Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 » »» "Родина" (1931), "На Кандре" (1933) Тинчури-на, "На„мщик" Т. Гиззата (1928) и др. С. принадлежат также инструмент, произв., песни. Лит.: Гиршман Я. М., Салих Сайдашев, Казань, 1956; С а ф и н а Г. Б., Основоположник татарской советской музыки... С. Сайдашев. Указатель лит-ры, Казань, 1958 (на тат. и рус. яз.). Ир. Г. САЙКОВ, Иван Павлович (р. 1911) - белорус. сов. артист оперы (тенор). Нар. арт. БССР (1955). Приш„л в т-р из худож. самодеятельности. В 19381949 - артист Т-ра муз. комедии БССР. В 1949-56- солист Белорус. т-ра оперы и балета, с 1956 - Саратовского т-ра оперы и балета. Партии: Герман; Андрей ("Мазепа"), Самозванец ("Борис Годунов"), Водемон ("Иоланта"), Григорий ("Тихий Дон"), Олег Кошевой ("Молодая гвардия" Мейтуса), Сергей ("Девушка из Полесья" Тикоцкого), Стефан ("Страшный двор" Мо-нюшко), Отелло, Ричард ("Отелло", "Бал-маскарад" Верди), Радамес, Хозе, Канио, Каварадосси и др. С. и И. Hue. САЙМОНСОН (Simonson), Ли (р. 26.VI.1888) - амер. театр. художник. С 1912 работал в т-ре "Вашингтон сквер плейере", в 1919-40 - гл. художник и директор т-ра "Гилд" (Нью-Йорк). Ранние работы С. характеризуются поисками, приводящими порой к фор-малистич. оформлению спектакля. Позднее в творчестве С. утверждаются реалистич. тенденции. Среди работ С.: "Чайка" (1916), "Власть тьмы" (1920); "Лилиом" Мольнара (1921), "Назад к Мафусаилу" Шоу 1922), "Сч„тная машина" Раиса (1923), "Человек-масса" Толлера, "Марко-миллионщик" 0'Нила (1928), "Рычи, Китай!" Третьякова (1930), "Дни без завершения" О'Нила (1934) и др.- все в т-ре "Гилд". Оформил балеты "Лебединое озеро" (1938, "Балетный т-р Мордкина") и др., оперы -"Кольцо Нибелунга" Вагнера (1949, "Метрополитен-опера") и др. С. препода„т в крупнейших амер. ун-тах, автор ряда теоретич. работ. Соч.: The stage is set, N. Y., 1932; Settings and costumes of the modern stage, N. Y., 1933 (совм. с F. F. Kommissar-zhevskii); Part of a lifetime. Drawings and designs, N. Y., 1943; The art of scenic design, N. Y., 1950. Я. Г о САЙН‚ТЕ Сисп. sainete, осн. знач. - соус, приправа) - жанр исп., позднее также латиноамер. т-ра; вес„лое муз. представление. Истоки С. - в пасос и фарсах Л. де Руэды. В 1-й пол. 17 в. С.- шутливая сценка, к-рой оканчивалось Тс?атр. празднество. Во 2-й пол. 17 B.C. называли любой финал (напр., песня, танец) театр. представления. Становление С., как самостоят. жанра, происходит в 18 в. и связано с творчеством исп. драматурга Р. Ф. де ла К руса. Реалистич. сайнете Круса, написанные разговорным яз. в размере нар. романса, сочувственно изображали городские низы и получили большую популярность. Среди последователей Круса - Г. Савала, В. Р. де Арелья-но, X. И. Гонсалес дель Кастильо. Неотъемлемая часть С.- музыка и пение. В числе композиторов, писавших музыку для С.,- П. Эстеве, Л. Мисон, А. Росалес, Б. Ласерна. В 1-й пол. 19 в. появились С. для детей, получившие широкое распространение, а в нач. 20 в.- т. н. андалусские С., использующие музыку и стихотворный фольклор Андалусии. В 20 в. этот вид С. разрабатывали бр. С. и X. Альварес Кин-теро и К. Арничес-и-Баррера. А. Гр. С конца 19 в. С. получило большое распространение в Аргентине, где основоположником этого жанра стал Н. Трехо-автор св. 50 сайнете. Среди драматургов, писавших С. в конце 19- 1-й четв. 20 вв.: Э. Сория, К. Маурисио Пачеко, А. Вакареса, А. Диссеполо, Р. Пайро, X. Гонсалес Кастилъо, А. Фонтанелья. В развитие жанра С. вн„с вклад Ф. Санчес. Музыку для С. писали композиторы А. Рейносо, Ф. Пая, Э. Гарсиа Лалане, А. А. Подеста и др. К сер. 20-х гг. популярный среди народа жанр С. приходит в упадок в связи с активизацией деятельности коммерч. т-ров, к-рые превращают С. в пошлую комедию. Ал. Р. САЙФЙ-КАЗАНЛЫ, Фатих (р. 12.III.1888-1938)- тат. драматург, писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Герои первой пьесы С.-К. "Священный труд" (изд. 1907) - революционеры, подпольщики. В комедиях "Наши времена" (1909) и "Общественный деятель" (1916) С.-К. высмеял оторванную от своего народа интеллигенцию. Общественно значит, вопросы ставит пьеса "Скучная жизнь" (1914-15, труппа "Сайяр"). С первых дней Сов. власти С.-К. активно выступал за создание пролетарской культуры, за новый т-р. В 1920 написал драму "Враги", в к-рой создал героич. образы большевиков и рабочих-красногвардейцев, участников революционного восстания в Казани. Пьеса была пост. во мн. тат. т-рах. Пьесы "Родословная муллы Закцана" (1929, Тат. акад. т-р) и "Зел„ная поляна" (1933, там же) проникнуты пафосом борьбы за новую жизнь. Последняя драма С.-К. "Зубаржат" показывает новые взаимоотношения между людьми со-циалистич. общества, трудовой героизм. Был незаконно репрессирован, реабилитирован посмертно. Соч.: Сайланма эсэрлэр, Казан, 1960 (см. предисл. X. Хисмэтуллина). Лит.: Татар совет эдэбияты тарихы, Казан,,1960. ф р "САЙЯР" ("Странствующая") - первая тат. профессиональная труппа. Организована И. Кудашевым-Ашказарским в нач. 1907 в Оренбурге. В 1907 в труппу пришел А. Карцев, и с 1908 она получила наименование "С.", т. к. вела разъездную деятельность. В первый период работы "С." (1907-12) в репертуаре гл. место занимали пьесы Г. Камала: "Первое представление", "Ради подарка", "Распутство", "Банкрот", "Тайны нашего города". Затем репертуар труппы расширяется: ставятся произв. рус., зап.-европ. классики, азерб. драматургии: "Коварство и любовь" (1913), "Гроза" (1914), "Без вины виноватые" (1915), "Ревизор" (1916), "Доходное место" (1916), "Скупой" (1915), "Лекарь поневоле" Мольера (1916), "Горе Фах-ретдина" Везирова, "Надиршах" Нариманова. Труппа, возглавляемая А. Карцевым, вела большую работу по созданию нац. репертуара. Были пост. пьесы Амирхана "Молод„жь", "Неравные" и произв. молодых писателей: "Первые цветы" Тинчурина, "Молодые не обманываются" Файзи и др. "С." в 1917 впервые пост. драму Г. Кулахметова "Молодая жизнь", написанную под влиянием Горького и запрещ„нную цензурой. После Окт. революции "С." пост.: "Мещане", "Вишн„вый сад" (повторение спектаклей МХТа), "Свадьба Кречинского", "Хаджи Эфенди женится" Ш. Кама-ла, "Галиябану" Файэи, "Последний привет" Тинчурина, "Обезумевшая девушка" Бурнаша и др. Кариев привл„к в труппу рус. режисс„ров Загорского, Михаленко, художника Бенькова. Труппа "С." гастролировала в городах Поволжья, Урала, Кавказа, Сибири, Ср. Азии и способствовала возникновению узб., тадж. и башк. т-ров, сближению культуры тат. народа с культурой др. народов и, в первую очередь, с рус. передовой культурой. Страницы: «« « 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |