Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1992   1993   1994   1995   1996   1997   1998   1999   2000  2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010  » »»

всегда создавала живые  образы  купчих,  мещанок,  крестьянок  и  т.  п.
Наивысшие достижения С. связаны с рус. классикой и в  первую  очередь  с
произв. Островского. В первых пост. своих  пьес  на  сцене  Малого  т-ра
Островский поручил ей роли: Домны  Пантелевны("Та-ланты  и  поклонники",
1881), Аполлинарии Антоновны ("Красавец-мужчина", 1882),  Галчихи  ("Без
вины виноватые", 1884), Хионии Прокофьевны ("Не от  мира  сего",  1885),
Недвиги и Старухи-крестьянки ("Воевода",  1886,  2-я  ред.).  Крупнейшая
актриса т-ра Островского, С. гл. внимание уделяла  слову.  Она  обладала
безупречной дикцией, звучным,  прекрасно  обработанным  голосом.  Знаток
родного языка во всех его тонкостях,  С.  в  совершенстве  владела  рус.
речью,  е„  мелодикой,  говором,  акцентами.  Улавливая  в  тексте  роли
своеобразие  речевой  характеристики  персонажа,  С.,   пользуясь   этой
характеристикой, мастерски обрисовывала характер и социальное  положение
своих  героинь.  Музыкальность,   неисчерпаемое   богатство   интонаций,
рождаемое тонкими психологич. нюансами, виртуозность в ведении  диалога,
смена  темпов  и  разнообразие   ритмов   сообщали   сценич.   речи   С.
исключительную   выразительность.   С.   были   свойственны    полнейшая
безыскусственность исполнения; предельная естественность тона и  сценич.
поведения и одновременно сочность,  яркость  игры.  Актриса  никогда  не
стремилась к внешней трансформации; е„ грим всегда был предельно  прост.
Она достигала  перевоплощения  внутренним  преображением,  изменявшим  и
внешний облик. В совершенстве владела С. мимич.  мастерством;  е„  жесты
всегда соответствовали характеру действующего  лица,  эпохе,  жизненному
укладу.  С.  покоряла  зрителей  жизнерадостностью  своей  игры,  тонким
юмором. В ролях Галчихи ("Без вины виноватые") и Матр„ны ("Власть тьмы",
1895), Старухи-крестьянки ("Воевода") раскрылась  драматическая  сторона
дарования актрисы. В этих ролях она поднималась до подлинного  трагизма.
Колыбельная Старухи-крестьянки над люлькой внука выражала скорбь  народа
о своей тяжкой доле и его растущее возмущение. С особой сердечностью  С.
играла роли простых рус. женщин. В образе Домны Пантелевны С., наряду  с
ограниченностью, мещанством, расч„тливостью, показывала любовь к дочери,
восхищение е„ талантом. Островский находил, что С. все роли в его пьесах
играет превосходно, а Домну Пантелевну идеально. За скудным текстом роли
Анфусы Тихоновны ("Волки и овцы", 1893), произносимым С.  с  неистощимым
разнообразием  и  серь„зным  комизмом,  возникал  образ   обезличенного,
зависимого человека,  вызывавшего  к  себе  сочувствие.  Среди  шедевров
С.Глафира Фирсовна ("Последняя жертва", 1895), Мавра Тарасовна  ("Правда
- хорошо, а счастье лучше", 1897), Кукушкина ("Доходное  место",  1907),
графиня Хрюмина (1899). Мизансцены С. были крайне просты: она чаще всего
сидела на авансцене, вс„ время поддерживая общение со зрительным залом.
   В 1911 С. было  присвоено  звание  засл.  арт.  императорских  т-ров.
Иск-во С. высоко ценили  крупнейшие  деятели  т-ра.  Так,  Станиславский
называл С. драгоценным алмазом рус.  т-ра;  В.  И.  Немирович-Данчен-ко,
ценя самостоятельность дарования С., считал, что для "не„ не нужно  было
режисс„ра: она сама себе режисс„р"; А. П. Ленский видел в  С.  такую  же
великую музу комедии, как в Ермоловой - музу трагедии. После Октябрьской
революции С. систематически участвовала  в  выездных  спектаклях  Малого
т-ра  на  фабриках,  заводах,  в  казармах,  рабочих  клубах.  Среди  е„
последних ролей- Захаровна ("Старик" Горького, 1919).
   Др. роли:  в  пьесах  Островского-Спиридоновна  ("Не  так  живи,  как
хочется". 1882), Мигач„ва ("Не было ни гроша, да  вдруг  алтын",  1882),
Феклуша,Кабаниха ("Гроза", 1882,1911),
   Настасья  Петровна  ("Женитьба  Белугина"  Островского  и  Соловь„ва,
1882), Матр„на и Красавина ["За чем пойд„шь, то  и  найд„шь"  ("Женитьба
Бальзаминова"), 1883 и 1886], Феона ("Не  вс„  коту  масленица",  1885),
Глумова  ("На  всякого  мудреца  довольно  простоты",  1885),   Аграфена
Платоновна("В  чужом  пиру  похмелье",  1888),  Сваха  ("Свои   люди   -
сочт„мся",   1892),   Улита   ("Лес",   1895),    Марфа    Севастьяновна
("Невольницы",  1895),  Шаблова  ("Поздняя  любовь",  1896),   Степанида
("Светит, да не  греет"  Островского  и  Соловь„ва,  1901),  Аполлинария
Панфиловна ("Сердце не камень", 1902), Пелагея  Егоровна  ("Бедность  не
порок", 1908), Незабудкина ("Бедная невеста",  1909),  Красавина  ("Свои
собаки грызутся, чужая не  приставай",  1914).  В  пьесах  др.  авторов:
княгиня  Тугоуховская  ("Горе  от  ума",  1882),  Каурова  ("Завтрак   у
предводителя", 1885, бенефис С.), Кухарка ("Плоды  просвещения",  1891),
Пестова ("Дворянское гнездо"  по  Тургеневу,  1895),  Матр„на  ("Горькая
судьбина" Писемского, 1895), Авдотья  Ивановна  ("Майорша"  Шпажинского,
1880). Бояркина ("Беда  от  нежного  сердца"  Соллогуба,  1881),  Анфиса
("Около денег" по А. Потехину, 1883), Ненила  ("Чародейка"  Шпажинского,
1884), Арина Пантелеймоновна ("Муж знаменитости" Сумбатова, 1884), Дарья
Кировна ("Старый закал"  Сумбатова,  1895),  Авдотья  Степановна  ("Цена
жизни" Вл.  Немировича-Данченко,  1896),  Ольга  Спиридоновна,  Настасья
Павловна ("Джентльмен", 1897, "Ночной  туман",  1916,  Сумбатова),  г-жа
Сикарт ("Ядро" Нор-дау, 1898), мать  Этшепара  ("Красная  мантия"  Брие,
1904), Арина ("Неприятель" Мамонтова, 1914) и др. Е. Фил.
   4)  Елизавета  Михайловна  [по  уточн.  данным:  23.1У  (5.У).  1872,
Москва,- 4.VI.1934, там же] - засл. арт. гос. акад. т-ров  (1927).  Дочь
Ольги Осиповны и  Михаила  Прововича  С.  По  сцене  (при  жизни  О.  О.
Садовской)- Садовская 2-я. В 1894, по окончании драм. курсов  при  Моск.
театр. уч-ще (классы О. А. Правдина и М. П. Садовского), была принята  в
Малый т-р, где работала до  конца  жизни.  С.  обладала  привлекательной
внешностью, женственностью, обаянием, приятным голосом, ч„ткой  дикцией.
Е„  игра  была  отмечена  искренностью,  непосредственностью,  теплотой,
вес„лостью.  Вначале  С.  наряду   с   комедийными   ролями   играла   и
драматические: царица  Анна  ("Василиса  Мелентьева"  Островского  и  С.
Гедеонова,1894), Аксюша ("Лес", 1895), Нюта ("Цепи" Сумбатова,  1897)  и
др. В работе над ролью Снегурочки (1900, Новый т-р, реж. А. П.  Ленский)
раскрылась лирич. сторона дарования С. Крупным достижением С. была  роль
Глафиры ("Волки и овцы", 1904),  в  к-рой  проявились  сценич.  обаяние,
тонкая комедий-ность игры актрисы. Изяществом, пластичностью  отличалось
исполнение С. роли Ариэля ("Буря" Шекспира, 1905). Среди  значит,  ролей
С.- Верочка ("Шутники" Островского, 1901), Марья  Антоновна  ("Ревизор",
1903), Поликсена ("Правда-хорошо, а счастье лучше"  Островского,  1906),
Таня ("Плоды просвещения",  1907),  Юлинька  ("Доходное  место",  1907),
Варвара ("Гроза", 1911), Негина и  Смельская  ("Таланты  и  поклонники",
1912), Лиза, Наталья Дмитриевна и Графиня-внучка ("Горе от  ума",  1911,
1917 и 1921) и др. В  зап.  классике  С.  играла  Регину  ("Привидения",
1909), Сюзанну ("Женитьба Фигаро", 1910) и др.  Перейдя  на  характерные
роли, С. создала образы, отмеченные чувством юмора, наблюдательностью. В
пьесах сов. авторов С. сыграла роли: Франсуаза Артикль ("Иван  Козырь  и

Страницы: «« « 1992   1993   1994   1995   1996   1997   1998   1999   2000  2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия