|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 » »» "Родина" (1931), "На Кандре" (1933) Тинчури-на, "На„мщик" Т. Гиззата
(1928) и др. С. принадлежат также инструмент, произв., песни.
Лит.: Гиршман Я. М., Салих Сайдашев, Казань, 1956; С а ф и н а Г. Б.,
Основоположник татарской советской музыки... С. Сайдашев. Указатель
лит-ры, Казань, 1958 (на тат. и рус. яз.). Ир. Г.
САЙКОВ, Иван Павлович (р. 1911) - белорус. сов. артист оперы (тенор).
Нар. арт. БССР (1955). Приш„л в т-р из худож. самодеятельности. В
19381949 - артист Т-ра муз. комедии БССР. В 1949-56- солист Белорус.
т-ра оперы и балета, с 1956 - Саратовского т-ра оперы и балета.
Партии: Герман; Андрей ("Мазепа"), Самозванец ("Борис Годунов"),
Водемон ("Иоланта"), Григорий ("Тихий Дон"), Олег Кошевой ("Молодая
гвардия" Мейтуса), Сергей ("Девушка из Полесья" Тикоцкого), Стефан
("Страшный двор" Мо-нюшко), Отелло, Ричард ("Отелло", "Бал-маскарад"
Верди), Радамес, Хозе, Канио, Каварадосси и др. С. и И. Hue.
САЙМОНСОН (Simonson), Ли (р. 26.VI.1888) - амер. театр. художник. С
1912 работал в т-ре "Вашингтон сквер плейере", в 1919-40 - гл. художник
и директор т-ра "Гилд" (Нью-Йорк). Ранние работы С. характеризуются
поисками, приводящими порой к фор-малистич. оформлению спектакля.
Позднее в творчестве С. утверждаются реалистич. тенденции.
Среди работ С.: "Чайка" (1916), "Власть тьмы" (1920);
"Лилиом" Мольнара (1921), "Назад к Мафусаилу" Шоу 1922), "Сч„тная
машина" Раиса (1923), "Человек-масса" Толлера, "Марко-миллионщик" 0'Нила
(1928), "Рычи, Китай!" Третьякова (1930), "Дни без завершения" О'Нила
(1934) и др.- все в т-ре "Гилд". Оформил балеты "Лебединое озеро" (1938,
"Балетный т-р Мордкина") и др., оперы -"Кольцо Нибелунга" Вагнера (1949,
"Метрополитен-опера") и др.
С. препода„т в крупнейших амер. ун-тах, автор ряда теоретич. работ.
Соч.: The stage is set, N. Y., 1932; Settings and costumes of the
modern stage, N. Y., 1933 (совм. с F. F. Kommissar-zhevskii); Part of a
lifetime. Drawings and designs, N. Y., 1943; The art of scenic design,
N. Y., 1950. Я. Г о
САЙН‚ТЕ Сисп. sainete, осн. знач. - соус, приправа) - жанр исп.,
позднее также латиноамер. т-ра; вес„лое муз. представление. Истоки С. -
в пасос и фарсах Л. де Руэды. В 1-й пол. 17 в. С.- шутливая сценка,
к-рой оканчивалось Тс?атр. празднество. Во 2-й пол. 17 B.C. называли
любой финал (напр., песня, танец) театр. представления. Становление С.,
как самостоят. жанра, происходит в 18 в. и связано с творчеством исп.
драматурга Р. Ф. де ла К руса. Реалистич. сайнете Круса, написанные
разговорным яз. в размере нар. романса, сочувственно изображали
городские низы и получили большую популярность. Среди последователей
Круса - Г. Савала, В. Р. де Арелья-но, X. И. Гонсалес дель Кастильо.
Неотъемлемая часть С.- музыка и пение. В числе композиторов, писавших
музыку для С.,- П. Эстеве, Л. Мисон, А. Росалес, Б. Ласерна. В 1-й пол.
19 в. появились С. для детей, получившие широкое распространение, а в
нач. 20 в.- т. н. андалусские С., использующие музыку и стихотворный
фольклор Андалусии. В 20 в. этот вид С. разрабатывали бр. С. и X.
Альварес Кин-теро и К. Арничес-и-Баррера. А. Гр.
С конца 19 в. С. получило большое распространение в Аргентине, где
основоположником этого жанра стал Н. Трехо-автор св. 50 сайнете. Среди
драматургов, писавших С. в конце 19- 1-й четв. 20 вв.: Э. Сория, К.
Маурисио Пачеко, А. Вакареса, А. Диссеполо, Р. Пайро, X. Гонсалес
Кастилъо, А. Фонтанелья. В развитие жанра С. вн„с вклад Ф. Санчес.
Музыку для С. писали композиторы А. Рейносо, Ф. Пая, Э. Гарсиа Лалане,
А. А. Подеста и др. К сер. 20-х гг. популярный среди народа жанр С.
приходит в упадок в связи с активизацией деятельности коммерч. т-ров,
к-рые превращают С. в пошлую комедию. Ал. Р.
САЙФЙ-КАЗАНЛЫ, Фатих (р. 12.III.1888-1938)- тат. драматург, писатель.
Чл. Коммунистич. партии с 1920. Герои первой пьесы С.-К. "Священный
труд" (изд. 1907) - революционеры, подпольщики. В комедиях "Наши
времена" (1909) и "Общественный деятель" (1916) С.-К. высмеял оторванную
от своего народа интеллигенцию. Общественно значит, вопросы ставит пьеса
"Скучная жизнь" (1914-15, труппа "Сайяр"). С первых дней Сов. власти
С.-К. активно выступал за создание пролетарской культуры, за новый т-р.
В 1920 написал драму "Враги", в к-рой создал героич. образы большевиков
и рабочих-красногвардейцев, участников революционного восстания в
Казани. Пьеса была пост. во мн. тат. т-рах. Пьесы "Родословная муллы
Закцана" (1929, Тат. акад. т-р) и "Зел„ная поляна" (1933, там же)
проникнуты пафосом борьбы за новую жизнь. Последняя драма С.-К.
"Зубаржат" показывает новые взаимоотношения между людьми со-циалистич.
общества, трудовой героизм. Был незаконно репрессирован, реабилитирован
посмертно.
Соч.: Сайланма эсэрлэр, Казан, 1960 (см. предисл. X. Хисмэтуллина).
Лит.: Татар совет эдэбияты тарихы, Казан,,1960. ф р
"САЙЯР" ("Странствующая") - первая тат. профессиональная труппа.
Организована И. Кудашевым-Ашказарским в нач. 1907 в Оренбурге. В 1907 в
труппу пришел А. Карцев, и с 1908 она получила наименование "С.", т. к.
вела разъездную деятельность.
В первый период работы "С." (1907-12) в репертуаре гл. место занимали
пьесы Г. Камала: "Первое представление", "Ради подарка", "Распутство",
"Банкрот", "Тайны нашего города". Затем репертуар труппы расширяется:
ставятся произв. рус., зап.-европ. классики, азерб. драматургии:
"Коварство и любовь" (1913), "Гроза" (1914), "Без вины виноватые"
(1915), "Ревизор" (1916), "Доходное место" (1916), "Скупой" (1915),
"Лекарь поневоле" Мольера (1916), "Горе Фах-ретдина" Везирова,
"Надиршах" Нариманова.
Труппа, возглавляемая А. Карцевым, вела большую работу по созданию
нац. репертуара. Были пост. пьесы Амирхана "Молод„жь", "Неравные" и
произв. молодых писателей: "Первые цветы" Тинчурина, "Молодые не
обманываются" Файзи и др. "С." в 1917 впервые пост. драму Г. Кулахметова
"Молодая жизнь", написанную под влиянием Горького и запрещ„нную
цензурой.
После Окт. революции "С." пост.: "Мещане", "Вишн„вый сад" (повторение
спектаклей МХТа), "Свадьба Кречинского", "Хаджи Эфенди женится" Ш.
Кама-ла, "Галиябану" Файэи, "Последний привет" Тинчурина, "Обезумевшая
девушка" Бурнаша и др. Кариев привл„к в труппу рус. режисс„ров
Загорского, Михаленко, художника Бенькова.
Труппа "С." гастролировала в городах Поволжья, Урала, Кавказа,
Сибири, Ср. Азии и способствовала возникновению узб., тадж. и башк.
т-ров, сближению культуры тат. народа с культурой др. народов и, в
первую очередь, с рус. передовой культурой.
Страницы: «« « 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |