|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 » »» Сатырычныя характары у камедыях Кандрата Кра-п?вы, в сб.: Беларускае
мастацтва, вып. 2, М?нск, 1960, с. 48-64; Своеэсабл?васць сатырычных
характара у камедыях В. I. Дун?на-Марц?нкев?ча, "Весц? АН БССР, серыя
громадск?х навук", 1960, ј 3, с. 101-13. В„н.С.
САНСКРИТСКАЯ ДРАМА - инд. драматургия на санскритском яз. Зародилась
в условиях развития рабовладельч. строя. Основы С. д.- в диалогич.
гимнах Вед (древнейшего памятника инд. лит-ры сер. 2-го - нач. 1-го
тысячелетий до н. э.), в т-ре марионеток, в традиции исполнения
сказителями нар. эпоса. Сохранилось незначит. количество произведений и
фрагментов ранних пьес - "Пьеса о Шарипут-ре" Ашвагхоши, ок. 1-2 вв., и
др. Их художеств. достоинства и сложное построение подтверждают наличие
длительной драматургич. традиции; поэтому зарождение С. д. и
возникновение классич. т-ра относят к сер. 1-го тысячелетия до н. э.
Многие действующие лица С. д. (боги, цари, брахманы и святые) говорили
на санскрите - языке, непонятном большинству населения и сохранявшемся
только как язык науки и придворного иск-ва. Др. действующие лица
говорили на пракритах (различные формы разговорных яз. народов Индии).
Но уже в нач. 1-го тысячелетия н.э. эти диалоги также утратили связь с
живой речью и приобрели характер лит. языков (использовались проза и
стихи). С. д. унаследовала от предшествовавшего ей нар. т-ра сочетание
диалога и пения, танца и музыки. Придворный характер С. д. препятствовал
проникновению в не„ трагич. сюжетов. В драме мн. эпич. сюжеты получали
оптимистич. направленность. С. д. были ограничены строжайшей
регламентацией, отличались тесной связью с мифологией, эпосом, слабой
разработкой индивидуальных характеров героев. Эстетич. принципы С. д.
изложены в трактате "Наука драмы" [2-4 (?) вв.], приписываемом
легендарному мудрецу Бхарате. Отражая требования аристо-кратич. иск-ва и
придворного т-ра, трактат сковывал творч. индивидуальность (запретом
изображать нар. бедствия, мятежи, свержение царской власти, смерть
героя, реальные жизненные конфликты и др.). Для С. д. характерен принцип
единства чувства (или настроения), позднее сформулированный Дхананджаей
(10 в.): ведущему чувству пьесы (любовь, героизм, гнев и др.) должно
быть подчинено вс„ действие. В С. д. соблюдалось единство действия.
Среди многочисл. теоретиков С. д.Анандавардхана (9 в.) и Абхинава-гупта
(10-11 вв.).
Большинство драматургов С. д. использовали тра-диц. сюжеты,
почерпнутые из нар. эпоса. Так, основой 13 пьес Бхасы (ок. 2-3 вв.;
авторство окончательно не установлено) являются эпич. сказания,
заимствованные из "Махабхараты" и "Рамаяны". В пьесах Бхасы герои в
значит, мере сохраняют эпич. характер, в них затрагиваются политич.
темы.
С. д. достигла значит, успехов в 4-7 вв., в период подъ„ма древнеинд.
культуры. Возвышение империи Гуптов (4-6 вв.) оказало положит. влияние
на дальнейшее развитие С. д. Вопреки канонич. требованиям, обязывавшим
драматурга изображать в качестве героя пьесы бога, полубога, царя или
др. лицо, стоящее на верхней ступени общественной иерархии, Шудрака (ок.
5 в.) избирает героями пьесы разорившегося купца и куртизанку, в его
драме "Глиняная повозка" осуждается брахманство, порицается сословное
неравенство. В пьесе показан политич. переворот, насильственный захват
власти у царя-злодея. В творчестве Калидасы (4-5 вв.) С. д. достигает
вершин своего развития. Эпич. сюжеты переосмысливаются ("Шакун-тала",
"Мужеством добытая Урваши"): они в значит. степени утрачивают
религиозную окраску и становятся средством утверждения гуманистич. идей.
Эти драмы выражают презрение к покою и косности, утверждают, что борьба
является единственно достойной формой жизни. Благополучная концовка
пьесы, предписываемая канонами, используется Калидасой для утверждения
торжества светлых сил. Политич. идеал Калидасы - человеколюбивый монарх,
заботящийся о народе. Пьеса Вишакхадатты "Перстень Ракшасы" (5 или 6
вв.) преисполнена пафосом борьбы за сильную централизованную власть.
Распад крупных рабовладельч. империй (2-я пол. 1-го тысячелетия н.
э.), при дворах к-рых развивалась классич. драма, обусловил упадок С. д.
и театр. иск-ва Др. Индии. Создаются псевдогероич. пьесы, в к-рых
описательный элемент заслоняет действие (драматурги: Харша, Бхавабхути,
Бхаттанараяна, Мурари, Раджашекхара). Рабски следуя предписаниям
канонов, драматурги разрабатывали жанры придворной комедии, писали
религиозно-мифологич. пьесы, но в это же время успешно развивались новые
жанры - бхана (монолог) и прахасана (комедия, фарс). Обличительные
комедии писал Ишварадатта (6-7 вв.). Шьямилака (конец 1-го тысячелетия)
продолжает развивать и ещ„ больше демократизировать эти жанры. Герои
сатирич. комедий Шьямилаки - бытовые персонажи (гетеры, моты,
прихлебатели). Он издевается над знатью, министрами, над официальной
уч„ностью.
С. д. разыгрывались в дворцовых зданиях, имевших форму
прямоугольника, квадрата, треугольника. Помещение (включая сцену, кулису
и др.) не превышало 450 At2. Помимо дворцовых т-ров, С. д. исполнялись в
храмовых зданиях. Участвовать в спектаклях С. д. могли лишь шудры (члены
"низших" каст).
С. д. оказала большое влияние на развитие инд. культуры в средние
века и в последующие эпохи. Героич. формы классич. С. д. усвоила
просветит, драматургия 19 в. В 1789 У. Джонс перев„л на англ. яз.
"Шакунталу" Калидасы (эту пьесу высоко оценили Шлегель, Гумбольдт,
Карамзин, Г„те). В 19-20 вв. инд. драматурги предприняли попытку
возродить С. д. и приблизить е„ к современности.
Лит.: Э р м а н В. Г., Теория драмы в древнеиндийской классической
литературе, в сб.: Драматургия и театр Индии, М., 1961; Серебряков И.
Д., Древнеиндийская литература, М., 1963; Н и к и т и н а В. Б.,
ПаевскаяЕ.В., Позднеева Л. Д., Редер Д. Г., Литература Древнего Востока.
Индия, М., 1962, с. 213-301; Indian drama, Delhi, 1956; К е i t h А. В.,
The Sanskrit drama in its origin, development, theory and practice,
Oxf., 1924; К o n o w S., Das indische Drama, В.-Lpz., 1920; Le vi S.,
Le theatre indien. P., 1890. И. Р.
CAHCOH (Samson), Жозеф Изидор (2.VII.1793- 28.III.1871) - франц.
акт„р. Дебютировал в 1819 в т-ре "Одеон" (Париж). В 1826-63 играл в т-ре
"Коме-ди Франсез"; в 1843 стал "старейшиной" этого т-ра. Был убежд„нным
приверженцем классицистских традиций. Превосходно исполнял роли слуг в
классич. комедии (Фигаро и др.). С нач. 30-х гг. в творчестве С.
наметился переход от классицистской комедии к произведениям современных
бурж. авторов. В его репертуар вошли характерные роли в
буржуазно-салонной драматургии. С. играл роли во всех пьесах Э. Скриба,
пост. в "Комеди Франсез", лучшие из к-рых: Бертран фон Ранцау ("Бертран
Страницы: «« « 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |