Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 2050 » »» помощью достигается необычайная гибкость управления освещением сцены. Осн. принцип такой системы заключается в том, что регулирующая установка допускает предварительный набор световых комбинаций для целого ряда картин или моментов спектакля с их последующим воспроизведением на сцене в любой последовательности и в любом темпе. Особенно важное значение это имеет при освещении сложных современных многокартинных спектаклей с большой динамикой света и быстро следующими переменами. Лит.: Барков В. С., Световое оформление спектакля, М., 1953; Извеков Н. П., Сцена, ч. 2. Свет на сцене. Л.-М., 1940. Ал. Б. СВЕТЛАНОВ, Евгений Ф„дорович (р. 6. IX. 1928)- рус. сов. дириж„р и композитор. Нар. арт. РСФСР (1964). В 1951 окончил Муз.-педагогич. ин-т им. Гне-синых (Москва) по классу композиции проф. М. Ф. Гнесина, в 1955 - Моск. консерваторию по классу композиции проф. Ю. А. Шапорина и классу дирижирования проф. А. В. Гаука. С 1955 - дириж„р, в 1963-65 - гл. дириж„р Большого т-ра. Дирижировал операми: "Царская невеста" (1956), "Чародейка" (1958); "Не только любовь" Щедрина (1962), "Октябрь" Мурадели (1964); балетами: "Тропою грома" Караева (1959), "Паганини" на муз. Рахманинова (1960), "Страницы жизни" Баланчивадзе, "Ночной город" на муз. Бартока (1961) и др. В 1964 дирижировал спектаклями труппы Большого т-ра на сцене т-ра "Ла Скала". Автор симфонии (1956) и др. соч. О. Д. СВЕТЛИВ, Валериан Яковлевич [наст. фам. - Ивченко) [17(29).X.1860 - 1934] - рус. балетный критик. В 1910-16 - редактор журнала "Нива". С сер. 90-х гг. начал выступать как балетный критик; поддерживал преобразования М. М. Фокина. В 1909 был членом Комитета по организации "Русских сезонов за границей". В 1917 эмигрировала Париж, где продолжал писать о балете. С. - автор сценария балета Давидова "Принц-садовник" (1906, по Андерсену); в 1915 Фокин пост. балет "Эрос" на сюжет сказки С. Соч.: "Жрецы". Театральные очерки, СПБ, 1896; О. О. Преображенская, СПБ, 1902; Терпсихора, СПБ, 1906; Мысли о современном балете, "ЕИТ". 1909, вып. 6-7, с. 27; Современный балет, СПБ, 1911; монографии о А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, М. И. Петипа (изд. в Париже, 1922, 1930); The Diaghilev ballet in Paris, "Dancing Times", 1929, Dec., 1930, Jan., Feb.; In defence of classical art in dance, там же, 1931, Oct., Nov., Dec., 1932, Jan. Лит.: Борисоглебский М. [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39; Ф окин М., Против течения. Л., 1962; Beaumont С. W., M. Fokin and his ballets, L., 1945. П. Л. СВЕТЛОВ, Михаил Аркадьевич [4(17) .V 1.1903- 28.IX.1964] - рус. сов. поэт и драматург. Первое стихотворение С. было опубликовано в 1917. К драматургии С. обратился в 30-е гг., будучи уже признанным лирич. поэтом. С. стремился создать новые формы поэтич. драмы в стихах, придать совр. спектаклю лиричность, романтич. возвышенную тональность. Первая пьеса С. -- "Глубокая провинция", поев. переменам в жизни сов. деревни (пост. реж. А. Д. Дикий в 1935, Т-р им. ВЦСПС). Уделяя сравнительно мало внимания интриге, внешнему действию, С. добивался создания поэтич. атмосферы действия. Идейным и смысловым центром пьесы он делал песню, призванную мажорно и сильно выразить те высокие романтич. идеалы, к-рыми одушевлена внешне обыденная жизнь. Такое сочетание прозы и поэзии, повседневного и возвышенного побуждало С. в следующих его пьесах вводить "ведущих", к-рые управляли действием, непосредственно связывая сцену со зрит. залом. Этот при„м был успешно примен„н в "Сказке" (1939, Центр, детский т-р, реж. О. И. Пыжова и Б. В. Бибиков), героями К-рой были студенты-геологи, а также в пьесе "Двадцать лет спустя" (1941, там же, реж. Пыжова и Бибиков), воспевавшей романтику гражд. войны. Эти лучшие пьесы исполнены взволнованного героизма, поэтичности, отличающих драматургию С. В его пьесах широко применялась форма лирич. отступления, придававшая пьесе романтич. звучание. Излюбленными героями С. были молодые современники и комсомольцы. В драме "Бранден-бургские ворота" (1946, Т-р им. Моссовета) С. создал поэтич. образы молодых героев Отечеств, войны, снова прибегнув к характерной для его драматургии форме воспоминаний, лирич. отступлений в прошлое, к песням. Пьесы С. шли во мн. сов. т-рах, ставились в Польше, Венгрии и др. странах. В 1957 была пост. драматич. поэма С. "С новым счастьем!" (1957, Т-р им. Ермоловой), показывающая связь двух поколений - "отцов и детей". С. принадлежит новый сценич. вариант пьесы-сказки Гоцци "Любовь к тр„м апельсинам" (1963, Моск. ТЮЗ). Соч.: Глубокая провинция, "Красная новь", 1936, кн. 2; Сказка, М.-Л., 1940; Двадцать лет спустя, в сб.: Пьесы советских писателей, т. 6, М., 1955; Бранденбургские ворота в его кн.: Стихи и пьесы, М., 1957; Заметки о моей жизни сб.: Советские писатели. Автобиографии в двух томах, т. 2 М., 1959. Лит.: Любарева Е., Михаил Светлов, М., 1960 Светлов Ф., Поэтический театр М. Светлова, "Театр" 1959, Нч 9, с. 86-96. /f. P СВЕТЛОВЙДОВ (наст. фам. -Седых), Николай Афанасьевич [р. 5 (17). XII. 1889]- рус. сов. акт„р. Народный артист СССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Начал акт„рскую деятельность в разл. провинц.антрепризах. В 1909 поступил в частную Опер-но-драматич. студию М. Е. Медведева, со 2-го курса к-рой был принята труппу Т-ра Н. И. Соловцова. В последующие годы работал в т-рах Оренбурга, Иркутска, Пензы, Ташкента, Киева, Харькова, Ростована-Дону. С. играл в провинц. т-рах роли героев: Фердинанд, Чацкий, Незнамов, Фигаро и др. В 1933" после дебюта в роли Шванди, 'был принят в труппу Малого т-ра. С. играет характерные комедийные и драматич. роли. В комедийные образы он часто вносит драматич. ноты, сатиричность. Мягкий юмор, точность внешнего рисунка, глубина психологического раскрытия образа отличают многие работы акт„ра. Лучшие роли С.: Долгоносик, Крым ("В степях Украины", Гос. пр. СССР, 1942; "Калиновая роща" Корнейчука), Зайцев ("Московский характер" Софро-нова, Гос. пр. СССР, 1949), Мурзавецкий, Лыняев ("Волки и овцы"), Робинзон ("Бесприданница"), Шма-га, Бобчинский; Ежевикин ("Село Степанчиково и его обитатели" по Достоевскому), Терещенко ("Крылья" Корнейчука), Гаврилкин ("Карточный домик" Сту-калова), Репетилов ("Горе от ума"), Фамусов; Консул ("Украли консула" Мдивани), Косых ("Иванов" Чехова). В. Мае. СВЕТЯЩИЕСЯ ДЕКОРАЦИИ -см. Люминисцент-ная театральная живопись. СВЕЧНИКОВ, Анатолий Григорьевич [р. 2(15).VL 1908 - 12.III.1962] - Страницы: «« « 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 2050 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |