|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 » »» с 1939. В 1947 написал пьесу "Братья", к-рая была пост. под назв.
"Дорога первых" в Свердловском т-ре (1949). В дальнейшем С. написал
пьесы: "Опасный спутник" (1953, Свердловский т-р, 1954, Малый т-р),
"Забытый друг" (1955, Горьковский т-р, 1956, МХАТ), "Хлеб и розы" (1957,
Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Ложь для узкого круга" (1963,
Моск. т-р сатиры). Широкое распространение получила пьеса "Барабанщица"
(1958, Центр, т-р Сов. Армии; Нила Снижко - Фетисова), поев. сов.
разведчице. С. вернулся к этой теме, написав пьесу "Камешки на ладони"
(1965, Центр. т-р Сов. Армии), также рассказывающую о сов. разведчиках,
действующих в тяж„лых условиях фашистского плена в дни Великой Отечеств,
войны. В своих пьесах - гл. обр. драмах, С. стремится разрабатывать
совр. морально-этич. проблемы; созда„т психо-логич. портреты, пьесы его
сценичны и широко ставятся в сов. т-рах. С. выступает и как сценарист.
С о ч.: Забытый друг. Сборник пьес, М., 1960; Ложь для узкого круга,
"Театр", 1963, ј 12; Камешки на ладони, там же, 1965, ј 4.
Лит.: Панфилов А., Свердловский драматический театр. Свердловск,
1957; КарагановА., Правда характера, "Вопросы литературы", 1960, ј 8; 3
а л е с с к и и В., Героя я ищу..., М., 1963. E. X.
САЛЬВИНИ (Salvini), Томмазо (1.1.1829, Милан,- 31.XII.1915,
Флоренция) - итал. акт„р. Род. в акт„рской семье с В 1842 выступил
впервые на сцене в Фор-ли, сыграв роль Пасквино ("Любопытные женщины"
Гольдони). В 1843 вместе с отцом - Джузеппе Сальвини был приглаш„н в
труппу Г. Модены, под непосредств. руководством к-рого сформировался
талант С., созрело его политич. и художеств. мировоззрение. Позднее С.
работал в труппах, возглавляемых др. акт„рами, руководил собств.
труппами. В юные годы играл роли "любовников" в комедии и драме: Мешем
("Стакан воды" Скриба), Макс Пикколомини("Валленштейн" Шиллера), Паоло
("Франческа да Римини" Пеллико) и др., затем стал выступать в трагедиях
В. Альфьери - Давид ("Саул"), Орест (о. п.).
В 1848 С. принял активное участие в национально-освободит. борьбе
итал. народа. Во время революции служил в нац. гвардии, сражаясь против
франц. интервентов. После победы французов покинул Рим вместе с др.
политич. эмигрантами, был дважды арестован в пути. В первые годы после
революции С. привлекали пьесы с сильными характерами, выражающие
глубокие мысли и чувства. Он сыграл загл. роль в "Сауле" Альфьери, роль
Оросмана ("Заира" Вольтера). В 1856 создал образ Отелло; с этого времени
началась работа С. над сценич. воплощением героев шекспировской
драматургии. В последующие годы в его репертуар вошли роли Гамлета; Яго
("Отелло"), короля Лира, Макбета, Кориолана (о. п.). К числу лучших
сценич. созданий С. принадлежали также образы Коррадо и Самсона в пьесах
"Гражданская смерть" Джакометти и "Самсон" дАсте, написанных специально
для него. В 1857 С. впервые выступала Париже, с 1869 начались его
постоянные гастроли во мн. странах Европы, Юж. и Сев. Америки. В 1880,
1882, 1885, 1900-01 С. приезжал в Россию. В 1903 оставил сцену.
Иск-во С. выросло и сформировалось на почве итал.
национально-освободит. движения (Рисорджименто), было пронизано его
прогрессивными идеями. Герои С. увлекали зрителей своей духовной силой,
страстностью, способностью к самопожертвованию и геро-ич. подвигу. Осн.
темой творчества С. была борьба человека, обладающего большими и
цельными чувствами, со своекорыстным и лицемерным обществом; своей игрой
он показывал враждебность бурж. строя простым и благородным людям.
Однако С. стремился романтизировать выдающуюся личность, создать вокруг
не„ ореол исключительности. Творчество С. явилось вершиной в развитии
итал. и всего зап.-европ. сценич. иск-ва 19 в. Романтич. приподнятость,
политич. страстность и героич. пафос, свойственные школе Г. Модены,
обогатились у С. глубоким проникновением в психологию героев, раскрытием
диалектики развития человеч. характера. В своих мемуарах и тео-ретич.
статьях он утверждал необходимость глубокого переживания акт„ром чувств
изображаемого лица и оспаривал принципы школы представления,
выдвигавшиеся франц. акт„ром Б. К. Кокленом. Иск-во С. высоко ценил К.
С. Станиславский, уделивший много внимания изучению его творчества.
Видным акт„ром-трагиком был сын С. - Густаво С. (1859-1930).
Соч.: Ricordi, aneddoti ed impressioni [dell'artista]. Mil., 1895; в
рус. пер.- Листки из автобиографии Сальвини, "Артист", 1894, кн. 34, 35;
Несколько мыслей о сценическом искусстве, там же, 1891, кн. 14; Из
мемуаров Томмазо Сальвини (отрывки из мемуаров...), "Театр", 1955, ј 9 и
10. Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; К у гель
А., Театральные портреты. П., 1923;
Григорьев А. П., Великий трагик, в его кн.: Воспоминания, М.-Л.,
1930; Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, М., 1954; Швыров А.,
Знаменитые актеры и актрисы, СПБ, 1902; Rossi E., Qua-rant'anni di vita
artistica, v. 1-2, Firenze, 1887; Manca S., Tommaso Salvini, Palermo,
1904; Gelso S., Tommaso Salvini nella storia del teatro italiano e nella
vita del suo tempo, Bologna, 1955; Appollonio M., Storia del teatro
italiano, v. 4, Firenze, 1950; Piccini G. (Jarro), Vita aneddotica di
Torn. Salvini, Firenze, 1908.
САЛЬВИОНИ (Salvioni), Гульельмина (р. ок. 1840 -дата смерти неизв.) -
итал. артистка балета. Училась в школе т-ра "Ла Скала". В 1864-67 была
ведущей солисткой "Парижской оперы". В 1866 первая исполнила партию
Наилы в балете "Ручей" Делиба. С. была представительницей виртуозной
итал. школы. В 1867 выступала в Петербурге в балете "Золотая рыбка"
Минкуса, в партии Гали. Второе выступление С. в балете "Фауст" Панисы и
Пуни не принесло ей успеха. Она была вынуждена покинуть Петербург.
Лит.: Скальковский К. (Балетоман), Балет, его история и место в ряду
изящных иск-в, СПБ, 1882, с. 247- 248; Guest I., The ballet of the
Second Empire, L., [1953], P. 96-97. Ham. P.
САЛЬЕРИ (Salieri), Анто-нио (18.VIII.1750, Леньяно, близ Вероны, - 7.
V. 1825, Вена) - итал. композитор, дириж„р и педагог. Учился композиции
уф. Гас-мана. В возрасте 20 лет дебютировал оперой "Образованные
женщины" (1770, "Бургтеатр", Вена). С 1774 С.-придворный композитор, с
1788 - придворный капельмейстер в Вене; до 1790 руководил итал. оперной
труппой, затем до 1824 - придворной певч. капеллой.
Оперы С. шли на мн. европ. сценах, в т. ч. в "Бург-театре" -"Армида"
(1771), "Венецианская ярмарка" (1772), "Пещера Трофония" (1785). Оперой
С. "Признанная Европа" в 1778 был открыт т-р "Ла Скала". Уже завоевав
европ. славу, С. примкнул к оперной школе X. В. Глюка. На переданное ему
Глюком либретто Р. Кальцабиджи он написал оперу "Данаиды", к-рая была
пост. в 1784 на сцене парижской Академии музыки как соч. Глюка и С.;
после 12 спектаклей, когда определился успех оперы, Глюк объявил, что
она написана одним С. Для того же т-ра С. создал оперы:
Страницы: «« « 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |