|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 » »» Худ. рук. т-ра с 1943 Ю. П. Кисел„в. Большинство спектаклей т-ра поев.
современности; утверждается тема активной гражданственности,
ответственности человека.
Лучшие спектакли т-ра: "Осада Лейдена" Штока (1944), "Недоросль"
(1945); "Сказка о царе Салтане" по Пушкину (1945),"Двенадцать месяцев"
Маршака (1946),"Молодая гвардия" (1947, 1963); "Тимур и его команда" по
А. Гайдару (1947), "Аленький цветочек" Карнауховой и Браусевич,
"Ревизор" (оба в 1948); "Радищев" Шаповаленко (1949), "Семья" Попова
(1950, 1960), "Алеша Пешков" Груздева и О. Форш (1951; Гос. пр. СССР,
1952), "Красный галстук" Михалкова, "Ромео и Джульетта" Шекспира (оба в
1952), "Новые люди" по роману Чернышевского "Что делать?" (19 53), "Дом
ј 5" Штока (1954), "Приключения Чиполлино" Д. Родари (1954, 1962), "Три
сестры" (1954, 1959); "В добрый час!" Розова, "Настоящий человек" Т. И.
Лондона (оба в 1955), "Юность отцов" Горбатова, "Судьба барабанщика" по
А. Гайдару (оба в 1957), "Униженные и оскорбл„нные" по о. п.
Достоевского (1959), "Гамлет" (1961); "В дороге" Розова (1962),
"Фабричная девчонка" Володина (1963), "Вечно живые" Розова (1964).
В труппе т-ра (1965): засл. арт. РСФСР В. П. Ермолаев, П. Д. Ткач„в;
акт„ры И. А. Афанасьева, И. А. Вязова, Л. К. Колесникова, В. А. Краснов,
В. Г. Кульченко, Д. М. Курляндская, С. В. Лаврентьева, А. М. Митясов, В.
С. Немцова, В. В. Никитин, Ю.П. Ошеров, Т. Г. Попова, 3. Г. Спирина, В.
А. Строганова, Г. М. Хлебникова, А. А. Черняев, М. А. Черняева и др. Гл.
реж. т-ра - нар. арт. РСФСР Ю. П. Кисел„в, реж. - засл. деят. иск-в
РСФСР В. И. Давыдов, гл. художник-засл. деят. иск-в РСФСР Н. А.
Архангельский. В зрит. зале т-ра 645 мест. М. Лифш. САРАФОВ, Крыстю
(6.IV.1876-27.VIII.1952) -болг. акт„р. Нар. арт. НРБ (1946). Член Болг.
ком-мунистич. партии с 1944. В 1895-96 учился в Петербурге на частных
драм.курсах. В 1899 окончил Петерб. театр. уч-ще (класс П. Д. Ленского).
Дебютировал в 1891 в роли Спиро Македонского ("Стефан Караджа" Станчева)
в т-ре "Василь Лев-ский" (София), где работал до 1895 (с перерывами). В
1899-1905 - в т-ре "Слеза и смех" (София) (дебютировал в роли
Хлестакова). В 1904 совм. с А. Будевской, А. Кир-чевым, X. Ганчевым, П.
Стой-чевым и др. основал "Свободный т-р. С 1906 (с нек-ры-ми перерывами)
до конца жизни - акт„р Нар. т-ра в Софии (в 1915-17 - помощник гл. реж.,
в 1917-18 исполнял обязанности Гл. реж.). В 1919 основал в Софии т-р
"Ренессанс") и был его директором-режисс„ром, в дальнейшем - директор
Бургасского общинного т-ра, в 1923-25 - режисс„р Русенского и
Варненского и акт„р Пловдивского т-ров. С. гастролировал почти во всех
провинциальных болг. т-рах, способствуя их творч. росту.
С. настойчиво утверждал в акт„рском и режисс„рском иск-ве демократич.
реалистич. традиции болг. т-ра. В своих сценич. образах и пост.
стремился раскрыть идейное содержание пьесы прежде всего через акт„рский
образ. С. был выдающимся мастером сценич. слова, виртуозно владел
красивым и гибким голосом. Строгость в отборе средств сценич.
выразительности, вдохновенный темперамент, богатство творч. фантазии
способствовали созданию цельных и значительных образов. С. были близки
роли, требующие тонкой психологич. разработки характера персонажа, он
обладал чувством художеств. меры, сценич. интуицией. После установления
в Болгарии нар. власти С. создал образы: Леон ("Борьба продолжается"
Кюлявкова), Егор Булычев; Печенегов ("Враги"), Ока„мов ("Машенька").
Выезжал на гастроли в Австрию, Югославию, Германию и др. страны. С. в„л
педагогич. работу. В 1951 имя С. присвоено Высш. ин-ту театр. иск-ва в
Софии. Димитровская пр. (1950).
Роли: Петр ("Иванко" Друмева), Ивайло (о. п. Вазова), Змей Горнянин,
Ганчо Куката ("Свадьба Змея", "Первые" Тодорова), Големанов (о. п.
Костова), Златин ("Боряна" Йов-кова), Фамусов, Городничий; Андрей
Белугин ("Женитьба Белугина"), Никита ("Власть тьмы"), Трофимов,
Бойницкий, Тригорин ("Вишн„вый сад", "Дядя Ваня", "Чайка"), Мышкин,
Порфирий Петрович ("Идиот", "Преступление и наказание" по Достоевскому),
царь Ф„дор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Тартюф; Ромео, Фальстаф
("Ромео и Джульетта", "Генрих IV" Шекспира) и др.
Пост.: "Пленник Трикери" Мутафова (1916), "Далила" Мусакова (1921),
"Т„мные души" Немирова (1932), "Бой бабочек" (1914) и "Родина" (1915)
Зудермана, "Сказка про волка" ("Волк") Мольнара (1920) - все в Нар. т-ре
(София); "Гер-гана" Атанасова (1917, Нар. опера) и др.
Лит.: Тихолов П., Кръстю Сарафов. Живот, сценична дейност, куриози.
С., 1946; Пенев П., К а р а к о-с т о в С., Кръстю Сарафов. Живот и
творчество. С., 1953;
Кръстю Сарафов. Сборник по случай тридесят годишната му сценична
дейност. С., 1921; Гюзелева Д., Страници от живота на един артист. По
спомени на Донка Иванова Гюзелева за народния артист Кръстю Сарафов, С.,
1961;
Г р у д е в С., Кръстю Сарафов, в кн.: Бележити Българи, С., 1960, с.
73-104; Василев П., Срещи с големия актьор, "Театър", 1961, ј 5, с.
53-55. А. Ив.
САРДУ (Sardou), Викторьен (5.IX.1831-8.XL 1908) - франц. драматург.
Чл. Франц. академии (1878). В 1851 начал драматургич. деятельность. С
60-х гг. 19 в. драм. произв. С. получили большую популярность у бурж.
зрителя. С.- автор л„гких, вес„лых комедий, близких водевилю,- "Мушиные
лапки" (1860, т-р "Жимназ"), "Друзья-приятели" (1861, т-р "Водевиль"),
сентиментально-нравоучит. комедий - "Мосье Гара" (1860, Т-р Дежазе),
"Яблоки соседа" (1864, т-р "Пале-Рояль") и др. Среди много-числ.
историч. пьес наиболее известна драма "Родина" (1869, т-р
"Порт-Сен-Мартен") - мелодраматически разработанная семейная драма на
фоне нидерландской революции 16 в. Одно из самых популярных произв.
С.-историч. комедия "Мадам Сан-Жен" (1893, т-р "Водевиль")- о бойкой
парижской прачке, становящейся герцогиней при дворе Наполеона I
(действие пьесы относится ко времени революц. событий 1792 и
наполеоновских войн).
Большинство пьес С., основанных на мелких конфликтах, направлено на
утверждение бурж. строя. С. ориентировался на успех у мещанского
зрителя. Блестящий знаток законов сцены, С. умело строил напряж„нно
развивающуюся, увлекательную интригу, создавал эффектные, выигрышные
роли для акт„ров и особенно для актрис. Однако столкновение характеров,
человеч. чувств и стремлений С. подменял мело-драматич. ситуациями. В
поисках занимательного материала С. обращался к изображению жизни разл.
стран -'России ("Федора", 1882, т-р "Водевиль"), Византии ("Теодора",
1884, "Порт-Сен-Мартен"), Испании ("Колдунья", 1903, Т-р Сары Бернар),
но образы и темы его пьес были поверхностны, далеки от
исторически-конкретного воссоздания изображаемой эпохи. Реакц. политич.
Страницы: «« « 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |