Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1974   1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982  1983   1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992  » »»

И. Слонимского, Л.-М., 1948;
   ГлушковскийА., Воспоминания балетмейстера. Публ. и вступ. ст.  Ю.  И,
Слонимского, Л.-М., l fln ; с д n чд м  с  к  иД  Ю.,  Советский  балет.
Материалы к истории советского балет-ного театра, М.-Л., U)5(b его ж  е,
П. И. Чайковский и балетный театр его времеяя, М., 1956; Б о г д а  н  о
в-Б е p е-з о в с к и и В., Галина Уланова, М.-Л., 1949,  [2  изд.,  М.,
1961]; А. Я. Ваганова. Статьи.  Воспоминания.  Материалы,  Л.-М.,  1958;
Фокин М., Против течения. Воспоминания  балетмейстера.  Статьи.  Письма,
Л.-М., 1962; Красовская В., Анна Павлова, [Л.-М., 1964]. Е. С.
   РУССО  (Rousseau),  Жан  Жак  (28.VI.1712,  Женева,-  2.  VI  1.1778,
Эрменонвиль,  близ  Парижа)  -  франц.  философ,  писатель,   драматург,
композитор. В  своей  эстетике  и  художеств.  творчестве  выступал  как
противник рационалистич. поэтики классицизма, отстаивая принцип  свободы
чувства, жизненной правды. Его романы "Эмиль" (1762) и "Юлия, или  Новая
Элоиза" (1765) положили начало  течению  сентиментализма  в  зап.-европ.
лит-ре. В "Письме к д'Алам-беру о зрелищах" (1758) и  в  "Новой  Элоизе"
(ч. 2),  описывая  парижский  т-р,  обличает  аморальное,  вырождающееся
театр. иск-во господствующих классов. Он  выступает  против  замкнутости
т-ра, традиционной тематики, дал„кой от нар. жизни,  условности  героев,
изысканности и преувеличенности их  чувств,  ходульной  манерности  игры
акт„ров. Р. отрицает и риторич. героизм франц. трагедии и "аморальность"
комедии, к-рая, осмеивая пороки, не выполняет основной,  по  мнению  Р.,
своей функции-прославлять добродетель, ярко, без  схематизма  утверждать
положит. идеал. Он призывает драматургов сделать народ героем и зрителем
в т-ре, требует воспроизводить нравы народа, создавать  образы  простых,
честных и бесхитростных людей. Р. более последовательно, чем  Д.  Дидро,
порывает с аристократич. классицизмом, стремясь превратить т-р в трибуну
идей третьего сословия, приблизить сценич. иск-во к действительности.  В
то  же  время  он  идеализирует  патриархальную  жизнь  добродетельного,
благочестивого человека, дал„кого от обществ, жизни.
   Важное место в эстетике Р. занимают проблемы музыки, оперного иск-ва.
Р. отвергал оперу-сериа с характерными для  не„  героико-мифологич.  или
легендарно-историч. сюжетами  и  был  приверженцем  оперы-буффа  -  муз.
комедии на бытовые сюжеты, с героями из обыденной  жизни.  В  "Письме  о
французской музыке" (1753) дана резкая оценка  совр.  франц.  музыки,  в
памфлете  "Письмо  оркестранта  Королевской  академии  музыки  к   своим
товарищам  по  оркестру"  (1753)   высмеивается   консерватизм   оперных
оркестрантов. Во фрагментах "Замечаний об итальянской  ,,Альцесте"  г-на
кавалера Глюка" (1775) Р. высоко оценил деятельность этого композитора в
области создания театр. музыки, исполненной драм. правды.
   Р. был автором пьес и опер, большинство к-рых он написал до того, как
сложились его философско-эстетич. взгляды.  Ему  принадлежит  одноактная
ли-рич. сцена "Пигмалион" (1765; Лион, 1770; Париж, 1775; музыка совм. с
О. Куанье), сочетающая текст, инструмент,  музыку  и  являющаяся  ранним
образцом особого музыкально-драм. жанра мелодрамы.
   В комедиях Р. гл. пружина действия - сила  случая,  прич„м  неизменно
доброго и в конечном сч„те счастливого. В комедии "Нарцисс"  (1733,  т-р
"Комеди Франсез"-1752)  осмеивается  тщеславный,  пустой  великосветский
фат, в  "Военнопленных"  (соч.  1744)  осуждается  нац.  вражда.  Лучшее
музыкально-драм.  произв.  Р.-  одноактная  опера  "Деревенский  колдун"
(1752, Академия музыки, Париж), к-рая утвердилась в репертуаре  т-ра  до
2-й пол. 19 в. Музыка "Деревенского колдуна" написана по образцу  франц.
нар. песен и танцев, но в ней заметны и черты итал. оперного стиля.  Это
произв.- важный этап в истории франц. комич. оперы. Р. принадлежит также
либретто оперы  "Открытие  нового  света"  (соч.  1740-41),  опера-балет
"Галантные музы" (1745, Париж).
   Соч.: Oeuvres completes, t. 1-13, Р.,  1887-1908;  рус.  пер.:  Избр.
соч., т.  1-3,  M.,  1961,  см.  т.  1;  "Пигмалион",  СПБ,  1792;Письмо
Даламберу о театральных  представлениях,  в  кн.:  Хрестоматия  по  ист.
зап.-европейского т-ра. Сост. и ред. С. Мокульского, т. 2. М., 1955,  с.
351-59.
   Лит.: Жан Жак Руссо об искусстве, Л.-М., 1959 (см. вступит, ст. Т. Э.
Барской); История западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 2. М., 1957; Pons A. A., J. J. Rousseau et  le  theatre,
Geneve, 1909; Petit de JulevilleL.,Le theatre  en  France,  histoire...,
P., 1889; Tiersot J., J. J. Rousseau, P., 1920;
   Hirschberp E., Die Encyclopadisten und die franzosische Oper  im  18.
Jahrhundert, Lpz., 1903.
   РУСТАМОВ, Гамид Алиевич (р. 15.IX.1911) -  сов.  кумыкский  режисс„р,
драматург и акт„р. Нар. арт. Даг. АССР (1942). Засл. деят.  иск-в  РСФСР
(1960). Член Коммунистич. партии с 1945. В 1930, по окончании  техникума
в Махачкале, вступил в труппу только  что  созданного  Кумыкского  драм.
т-ра. Играл преим. остро характерные роли (Шамиль - "Хаджи-Мурат" по  Л.
Толстому, Яго). В 1935 был направлен на  уч„бу  в  Москву.  В  1940,  по
окончании реж. ф-та ГИТИСа, стал худ. рук. Кумыкского  т-ра.  В  1951-56
возглавлял рус. т-ры  в  Махачкале  и  Фрунзе,  с  1956-снова  гл.  реж.
Кумыкского т-ра. Пост. в этом т-ре значит, спектакли.
   Среди  лучших  пост.:  "Горцы"  Фатуева  (1940),"Андалал"   Хуршилова
(1944),  "Ромео  и  Джульетта"   Шекспира   (1941),   "Отелло"   (1946).
"Беспокойная старость"  (1939);  "Айгази"  Са-лаватова  (1940  и  1955),
"Семья" Попова (1951), "Бронепоезд 14-69" (1952), "Гроза" (1952);  "Дочь
Ганга" по Тагору (1957).
   Режисс„рское  иск-во  Р.  отличается  точностью  мысли,  скульптурной
выразительностью деталей, динамикой раскрытия конфликта.  Творчество  Р.
способствовало развитию кумыкского театр. иск-ва,  воспитанию  ансамбля,
молодых акт„ров.
   С 1930-х гг. Р. выступает и как драматург. Борьбе за  коллективизацию
он посвятил свою первую пьесу "В жизнь" (соч.  1934).  Пьеса  "Кто  ты?"
(1935) ставила вопросы социалистич.  морали.  Р.-автор  бытовой  комедии
"Если сердце захочет" (1949), комедии "Друзья" (1947), рассказывающей  о
послевоенной жизни в дагестанских колхозах. Героич. страницы  борьбы  за
Сов. власть в Дагестане отражает  пьеса  "Уллубий  Буй-накский"  (1950).
Колхозникам  Дагестана  поев.  муз.  комедия   "Под   деревом"   (1960).
Воспроизводя быт народов Дагестана, Р. подмечает новые  черты  характера
сов. людей. Пьесы Р. ставятся в т-рах народов Дагестана и  в  др.  т-рах
СССР. Вед„т педагогич. работу в студии при т-ре. Е. Ж.
   РУСТАМОВ,  Сеид  Али  оглы   [р.   29.1У(12.У).1907]-   азерб.   сов.
композитор, дириж„р. Нар.  арт.  Азерб.  ССР  (1957).  Чл.  Коммунистич.
партии с 1945. Деп. Верх. Совета  Азерб.  ССР  З-5-го  созывов.  В  1929
окончил Муз. техникум при Бакинской  консерватории,  в  1932  -Бакинский

Страницы: «« « 1974   1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982  1983   1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия