Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2011   2012   2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019  2020   2021   2022   2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029  » »»

   САНГАКУ - вид япон. нар. представлений. Получили распространение в  8
в. Состояли из  акробатич.  и  муз.  номеров,  выступлений  кукольников,
жонгл„ров, фокусников, исполнения небольших  комич.  сценок,  рассказов,
танцев. С. были очень популярны в народе и явились основой для  развития
театр.  иск-ва  Японии.  Ок.   11   в.   эти   представления   несколько
видоизменились и получили назв. саругаку. Л. Г.
   САНГАЛЛИ (Sangalli), Рита (1851-1909) - итал. артистка балета. В 1865
окончила  школу  т-ра  "Ла  Скала".  Ученица  А.  Хуса  и  М.   Тальони.
Дебютировала в балете "Флик и Флок" Гертеля.  Гастролировала  в  Турине,
Лондоне, Нью-Йорке. В 1872-83- солистка Парижской  Оперы.  С.  считалась
технически сильной танцовщицей (обладала "стальным носком"), но е„ танец
был маловыразительным.  Для  С.  были  пост.  балеты:  "Сильвия"  Делиба
(1876), "Иедда" Метра (1879), "Намуна" Лало (1882) и др.,  в  к-рых  она
была первой исполнительницей заглавных партий.
   Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 3, П., 1917, с. 314-22; Beaumont
C.W., Complete book of ballets, L., 1951, p. 613, 606. Ham. P.
   САНДЕР, Георг Иоханнесович (p. 7.V.1923) - эст. сов. театр. художник.
В 1949-55 учился в Гос. художеств.  ин-те  Эст.  ССР  (Таллин).  С  1945
работает в т-ре "Ванемуйне". Оформил спектакли: "Только  мечта"  Кырвера
(1955), "Дон Паскуале" Доницетти (1957), "Аида" (1961) и  др.  Наряду  с
писаными часто использует проекционные декорации: "Тийна" Аустер (1958),
"Так поступают все" Моцарта (1959), "Орлеанская дева" Пейко (1962). Э.П.
   САНДЕРСОН (Sanderson), Сибил (7. XI 1.1865-  15.  V.I  903)  -  амер.
артистка  оперы  (лирико-колора-турное  сопрано).  Училась  в  парижской
Консерватории, брала уроки у М. Маркези и Ж. Б. Сбрилья. Дебютировала на
оперной сцене в Гааге в 1888. Ж. Массне специально для не„  написал  гл.
партии в операх
   27   "Эсклармонда" (1889), "Таис" (1894), "Маг" (1895). Эти партии, так же
как и партия Манон (о. п. Массне), принесли С. мировую  известность.  К.
Сен-Санс написал для С. гл.  партию  в  опере  "Фрина"  (1893).  С  1889
С.ведущая  солистка  т-ра  "Гранд-Опера".  Гастролировала   в   Лондоне,
Брюсселе, Нью-Йорке, Петербурге (1891).
   Выдающаяся представительница франц. вок. школы, С.  обладала  голосом
широкого диапазона (до с о л ь 3-й октавы), высокой техникой. Е„  манера
интерпретации, внешне блестящая и эффектная,  тщательно  отработанная  в
деталях, отличалась изяществом, тонкостью и благородством. Вс. Т.
   САНДЛЕР, Оскар Аронович [р.13(26) .1.1910] -  укр.  сов.  композитор.
Засл. арт. Казах. ССР (1943). Чл. Коммунистич. партии  с  1947.  В  1937
окончил Киевскую консерваторию по классам дирижирования и композиции.  В
1935-40 - дириж„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко,  в  1940-41  -  зав.
муз. частью Т-ра им. Леси Украинки в Киеве, в  1941-43  -  Объедин„нного
т-ра казах, и рус. драмы в Алма-Ате.
   Автор оперы "Одной жизнью" (совм. с Д. Л. Клебановым. 1947, Т-р оперы
и балета им. Лысенко, Харьков),  детской  оперы  "Эльза  Штраус"  (1939,
Оперная  студия  Киевской  консерватории),  комедийного  балета  "Сердце
девичье" (1962, Киевский т-р муз.  комедии),  муз.  комедий  "Москвичка"
(1943, там же), "Фабрика чудес, или Праздник святого Йоргена". "Сердца и
доллары" (обе в 1949, там же), "Мой мальчик" (совм. с Клебановым,  1947,
Харьковский т-р муз. комедии), "В степях Украины" по  о.  п.  Корнейчука
(1954, Т-р оперы и балета, Львов; 2-я ред. 1957, Одесский  т-р  оперы  и
балета). "Кубок гетмана Богдана" (1954, Киевский областной т-р), "Дарите
любимым тюльпаны"  (1957),  "Невесты  не  должны  плакать"  (1959),  "На
рассвете" (1965 - все в Одесском т-ре  муз.  комедии),  "Эврика"  (1961,
Моск. т-р оперетты). Написал музыку к драматич. и эстрадным  спектаклям.
Р. Б.
   САНДУНОВ (Зандукели), Николай  Николаевич  [13(24).  X.1769-7(19).VI.
1832] - рус. юрист, драматург и  переводчик.  Профессор  гражданского  и
уголовного права в Моск. ун-те. Страстный любитель т-ра, С. выступал как
драматург и переводчик. В Моск. университетском пансионе, где С. сначала
учился, а потом преподавал, он писал пьесы и  ставил  своим  братом  С.  Н.  Сандуновым)  на  любительской  сцене.  С.-  автор
сентиментальной   драмы   "Солдатская    школа"    (1794),    выражавшей
антикрепост-нич. тенденции, и мещанской драмы  "Отец  семейства"  (1793,
переделка драмы Гемингена, пост. на моск. и петерб. сценах) и др.  пьес.
Составил сб. одноактных пьес "Детский театр" (1802), куда входили  также
и его пьесы, и написал к нему предисловие, поев. вопросу о роли  т-ра  в
воспитании молодого поколения. В 1793  перев„л  и  опубликовал  трагедию
Шиллера "Разбойники" (1814, Петербург, с участием А. С. Яковлева;  1828,
Москва, с участием М. С. Щепкина и П. С. Мочалова). Переводы  С.  широко
ставились на сцене. Мн. его пьесы были запрещены цензурой.
   Лит.: Родина Т. М., Сентиментальная драма Н. Н.  Сандунова  и  Н.  И.
Ильина, в кн.: Ежегодник ин-та истории искусств, М., 1958,  с.  194-228.
В, Вир.
   САНДУНОВ  (Зандукели),  Сила  Николаевич  [1756,  Москва,-  27.111(8.
IV).1820, там же] - рус.  акт„р.  Происходил  из  груз.  дворян.  Служил
чиновником. Сценич. деятельность начал в 1776 в частном  Моск.  т-ре  (с
1780 - Петровский т-р, т-р  Медокса).  В  1783  был  принят  на  петерб.
придворную сцену. В 1791 вернулся в Москву в Петровский т-р. С  1806-  в
труппе имп. Моск. т-ра (выступал одновременно и в Петербурге) .
   Иск-во С., исполнявшего роли слуг и приказных, носило ярко выраженный
демократич. характер. Созданный им  в  ряде  ролей  тип  пройдохи-слуги,
оказывающегося умнее своих господ,  напоминал  образ  Фигаро.  Продолжая
нар.  традиции,  С.  обращался  к  зрителям,  прибегал  к   злободневной
импровизации.  Его  игра  отличалась  живостью,   подвижностью   мимики,
тщательностью отделки. Лучшие роли: Скапен ("Скапеновы обманы" Мольера),
Полист ("Хвастун" Княжнина), Клим Гаврилыч ("Рекрутский  набор"),  Сем„н
("Смех и горе" Клу-шина). Блестяще владея мастерством трансформации,  С.
в спектакле "Алхимист" Клушина исполнял 7 ролей. Оставил сцену в 1810.
   Лит.: Асеев Б. -Н., Русский драматический театр XVII-XVIII  вв.,  М.,
1958; Р о д и н а Т., Русское театральное искусство в начале  XIX  века,
М., 1961. Ю.Д.
   САНДУНОВА (У р а н о в а), Елизавета Сем„новна
   [1772 (1777?) - 21.XI  (3.XII).1826]  -  рус.  оперная  и  концертная
певица  (меццо-сопрано).  Окончила  Петербургское  театральное   училище
(1791); е„ руководителями  были  И.  А.  Дмитревский  и  Мартин-и-Солер.
Впервые дебютировала в 1790 в петербургском  Эрмитажном  т-ре  в  партии
Амура  (опера  "Дианино  дерево"),  к-рая  в  течение  долгого   времени
оставалась е„ лучшей партией. Первонач. выступала под  фам.  Уранова.  В
1794, выйдя замуж за акт„ра  С.  Н.  Сандунова  и  приняв  его  фамилию,

Страницы: «« « 2011   2012   2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019  2020   2021   2022   2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия