самсон" дАсте, написанных  специально
для него. В 1857 С.  впервые  выступала  Париже,  с  1869  начались  его
постоянные гастроли во мн. странах Европы, Юж. и Сев. Америки.  В  1880,
1882, 1885, 1900-01 С. приезжал в Россию. В 1903 оставил сцену.
   Иск-во   С.    выросло    и    сформировалось    на    почве    итал.
национально-освободит.  движения  (Рисорджименто),  было  пронизано  его
прогрессивными идеями. Герои С. увлекали зрителей своей духовной  силой,
страстностью, способностью к самопожертвованию и геро-ич. подвигу.  Осн.
темой  творчества  С.  была  борьба  человека,  обладающего  большими  и
цельными чувствами, со своекорыстным и лицемерным обществом; своей игрой
он показывал враждебность  бурж.  строя  простым  и  благородным  людям.
Однако С. стремился романтизировать выдающуюся личность, создать  вокруг
не„ ореол исключительности. Творчество С. явилось  вершиной  в  развитии
итал. и всего зап.-европ. сценич. иск-ва 19 в. Романтич.  приподнятость,
политич. страстность и героич.  пафос,  свойственные  школе  Г.  Модены,
обогатились у С. глубоким проникновением в психологию героев, раскрытием
диалектики развития человеч. характера. В своих  мемуарах  и  тео-ретич.
статьях он утверждал необходимость глубокого переживания акт„ром  чувств
изображаемого   лица   и   оспаривал   принципы   школы   представления,
выдвигавшиеся франц. акт„ром Б. К. Кокленом. Иск-во С. высоко  ценил  К.
С. Станиславский, уделивший много внимания изучению его творчества.
   Видным акт„ром-трагиком был сын С. - Густаво С. (1859-1930).
   Соч.: Ricordi, aneddoti ed impressioni [dell'artista]. Mil., 1895;  в
рус. пер.- Листки из автобиографии Сальвини, "Артист", 1894, кн. 34, 35;
Несколько мыслей о сценическом искусстве,  там  же,  1891,  кн.  14;  Из
мемуаров Томмазо Сальвини (отрывки из мемуаров...), "Театр", 1955, ј 9 и
10. Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; К  у  гель
А., Театральные портреты. П., 1923;
   Григорьев А. П., Великий трагик,  в  его  кн.:  Воспоминания,  М.-Л.,
1930; Станиславский К. С., Собр.  соч.,  т.  1,  М.,  1954;  Швыров  А.,
Знаменитые актеры и актрисы, СПБ, 1902; Rossi E., Qua-rant'anni di  vita
artistica, v. 1-2, Firenze, 1887; Manca S.,  Tommaso  Salvini,  Palermo,
1904; Gelso S., Tommaso Salvini nella storia del teatro italiano e nella
vita del suo tempo, Bologna, 1955;  Appollonio  M.,  Storia  del  teatro
italiano, v. 4, Firenze, 1950; Piccini G. (Jarro),  Vita  aneddotica  di
Torn. Salvini, Firenze, 1908.
   САЛЬВИОНИ (Salvioni), Гульельмина (р. ок. 1840 -дата смерти неизв.) -
итал. артистка балета. Училась в школе т-ра "Ла Скала". В  1864-67  была
ведущей солисткой "Парижской оперы".  В  1866  первая  исполнила  партию
Наилы в балете "Ручей" Делиба.  С.  была  представительницей  виртуозной
итал. школы. В 1867 выступала в  Петербурге  в  балете  "Золотая  рыбка"
Минкуса, в партии Гали. Второе выступление С. в балете "Фауст" Панисы  и
Пуни не принесло ей успеха. Она была вынуждена покинуть Петербург.
   Лит.: Скальковский К. (Балетоман), Балет, его история и место в  ряду
изящных иск-в, СПБ, 1882, с. 247- 248;  Guest  I.,  The  ballet  of  the
Second Empire, L., [1953], P. 96-97. Ham. P.
   САЛЬЕРИ (Salieri), Анто-нио (18.VIII.1750, Леньяно, близ Вероны, - 7.
V. 1825, Вена) - итал. композитор, дириж„р и педагог. Учился  композиции
уф.  Гас-мана.  В  возрасте  20  лет  дебютировал  оперой  "Образованные
женщины" (1770, "Бургтеатр", Вена). С 1774 С.-придворный  композитор,  с
1788 - придворный капельмейстер в Вене; до 1790 руководил итал.  оперной
труппой, затем до 1824 - придворной певч. капеллой.
   Оперы С. шли на мн. европ. сценах, в т. ч. в "Бург-театре"  -"Армида"
(1771), "Венецианская ярмарка" (1772), "Пещера Трофония" (1785).  Оперой
С. "Признанная Европа" в 1778 был открыт т-р "Ла  Скала".  Уже  завоевав
европ. славу, С. примкнул к оперной школе X. В. Глюка. На переданное ему
Глюком либретто Р. Кальцабиджи он написал оперу  "Данаиды",  к-рая  была
пост. в 1784 на сцене парижской Академии музыки как  соч.  Глюка  и  С.;
после 12 спектаклей, когда определился успех оперы,  Глюк  объявил,  что
она написана одним С. Для того же т-ра С. создал оперы:

Страницы: «« « 2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010   2011  2012   2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020   2021  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия