|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 » »» Espanoles", t. C, CI, СИ см. Teatro).
Лит.: A z o r i n (Martinez Ruiz J.), Rivas y Larra. Razon social del
romanticismo en Espana, Madrid, 1916, 2 ed., Madrid, 1957; Boussagol G.,
Angel de Saavedra, Duc de Rivas: sa vie. son oeuvre poetique, Toulouse,
1926; P e e r s E. A., Angel de Saavedra, Duque de Rivas. A critical
study, "Revue Hispanique", Р., 1923, [v. LVIII], ј 133-134; его же,
Rivas and romanticism in Spain, Liverpool, 1923. 3. П.
СААКЯН, Тагуш Галустовна [р. 8(21).III.1907 ] - арм. сов. актриса.
Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Сце-нич. деятельность начала в Бакинском
арм. т-ре в 1926. С 1949 работает в Степанакертском арм. т-ре, играет
драматич., комедийные и характерные роли.
Роли: Наташа, Розалия ("Кум Моргана", "Из-за чести" Ширванзаде), Ануш
("Дядя Багдасар" Пароняна), Марго ("Последние гвоздики" Тер-Григоряна),
Нанар ("Розы и кровь" Араксманяна), Машенька (о. п. Афиногенова). Играла
роли мальчиков: Гикор (о. п. по Туманяну), Вачик ("На заре" Гулакяна) и
др. А.
САБАЛЯУСКАЙТЕ, Геновайте Константо (р. 2. IV.1923)-литов. сов.
артистка балета. Нар. арт. СССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1952.
В 1934-38 училась в балетной студии в Каунасе. С I938- солистка балетной
труппы Каунасского т-ра оперы и балета. Спенич. темперамент,
экспрессивность танца отличали героич. образы С. (Лауренсия, За-ре-ма;
Зо-беида - "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова); музыкальность,
мягкость танца - лирические образы (Жи-зель, Одетта-Одиллия, Тао Хоа,
Аврора, Раймонда; Сольвейг - "Пер Гюнт" на муз. Грига, и др.). С.
впервые воплотила в балетном спектакле образ литовской женщины: Касте
("На берегу моря" Юзелюнаса), а также образы Аудроне (о. п. Индры), Эгле
("Эгле, королева ужей" Бальсиса), Марите и Ванда ("Невеста" Пакальниса)
и др.
С. выступала и как балетмейстер - возобн. балет "Коппелия" (1954),
пост. "Франческу да Римини" (1962, оба в Т-ре оперы и балета Лит. ССР).
В 1952- 1958 преподавала на хореографич. отделении Вильнюсской муз.
школы. Гастролировала в Польше (1959), Турции (1960), Болгарии (1962),
Финляндии (1963) и др. странах.
Лит.: R u z g a i t i A., Lietuvisko balito Kelias, Vil-nius, 1964.
А. Руз.
САБАТА (De Sabata), Виктор де (р. 10.IV.1894) - итал. дириж„р. В 1910
окончил Миланскую консерваторию. В 1910-29 был первым дириж„ром оперного
т-ра в Монте-Карло, затем периодически выступал в т-ре "Ла Скала", в
т-рах Берлина, Вены, Лондона, Стокгольма, на Байр„йтских фестивалях. В
1946-1953 - постоянный дириж„р т-ра "Ла Скала". Один из лучших оперных
дириж„ров 20 в., тонкий и разносторонний стилист, С. дирижировал операми
Дж. Верди, Дж. Пуччини, И. Монтемецци, Р. Вагнера, К. Сен-Санса, Н. А.
Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси и др. С.-автор оперы "Скала"
(1917, т-р "Ла Скала"), балета "Тысяча и одна ночь" (1931, там же),
симф. и камерных произв.
Лит.: M u с с i R., V. De Sabata, Lanciano, 1937; Н e г z-fe 1 d F.,
Magie des Tacktstocks, [2. Aufl.], В., 1959; 2. Ausg., В., 1964. Св. Г.
САББАТЙНИ (Sabbatini), Никколо (1574-25.XII. 1654) - итал.
архитектор. Декоратор "Т-ра солнца" в Пезаро. Автор трактата "Об
искусстве строить декорации и машины в театрах" (1637-38). С. первый
попытался создать систему сменяющихся подвижных декораций (в отличие от
неподвижных декораций 16 в.), разработал и описал разнообразные виды
театр. механизмов (устройство облаков, волн, фонтанов, пожаров и т. п.).
С. установил три вида объ„мных перспективных декораций: 1)
двухстворчатые ширмы, затягивающиеся расписанными холстами по
фронтальным и боковым фасадам; 2) двухстворчатые ширмы, выдвигающиеся
из-за наружных ширм по желобкам, проделанным в полу сцены, и
перекрывающие вторые и третьи планы декораций; 3) тр„хгранные призмы и
теларии с навесными живописными стенками, поворачивающиеся на осях. Во
2-й части своего трактата С. сообщал о новых способах освещения совр.
ему сцены. Работа С. имела значит, влияние на развитие декорационного
иск-ва 17 в.
Соч.: Pratica di fabbricare scene e macchine nei teatri, libri i2,
Ravenna, 1638.
Лит.: Ф и н к e л ь ш т e и н Е. Л., Театральная техника XVI-XVIT
вв., в кн.: Работы по технике сцены, сб. статей. Л., 1937; Мокульский С.
(сост. и ред.), Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 1,
M., 1953.
САБИНИН (наст. фам. - С а б и н-Г у с), Юрий Давидович
[14(26).VI.1882-8.III.1958] - сов. артист оперы (бас). Нар. арт. УССР
(1949). Чл. Комму-нистич. партии с 1940. Сценич. деятельность начал в
1917 в Тифлисском оперном т-ре. До 1925 работал в т-рах Тифлиса и Баку,
затем в оперных коллективах Москвы, Ростова-на-Дону, Крыма, Тамбова и
др. городов. В 1933-40 С.- солист Луганской и Днепропетровской опер, в
1940-58 - Донецкого т-ра оперы и балета.
Партии: Сусанин, Борис Годунов, Мельник; Кочубей ("Мазепа"), Выборный
("Наталка-Полтавка" Лысенко), Ва-кулинчук ("Броненосец ,,Пот„мкин""
Чишко), Измаил ("Великая дружба" Мурадели), Мефистофель ("Фауст"), Дон
Базилио и др. А. Ив. САБИТ PAXMAH, С.- см. Рахман С. САБИТОВ, Габдурахим
Галимзянович (р. 20.VI. 1913) - узб. сов. композитор. В 1945 окончил
Ташкентскую консерваторию. Автор муз. драм: "Седая девушка" (совм. с Б.
Ф. Гиенко, 1954), "Тахир и Зух-ра" (1953), "Нурхон" (1957), "Тайны
паранджи" (1960), "Алпамыш" (1962) (все совм. с Т. Джалило-вым; пост. в
Т-ре им. Мукими); муз. комедий: "Добро пожаловать" (совм. с Б. Ф.
Гиенко, 1952, Т-р им. Мукими), "Призвание" (1958, там же), "Мечты
Анарбая" (обе совм. с Т. Джалиловым; 1961, Ферганский муз.-драм. т-р);
музыки к фильмам, песен и др. соч.
Лит.: Асиновская А., Акбаров И., Композиторы Советского Узбекистана,
Ташкент, 1959. Т. В.
САБИТОВ, Нариман Гилязетдинович (р. 11.1. 1925)- башк. сов.
композитор и дириж„р. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1961). Чл.
Коммунистич. партии с 1952. Окончил в 1946 башк. отделение Моск.
консерватории по классам композиции и дирижирования, в 1953 -
композиторский ф-т (по классу проф. А. Н. Александрова). С 1953-гл.
дириж„р Башк. т-ра оперы и балета. Руководил первой пост. оперы
"Акбузат" Заимова и Спадавеккиа (2-я ред., 1957) и собств. балетов:
"Дружба" (1954; об участии башк. народа в крестьянской войне под рук.
Пугач„ва), "Горный ор„л" (1959; оба соч. совм. с X. Ахметопым),
"Буратино" (1960; по сказке А. И. Толстого), "Гюльна-зира" (1963),
"Мурзилка-космонавт" (I960). А. Ив.
Страницы: «« « 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |