|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 » »» 28.IV(11.V).1903] - арм. сов. акт„р и режисс„р. Нар. арт. Арм. ССР
(1954). Учился в Моск. арм. студиях (1923-25 и 1926-28), в Гос.
экспериментальной театр. мастерской В. Э. Мейерхольда (1923-28). С. был
одним из организаторов ихуд.рук.Ленинаканскогот-ра (1928-30), в
1932-37гл. реж. Бакинского арм. т-ра. Один из основателей Арм. т-ра муз.
комедии (1942, Ереван), где был гл. режисс„ром (1942-54). С 1955 - акт„р
Т-ра им. Сун-дукяна.
Пост. - "Человек с портфелем" Файко (1928, Ле-нинакан), "Поэма о
топоре" Погодина (1931), "Страх" (1932), "Без вины виноватые" (1939)-в
Т-ре им. Сун-дукяна, "Леблебиджи..." Чухаджяна (1942), "Кум Моргана"
Ширванзаде (1948) - в Арм. т-ре музыкальной комедии. С.- один из
крупнейших акт„ров Армении. Игра его исполнена ярким юмором, острой
характерностью.
Роли: Багдасар, Тапарникос ("Дядя Багдасар", "Восточный дантист" Па
роняна), Назар ("Храбрый Назар" Демир-чяна), Балабек ("У родника" и
"Опытное поле" Зарьяна), Порсухян ("Порок сердца" Арутюняна) и др.
Лит.: А в а к я н X., Тадевос Сарян, Ереван, 1964 (на арм. языке). Б.
А.
САТЕРЛЕНД, Сазерленд (Sutherland), Джоап (р. 7. XI. 1926,
Сидней),-англ. артистка оперы (лири-ко-колоратурное сопрано). Училась в
консерватории в г. Сиднее, где и дебютировала как оперная певица в опере
"Юдифь" Гуссенса (1950). Вскоре переехала в Лондон и в 1952 стала
солисткой т-ра "Ковент-Гарден", исполняя гл. обр. партии лирич. сопрано.
Мировая известность пришла к С. после исполнения ею роли Лючии ди
Ламмермур (о. п. Доницетти) в 1959. С этого времени она гастролирует в
крупнейших оперных т-рах мира (Венская гос. опера, "Гранд-Опера", "Ла
Скала", "Метрополитен-опера", Чикагская опера), выступая в осн. в операх
Беллини, Доницетти, Моцарта. С.- одна из выдающихся певиц современности.
Блестящий виртуоз, знаток стиля классич. бель канто, обладает голосом
широкого диапазона, ровным по звуку, гибким и пластичным.
Лучшие партии: Лючия; Амина, Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане"
Беллини), Виолетта; Донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта).
Лит.: Тимохин В., Джоан Сазерленд, "Муз. жизнь", 1962, ј 18. Вс. 7'.
САТЙ (Satie), Эрик (17.V. 1866- l.VII. 1925) - франц. композитор. Чл.
Коммунистич. партии Франции с е„ основания (1920). В 1878-87 учился в
парижской Консерватории, в 1905-08 - в парижской "Схола канторум" (у В.
д'Энди и А. Русселя). Был другом К. Дебюсси. В сво„м творчестве
стремился противопоставить изысканности импрессионизма музыку более
простую, экономную и грубую. С.- автор музыки балета "Парад" (1917,"Рус.
балет С. Дягилева", Париж), выражающего творч. принципы С.; балетов
"Эксцентрическая красавица" (1920), "Меркурий" (1924), "Перерыв" (1924,
Шведский балет, Париж) и др. Наиболее значит, произв. С.- симф. драма с
пением "Сократ" на текст диалогов Платона (1918). В творчестве С.,
наряду со здоровым протестом против созерцательного эстетизма и туманной
символики бурж. декадентского иск-ва, проявились черты нарочитой
экстравагантности и скепсиса. В 20-е гг. вокруг пего объединились
молодые музыканты Шест„рки", к-рые считали С. своим учителем.
Лит.: Розеншильд К., Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963;
Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "Шести", перевод
с франц., Л., 1У64; Шнеерсон Г. М., Французская музыка 20 века, М.,
1964; Templier P.-D., E. Satie, P., 1932;
Erik Satie, son temps et ses amis, "Revue musicale". P., 1952, u 214.
Ал. М.
САТИНА, Екатерина Александровна [р. 2(14). I. 1892] - рус. сов.
актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1943). Сценич. деят. начала в Киеве,
участвуя в любит, спектаклях. В 1910 училась в петерб. Школе сценич.
иск-ва. После окончания школы играла в Н. Новгороде, Вильно и др. С 1915
работала в труппе ТАРТО в Тбилиси (Товарищество артистов Российского
театр. об-ва) и др., в 1932-63- актриса Т-ра им. Грибоедова (Тбилиси).
Вдумчиво раскрывая психологию сценпч. персонажей, С. находила для них
особые характерные черты, придавала своим сценич. образам яркую
индивидуальность , выразительность.
Лучшие роли: Евгения ("На бойком месте"), Анна Андреевна ("Ревизор"),
Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому), Мамаева ("На всякого
мудреца довольно простоты"), Анна Каренина, Гурмыжская, Кручинина;
Мурза-вецкая ("Волки и овцы"), Звездинцева ("Плоды просвещения"),
Глафира Фирсовна ("Последняя жертва"), Васса Же-лезнова; дама Нюрка
("Аристократы" Погодина), мадам Ксгт-диас ("Интервенция" Славина),
Забелина ("Кремл„вские куранты"), Балла ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо),
Аркадина ("Чайка"), Старая хозяйка ("Каменное гнездо" Вуолийокп). С 1918
занимается педагогической деятельностью. В 1934-41 преподавала в уч-ще
при Т-ре им. Грибоедова, в 1934-48 - в киношколе в Тбилиси, с 1962 вед„т
класс сценич. речи в рус. секторе в Театр. ин-те им. Руставели.
С. Г. САТИРОВСКАЯ ДРАМА - жанр др.-греч. драматургии. Возник из
обрядовых сел. празднеств в честь бога Диониса. С установлением в Афинах
(ок. 500 до н. э.) тв„рдого порядка в организации театр. состязаний на
Великих Дионисиях С. д. стала обязат. частью этих состязаний и
исполнялась в качестве 4-й, заключит. пьесы тетралогии, Первым
драматургом, придавшим С. д. сценич. форму, в античности считался П
ратин из Флиунта (5 в. до н. э.). Жанр С. д. известен по одному
сохранившемуся произв.- "Киклоп" Еврипи-да - и по немногочисл.
фрагментам: из "Следопытов" Софокла, из двух С. д. Эсхила и из С. д.
др.-аттич. трагиков. Непременный участник С. д.- хор сагиров - озорных и
хвастливых лесных демонов. Часто изображалось их нападение на нимфу или
богиню ; иногда сатиры сами попадали впленкразл. чудовищам (напр., к
Киклопу), откуда их освобождал могучий или хитроумный герой (Геракл,
Тесей, Одиссеи). В обрисовке богов и героев С. д. охотно использовала
бытовые элементы, сближавшие е„ с сицилийской п средней аттической
комедией. Юмористич. колорит С. д. помогал разрядить напряжение,
возникавшее после показа трагедий, и возвращал зрителя в атмосферу
весеннего празднества Диониса. С сер. 4 в. С. д. уже не являлась
обязательным завершением тетралогии. Сохранились отрывки из С. д. 4 и 3
вв. до н. э. и сведения об эпизодич. пост. С. д. в антич. т-рах вплоть
до 2 в. н. э.
Тексты.- Mette H. J., Der verlorene Aischylos В., 1963: в рус.
пер.Софокл, Драмы, т. III, М., 1914;
E в p и п и д. Пьесы, М., 1960.
Лит.: А I у W., Satyrspiel, в кн.: Paulys-Wisso-w a, Realencyclopadie
der klassischen Altertumswissenschaft, zweite Reihe, Hlbbd 3, Stuttg.,
1921; Guggisberg; P., Das Satyrspiel, Z., 1947; Brommer F., Satyrspiele,
Страницы: «« « 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |