Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022  2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029   2030   2031   2032  » »»

Сатырычныя характары у камедыях Кандрата  Кра-п?вы,  в  сб.:  Беларускае
мастацтва, вып. 2, М?нск, 1960,  с.  48-64;  Своеэсабл?васць  сатырычных
характара у камедыях В. I. Дун?на-Марц?нкев?ча, "Весц?  АН  БССР,  серыя
громадск?х навук", 1960, ј 3, с. 101-13. В„н.С.
   САНСКРИТСКАЯ ДРАМА - инд. драматургия на санскритском яз.  Зародилась
в условиях развития рабовладельч.  строя.  Основы  С.  д.-  в  диалогич.
гимнах Вед (древнейшего памятника инд. лит-ры  сер.  2-го  -  нач.  1-го
тысячелетий  до  н.  э.),  в  т-ре  марионеток,  в  традиции  исполнения
сказителями нар. эпоса. Сохранилось незначит. количество произведений  и
фрагментов ранних пьес - "Пьеса о Шарипут-ре" Ашвагхоши, ок. 1-2 вв.,  и
др. Их художеств. достоинства и сложное построение подтверждают  наличие
длительной  драматургич.  традиции;   поэтому   зарождение   С.   д.   и
возникновение классич. т-ра относят к сер. 1-го  тысячелетия  до  н.  э.
Многие действующие лица С. д. (боги, цари, брахманы и  святые)  говорили
на санскрите - языке, непонятном большинству населения  и  сохранявшемся
только как  язык  науки  и  придворного  иск-ва.  Др.  действующие  лица
говорили на пракритах (различные формы разговорных яз.  народов  Индии).
Но уже в нач. 1-го тысячелетия н.э. эти диалоги также утратили  связь  с
живой речью и приобрели характер лит.  языков  (использовались  проза  и
стихи). С. д. унаследовала от предшествовавшего ей нар.  т-ра  сочетание
диалога и пения, танца и музыки. Придворный характер С. д. препятствовал
проникновению в не„ трагич. сюжетов. В драме мн. эпич.  сюжеты  получали
оптимистич.   направленность.   С.   д.   были   ограничены   строжайшей
регламентацией, отличались тесной связью с  мифологией,  эпосом,  слабой
разработкой индивидуальных характеров героев. Эстетич.  принципы  С.  д.
изложены  в  трактате  "Наука  драмы"  [2-4  (?)   вв.],   приписываемом
легендарному мудрецу Бхарате. Отражая требования аристо-кратич. иск-ва и
придворного т-ра, трактат  сковывал  творч.  индивидуальность  (запретом
изображать нар.  бедствия,  мятежи,  свержение  царской  власти,  смерть
героя, реальные жизненные конфликты и др.). Для С. д. характерен принцип
единства чувства (или настроения), позднее сформулированный  Дхананджаей
(10 в.): ведущему чувству пьесы (любовь, героизм,  гнев  и  др.)  должно
быть подчинено вс„ действие. В  С.  д.  соблюдалось  единство  действия.
Среди многочисл. теоретиков С. д.Анандавардхана (9 в.) и  Абхинава-гупта
(10-11 вв.).
   Большинство  драматургов  С.   д.   использовали   тра-диц.   сюжеты,
почерпнутые из нар. эпоса. Так, основой 13  пьес  Бхасы  (ок.  2-3  вв.;
авторство  окончательно  не  установлено)   являются   эпич.   сказания,
заимствованные из "Махабхараты" и "Рамаяны".  В  пьесах  Бхасы  герои  в
значит, мере сохраняют эпич.  характер,  в  них  затрагиваются  политич.
темы.
   С. д. достигла значит, успехов в 4-7 вв., в период подъ„ма древнеинд.
культуры. Возвышение империи Гуптов (4-6 вв.) оказало  положит.  влияние
на дальнейшее развитие С. д. Вопреки канонич.  требованиям,  обязывавшим
драматурга изображать в качестве героя пьесы бога,  полубога,  царя  или
др. лицо, стоящее на верхней ступени общественной иерархии, Шудрака (ок.
5 в.) избирает героями пьесы разорившегося купца  и  куртизанку,  в  его
драме "Глиняная повозка" осуждается  брахманство,  порицается  сословное
неравенство. В пьесе показан политич. переворот,  насильственный  захват
власти у царя-злодея. В творчестве Калидасы (4-5 вв.)  С.  д.  достигает
вершин своего развития. Эпич.  сюжеты  переосмысливаются  ("Шакун-тала",
"Мужеством  добытая  Урваши"):  они   в   значит.   степени   утрачивают
религиозную окраску и становятся средством утверждения гуманистич. идей.
Эти драмы выражают презрение к покою и косности, утверждают, что  борьба
является единственно  достойной  формой  жизни.  Благополучная  концовка
пьесы, предписываемая канонами, используется Калидасой  для  утверждения
торжества светлых сил. Политич. идеал Калидасы - человеколюбивый монарх,
заботящийся о народе. Пьеса Вишакхадатты "Перстень  Ракшасы"  (5  или  6
вв.) преисполнена пафосом борьбы за сильную централизованную власть.
   Распад крупных рабовладельч. империй (2-я пол.  1-го  тысячелетия  н.
э.), при дворах к-рых развивалась классич. драма, обусловил упадок С. д.
и театр. иск-ва  Др.  Индии.  Создаются  псевдогероич.  пьесы,  в  к-рых
описательный элемент заслоняет действие (драматурги: Харша,  Бхавабхути,
Бхаттанараяна,  Мурари,  Раджашекхара).   Рабски   следуя   предписаниям
канонов,  драматурги  разрабатывали  жанры  придворной  комедии,  писали
религиозно-мифологич. пьесы, но в это же время успешно развивались новые
жанры - бхана  (монолог)  и  прахасана  (комедия,  фарс).  Обличительные
комедии писал Ишварадатта (6-7 вв.). Шьямилака (конец 1-го  тысячелетия)
продолжает развивать и ещ„ больше  демократизировать  эти  жанры.  Герои
сатирич.  комедий  Шьямилаки  -   бытовые   персонажи   (гетеры,   моты,
прихлебатели). Он издевается над  знатью,  министрами,  над  официальной
уч„ностью.
   С.   д.   разыгрывались   в   дворцовых   зданиях,   имевших    форму
прямоугольника, квадрата, треугольника. Помещение (включая сцену, кулису
и др.) не превышало 450 At2. Помимо дворцовых т-ров, С. д. исполнялись в
храмовых зданиях. Участвовать в спектаклях С. д. могли лишь шудры (члены
"низших" каст).
   С. д. оказала большое влияние на развитие  инд.  культуры  в  средние
века и в  последующие  эпохи.  Героич.  формы  классич.  С.  д.  усвоила
просветит, драматургия 19 в. В  1789  У.  Джонс  перев„л  на  англ.  яз.
"Шакунталу" Калидасы  (эту  пьесу  высоко  оценили  Шлегель,  Гумбольдт,
Карамзин,  Г„те).  В  19-20  вв.  инд.  драматурги  предприняли  попытку
возродить С. д. и приблизить е„ к современности.
   Лит.: Э р м а н В. Г., Теория драмы  в  древнеиндийской  классической
литературе, в сб.: Драматургия и театр Индии, М.,  1961;  Серебряков  И.
Д., Древнеиндийская литература, М., 1963; Н и  к  и  т  и  н  а  В.  Б.,
ПаевскаяЕ.В., Позднеева Л. Д., Редер Д. Г., Литература Древнего Востока.
Индия, М., 1962, с. 213-301; Indian drama, Delhi, 1956; К е i t h А. В.,
The Sanskrit drama in its  origin,  development,  theory  and  practice,
Oxf., 1924; К o n o w S., Das indische Drama, В.-Lpz., 1920; Le  vi  S.,
Le theatre indien. P., 1890. И. Р.
   CAHCOH (Samson), Жозеф  Изидор  (2.VII.1793-  28.III.1871)  -  франц.
акт„р. Дебютировал в 1819 в т-ре "Одеон" (Париж). В 1826-63 играл в т-ре
"Коме-ди Франсез"; в 1843 стал "старейшиной" этого т-ра. Был  убежд„нным
приверженцем классицистских традиций. Превосходно исполнял роли  слуг  в
классич. комедии (Фигаро и  др.).  С  нач.  30-х  гг.  в  творчестве  С.
наметился переход от классицистской комедии к произведениям  современных
бурж.   авторов.   В   его   репертуар   вошли   характерные   роли    в
буржуазно-салонной драматургии. С. играл роли во всех пьесах Э.  Скриба,
пост. в "Комеди Франсез", лучшие из к-рых: Бертран фон Ранцау  ("Бертран

Страницы: «« « 2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022  2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029   2030   2031   2032  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия