Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005  2006   2007   2008   2009   2010   2011   2012   2013   2014   2015  » »»

"Родина" (1931), "На Кандре" (1933)  Тинчури-на,  "На„мщик"  Т.  Гиззата
(1928) и др. С. принадлежат также инструмент, произв., песни.
   Лит.: Гиршман Я. М., Салих Сайдашев, Казань, 1956; С а ф и н а Г. Б.,
Основоположник татарской  советской  музыки...  С.  Сайдашев.  Указатель
лит-ры, Казань, 1958 (на тат. и рус. яз.). Ир. Г.
   САЙКОВ, Иван Павлович (р. 1911) - белорус. сов. артист оперы (тенор).
Нар. арт. БССР (1955).  Приш„л  в  т-р  из  худож.  самодеятельности.  В
19381949 - артист Т-ра муз. комедии БССР.  В  1949-56-  солист  Белорус.
т-ра оперы и балета, с 1956 - Саратовского т-ра оперы и балета.
   Партии: Герман;  Андрей  ("Мазепа"),  Самозванец  ("Борис  Годунов"),
Водемон ("Иоланта"), Григорий  ("Тихий  Дон"),  Олег  Кошевой  ("Молодая
гвардия" Мейтуса),  Сергей  ("Девушка  из  Полесья"  Тикоцкого),  Стефан
("Страшный двор" Мо-нюшко),  Отелло,  Ричард  ("Отелло",  "Бал-маскарад"
Верди), Радамес, Хозе, Канио, Каварадосси и др. С. и И. Hue.
   САЙМОНСОН (Simonson), Ли (р. 26.VI.1888) - амер. театр.  художник.  С
1912 работал в т-ре "Вашингтон сквер плейере", в 1919-40 - гл.  художник
и директор т-ра "Гилд"  (Нью-Йорк).  Ранние  работы  С.  характеризуются
поисками,  приводящими  порой  к  фор-малистич.  оформлению   спектакля.
Позднее в творчестве С. утверждаются реалистич. тенденции.
   Среди работ С.: "Чайка" (1916), "Власть тьмы" (1920);
   "Лилиом" Мольнара (1921), "Назад к  Мафусаилу"  Шоу  1922),  "Сч„тная
машина" Раиса (1923), "Человек-масса" Толлера, "Марко-миллионщик" 0'Нила
(1928), "Рычи, Китай!" Третьякова (1930), "Дни  без  завершения"  О'Нила
(1934) и др.- все в т-ре "Гилд". Оформил балеты "Лебединое озеро" (1938,
"Балетный т-р Мордкина") и др., оперы -"Кольцо Нибелунга" Вагнера (1949,
"Метрополитен-опера") и др.
   С. препода„т в крупнейших амер. ун-тах, автор ряда теоретич. работ.
   Соч.: The stage is set, N. Y., 1932; Settings  and  costumes  of  the
modern stage, N. Y., 1933 (совм. с F. F. Kommissar-zhevskii); Part of  a
lifetime. Drawings and designs, N. Y., 1943; The art of  scenic  design,
N. Y., 1950. Я. Г о
   САЙН‚ТЕ Сисп. sainete, осн. знач. -  соус,  приправа)  -  жанр  исп.,
позднее также латиноамер. т-ра; вес„лое муз. представление. Истоки С.  -
в пасос и фарсах Л. де Руэды. В 1-й пол.  17  в.  С.-  шутливая  сценка,
к-рой оканчивалось Тс?атр. празднество. Во 2-й  пол.  17  B.C.  называли
любой финал (напр., песня, танец) театр. представления. Становление  С.,
как самостоят. жанра, происходит в 18 в. и связано  с  творчеством  исп.
драматурга Р. Ф. де ла К  руса.  Реалистич.  сайнете  Круса,  написанные
разговорным  яз.  в  размере  нар.  романса,   сочувственно   изображали
городские низы и получили  большую  популярность.  Среди  последователей
Круса - Г. Савала, В. Р. де Арелья-но, X.  И.  Гонсалес  дель  Кастильо.
Неотъемлемая часть С.- музыка и пение. В  числе  композиторов,  писавших
музыку для С.,- П. Эстеве, Л. Мисон, А. Росалес, Б. Ласерна. В 1-й  пол.
19 в. появились С. для детей, получившие широкое  распространение,  а  в
нач. 20 в.- т. н. андалусские С.,  использующие  музыку  и  стихотворный
фольклор Андалусии. В 20 в. этот  вид  С.  разрабатывали  бр.  С.  и  X.
Альварес Кин-теро и К. Арничес-и-Баррера. А. Гр.
   С конца 19 в. С. получило большое распространение  в  Аргентине,  где
основоположником этого жанра стал Н. Трехо-автор св. 50  сайнете.  Среди
драматургов, писавших С. в конце 19- 1-й четв.  20  вв.:  Э.  Сория,  К.
Маурисио Пачеко, А.  Вакареса,  А.  Диссеполо,  Р.  Пайро,  X.  Гонсалес
Кастилъо, А. Фонтанелья. В развитие  жанра  С.  вн„с  вклад  Ф.  Санчес.
Музыку для С. писали композиторы А. Рейносо, Ф. Пая, Э.  Гарсиа  Лалане,
А. А. Подеста и др. К сер. 20-х гг.  популярный  среди  народа  жанр  С.
приходит в упадок в связи с активизацией  деятельности  коммерч.  т-ров,
к-рые превращают С. в пошлую комедию. Ал. Р.
   САЙФЙ-КАЗАНЛЫ, Фатих (р. 12.III.1888-1938)- тат. драматург, писатель.
Чл. Коммунистич. партии с 1920.  Герои  первой  пьесы  С.-К.  "Священный
труд"  (изд.  1907)  -  революционеры,  подпольщики.  В  комедиях  "Наши
времена" (1909) и "Общественный деятель" (1916) С.-К. высмеял оторванную
от своего народа интеллигенцию. Общественно значит, вопросы ставит пьеса
"Скучная жизнь" (1914-15, труппа "Сайяр"). С  первых  дней  Сов.  власти
С.-К. активно выступал за создание пролетарской культуры, за новый  т-р.
В 1920 написал драму "Враги", в к-рой создал героич. образы  большевиков
и  рабочих-красногвардейцев,  участников  революционного   восстания   в
Казани. Пьеса была пост. во мн. тат.  т-рах.  Пьесы  "Родословная  муллы
Закцана" (1929, Тат. акад.  т-р)  и  "Зел„ная  поляна"  (1933,  там  же)
проникнуты  пафосом  борьбы  за  новую  жизнь.  Последняя  драма   С.-К.
"Зубаржат" показывает новые взаимоотношения между  людьми  со-циалистич.
общества, трудовой героизм. Был незаконно репрессирован,  реабилитирован
посмертно.
   Соч.: Сайланма эсэрлэр, Казан, 1960 (см. предисл. X. Хисмэтуллина).
   Лит.: Татар совет эдэбияты тарихы, Казан,,1960. ф р
   "САЙЯР" ("Странствующая")  -  первая  тат.  профессиональная  труппа.
Организована И. Кудашевым-Ашказарским в нач. 1907 в Оренбурге. В 1907  в
труппу пришел А. Карцев, и с 1908 она получила наименование "С.", т.  к.
вела разъездную деятельность.
   В первый период работы "С." (1907-12) в репертуаре гл. место занимали
пьесы Г. Камала: "Первое представление", "Ради  подарка",  "Распутство",
"Банкрот", "Тайны нашего города". Затем  репертуар  труппы  расширяется:
ставятся  произв.  рус.,  зап.-европ.  классики,   азерб.   драматургии:
"Коварство и  любовь"  (1913),  "Гроза"  (1914),  "Без  вины  виноватые"
(1915), "Ревизор" (1916),  "Доходное  место"  (1916),  "Скупой"  (1915),
"Лекарь  поневоле"  Мольера   (1916),   "Горе   Фах-ретдина"   Везирова,
"Надиршах" Нариманова.
   Труппа, возглавляемая А. Карцевым, вела большую  работу  по  созданию
нац. репертуара. Были пост.  пьесы  Амирхана  "Молод„жь",  "Неравные"  и
произв.  молодых  писателей:  "Первые  цветы"  Тинчурина,  "Молодые   не
обманываются" Файзи и др. "С." в 1917 впервые пост. драму Г. Кулахметова
"Молодая  жизнь",  написанную  под  влиянием  Горького   и   запрещ„нную
цензурой.
   После Окт. революции "С." пост.: "Мещане", "Вишн„вый сад" (повторение
спектаклей МХТа),  "Свадьба  Кречинского",  "Хаджи  Эфенди  женится"  Ш.
Кама-ла, "Галиябану" Файэи, "Последний привет"  Тинчурина,  "Обезумевшая
девушка"  Бурнаша  и  др.  Кариев  привл„к  в  труппу  рус.   режисс„ров
Загорского, Михаленко, художника Бенькова.
   Труппа  "С."  гастролировала  в  городах  Поволжья,  Урала,  Кавказа,
Сибири, Ср. Азии и способствовала  возникновению  узб.,  тадж.  и  башк.
т-ров, сближению культуры тат. народа  с  культурой  др.  народов  и,  в
первую очередь, с рус. передовой культурой.

Страницы: «« « 1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005  2006   2007   2008   2009   2010   2011   2012   2013   2014   2015  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия