Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029   2030   2031  2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038   2039   2040   2041  » »»

28.IV(11.V).1903] - арм. сов. акт„р  и  режисс„р.  Нар.  арт.  Арм.  ССР
(1954). Учился  в  Моск.  арм.  студиях  (1923-25  и  1926-28),  в  Гос.
экспериментальной театр. мастерской В. Э. Мейерхольда (1923-28). С.  был
одним  из   организаторов   ихуд.рук.Ленинаканскогот-ра   (1928-30),   в
1932-37гл. реж. Бакинского арм. т-ра. Один из основателей Арм. т-ра муз.
комедии (1942, Ереван), где был гл. режисс„ром (1942-54). С 1955 - акт„р
Т-ра им. Сун-дукяна.
   Пост. - "Человек с портфелем"  Файко  (1928,  Ле-нинакан),  "Поэма  о
топоре" Погодина (1931), "Страх" (1932), "Без вины  виноватые"  (1939)-в
Т-ре им. Сун-дукяна, "Леблебиджи..."  Чухаджяна  (1942),  "Кум  Моргана"
Ширванзаде (1948) -  в  Арм.  т-ре  музыкальной  комедии.  С.-  один  из
крупнейших акт„ров Армении. Игра  его  исполнена  ярким  юмором,  острой
характерностью.
   Роли: Багдасар, Тапарникос ("Дядя Багдасар", "Восточный  дантист"  Па
роняна), Назар ("Храбрый Назар"  Демир-чяна),  Балабек  ("У  родника"  и
"Опытное поле" Зарьяна), Порсухян ("Порок сердца" Арутюняна) и др.
   Лит.: А в а к я н X., Тадевос Сарян, Ереван, 1964 (на арм. языке). Б.
А.
   САТЕРЛЕНД,  Сазерленд  (Sutherland),   Джоап   (р.   7.   XI.   1926,
Сидней),-англ. артистка оперы (лири-ко-колоратурное сопрано). Училась  в
консерватории в г. Сиднее, где и дебютировала как оперная певица в опере
"Юдифь" Гуссенса (1950). Вскоре  переехала  в  Лондон  и  в  1952  стала
солисткой т-ра "Ковент-Гарден", исполняя гл. обр. партии лирич. сопрано.
Мировая известность пришла к  С.  после  исполнения  ею  роли  Лючии  ди
Ламмермур (о. п. Доницетти) в 1959. С этого времени она  гастролирует  в
крупнейших оперных т-рах мира (Венская гос.  опера,  "Гранд-Опера",  "Ла
Скала", "Метрополитен-опера", Чикагская опера), выступая в осн. в операх
Беллини, Доницетти, Моцарта. С.- одна из выдающихся певиц современности.
Блестящий виртуоз, знаток стиля классич. бель  канто,  обладает  голосом
широкого диапазона, ровным по звуку, гибким и пластичным.
   Лучшие  партии:  Лючия;  Амина,  Эльвира  ("Сомнамбула",   "Пуритане"
Беллини), Виолетта; Донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта).
   Лит.: Тимохин В., Джоан Сазерленд, "Муз. жизнь", 1962, ј 18. Вс. 7'.
   САТЙ (Satie), Эрик (17.V. 1866- l.VII. 1925) - франц. композитор. Чл.
Коммунистич. партии Франции с е„ основания (1920). В  1878-87  учился  в
парижской Консерватории, в 1905-08 - в парижской "Схола канторум" (у  В.
д'Энди и  А.  Русселя).  Был  другом  К.  Дебюсси.  В  сво„м  творчестве
стремился  противопоставить  изысканности  импрессионизма  музыку  более
простую, экономную и грубую. С.- автор музыки балета "Парад" (1917,"Рус.
балет С. Дягилева", Париж),  выражающего  творч.  принципы  С.;  балетов
"Эксцентрическая красавица" (1920), "Меркурий" (1924), "Перерыв"  (1924,
Шведский балет, Париж) и др. Наиболее значит, произв. С.- симф. драма  с
пением "Сократ" на текст  диалогов  Платона  (1918).  В  творчестве  С.,
наряду со здоровым протестом против созерцательного эстетизма и туманной
символики  бурж.  декадентского  иск-ва,  проявились   черты   нарочитой
экстравагантности и  скепсиса.  В  20-е  гг.  вокруг  пего  объединились
молодые музыканты Шест„рки", к-рые считали С. своим учителем.
   Лит.: Розеншильд К., Молодой Дебюсси и его  современники,  М.,  1963;
Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "Шести", перевод
с франц., Л., 1У64; Шнеерсон Г. М.,  Французская  музыка  20  века,  М.,
1964; Templier P.-D., E. Satie, P., 1932;
   Erik Satie, son temps et ses amis, "Revue musicale". P., 1952, u 214.
Ал. М.
   САТИНА, Екатерина Александровна [р.  2(14).  I.  1892]  -  рус.  сов.
актриса. Нар. арт. Груз. ССР  (1943).  Сценич.  деят.  начала  в  Киеве,
участвуя в любит, спектаклях. В 1910 училась  в  петерб.  Школе  сценич.
иск-ва. После окончания школы играла в Н. Новгороде, Вильно и др. С 1915
работала в труппе ТАРТО в  Тбилиси  (Товарищество  артистов  Российского
театр. об-ва) и др., в 1932-63- актриса Т-ра им.  Грибоедова  (Тбилиси).
Вдумчиво раскрывая психологию сценпч. персонажей, С.  находила  для  них
особые  характерные  черты,  придавала  своим  сценич.   образам   яркую
индивидуальность , выразительность.
   Лучшие роли: Евгения ("На бойком месте"), Анна Андреевна ("Ревизор"),
Настасья Филипповна ("Идиот"  по  Достоевскому),  Мамаева  ("На  всякого
мудреца  довольно  простоты"),  Анна  Каренина,  Гурмыжская,  Кручинина;
Мурза-вецкая  ("Волки  и  овцы"),  Звездинцева  ("Плоды   просвещения"),
Глафира Фирсовна ("Последняя  жертва"),  Васса  Же-лезнова;  дама  Нюрка
("Аристократы"  Погодина),  мадам  Ксгт-диас  ("Интервенция"   Славина),
Забелина ("Кремл„вские куранты"), Балла ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо),
Аркадина ("Чайка"), Старая хозяйка ("Каменное гнездо" Вуолийокп). С 1918
занимается педагогической деятельностью. В 1934-41 преподавала  в  уч-ще
при Т-ре им. Грибоедова, в 1934-48 - в киношколе в Тбилиси, с 1962 вед„т
класс сценич. речи в рус. секторе в Театр. ин-те им. Руставели.
   С. Г. САТИРОВСКАЯ ДРАМА  -  жанр  др.-греч.  драматургии.  Возник  из
обрядовых сел. празднеств в честь бога Диониса. С установлением в Афинах
(ок. 500 до н. э.) тв„рдого порядка в организации театр.  состязаний  на
Великих  Дионисиях  С.  д.  стала  обязат.  частью  этих  состязаний   и
исполнялась  в  качестве  4-й,  заключит.   пьесы   тетралогии,   Первым
драматургом, придавшим С. д. сценич.  форму,  в  античности  считался  П
ратин из Флиунта (5 в.  до  н.  э.).  Жанр  С.  д.  известен  по  одному
сохранившемуся  произв.-  "Киклоп"  Еврипи-да  -   и   по   немногочисл.
фрагментам: из "Следопытов" Софокла, из двух С. д. Эсхила  и  из  С.  д.
др.-аттич. трагиков. Непременный участник С. д.- хор сагиров - озорных и
хвастливых лесных демонов. Часто изображалось их нападение на нимфу  или
богиню ; иногда сатиры сами попадали  впленкразл.  чудовищам  (напр.,  к
Киклопу), откуда их освобождал могучий  или  хитроумный  герой  (Геракл,
Тесей, Одиссеи). В обрисовке богов и героев С.  д.  охотно  использовала
бытовые элементы, сближавшие  е„  с  сицилийской  п  средней  аттической
комедией.  Юмористич.  колорит  С.  д.  помогал  разрядить   напряжение,
возникавшее после показа  трагедий,  и  возвращал  зрителя  в  атмосферу
весеннего празднества Диониса. С  сер.  4  в.  С.  д.  уже  не  являлась
обязательным завершением тетралогии. Сохранились отрывки из С. д. 4 и  3
вв. до н. э. и сведения об эпизодич. пост. С. д. в антич.  т-рах  вплоть
до 2 в. н. э.
   Тексты.- Mette H. J.,  Der  verlorene  Aischylos  В.,  1963:  в  рус.
пер.Софокл, Драмы, т. III, М., 1914;
   E в p и п и д. Пьесы, М., 1960.
   Лит.: А I у W., Satyrspiel, в кн.: Paulys-Wisso-w a, Realencyclopadie
der klassischen Altertumswissenschaft, zweite Reihe, Hlbbd  3,  Stuttg.,
1921; Guggisberg; P., Das Satyrspiel, Z., 1947; Brommer F., Satyrspiele,

Страницы: «« « 2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029   2030   2031  2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038   2039   2040   2041  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия