Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 » »» власти в Узбекистане. В 1963 в Т-ре Мукими пост. муз. драма "Кому радость, кому печаль" о совр. жизни раб. класса. Соч.: Пьесы, Ташкент, 1959. Лит.: Узбекская советская драматургия, M., 1у58. В. Д. САФИЛЛИН, Халяф Гатеевич (12.III.1921 - 13.IV.1965) - башк. сов. артист балета. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1934-41 учился в Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1941 - солист Башкирского т-ра оперы и балета (Уфа). Для танца С. характерен л„гкий прыжок, стремительность вращении; он успешно исполнял героич. партии. Партии: Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Арсланбай ("Журавлиная песня" Степанова), Тиморгал ("Горная быль" Ключар„ва), Ли Шан-фу ("Красный цветок"), Касымбай ("Гюльназира" Сабитова) и др. Выступал и как балетмейстер, пост. "Лебединое озеро"; "Горная быль" Ключар„ва. В 1945-47 - худ. рук. Ансамбля нар. танца Башк. АССР. С 1960 -худ. рук. и педагог Башк. хореографич. студии. Гастролировал в ГДР (1951), Польше (1953) и др. Ст. M. САХАРОВ, Лев Николаевич [р. 5(18).II.1902] - марийский сов. композитор. Засл. деят. иск-в Map. АССР .(1946). В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу хорового дирижирования Н. M. Данилина. Автор музыки к драм. спектаклям Т-ра им. Шкетана: "Иван Шуст" Устинова (1941), "Сестры" Германа и "Давным-давно" А. Гладкова (1942), "Поднятая целина" по Шолохову (1963), "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1964) и др,; муз. комедий (совм. с Н. M. Арба-ном): "Летняя ночь" (1943), "Новые песни" (1953), "Свет и сваха" (1958) и др., а также музыки к спектаклям Марийского т-ра кукол. А. Ив. САХЙОБА - вид древнегруз. т-ра. В 12-18 вв. С. наз. придворный т-р, представления к-рого включали декламацию, пение, танец, выступления акробатов, жонгл„ров, состязания в зрелищных жанрах. В С. участвовали разл. представители сценич. иск-ва: мемгере - драматич. акт„р, махиобели - мимич. акт„р, мгосани - певец, музыкант-импровизатор, мроквели - танцовщик и танцовщица, му-шаити - акробат, жонгл„р. Они выступали как в специально предназначенных для С. зданиях (сахли сатамашо - дом для представлений), так и на ипподромах во время празднеств. САХНбВСКИЙ, Василий Григорьевич [17.11(1. III).1886 - 26.II.1945) - рус. сов. режисс„р, театровед, педагог. Нар. арт. РСФСР (1938). Доктор искусствоведения (1939). В 1904-07 учился на философском ф-те Фрейбургского ун-та, затем на историко-фи-лологич. ф-те Моск. ун-та, к-рый окончил в 1910. С 1907 С. начал печатать статьи, сначала по вопросам рус. лит-ры, затем по разл. вопросам т-ра. В 1912-14 сотрудничал в журналах "Студия", "Маски" и др., в 1912 С. начал работать в Студии Ф. Ф. Комиссаржев-ского (с 1914 - Т-рим. В. Ф. Комиссаржевской) в качестве лектора, затем режисс„ра-педагога. В 1914 совм. с Комис-саржевским пост. спектакль "Димитрий Донской" Озерова, затем самостоят. пост. "Ванька ключник и паж Жеан" Ф. Сологуба (1916), "Скверный анекдот" по Достоевскому (1916), "Реквием" Андреева (1917), "Лулу" ("Ящик Пандоры") Ведекинда (1918) и др. В этих спектаклях сказалось увлечение С. теорией "романтического театра" Ф. Ф. Комиссаржевского. В 1918 С. пост. на сцене Дворца Октябрьской революции (б. Т-р Суходольского в Эрмитаже) спектакли: "Стенька Разин" Каменского и "Карманьола" Эрвье-Чулко-ва. В организованном им в 1919 Показательном т-ре С. стремился ставить спектакли, созвучные идеям революции. В 1922-26 С. работал режисс„ром и художественным руководителем в Моск. драм. т-ре, в Т-ре комедии (б. Т-р Корша) и во вновь возникшем по его инициативе в 1924 Т-ре им. В. Ф. Комиссаржевской. В эти годы он пост.: "Великая Екатерина" Шоу, "Гроза"; "Дон Карлос"; "Алхимик" Вен Джонсона, "М„ртвые души"; "Шейлок" ("Венецианский купец", 1926, Гос. белорус. евр. т-р) и др. Эти спектакли отличались оригинальностью режисс„рского решения, оформления, сильным акт„рским ансамблем. С. осуществил пост. "Волки и овцы" (1926, б. Т-р Корша)- спектакль, вошедший в сценич. интерпретацию драматургии Островского на сов. сцене. В 1926 С. был приглаш„н в МХАТ, на сцене к-рого широко раскрылась характерная для его творчества огромная эрудиция, тонкость интеллекта, стремление к глубокому психо-логич. анализу. С. считал, что режисс„р должен подходить к раскрытию спектакля с позиций философского и социального смысла драм. произведений. В МХАТе С. пост.: "Унтиловск" Леонова (1928), "Дядюшкин сон" по Достоевскому (1929, худ. рук. постановки В. И. Немирович-Данченко), "М„ртвые души" 1932, худ. рук. пост. К. С. Станиславский), "Егор Булычев и другие" (1934, худ. рук. пост. В. И. Немирович-Данченко), "Анна Каренина" по Л. Толстому (1937, совм. с Немировичем-Данченко), "Половчан-ские сады" Леонова (1939), "Трудовой хлеб" Островского (1940). С 1932 С. был зам. директора МХАТ по художеств. части, с 1937 - зав. художеств. частью, с 1943 - С. член художеств.-режисс„рской коллегии МХАТ. С.- автор работ по теории режиссуры, методике, в„л большую педагогич. работу. В 1926 он руководил группой молодых режисс„ров и художников при ГАХН, с 1933 возглавлял реж. ф-т ГИТИСа, руководил кафедрой режиссуры, с 1943 - худ. рук. вновь организованной при МХАТе Школы-студии им. Не-мировича-Данченко. С.- автор книг по различным вопросам т-ра, автор воспоминаний о Станиславском. С о ч.: в кн.: О Станиславском. Сб. воспоминаний, М., 1948; И. М. Москвин, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1946г., М., 1948; В. В. Лужский, там же; Художественный театр и романтизм на сцене, М., 1917; Работа режиссера, М.- Л., 1937; Режиссура и методика ' ее преподавания, М.- Л., 1939; Мысли о режиссуре, М.- Л., 1947; Театр А. Н. Островского, М., 1919; Крепостной усадебный театр. Л., 1924; Игра и спектакль, в кн.: В спорах о театре, М.. 1913; Достоевский и театр. "Культура театра", 1922, .ј 1-2; Работа над спектаклем "Егор Булычев и другие", в кн.: J" постановке "Егор Булычев и другие" М. Горького, М., 1934; О спектакле "М„ртвые души", в кн.: К спектаклю. Н. В. 1 о-голь. "Мертвые души", М., 1937; Работа над спектаклем "Анна Каренина", в кн.: Л. Н. Толстой. Анна Каренина. Сцены из романа, М., 1938; О путях воспитания режиссерской смены, в кн.: Записки Гос. ин-та театральн. иск-ва, М.- Л., 1940; А. Н. Островский на сцене МХАТ, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1943 г., М., 1945; Режиссерские комментарии к пьесам А. Н. Островского: "На всякого мудрец! довольно простоты", М., 1931; "Бедность не порок", М., 1935; "Свои люди - сочтемся" и "Бешеные деньги", М.. 19:7. Лит.: Горчаков Н. М., В. Г. Сахновский, в кн.: Сахновский В., Мысли о режиссуре, М.- Л., 1947; его же, В. Г. Сахновский. Жизнь и творчество, в кн.: Страницы: «« « 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |