Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2008   2009   2010   2011   2012   2013   2014   2015   2016  2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024   2025   2026  » »»

1934),  П„тр  ("Лес",  1934),  Чацкий  (1937),  Павел   Корчагин   ("Как
закалялась сталь", 1938), Мортимер ("Мария Стюарт", 1940), Олег  Кошевой
("Молодая гвардия",  1947),  Ясон  ("Медея"  Еврипида,  1961),  Платонов
("Океан" Штейна, 1961). Н. Вел.
   САМОЙЛОВЫ  -  семья   русских   акт„ров.   1)   В   а-силийМихайлович
[6(17).IV.1782, Москва,- 11 (23) .VI 1.1839, Петербург] - артист  оперы,
родоначальник акт„рской семьи. Род. в купеческой семье. Учился  пению  у
А. М. Крутицкого. Дебютировал на петерб. сцене в  1803  в  роли  Инфанта
("Редкая вещь" Ма-ртин-и-Солера) и был принят в труппу петерб.  Большого
т-ра;  работал  здесь  до  1839.  Исполнял  партии  тенора;  выступал  в
баритоновых партиях, играл драм.  роли.  Успехом  пользовался  в  комич.
опере (Жоконд - о. п. Изуа-ра). Владея иск-вом трансформации, С. нередко
исполнял несколько ролей в одном спектакле (напр., три  партии  в  опере
"Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не  бейся"  Париса,  1808).  С
наибольшей силой талант С.раскрылся в лирико-драм. и  ге-роич.  партиях:
Дон Жуан ("Немой в горах Сиерры-Мо-рены" Френцля, 1820),  Матвей  ("Иван
Сусанин" Кавоса, 1815), Уберто ("Отец и дочь" Паэра, 1822).
   2)Софья Васильевна [урожд. Черникова, 1787 - 19.11 (3.III).1854]драм.
и оперная артистка. Жена Василия Михайловича С. Училась в Петерб. театр.
уч-ще.  Дебютировала  в  1804  в  роли  Лизы   ("Лиза,   или   Торжество
благодарности"  Ильина).  Затем  выступала  преимущественно  в   оперном
репертуаре: Маша ("Иван Сусанин" Кавоса, 1815), Зю-лема  (опера-водевиль
"Забавы калифа" Писарева,музыка Алябьева, Верстовского и. Шольца, 1825).
Исполняла рус. нар. песни. Оставила сцену в 1843.
   3) Василий Васильевич  [13(25).1.1813,  Петербург,-27.111(8.IV).1887,
там же] - драм. акт„р. Сын В. М. и  С.  В.  Самойловых.  Окончил  Горный
корпус (1829) и Лесной ин-т (1832). В 1834 дебютировал на петерб.  сцене
в партии Иосифа Прекрасного (опера  "Иосиф"  Мегюля).  Однако,  не  имея
достаточных вокальных данных, был зачислен в  драм.  труппу;  работал  в
Александрийском т-ре в  1835-75.  Большое  место  в  репертуаре  артиста
заняли т.н. "водевили с переодеванием" (Макар Губкин - "Студент  артист,
хорист и аферист" Кони, 1839, Стружкин  -  "Акт„р),  Некрасова  и  др.).
Отличит,   свойства   иск-ва   С.,    всю    жизнь    работавшего    над
совершенствованием своей акт„рской техники,-  острота  сценич.  рисунка,
блестящее мастерство внешнего  перевоплощения.  Уделяя  особое  внимание
характерным внешним деталям, С.  делал  многочисл.  зарисовки  облика  и
грима своих будущих персонажей.  В  1840-е  гг.,  в  период  утверждения
"натуральной школы" в  рус.  иск-ве,  С.  выступал  в  ролях  "маленьких
людей", представителей низших слоев общества. Однако и в этих  ролях  С.
уделял гл. внимание передаче внешних черт героя: Пузыр„чкин  ("Отставной
театральный музыкант и княгиня" Ефимовича, 1846), Крупа  ("Машенька"  по
поэме А.Майкова, 1850).  Од  на  из  лучших  ролей  этого  цикла-  Комин
("Дипломат и наборщик" Фурмана, 1846). "Самойлов в роли  наборщика,писал
Ф. А. Кони,- показал, что он может исполнять характеры, которые основаны
не на одном переодевании. Вес„лость чувств, простодушие сменяются в  его
игре такой истинной и не натянутой простотой,  что  невольно  возбуждает
участие в зрителе" ("Репертуар и Пантеон", 1846, янв.,  с.  28).  Высшее
выражение это качество иск-ва С. получило в  роли  Вырина  ("Станционный
смотритель" по Пушкину, 1854). Большое место в  репертуаре  С.  занимали
роли в историч. пьесах. Исполняя роли Петра I ("Денщик  Петра  Великого"
Кукольника, 1851), Кром-веля (о.  п.  Райпаха,  1861),  Ришель„  (о.  п.
Булвер-Лит-тона, 1866), С. достигал особого внешнего  сходства  с  этими
историч. персонажами. Среди лучших  его  ролей  -  Кречинский  ("Свадьба
Кре-чинского"  Сухово-Кобылина,  1856),  Ноздр„в  ("М„ртвые   души"   по
Гоголю), Грозный ("Смерть Иоанна Грозного", 1867). Играл также  Шейло-ка
(1860), Гамлета  (1863).  В  роли  короля  Лира  (1858),  полемизируя  с
трактовкой В. А. Каратыгина, придававшего этому образу величественность,
С. старался показать истинно человеческие черты Лира. В то же время и  в
исполнении этой роли появилось стремление С. к внешним эффектам;  особое
внимание он уделял сцене безумия Лира.  В  1850-  1860-е  гг.  С.  часто
выступал в пьесах из крестьянской жизни, мастерски  передавая  специфич.
характер   речи   и   поведения   крестьян.   Играя   роли   в    пьесах
Островского-Любим Торцов (1854), Оброшенов ("Шутники", 1864),  Бессудный
("На бойком месте", 1865) и др., С. прежде  всего  стремился  к  бытовой
верности деталей.
   Блестящий  мастер  трансформации,  С.  был  основоположником  т.   н.
"самойловской традиции" в  рус.  сценич.  иск-ве,  его  игра  отличалась
остротой внеш. рисунка, виртуозностью,  театр.  выразительностью.  После
ухода из Александрипского т-ра играл в клубных спектаклях, гастролировал
в провинции. В 1884 последний раз  выступил  на  сцене  Александрийского
т-ра.
   Др. роли:  Эдуард  ("Артист"  Скриба,  1839),  Борзиков  ("Лев  Гурыч
Синичкин" Д. Ленского, 1840),  Чичиков  ("М„ртвые  души",  1842),  Трише
("Модная  лавка"  И.  Крылова,  1844),  Митя  ("Юрий  Милославский"   по
Загоскину, 1846), Быстров ("Мертвец-шалун"  Квитки-Основьянснко,  1847),
граф   Любин    ("Провинциалка"    Тургенева,    1851),    Перегоренский
("Провинциальные  оригиналы"  по  Салтыкову-Щедрину,   1857),   Кур-чаев
("Испорченная жизнь" Черныш„ва, 1861), Городулин  ("На  всякого  мудреца
довольно простоты",  1868),  Раста-ковский  ("Ревизор",  1870),  Опольев
("Старый барин" Пальма, 1872).
   4) Вера Васильевна (Самойлова 2-я)  [1824,  Петербург,-8(20).XI.1880,
там же] -драм. актриса. Дочь В. М. и С. В. Самойловых.Акт„рскому  иск-ву
училась  у  своей  сестры  -  театр.  педагога  Любови   Васильевны   С.
Дебютировала в Александрийском т-ре в 1841;  в  1842  была  зачислена  в
труппу; работала  здесь  до  1853.  Занимала  амплуа  молодых  любовниц:
Марианна  ("Скупой",  1843),  Эльми-ра  ("Тартюф"),   Ольга   ("Владимир
Заревский" Ефимовича, 1846). Наибольшим  успехом  пользовалась  в  ролях
светских женщин в салонных комедиях.  Иск-во  С.  отличалось  л„гкостью,
грациозностью, отточенным мастерством. Творчество С. высоко ценил И.  С.
Тургенев, написавший для не„ комедии "Где тонко, там и рв„тся" (1847)  и
"Провинциалка" (1851). В роли Дарьи Ивановны ("Провинциалка")  С.  тонко
передала  особенности   тургеневского   стиля,   достигла   "кружевного"
мастерства ведения диалога. В 1853 С.  вышла  замуж  за  офицера  А.  М.
Мичурина и оставила сцену. В 1861-63 преподавала в Петерб. театр. уч-ще.
Дочь Веры Васильевны С. и Мичурина - Вера Аркадьевна  Мичурина-Самойлова
сын - Николай Аркадьевич Мичурин-Самойлов.
   5) Map и я Васильевна (1807-1880-е гг.)- оперная  и  драм.  артистка.
Дочь В. М. и С. В. Самойловых. Дебютировала  в  1828  на  сцене  петерб.
Камен-ноостровского т-ра в роли  Лизы  ("Десять  дней  женитьбы",  опера
Буальдь„). Не  обладая  достаточно  сильным  голосом,  перешла  в  драм.

Страницы: «« « 2008   2009   2010   2011   2012   2013   2014   2015   2016  2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024   2025   2026  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия