Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992  1993   1994   1995   1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002  » »»

Espanoles", t. C, CI, СИ см. Teatro).
   Лит.: A z o r i n (Martinez Ruiz J.), Rivas y Larra. Razon social del
romanticismo en Espana, Madrid, 1916, 2 ed., Madrid, 1957; Boussagol G.,
Angel de Saavedra, Duc de Rivas: sa vie. son oeuvre poetique,  Toulouse,
1926; P e e r s E. A., Angel de Saavedra, Duque  de  Rivas.  A  critical
study, "Revue Hispanique", Р., 1923, [v.  LVIII],  ј  133-134;  его  же,
Rivas and romanticism in Spain, Liverpool, 1923. 3. П.
   СААКЯН, Тагуш Галустовна [р. 8(21).III.1907 ] -  арм.  сов.  актриса.
Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Сце-нич. деятельность  начала  в  Бакинском
арм. т-ре в 1926. С 1949 работает в Степанакертском  арм.  т-ре,  играет
драматич., комедийные и характерные роли.
   Роли: Наташа, Розалия ("Кум Моргана", "Из-за чести" Ширванзаде), Ануш
("Дядя Багдасар" Пароняна), Марго ("Последние гвоздики"  Тер-Григоряна),
Нанар ("Розы и кровь" Араксманяна), Машенька (о. п. Афиногенова). Играла
роли мальчиков: Гикор (о. п. по Туманяну), Вачик ("На заре" Гулакяна)  и
др. А.
   САБАЛЯУСКАЙТЕ,  Геновайте  Константо  (р.  2.  IV.1923)-литов.   сов.
артистка балета. Нар. арт. СССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с  1952.
В 1934-38 училась в балетной студии в Каунасе. С I938- солистка балетной
труппы  Каунасского  т-ра   оперы   и   балета.   Спенич.   темперамент,
экспрессивность танца отличали героич. образы С.  (Лауренсия,  За-ре-ма;
Зо-беида -  "Шехеразада"  на  муз.  Римского-Корсакова);  музыкальность,
мягкость танца - лирические образы (Жи-зель,  Одетта-Одиллия,  Тао  Хоа,
Аврора, Раймонда; Сольвейг - "Пер  Гюнт"  на  муз.  Грига,  и  др.).  С.
впервые воплотила в балетном спектакле образ  литовской  женщины:  Касте
("На берегу моря" Юзелюнаса), а также образы Аудроне (о. п. Индры), Эгле
("Эгле, королева ужей" Бальсиса), Марите и Ванда ("Невеста"  Пакальниса)
и др.
   С. выступала и как балетмейстер - возобн.  балет  "Коппелия"  (1954),
пост. "Франческу да Римини" (1962, оба в Т-ре оперы и балета Лит.  ССР).
В 1952- 1958 преподавала  на  хореографич.  отделении  Вильнюсской  муз.
школы. Гастролировала в Польше (1959), Турции (1960),  Болгарии  (1962),
Финляндии (1963) и др. странах.
   Лит.: R u z g a i t i A., Lietuvisko balito Kelias,  Vil-nius,  1964.
А. Руз.
   САБАТА (De Sabata), Виктор де (р. 10.IV.1894) - итал. дириж„р. В 1910
окончил Миланскую консерваторию. В 1910-29 был первым дириж„ром оперного
т-ра в Монте-Карло, затем периодически выступал в  т-ре  "Ла  Скала",  в
т-рах Берлина, Вены, Лондона, Стокгольма, на Байр„йтских  фестивалях.  В
1946-1953 - постоянный дириж„р т-ра "Ла Скала". Один из  лучших  оперных
дириж„ров 20 в., тонкий и разносторонний стилист, С. дирижировал операми
Дж. Верди, Дж. Пуччини, И. Монтемецци, Р. Вагнера, К. Сен-Санса,  Н.  А.
Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси и др. С.-автор  оперы  "Скала"
(1917, т-р "Ла Скала"), балета "Тысяча и  одна  ночь"  (1931,  там  же),
симф. и камерных произв.
   Лит.: M u с с i R., V. De Sabata, Lanciano, 1937; Н e г z-fe 1 d  F.,
Magie des Tacktstocks, [2. Aufl.], В., 1959; 2. Ausg., В., 1964. Св. Г.
   САББАТЙНИ  (Sabbatini),   Никколо   (1574-25.XII.   1654)   -   итал.
архитектор.  Декоратор  "Т-ра  солнца"  в  Пезаро.  Автор  трактата  "Об
искусстве строить декорации и машины в  театрах"  (1637-38).  С.  первый
попытался создать систему сменяющихся подвижных декораций (в отличие  от
неподвижных декораций 16 в.), разработал  и  описал  разнообразные  виды
театр. механизмов (устройство облаков, волн, фонтанов, пожаров и т. п.).
С.   установил   три   вида   объ„мных   перспективных   декораций:   1)
двухстворчатые   ширмы,   затягивающиеся   расписанными   холстами    по
фронтальным и боковым фасадам; 2)  двухстворчатые  ширмы,  выдвигающиеся
из-за  наружных  ширм  по  желобкам,  проделанным  в   полу   сцены,   и
перекрывающие вторые и третьи планы декораций; 3) тр„хгранные  призмы  и
теларии с навесными живописными стенками, поворачивающиеся на  осях.  Во
2-й части своего трактата С. сообщал о новых  способах  освещения  совр.
ему сцены. Работа С. имела значит, влияние  на  развитие  декорационного
иск-ва 17 в.
   Соч.: Pratica di fabbricare scene e macchine nei  teatri,  libri  i2,
Ravenna, 1638.
   Лит.: Ф и н к e л ь ш т e и н Е.  Л.,  Театральная  техника  XVI-XVIT
вв., в кн.: Работы по технике сцены, сб. статей. Л., 1937; Мокульский С.
(сост. и ред.), Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 1,
M., 1953.
   САБИНИН  (наст.  фам.  -  С  а  б  и  н-Г  у   с),   Юрий   Давидович
[14(26).VI.1882-8.III.1958] - сов. артист оперы (бас).  Нар.  арт.  УССР
(1949). Чл. Комму-нистич. партии с 1940. Сценич.  деятельность  начал  в
1917 в Тифлисском оперном т-ре. До 1925 работал в т-рах Тифлиса и  Баку,
затем в оперных коллективах Москвы, Ростова-на-Дону,  Крыма,  Тамбова  и
др. городов. В 1933-40 С.- солист Луганской и Днепропетровской  опер,  в
1940-58 - Донецкого т-ра оперы и балета.
   Партии: Сусанин, Борис Годунов, Мельник; Кочубей ("Мазепа"), Выборный
("Наталка-Полтавка"  Лысенко),  Ва-кулинчук  ("Броненосец   ,,Пот„мкин""
Чишко), Измаил ("Великая дружба" Мурадели), Мефистофель  ("Фауст"),  Дон
Базилио и др. А. Ив. САБИТ PAXMAH, С.- см. Рахман С. САБИТОВ, Габдурахим
Галимзянович (р. 20.VI. 1913) - узб. сов.  композитор.  В  1945  окончил
Ташкентскую консерваторию. Автор муз. драм: "Седая девушка" (совм. с  Б.
Ф. Гиенко, 1954), "Тахир  и  Зух-ра"  (1953),  "Нурхон"  (1957),  "Тайны
паранджи" (1960), "Алпамыш" (1962) (все совм. с Т. Джалило-вым; пост.  в
Т-ре им. Мукими); муз.  комедий:  "Добро  пожаловать"  (совм.  с  Б.  Ф.
Гиенко, 1952, Т-р  им.  Мукими),  "Призвание"  (1958,  там  же),  "Мечты
Анарбая" (обе совм. с Т. Джалиловым; 1961, Ферганский  муз.-драм.  т-р);
музыки к фильмам, песен и др. соч.
   Лит.: Асиновская А., Акбаров И., Композиторы Советского  Узбекистана,
Ташкент, 1959. Т. В.
   САБИТОВ,  Нариман  Гилязетдинович  (р.  11.1.   1925)-   башк.   сов.
композитор  и  дириж„р.  Засл.  деят.  иск-в  Башк.  АССР  (1961).   Чл.
Коммунистич. партии  с  1952.  Окончил  в  1946  башк.  отделение  Моск.
консерватории  по  классам  композиции  и  дирижирования,   в   1953   -
композиторский ф-т (по классу проф.  А.  Н.  Александрова).  С  1953-гл.
дириж„р  Башк.  т-ра  оперы  и  балета.  Руководил  первой  пост.  оперы
"Акбузат" Заимова и Спадавеккиа (2-я  ред.,  1957)  и  собств.  балетов:
"Дружба" (1954; об участии башк. народа в крестьянской  войне  под  рук.
Пугач„ва),  "Горный  ор„л"  (1959;  оба  соч.  совм.  с  X.  Ахметопым),
"Буратино" (1960; по  сказке  А.  И.  Толстого),  "Гюльна-зира"  (1963),
"Мурзилка-космонавт" (I960). А. Ив.

Страницы: «« « 1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992  1993   1994   1995   1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия