|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 » »» castellanos, v. 59); в рус. пер.- Оливы, П., 1919; Приглашенный, в кн.:
Записки ГИТИСа им. Луначарского, М.-Л., 1940, с. 242-46; Страна Хауха и
Оливы, в кн.: Мокульский С. С. (сост.). Хрестоматия по истории
западноевропейского театра, т. 1,2 изд. М. 1953, с. 266-69, 293.
Лит.: Cotareloy Mori E., Lope de Rueda y el teatro espanol de su
tiempo, Madrid, 1901; S a 1 a z a r S., Lope de Rueda y su teatro,
Santiago de Cuba, 1911, 2 ed., Habana, 1912. . 3. ?J
РЫБАКОВЫ - семья рус. акт„ров. 1) Николай Хрисанфович [7(19).V.1811,
Курск,- 15(27).XI.1876, Тамбов] - драм. акт„р. Был мелким чиновником
Курской каз„нной палаты. В 1826 дебютировал на сцене Курского т-ра,
возглавляемого И. Ф. Штейном. После раскола труппы Штейна (сезон
1833/34) вош„л в часть труппы, к-рую возглавил Л. Ю. Млотковский.
Обосновавшись с этим коллективом в Харькове, Р. играл здесь до 1841.
Затем работал преим. в т-рах юж. губерний России и Поволжья. Решающее
идейное и художеств. воздействие на творчество молодого Р. оказали П. С.
Мочалов и М.С. Щепкин, в гастрольных спектаклях к-рых он неоднократно
принимал участие. Под влиянием иск-ва Мочалова Р. создал в 1839 образ
Гамлета- одну из своих лучших ранних ролей; в исполнении Р. Гамлет -
благородный человек, столкнувшийся с несправедливыми обществ, порядками.
Однако в отличие от Мочалова, подч„ркивавшего в образе Гамлета активное
начало, Р. выделял тему скорбного раздумья о жизни. С успехом Р.
исполнял также роли: Отелло, Кориолана (о. п. Шекспира), Карла Моора,
Фердинанда, позднее короля Лира, Макбета, Ричарда III, Шейлока. Но осн.
место в репертуаре Р. в течение долгого времени занимала мелодрама, в
к-рую акт„р стремился внести правду чувств и дух бунтарства. Лучшие роли
Р. в мелодрамах: ремесленник Бидерман и Нино ("Смерть или честь" и
"Уголино" Полевого), Владимир Заревский (о. п. Ефимовича), Кин ("Кин,
или Беспутство и гений" Дюма-отца). В 1852 Р. дебютировал в Малом, в
1854 - в Александрийском т-рах. Однако вследствие столкновения с
директором имп. т-ров А. М. Гедеоновым Р. принят туда не был. Столичные
дебюты сыграли положит. роль в жизни акт„ра, дав ему возможность ознакомиться с иск-вом мастеров Малого и Александрийского т-ров, с
первыми пьесами А. Н. Островского. Почти вся дальнейшая творч. жизнь Р.
протекала в провинции. Лишь в 1872 - 76 он служил в Москве: в 1872 - в
Нар. т-ре на Политехнич. выставке, в 1873 и 1874-76 - в Общедоступном
т-ре, в 1873-74 - в Артистическом кружке, возглавляемом Островским. Р.
выступал как сознательный пропагандист рус. классич. репертуара и
драматургии Островского. Нетерпимостью к любым проявлениям деспотизма и
произвола, беспощадностью сатиры, глубоким обличит. пафосом было
проникнуто его исполнение ролей купцов-самодуров в пьесах Островского:
Брусков ("В чужом пиру похмелье"), Ахов ("Не вс„ коту масленица"),
Курослепов ("Горячее сердце") и др. Наибольший обществ, резонанс получил
образ Несчаст-ливцева, созданный Р. (сам Р. как человек и художник
послужил Островскому прототипом для этой роли). Страстную силу ненависти
и вместе с тем веру в торжество справедливости вкладывал акт„р в
монологи своего героя. Глубоким постижением социальной сущности образа,
современным звучанием было отмечено также исполнение Р. ролей в пьесах
Фонвизина (Простаков, Скотинин - "Недоросль"), Грибоедова (Скалозуб -
"Горе от ума"), Пушкина (Мельник- "Русалка", Вырин - "Станционный
смотритель"), Гоголя (Земляника - "Ревизор", Яичница - "Женитьба") и др.
Акт„р пламенного, одухотвор„нного высокой идеей вдохновения, Р. обладал
зрелым, уверенным мастерством. В историю рус. сценич. иск-ва Р. вош„л не
только как крупнейший художник-реалист, но и как человек, чуждый
торгашескому бурж. духу старого провинц. т-ра, противостоявший ему всей
своей жизнью. Р. способствовал выдвижению талантливых молодых акт„ров -
Л. Н. Самсоно-ва, М. Т. Иванова-Козельского, В. Н. Давыдова и др. Один
из реформаторов рус. провинц. сцены, Р. был последовательным выразителем
демократических тенденций в рус. т-ре, творческим единомышленником П.М.
Садовского, А. Е. Мартынова, П. В. Васильева и др. крупнейших рус.
акт„ров-реалистов 19 в.
2)Паулина Герас-имовна (р. между 1810-20 - ум. в 1880-х гг.) - драм.
и оперная артистка. Жена Н. X. Рыбакова. Дочь известного провинц.
антрепрен„ра и акт„ра К. М. Зелинского. Играла до конца 60-х гг. преим.
в тех же труппах, что и е„ муж (в Харькове, Николаеве, Екатеринославе,
Одессе, Ставрополе, Ярославле и др. городах). Исполняла роли молодых
героинь в водевилях, мелодрамах, операх: Габриэль ("Девушка-гусар"
Кони), Вероника ("Уголино" Полевого), Мария ("Материнское благословение"
Деннери), Офелия и др. В 60-х гг. перешла на амплуа "бытовых старух" в
совр. пьесах. Иск-во Р. высоко ценил А. Н. Островский.
3) Константин Николаевич (1856- 1916) - драм. акт„р. Сын Н. X. и П.
Г. Рыбаковых. Сценич. деятельность начал в 1871 во Владикавказе. Вместе
с отцом играл во мн. городах провинции, а также в Москве (в 1873-76 -в
Общедоступном т-ре, в 1873-74--в Артистич. кружке). После смерти отца Р.
в 1876-81 снова работал в провинции. С 1881 до конца жизни - акт„р
Малого театра. Первоначально выступал преим. в героико-романтич. ролях.
Однако, не обладая необходимым для исполнения этих ролей темпераментом,
пластической выразительностью, Р. с середины 80-х гг. переш„л на бытовые
роли в русском репертуаре. Большое влияние на формирование
реалистического таланта Р. оказали искусство его отца, исполнение ролей
в пьесах А. Н. Островского, советы самого Островского, помощь Г. Н.
Федотовой - партн„рши и близкого друга Р. Игра Р. отличалась сценич.
правдой, простотой и естественностью, была отмечена острой
наблюдательностью. Среди ролей Р. в пьесах Островского: Буланов ("Лес",
1876), Кудряш ("Гроза"), Незнамов (1884, роль написана Островским
специально для Р.), Несчастливцев; Большов ("Свои люди - сочт„мся"),
Васильков ("Бешеные деньги"), Прибытков ("Последняя жертва"), Юсов
("Доходное место"), Кнуров ("Бесприданница"). В течение мн. лет Р.
готовился к исполнению ролей Фамусова и Городничего. Его Фамусовтипичный
представитель бюрократического режима, и тупой солдафон Городничий вошли
в сценич. историю этих пьес в Малом т-ре. К значительным ролям Р.
относятся также: Звез-динцев ("Плоды просвещения"), Ревякин ("Кручина"
Шпажинского). Несмотря на консерватизм взглядов (Р. не принял иск-во M
XT, драматургии Горького), Р. был сторонником и пропагандистом критич.
реализма 19 в. и способствовал сохранению его традиций на рус. сцене.
4) Ольга Николаевна (ок. 1845-1870)- драм. актриса. Дочь Н. X. и П.
Г. Рыбаковых. Играла вместе с отцом в провинции.
Лит.: Ж д а н о в М., Путевые записки по России в двадцати губерниях,
СПБ, 1843; Самсонов Л. М., Пережитое, СПБ. 1880; Давыдов В. Н., Рассказ
о прошлом. М.-Л., 1931; Николаев Н., Н. X. Рыбаков и старый русский
провинциальный театр. "Библиотека театра и искусства", 1912, кн. 5;
Страницы: «« « 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |