Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038   2039   2040  2041   2042   2043   2044   2045   2046   2047   2048   2049   2050  » »»

помощью достигается необычайная гибкость  управления  освещением  сцены.
Осн. принцип такой системы заключается в том, что регулирующая установка
допускает предварительный набор  световых  комбинаций  для  целого  ряда
картин или моментов спектакля с их последующим воспроизведением на сцене
в любой последовательности и в любом темпе. Особенно важное значение это
имеет при освещении  сложных  современных  многокартинных  спектаклей  с
большой динамикой света и быстро следующими переменами.
   Лит.: Барков В. С., Световое оформление спектакля, М., 1953;  Извеков
Н. П., Сцена, ч. 2. Свет на сцене. Л.-М., 1940. Ал. Б.
   СВЕТЛАНОВ, Евгений Ф„дорович (р. 6. IX. 1928)- рус.  сов.  дириж„р  и
композитор. Нар. арт. РСФСР (1964). В 1951 окончил Муз.-педагогич.  ин-т
им. Гне-синых (Москва) по классу композиции проф. М. Ф. Гнесина, в  1955
- Моск. консерваторию по классу композиции проф. Ю. А. Шапорина и классу
дирижирования проф. А. В. Гаука. С 1955  -  дириж„р,  в  1963-65  -  гл.
дириж„р Большого т-ра.
   Дирижировал операми: "Царская невеста"  (1956),  "Чародейка"  (1958);
"Не только любовь" Щедрина (1962), "Октябрь" Мурадели (1964);  балетами:
"Тропою грома" Караева (1959), "Паганини" на  муз.  Рахманинова  (1960),
"Страницы жизни" Баланчивадзе, "Ночной город" на муз. Бартока  (1961)  и
др. В 1964 дирижировал спектаклями труппы Большого т-ра  на  сцене  т-ра
"Ла Скала".
   Автор симфонии (1956) и др. соч. О. Д.
   СВЕТЛИВ, Валериан Яковлевич [наст. фам. - Ивченко)  [17(29).X.1860  -
1934] - рус. балетный критик. В 1910-16 -  редактор  журнала  "Нива".  С
сер.  90-х  гг.  начал  выступать  как  балетный   критик;   поддерживал
преобразования М. М. Фокина. В 1909 был членом Комитета  по  организации
"Русских сезонов за границей". В 1917 эмигрировала Париж, где  продолжал
писать о балете.
   С. -  автор  сценария  балета  Давидова  "Принц-садовник"  (1906,  по
Андерсену); в 1915 Фокин пост. балет "Эрос" на сюжет сказки С.
   Соч.: "Жрецы". Театральные очерки, СПБ, 1896;
   О. О. Преображенская, СПБ, 1902; Терпсихора, СПБ, 1906;
   Мысли о современном балете, "ЕИТ". 1909, вып. 6-7, с. 27;
   Современный балет, СПБ, 1911; монографии о  А.  П.  Павловой,  Т.  П.
Карсавиной, М. И. Петипа (изд. в  Париже,  1922,  1930);  The  Diaghilev
ballet in Paris, "Dancing Times",  1929,  Dec.,  1930,  Jan.,  Feb.;  In
defence of classical art in dance, там же, 1931, Oct., Nov., Dec., 1932,
Jan.
   Лит.:  Борисоглебский  М.  [сост.].  Материалы  по  истории  русского
балета, т. 1-2, Л., 1938-39;  Ф  окин  М.,  Против  течения.  Л.,  1962;
Beaumont С. W., M. Fokin and his ballets, L., 1945. П. Л.
   СВЕТЛОВ, Михаил Аркадьевич [4(17) .V 1.1903- 28.IX.1964] - рус.  сов.
поэт и драматург. Первое стихотворение С. было опубликовано  в  1917.  К
драматургии С. обратился  в  30-е  гг.,  будучи  уже  признанным  лирич.
поэтом. С. стремился создать новые формы поэтич. драмы в стихах, придать
совр. спектаклю лиричность, романтич.  возвышенную  тональность.  Первая
пьеса С. -- "Глубокая провинция", поев. переменам в жизни  сов.  деревни
(пост. реж. А. Д. Дикий в 1935, Т-р им. ВЦСПС). Уделяя сравнительно мало
внимания интриге,  внешнему  действию,  С.  добивался  создания  поэтич.
атмосферы действия. Идейным и смысловым центром пьесы  он  делал  песню,
призванную мажорно и сильно выразить те высокие романтич. идеалы, к-рыми
одушевлена внешне обыденная  жизнь.  Такое  сочетание  прозы  и  поэзии,
повседневного и возвышенного побуждало С. в следующих его пьесах вводить
"ведущих", к-рые управляли действием, непосредственно связывая сцену  со
зрит. залом. Этот при„м был успешно примен„н в  "Сказке"  (1939,  Центр,
детский т-р, реж. О. И. Пыжова и Б.  В.  Бибиков),  героями  К-рой  были
студенты-геологи, а также в пьесе "Двадцать лет спустя" (1941,  там  же,
реж. Пыжова и Бибиков), воспевавшей романтику гражд. войны.  Эти  лучшие
пьесы  исполнены  взволнованного   героизма,   поэтичности,   отличающих
драматургию С. В его пьесах широко применялась форма лирич. отступления,
придававшая пьесе  романтич.  звучание.  Излюбленными  героями  С.  были
молодые современники и комсомольцы. В  драме  "Бранден-бургские  ворота"
(1946, Т-р им.  Моссовета)  С.  создал  поэтич.  образы  молодых  героев
Отечеств, войны, снова прибегнув к характерной для его драматургии форме
воспоминаний, лирич. отступлений в прошлое, к песням. Пьесы  С.  шли  во
мн. сов. т-рах, ставились в Польше, Венгрии и др. странах. В  1957  была
пост. драматич. поэма С. "С новым счастьем!" (1957, Т-р им.  Ермоловой),
показывающая связь двух поколений -  "отцов  и  детей".  С.  принадлежит
новый сценич. вариант пьесы-сказки  Гоцци  "Любовь  к  тр„м  апельсинам"
(1963, Моск. ТЮЗ).
   Соч.: Глубокая провинция, "Красная новь", 1936, кн. 2;
   Сказка, М.-Л., 1940; Двадцать лет  спустя,  в  сб.:  Пьесы  советских
писателей, т. 6, М., 1955; Бранденбургские ворота в  его  кн.:  Стихи  и
пьесы,  М.,  1957;  Заметки  о  моей  жизни  сб.:  Советские   писатели.
Автобиографии в двух томах, т. 2 М., 1959.
   Лит.: Любарева Е., Михаил Светлов, М., 1960 Светлов  Ф.,  Поэтический
театр М. Светлова, "Театр" 1959, Нч 9, с. 86-96. /f. P
   СВЕТЛОВЙДОВ
   (наст. фам. -Седых), Николай Афанасьевич [р. 5 (17). XII. 1889]- рус.
сов. акт„р. Народный артист СССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1943.
Начал  акт„рскую  деятельность  в  разл.  провинц.антрепризах.  В   1909
поступил в частную Опер-но-драматич. студию М.  Е.  Медведева,  со  2-го
курса к-рой был принята труппу Т-ра Н. И. Соловцова. В последующие  годы
работал в т-рах Оренбурга, Иркутска, Пензы, Ташкента,  Киева,  Харькова,
Ростована-Дону. С. играл в провинц. т-рах роли героев:
   Фердинанд, Чацкий, Незнамов, Фигаро и др. В 1933" после дебюта в роли
Шванди,  'был  принят  в  труппу  Малого  т-ра.  С.  играет  характерные
комедийные и  драматич.  роли.  В  комедийные  образы  он  часто  вносит
драматич. ноты, сатиричность. Мягкий юмор,  точность  внешнего  рисунка,
глубина психологического раскрытия образа отличают многие работы акт„ра.
   Лучшие роли С.: Долгоносик, Крым ("В степях Украины", Гос. пр.  СССР,
1942;  "Калиновая  роща"  Корнейчука),  Зайцев  ("Московский   характер"
Софро-нова, Гос. пр. СССР, 1949), Мурзавецкий, Лыняев ("Волки и  овцы"),
Робинзон  ("Бесприданница"),   Шма-га,   Бобчинский;   Ежевикин   ("Село
Степанчиково и его  обитатели"  по  Достоевскому),  Терещенко  ("Крылья"
Корнейчука), Гаврилкин ("Карточный домик" Сту-калова), Репетилов  ("Горе
от ума"), Фамусов; Консул ("Украли консула"  Мдивани),  Косых  ("Иванов"
Чехова). В. Мае.
   СВЕТЯЩИЕСЯ ДЕКОРАЦИИ -см. Люминисцент-ная театральная живопись.
   СВЕЧНИКОВ, Анатолий Григорьевич [р. 2(15).VL 1908  -  12.III.1962]  -

Страницы: «« « 2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038   2039   2040  2041   2042   2043   2044   2045   2046   2047   2048   2049   2050  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия