|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 » »» 1934), П„тр ("Лес", 1934), Чацкий (1937), Павел Корчагин ("Как
закалялась сталь", 1938), Мортимер ("Мария Стюарт", 1940), Олег Кошевой
("Молодая гвардия", 1947), Ясон ("Медея" Еврипида, 1961), Платонов
("Океан" Штейна, 1961). Н. Вел.
САМОЙЛОВЫ - семья русских акт„ров. 1) В а-силийМихайлович
[6(17).IV.1782, Москва,- 11 (23) .VI 1.1839, Петербург] - артист оперы,
родоначальник акт„рской семьи. Род. в купеческой семье. Учился пению у
А. М. Крутицкого. Дебютировал на петерб. сцене в 1803 в роли Инфанта
("Редкая вещь" Ма-ртин-и-Солера) и был принят в труппу петерб. Большого
т-ра; работал здесь до 1839. Исполнял партии тенора; выступал в
баритоновых партиях, играл драм. роли. Успехом пользовался в комич.
опере (Жоконд - о. п. Изуа-ра). Владея иск-вом трансформации, С. нередко
исполнял несколько ролей в одном спектакле (напр., три партии в опере
"Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся" Париса, 1808). С
наибольшей силой талант С.раскрылся в лирико-драм. и ге-роич. партиях:
Дон Жуан ("Немой в горах Сиерры-Мо-рены" Френцля, 1820), Матвей ("Иван
Сусанин" Кавоса, 1815), Уберто ("Отец и дочь" Паэра, 1822).
2)Софья Васильевна [урожд. Черникова, 1787 - 19.11 (3.III).1854]драм.
и оперная артистка. Жена Василия Михайловича С. Училась в Петерб. театр.
уч-ще. Дебютировала в 1804 в роли Лизы ("Лиза, или Торжество
благодарности" Ильина). Затем выступала преимущественно в оперном
репертуаре: Маша ("Иван Сусанин" Кавоса, 1815), Зю-лема (опера-водевиль
"Забавы калифа" Писарева,музыка Алябьева, Верстовского и. Шольца, 1825).
Исполняла рус. нар. песни. Оставила сцену в 1843.
3) Василий Васильевич [13(25).1.1813, Петербург,-27.111(8.IV).1887,
там же] - драм. акт„р. Сын В. М. и С. В. Самойловых. Окончил Горный
корпус (1829) и Лесной ин-т (1832). В 1834 дебютировал на петерб. сцене
в партии Иосифа Прекрасного (опера "Иосиф" Мегюля). Однако, не имея
достаточных вокальных данных, был зачислен в драм. труппу; работал в
Александрийском т-ре в 1835-75. Большое место в репертуаре артиста
заняли т.н. "водевили с переодеванием" (Макар Губкин - "Студент артист,
хорист и аферист" Кони, 1839, Стружкин - "Акт„р), Некрасова и др.).
Отличит, свойства иск-ва С., всю жизнь работавшего над
совершенствованием своей акт„рской техники,- острота сценич. рисунка,
блестящее мастерство внешнего перевоплощения. Уделяя особое внимание
характерным внешним деталям, С. делал многочисл. зарисовки облика и
грима своих будущих персонажей. В 1840-е гг., в период утверждения
"натуральной школы" в рус. иск-ве, С. выступал в ролях "маленьких
людей", представителей низших слоев общества. Однако и в этих ролях С.
уделял гл. внимание передаче внешних черт героя: Пузыр„чкин ("Отставной
театральный музыкант и княгиня" Ефимовича, 1846), Крупа ("Машенька" по
поэме А.Майкова, 1850). Од на из лучших ролей этого цикла- Комин
("Дипломат и наборщик" Фурмана, 1846). "Самойлов в роли наборщика,писал
Ф. А. Кони,- показал, что он может исполнять характеры, которые основаны
не на одном переодевании. Вес„лость чувств, простодушие сменяются в его
игре такой истинной и не натянутой простотой, что невольно возбуждает
участие в зрителе" ("Репертуар и Пантеон", 1846, янв., с. 28). Высшее
выражение это качество иск-ва С. получило в роли Вырина ("Станционный
смотритель" по Пушкину, 1854). Большое место в репертуаре С. занимали
роли в историч. пьесах. Исполняя роли Петра I ("Денщик Петра Великого"
Кукольника, 1851), Кром-веля (о. п. Райпаха, 1861), Ришель„ (о. п.
Булвер-Лит-тона, 1866), С. достигал особого внешнего сходства с этими
историч. персонажами. Среди лучших его ролей - Кречинский ("Свадьба
Кре-чинского" Сухово-Кобылина, 1856), Ноздр„в ("М„ртвые души" по
Гоголю), Грозный ("Смерть Иоанна Грозного", 1867). Играл также Шейло-ка
(1860), Гамлета (1863). В роли короля Лира (1858), полемизируя с
трактовкой В. А. Каратыгина, придававшего этому образу величественность,
С. старался показать истинно человеческие черты Лира. В то же время и в
исполнении этой роли появилось стремление С. к внешним эффектам; особое
внимание он уделял сцене безумия Лира. В 1850- 1860-е гг. С. часто
выступал в пьесах из крестьянской жизни, мастерски передавая специфич.
характер речи и поведения крестьян. Играя роли в пьесах
Островского-Любим Торцов (1854), Оброшенов ("Шутники", 1864), Бессудный
("На бойком месте", 1865) и др., С. прежде всего стремился к бытовой
верности деталей.
Блестящий мастер трансформации, С. был основоположником т. н.
"самойловской традиции" в рус. сценич. иск-ве, его игра отличалась
остротой внеш. рисунка, виртуозностью, театр. выразительностью. После
ухода из Александрипского т-ра играл в клубных спектаклях, гастролировал
в провинции. В 1884 последний раз выступил на сцене Александрийского
т-ра.
Др. роли: Эдуард ("Артист" Скриба, 1839), Борзиков ("Лев Гурыч
Синичкин" Д. Ленского, 1840), Чичиков ("М„ртвые души", 1842), Трише
("Модная лавка" И. Крылова, 1844), Митя ("Юрий Милославский" по
Загоскину, 1846), Быстров ("Мертвец-шалун" Квитки-Основьянснко, 1847),
граф Любин ("Провинциалка" Тургенева, 1851), Перегоренский
("Провинциальные оригиналы" по Салтыкову-Щедрину, 1857), Кур-чаев
("Испорченная жизнь" Черныш„ва, 1861), Городулин ("На всякого мудреца
довольно простоты", 1868), Раста-ковский ("Ревизор", 1870), Опольев
("Старый барин" Пальма, 1872).
4) Вера Васильевна (Самойлова 2-я) [1824, Петербург,-8(20).XI.1880,
там же] -драм. актриса. Дочь В. М. и С. В. Самойловых.Акт„рскому иск-ву
училась у своей сестры - театр. педагога Любови Васильевны С.
Дебютировала в Александрийском т-ре в 1841; в 1842 была зачислена в
труппу; работала здесь до 1853. Занимала амплуа молодых любовниц:
Марианна ("Скупой", 1843), Эльми-ра ("Тартюф"), Ольга ("Владимир
Заревский" Ефимовича, 1846). Наибольшим успехом пользовалась в ролях
светских женщин в салонных комедиях. Иск-во С. отличалось л„гкостью,
грациозностью, отточенным мастерством. Творчество С. высоко ценил И. С.
Тургенев, написавший для не„ комедии "Где тонко, там и рв„тся" (1847) и
"Провинциалка" (1851). В роли Дарьи Ивановны ("Провинциалка") С. тонко
передала особенности тургеневского стиля, достигла "кружевного"
мастерства ведения диалога. В 1853 С. вышла замуж за офицера А. М.
Мичурина и оставила сцену. В 1861-63 преподавала в Петерб. театр. уч-ще.
Дочь Веры Васильевны С. и Мичурина - Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова
сын - Николай Аркадьевич Мичурин-Самойлов.
5) Map и я Васильевна (1807-1880-е гг.)- оперная и драм. артистка.
Дочь В. М. и С. В. Самойловых. Дебютировала в 1828 на сцене петерб.
Камен-ноостровского т-ра в роли Лизы ("Десять дней женитьбы", опера
Буальдь„). Не обладая достаточно сильным голосом, перешла в драм.
Страницы: «« « 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |