Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010   2011   2012  2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022  » »»

   "Горации" (1786, успеха не имела) и  "Тарар"  на  либр.  П.  Бомарше,
предложенное ему самим  драматургом.  Проникнутая  революц.  тираноборч.
идеей и пост. за 2 года до штурма Бастилии (1787),  опера  "Тарар"  была
воспринята как большое обществ, событие. В 1789 она пост. в  Петербурге;
в новой ред. на итал. либр. Л. да Понте, под назв. "Ассур, царь Ормуза",
пост. в 1788, Вена, затем на мн. др. сценах мира. С. написал 39 опер,  в
т. ч.  "Школа  ревности"  (1778,  т-р  "Сан-Мойзе",  Венеция),  "Вначале
музыка, потом слова" (1786, "Кернтнертортеатр",  Вена),  "Фальстаф,  или
Три шутки" по Шекспиру (1799, там  же),  а  также  инструмент,  произв.,
оратории и др. соч.
   С. пользовался большим авторитетом как педагог по композиции  и  вок.
иск-ву. Среди его учеников-  композиторы  Л.  Бетховен,  Ф.  Шуберт,  Ф.
Зюсмайр, И. Вейглъ, И. Н.  Гуммелъ,  Ф.  Лист,  И.  Мошелес,  певицы  К.
Кавальери, Ф. Франкетти и др. Еще при жизни  С.  распространился  ложный
слух, будто он отравил  Моцарта.  Легенда  нашла  отражение  в  трагедии
Пушкина "Моцарт и Сальери" и одноим. опере Н. А.  Римского-Корсакова  на
текст этой трагедии.
   Лит.: Delia Corte A., Un  italiano  alFestero.  A.  Salieri,  Torino,
1936; В r a g a A.,  A.  Salieri  tra  mito  e  storia.  Bologna,  1963;
Штейнпресс Б., Миф об "исповеди" Сальери, "Сов. музыка", 1963, ј 7; е  г
о ж e, 13 легенд об Антонио Сальери, "Муз. жизнь", 1963, ј 23. Б.Ш.
   САЛЬНИКОВ, Георгий Иванович (р. 13.II.1909) - рус. сов.  акт„р.  Нар.
арт. РСФСР (1957). В 1927 окончил Саратовский театр. техникум. На  проф.
сцену поступил в 1927. Работал в т-рах Воронежа,  Ашхабада,  Волгограда,
Новосибирска, Тбилиси, Ташкента, Одессы. С 1945-акт„р Саратовского  т-ра
им. К. Маркса.
   С. создал героико-романтич.  образы:  Арбенин  ("Маскарад"),  Антоний
("Антоний  и  Клеопатра"  Шекспира),   Чацкий;   Петруччио   ("Укрощение
строптивой"), Фердинанд. Среди лучших ролей в сов. драматургии:  Луконин
("Парень из  нашего  города"),  Мотыльков  ("Слава"  Гусева),  Хлебников
("Персональное дело" А. Штейна), Хижняков ("Дали неоглядные" Вирты).
   Лит.: Явчуновский Я., Пути и перепутья, "Новая Волга", Саратов, 1958,
ј 28; К а р а г а н  о  в  А.,  Сценический  образ  и  актерская  мысль,
"Театр", 1950, ј 9;
   "Театральная жизнь", 1958, ј 8. М. Т.
   САЛЬНИКОВА-МОИС‚ЕВА, Клавдия Ивановна [р. 12(24).XI  1.1897]  -  рус.
сов. артистка балета, педагог. Чл. Коммунистич. партии с 1941. Училась в
Балетной студии М. М. Мордкина (Москва). Дебютировала в  1919  на  сцене
Воронежского оперного т-ра. Выступала как солистка балета в т-рах  оперы
и балета Воронежа, Тбилиси, Баку, Ташкента, Свердловска, Еревана и др.
   Партии: Жизель; Царь-Девица  ("Кон„к  Горбунок"  Пуни),  Китри  ("Дон
Кихот"), Тао  Хоа,  Раймонда,  Аврора;  Жанна  ("Карманьола"  Фемилиди),
Зоська ("Соловей" Крошне-ра), Анаит (о. п. Тер-Гевондяна) и др.
   В 1944-49 работала как балетмейстер, совм. с М.  Ф.  Моисеевым  пост.
балеты "Доктор Айболит" Морозова и  "Аленький  цветочек"  Корчмар„ва.  С
1941
   (с перерывами) вела педагогич. деятельность. В 1959 ушла  на  пенсию.
Ст.М.
   САЛЬТО (итал. salto - прыжок) - элемент цирк. иск-ва;  полный  оборот
тела  артиста  в  воздухе.  Существует  переднее,  заднее,  боковое   С.
Исполняется на земле,  в  партерных  прыжках,  на  гимнастич.  аппаратах
(турниках, "рамках"), в воздушных и партерных пол„тах. Партерные прыгуны
исполняют С., отталкиваясь  ногами  (или  одной  ногой),  делают  полный
оборот в воздухе и приходят на ноги. Делая С. на  гимнастич.  аппаратах,
исполнитель, держась руками за аппарат (или руки партн„ра), делает такой
же полный оборот в воздухе и опять хватается  за  аппарат  или  за  руки
партн„ра. В старом цирке существовал термин сальто-мортале  (смертельный
прыжок), применявшийся в тех  случаях,  когда  С.  делалось  на  значит.
высоте.  Имеются  разновидности  С.:  одинарные,  двойные   и   тройные,
пируэт-сальто (С., в к-ром исполнитель поворачивается вокруг  своей  оси
на 180 градусов). Прыгуны  из  Египта  привезли  в  Европу  арабское  С.
(боковое) и бедуинское  С.  (прыгун  делает  полный  оборот  в  воздухе,
поворачиваясь лицом к земле). Первое двойное С. в  партере  сделал  рус.
прыгун И. E. Сосин в 1886 в Париже, в 1914 этот трюк повторил его сын А.
Сосин во Владивостоке. Первое тройное  С.  в  воздушном  пол„те  сделали
мекс. гимнасты Кадона. Первое тройное С. в СССР сделал E. Морус в  1936.
Ал. Ш.
   САМАРАС (27рос), Спиридон (22.XI.1863-7.IV. 1917) - греч. композитор.
Учился  в  Афинской  консерватории  у  С.  Меркаданте  и   в   Парижской
консерватории у Л. Делиба (с 1882). Стал известен как автор оперы "Flora
mirabilis"  (1886,  т-р  "Каркано",  Милан).   Последующие   оперы   С.:
"Лионелла" (1891, т-р "Ла Скала"), "Мученица" (1894,  т-р  "Меркаданте",
Неаполь), "Укрощ„нная фурия" по комедии Шекспира  (1895,  т-р  "Лирико",
Милан), "Мадемуазель де Бель-Иль" на сюжет А. Дюма (1905, Генуя),  "Дочь
Крита" (1916, т-р "Димотикон", Афины). Лучшей оперой С. считается  "Рея"
(1908, т-р "Верди", Флоренция), к-рая была пост. в Риме, Милане,  Каире,
Афинах. Оперы С. близки  веризму,  в  них  используются  также  элементы
визант. и новогреч. нар. музыки.
   САМАРИН,  Иван  Васильевич   [7(19).1.1817,   Петербург,-13(25)   .VI
11.1885, Москва]- рус. акт„р и педагог. Ученик  и  последователь  М.  С.
Щепкина. Род. в семье крепостного. В нач.  30-х  гг.  поступил  в  Моск.
театр. уч-ще на балетное отделение, оттуда Щепкин  перев„л  его  в  свой
драм. класс. Дебютировал на сцене Малого т-ра ещ„  будучи  воспитанником
уч-ща (1833, Феликс - мелодрама "16 лет,  или  Зажигатели"  Дюканжа).  В
1837, по окончании уч-ща, С. был зачислен в труппу Малого т-ра на амплуа
"первого любовника". В 30-40-е гг. 19 в. С. выступал  преимущественно  в
классическом репертуаре, а также в мелодрамах.
   Роли: Мортимер и Фердинанд ("Мария Стюарт" и "Коварство  и  любовь"),
Меркуцио  ("Ромео  и  Джульетта"),  Чацкий;  князь  Михаиле   Васильевич
Скопин-Шуйский (о. п. Кукольника).
   Наиболее значит, ролью молодого С., ставшей образцом для  последующих
поколений акт„ров, был Чацкий. В исполнении С. впервые  личная  драма  и
драма социальная оказывались неразрывно сплет„нными, составляли сущность
внутр. жизни Чацкого,  определяли  ритм  и  характер  сценич.  поведения
акт„ра. "Молодость, сарказм, местами желчь, сожаление о России,  желание
пробудить е„ - вс„ это билось ключом и покрывалось пламенной  любовью  к
Софье" (П. М. Медведев). Сыграв  роль  Чацкого  впервые  в  1839,  акт„р
углублял и совершенствовал е„ в течение мн. лет.
   В 40-50-е гг. С. исполнил  много  ролей  в  мелодрамах  и  водевилях:
Симон-Сиротинка (о. п. С. Соловь„ва), Робен ("Записки  демона"  Араго  и

Страницы: «« « 2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010   2011   2012  2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия