Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2025   2026   2027   2028   2029   2030   2031   2032   2033  2034   2035   2036   2037   2038   2039   2040   2041   2042   2043  » »»

власти в Узбекистане. В 1963  в  Т-ре  Мукими  пост.  муз.  драма  "Кому
радость, кому печаль" о совр. жизни раб. класса. Соч.:  Пьесы,  Ташкент,
1959. Лит.: Узбекская советская драматургия, M., 1у58.
   В. Д.
   САФИЛЛИН, Халяф Гатеевич (12.III.1921  -  13.IV.1965)  -  башк.  сов.
артист балета. Нар. арт. РСФСР  (1955).  В  1934-41  учился  в  Ленингр.
хореографич. уч-ще. С 1941 - солист  Башкирского  т-ра  оперы  и  балета
(Уфа). Для танца С. характерен л„гкий прыжок, стремительность  вращении;
он успешно исполнял героич. партии.
   Партии:  Гирей  ("Бахчисарайский  фонтан"),  Арсланбай   ("Журавлиная
песня"  Степанова),  Тиморгал  ("Горная  быль"  Ключар„ва),  Ли   Шан-фу
("Красный цветок"), Касымбай ("Гюльназира" Сабитова) и др.
   Выступал и как балетмейстер, пост. "Лебединое озеро";  "Горная  быль"
Ключар„ва. В 1945-47 - худ. рук. Ансамбля нар. танца Башк. АССР. С  1960
-худ. рук. и педагог Башк.  хореографич.  студии.  Гастролировал  в  ГДР
(1951), Польше (1953) и др. Ст. M.
   САХАРОВ,  Лев  Николаевич  [р.  5(18).II.1902]   -   марийский   сов.
композитор. Засл. деят. иск-в Map. АССР .(1946). В  1931  окончил  Моск.
консерваторию по классу хорового дирижирования  Н.  M.  Данилина.  Автор
музыки к драм. спектаклям Т-ра им. Шкетана:
   "Иван Шуст" Устинова (1941), "Сестры"  Германа  и  "Давным-давно"  А.
Гладкова (1942),  "Поднятая  целина"  по  Шолохову  (1963),  "Антоний  и
Клеопатра" Шекспира (1964) и др,; муз. комедий (совм. с Н. M. Арба-ном):
"Летняя ночь" (1943), "Новые песни" (1953), "Свет и сваха" (1958) и др.,
а также музыки к спектаклям Марийского т-ра кукол. А. Ив.
   САХЙОБА - вид древнегруз. т-ра. В 12-18 вв. С. наз.  придворный  т-р,
представления к-рого  включали  декламацию,  пение,  танец,  выступления
акробатов, жонгл„ров, состязания в зрелищных жанрах.  В  С.  участвовали
разл. представители сценич. иск-ва: мемгере - драматич. акт„р, махиобели
- мимич. акт„р,  мгосани  -  певец,  музыкант-импровизатор,  мроквели  -
танцовщик и танцовщица, му-шаити - акробат, жонгл„р. Они выступали как в
специально предназначенных для С. зданиях  (сахли  сатамашо  -  дом  для
представлений), так и на ипподромах  во  время  празднеств.  САХНбВСКИЙ,
Василий Григорьевич  [17.11(1.  III).1886  -  26.II.1945)  -  рус.  сов.
режисс„р,  театровед,  педагог.   Нар.   арт.   РСФСР   (1938).   Доктор
искусствоведения  (1939).  В  1904-07   учился   на   философском   ф-те
Фрейбургского ун-та, затем на  историко-фи-лологич.  ф-те  Моск.  ун-та,
к-рый окончил в 1910. С  1907  С.  начал  печатать  статьи,  сначала  по
вопросам  рус.  лит-ры,  затем  по  разл.  вопросам  т-ра.   В   1912-14
сотрудничал в журналах "Студия", "Маски" и др., в 1912 С. начал работать
в Студии Ф. Ф. Комиссаржев-ского (с 1914 - Т-рим. В. Ф. Комиссаржевской)
в  качестве  лектора,  затем  режисс„ра-педагога.   В   1914   совм.   с
Комис-саржевским пост. спектакль
   "Димитрий Донской" Озерова, затем самостоят. пост. "Ванька ключник  и
паж Жеан" Ф. Сологуба (1916), "Скверный анекдот" по Достоевскому (1916),
"Реквием" Андреева (1917), "Лулу" ("Ящик Пандоры")  Ведекинда  (1918)  и
др. В этих спектаклях сказалось  увлечение  С.  теорией  "романтического
театра" Ф.  Ф.  Комиссаржевского.  В  1918  С.  пост.  на  сцене  Дворца
Октябрьской революции  (б.  Т-р  Суходольского  в  Эрмитаже)  спектакли:
"Стенька   Разин"   Каменского   и   "Карманьола"   Эрвье-Чулко-ва.    В
организованном  им  в  1919  Показательном  т-ре  С.  стремился  ставить
спектакли, созвучные идеям революции. В 1922-26 С. работал режисс„ром  и
художественным руководителем в Моск. драм. т-ре, в Т-ре комедии (б.  Т-р
Корша) и во вновь возникшем по его инициативе в  1924  Т-ре  им.  В.  Ф.
Комиссаржевской. В эти годы он пост.: "Великая Екатерина" Шоу,  "Гроза";
"Дон  Карлос";  "Алхимик"  Вен  Джонсона,   "М„ртвые   души";   "Шейлок"
("Венецианский купец", 1926, Гос. белорус. евр. т-р) и др. Эти спектакли
отличались оригинальностью режисс„рского  решения,  оформления,  сильным
акт„рским ансамблем. С. осуществил пост. "Волки и овцы"  (1926,  б.  Т-р
Корша)-  спектакль,  вошедший  в   сценич.   интерпретацию   драматургии
Островского на сов. сцене. В 1926 С. был  приглаш„н  в  МХАТ,  на  сцене
к-рого  широко  раскрылась  характерная  для  его  творчества   огромная
эрудиция,  тонкость  интеллекта,  стремление  к  глубокому  психо-логич.
анализу. С. считал, что режисс„р должен подходить к раскрытию  спектакля
с позиций философского и социального смысла драм. произведений. В  МХАТе
С. пост.: "Унтиловск" Леонова (1928),  "Дядюшкин  сон"  по  Достоевскому
(1929, худ. рук. постановки В. И.  Немирович-Данченко),  "М„ртвые  души"
1932, худ. рук. пост. К. С.  Станиславский),  "Егор  Булычев  и  другие"
(1934, худ. рук. пост. В. И. Немирович-Данченко), "Анна Каренина" по  Л.
Толстому (1937,  совм.  с  Немировичем-Данченко),  "Половчан-ские  сады"
Леонова (1939), "Трудовой хлеб" Островского (1940). С 1932 С.  был  зам.
директора МХАТ по художеств. части, с 1937 - зав. художеств.  частью,  с
1943 - С. член художеств.-режисс„рской коллегии МХАТ.
   С.- автор работ по теории режиссуры, методике, в„л большую педагогич.
работу. В 1926 он руководил группой молодых режисс„ров и художников  при
ГАХН, с 1933 возглавлял реж. ф-т ГИТИСа, руководил кафедрой режиссуры, с
1943 -  худ.  рук.  вновь  организованной  при  МХАТе  Школы-студии  им.
Не-мировича-Данченко. С.- автор книг по различным вопросам  т-ра,  автор
воспоминаний о Станиславском.
   С о ч.: в кн.: О Станиславском. Сб. воспоминаний,  М.,  1948;  И.  М.
Москвин, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1946г., М., 1948; В. В. Лужский, там же;
Художественный театр и романтизм на сцене, М., 1917;  Работа  режиссера,
М.- Л., 1937; Режиссура и методика '  ее  преподавания,  М.-  Л.,  1939;
Мысли о режиссуре, М.- Л., 1947; Театр  А.  Н.  Островского,  М.,  1919;
Крепостной усадебный театр. Л., 1924;
   Игра и спектакль, в кн.: В спорах о театре, М.. 1913;  Достоевский  и
театр. "Культура театра", 1922, .ј  1-2;  Работа  над  спектаклем  "Егор
Булычев и другие", в кн.: J"  постановке  "Егор  Булычев  и  другие"  М.
Горького, М., 1934;
   О спектакле "М„ртвые души", в кн.:  К  спектаклю.  Н.  В.  1  о-голь.
"Мертвые души", М., 1937; Работа над спектаклем "Анна Каренина", в  кн.:
Л. Н. Толстой. Анна  Каренина.  Сцены  из  романа,  М.,  1938;  О  путях
воспитания режиссерской смены, в  кн.:  Записки  Гос.  ин-та  театральн.
иск-ва, М.- Л., 1940; А. Н. Островский на сцене МХАТ, в кн.:
   Ежегодник МХАТ. 1943 г., М., 1945; Режиссерские комментарии к  пьесам
А. Н. Островского: "На всякого мудрец!  довольно  простоты",  М.,  1931;
"Бедность не порок",  М.,  1935;  "Свои  люди  -  сочтемся"  и  "Бешеные
деньги", М.. 19:7. Лит.: Горчаков Н. М., В. Г. Сахновский, в кн.:
   Сахновский В., Мысли о  режиссуре,  М.-  Л.,  1947;  его  же,  В.  Г.
Сахновский. Жизнь и творчество, в кн.:

Страницы: «« « 2025   2026   2027   2028   2029   2030   2031   2032   2033  2034   2035   2036   2037   2038   2039   2040   2041   2042   2043  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия