Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1977   1978   1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985  1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995  » »»

castellanos, v. 59); в рус. пер.- Оливы, П., 1919; Приглашенный, в  кн.:
Записки ГИТИСа им. Луначарского, М.-Л., 1940, с. 242-46; Страна Хауха  и
Оливы,  в  кн.:  Мокульский  С.  С.  (сост.).  Хрестоматия  по   истории
западноевропейского театра, т. 1,2 изд. М. 1953, с. 266-69, 293.
   Лит.: Cotareloy Mori E., Lope de Rueda y  el  teatro  espanol  de  su
tiempo, Madrid, 1901; S a 1 a z a r S.,  Lope  de  Rueda  y  su  teatro,
Santiago de Cuba, 1911, 2 ed., Habana, 1912. . 3. ?J
   РЫБАКОВЫ - семья рус. акт„ров. 1) Николай Хрисанфович  [7(19).V.1811,
Курск,- 15(27).XI.1876, Тамбов] - драм.  акт„р.  Был  мелким  чиновником
Курской каз„нной палаты. В 1826  дебютировал  на  сцене  Курского  т-ра,
возглавляемого  И.  Ф.  Штейном.  После  раскола  труппы  Штейна  (сезон
1833/34) вош„л в  часть  труппы,  к-рую  возглавил  Л.  Ю.  Млотковский.
Обосновавшись с этим коллективом в Харькове, Р.  играл  здесь  до  1841.
Затем работал преим. в т-рах юж. губерний России  и  Поволжья.  Решающее
идейное и художеств. воздействие на творчество молодого Р. оказали П. С.
Мочалов и М.С. Щепкин, в гастрольных спектаклях  к-рых  он  неоднократно
принимал участие. Под влиянием иск-ва Мочалова Р. создал  в  1839  образ
Гамлета- одну из своих лучших ранних ролей; в  исполнении  Р.  Гамлет  -
благородный человек, столкнувшийся с несправедливыми обществ, порядками.
Однако в отличие от Мочалова, подч„ркивавшего в образе Гамлета  активное
начало, Р. выделял  тему  скорбного  раздумья  о  жизни.  С  успехом  Р.
исполнял также роли: Отелло, Кориолана (о. п.  Шекспира),  Карла  Моора,
Фердинанда, позднее короля Лира, Макбета, Ричарда III, Шейлока. Но  осн.
место в репертуаре Р. в течение долгого времени  занимала  мелодрама,  в
к-рую акт„р стремился внести правду чувств и дух бунтарства. Лучшие роли
Р. в мелодрамах: ремесленник Бидерман  и  Нино  ("Смерть  или  честь"  и
"Уголино" Полевого), Владимир Заревский (о. п.  Ефимовича),  Кин  ("Кин,
или Беспутство и гений" Дюма-отца). В 1852 Р.  дебютировал  в  Малом,  в
1854  -  в  Александрийском  т-рах.  Однако  вследствие  столкновения  с
директором имп. т-ров А. М. Гедеоновым Р. принят туда не был.  Столичные
дебюты сыграли положит. роль в жизни  акт„ра,  дав  ему  возможность  ознакомиться с иск-вом  мастеров  Малого  и  Александрийского  т-ров,  с
первыми пьесами А. Н. Островского. Почти вся дальнейшая творч. жизнь  Р.
протекала в провинции. Лишь в 1872 - 76 он служил в Москве: в 1872  -  в
Нар. т-ре на Политехнич. выставке, в 1873 и 1874-76  -  в  Общедоступном
т-ре, в 1873-74 - в Артистическом кружке, возглавляемом  Островским.  Р.
выступал  как  сознательный  пропагандист  рус.  классич.  репертуара  и
драматургии Островского. Нетерпимостью к любым проявлениям деспотизма  и
произвола,  беспощадностью  сатиры,  глубоким  обличит.   пафосом   было
проникнуто его исполнение ролей купцов-самодуров в  пьесах  Островского:
Брусков ("В чужом пиру  похмелье"),  Ахов  ("Не  вс„  коту  масленица"),
Курослепов ("Горячее сердце") и др. Наибольший обществ, резонанс получил
образ Несчаст-ливцева, созданный Р.  (сам  Р.  как  человек  и  художник
послужил Островскому прототипом для этой роли). Страстную силу ненависти
и вместе с  тем  веру  в  торжество  справедливости  вкладывал  акт„р  в
монологи своего героя. Глубоким постижением социальной сущности  образа,
современным звучанием было отмечено также исполнение Р. ролей  в  пьесах
Фонвизина (Простаков, Скотинин - "Недоросль"),  Грибоедова  (Скалозуб  -
"Горе от  ума"),  Пушкина  (Мельник-  "Русалка",  Вырин  -  "Станционный
смотритель"), Гоголя (Земляника - "Ревизор", Яичница - "Женитьба") и др.
Акт„р пламенного, одухотвор„нного высокой идеей вдохновения, Р.  обладал
зрелым, уверенным мастерством. В историю рус. сценич. иск-ва Р. вош„л не
только  как  крупнейший  художник-реалист,  но  и  как  человек,  чуждый
торгашескому бурж. духу старого провинц. т-ра, противостоявший ему  всей
своей жизнью. Р. способствовал выдвижению талантливых молодых акт„ров  -
Л. Н. Самсоно-ва, М. Т. Иванова-Козельского, В. Н. Давыдова и  др.  Один
из реформаторов рус. провинц. сцены, Р. был последовательным выразителем
демократических тенденций в рус. т-ре, творческим единомышленником  П.М.
Садовского, А. Е. Мартынова, П.  В.  Васильева  и  др.  крупнейших  рус.
акт„ров-реалистов 19 в.
   2)Паулина Герас-имовна (р. между 1810-20 - ум. в 1880-х гг.) -  драм.
и оперная артистка.  Жена  Н.  X.  Рыбакова.  Дочь  известного  провинц.
антрепрен„ра и акт„ра К. М. Зелинского. Играла до конца 60-х гг.  преим.
в тех же труппах, что и е„ муж (в Харькове,  Николаеве,  Екатеринославе,
Одессе, Ставрополе, Ярославле и др.  городах).  Исполняла  роли  молодых
героинь  в  водевилях,  мелодрамах,  операх:  Габриэль  ("Девушка-гусар"
Кони), Вероника ("Уголино" Полевого), Мария ("Материнское благословение"
Деннери), Офелия и др. В 60-х гг. перешла на амплуа "бытовых  старух"  в
совр. пьесах. Иск-во Р. высоко ценил А. Н. Островский.
   3) Константин Николаевич (1856- 1916) - драм. акт„р. Сын Н. X.  и  П.
Г. Рыбаковых. Сценич. деятельность начал в 1871 во Владикавказе.  Вместе
с отцом играл во мн. городах провинции, а также в Москве (в  1873-76  -в
Общедоступном т-ре, в 1873-74--в Артистич. кружке). После смерти отца Р.
в 1876-81 снова работал в провинции. С  1881  до  конца  жизни  -  акт„р
Малого театра. Первоначально выступал преим. в героико-романтич.  ролях.
Однако, не обладая необходимым для исполнения этих ролей  темпераментом,
пластической выразительностью, Р. с середины 80-х гг. переш„л на бытовые
роли   в   русском   репертуаре.   Большое   влияние   на   формирование
реалистического таланта Р. оказали искусство его отца, исполнение  ролей
в пьесах А. Н. Островского, советы  самого  Островского,  помощь  Г.  Н.
Федотовой - партн„рши и близкого друга Р.  Игра  Р.  отличалась  сценич.
правдой,   простотой   и   естественностью,   была    отмечена    острой
наблюдательностью. Среди ролей Р. в пьесах Островского: Буланов  ("Лес",
1876),  Кудряш  ("Гроза"),  Незнамов  (1884,  роль  написана  Островским
специально для Р.), Несчастливцев; Большов  ("Свои  люди  -  сочт„мся"),
Васильков  ("Бешеные  деньги"),  Прибытков  ("Последняя  жертва"),  Юсов
("Доходное место"), Кнуров  ("Бесприданница").  В  течение  мн.  лет  Р.
готовился к исполнению ролей Фамусова и Городничего. Его Фамусовтипичный
представитель бюрократического режима, и тупой солдафон Городничий вошли
в сценич. историю этих пьес  в  Малом  т-ре.  К  значительным  ролям  Р.
относятся также: Звез-динцев ("Плоды просвещения"),  Ревякин  ("Кручина"
Шпажинского). Несмотря на консерватизм взглядов (Р. не принял  иск-во  M
XT, драматургии Горького), Р. был сторонником и  пропагандистом  критич.
реализма 19 в. и способствовал сохранению его традиций на рус. сцене.
   4) Ольга Николаевна (ок. 1845-1870)- драм. актриса. Дочь Н. X.  и  П.
Г. Рыбаковых. Играла вместе с отцом в провинции.
   Лит.: Ж д а н о в М., Путевые записки по России в двадцати губерниях,
СПБ, 1843; Самсонов Л. М., Пережитое, СПБ. 1880; Давыдов В. Н.,  Рассказ
о прошлом. М.-Л., 1931; Николаев Н., Н.  X.  Рыбаков  и  старый  русский
провинциальный театр. "Библиотека театра  и  искусства",  1912,  кн.  5;

Страницы: «« « 1977   1978   1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985  1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия