Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971   1972   1973  1974   1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982   1983  » »»

М.,  1962;  Ежегодник  Малого  театра.  1953-1954,  М.,  1956;  то   же,
1955-1956, М., 1961; Корчагин а-А лександровская Е. П., Страницы жия-ни,
М., 1955; Мичурин а-С амойловаВ.А.,  Шестьдесят  лет  в  искусстве,  М.,
1946; Вахтангов Евг., Материалы и статьи, М., 1959; 3 о  г  р  а  ф  Н.,
Вахтангов,М.-Л., 1939; Новицкий П., Образы акт„ров,  М.,  1941;  Москов"
ский  художественный  театр  Второй,  М.,  1925;  Дикий  А.,  Повесть  о
театральной юности,  М.,  1957;  Бирман  С.,  Путь  актрисы,  М.,  1959;
Московский театр Революции (1922-1932), сб., М., 1933;  Гвоздев  А.  А.,
Театр имени Вс. Мейерхольда  (1920-1926),  Л.,  1927;  Ростоцкий  Б.,  О
режисс„рском творчестве В. Э. Мейерхольда, М., 1960;
   Державин  К.,  Книга  о  Камерном  театре.   1914-1934,   Л.,   1934;
ОбразцоваА., Театр имени Моссовета, [М.], 1959; е „  ж  е,  Режисс„ры  и
современность, М., 1961; Попов А., Художественная целостность спектакля,
М., 1959;
   Петров Н., 50 и 500, М., 1960;  У  истоков.  Сб.  статей,  М.,  1960;
Анастасьев А. Н., В современном театре, М., 1961;  Бояджиев  Г.,  Поэзия
театра, М., 1960;
   Юзовский Ю., Зачем люди ходят в театр. М., 1964;
   Ильинский Игорь, Сам о себе, М., 1961; С а ц Наталия, Дети приходят в
театр. М., 1961.
   Русский музыкальный театр. Музыка занимала важное место в постановках
рус. драм. т-ра уже в 17 в. Спектакли придворного моск.  т-ра  (1672-76)
включали  хоры,  сольные  песни,  инструмент,  эпизоды  (марши,  танцы),
соединяли разл. муз. жанры - молитвенное  пение  и  фривольные  песенки,
торжеств, шествия и вес„лые пляски. Между актами одной пьесы исполнялись
муз. интермедии. В  этом  т-ре  был  пост.  балет  "Орфей  и  Эвридика".
Соединение драмы с музыкой было характерно и для  др.  спектаклей  17  -
нач. 18 вв.
   Решающие перемены, происходившие во вс„м укладе рус. культуры 18  в.,
знаменовали собой окончат, победу светского начала в  иск-ве:  возникает
муз. т-р, концертная жизнь, появляются квалифицированные проф. музыканты
-  исполнители   и   композиторы,   широко   распространяется   домашнее
любительское музи-цирование.Передовая рус. музыка развивалась в борьбе с
космополитич. тенденциями придворно-аристо-кратич. кругов,  стремившихся
противопоставить нац. иск-ву поверхностно-развлекат. салонную  музыку  и
оперную музыку нек-рых зарубежных композиторов. Вместе  с  тем  усвоение
прогрессивного опыта музыки зарубежных стран сыграло плодотворную роль в
развитии рус. муз. культуры.  В  1736  в  Петербурге  был  пост.  первый
оперный спектакль "Сила любви и ненависти" Ф.  Арайи.  Этой  постановкой
открылся рус. придворный оперный т-р. Для этого т-ра писали  свои  оперы
приглаш„нные в Россию итал. композиторы:
   Б.  Галуппи,  Т.  Траэтта,  Дж.  Паизиелло  (оперы-буффа,  в  т.   ч.
"Севильский цирюльник", 1782) и др. Вначале  на  его  сцене  пели  итал.
певцы, но вскоре была создана рус. оперная  труппа,  открывшаяся  оперой
Арайи "Цефал и Прокрис" на текст А. Сумарокова (1775) -  первой  оперой,
написанной на рус. текст. На сцене т-ра выступили  первые  рус.  оперные
певцы М. Полторацкий, Г.  Марцинкевич,  Е.  Белоградская.  В  спектаклях
участвовали хоры певчих, исполнение к-рых побуждало  итал.  композиторов
уделять в операх, написанных для России, большое место хоровым сценам.
   Во 2-й половине 18  в.  в  Петербурге  и  Москве  появляются  платные
публичные т-ры драмы и оперы. В 1780 был открыт Петровский т-р в Москве.
В этом т-ре шли драматические, оперные и балетные спектакли,  разделения
трупп ещ„ не было. В Петербурге с 1783 музыкальные спектакли проходили в
здании Большого т-ра. На этих  сценах  были  поставлены  первые  русские
национальные оперы, выступали выдающиеся рус. певцы - Я. С. Воробь„в, А.
С. Крутицкий, П. В. Злое, певица Е. С.Санду-нова. В  18  в.  существовал
также ряд частных оперных антреприз и крепостные т-ры, из к-рых вышли П.
И. Жемчугова, Е. А. Иванова и др.
   В  последней  четв.   18   в.   начинает   складываться   рус.   нац.
композиторская школа, формировавшаяся под влиянием  передовой  отечеств,
лит- ры, драматургии и театра. Для не„ характерны простота,  народность,
стремление к жизненной правдивости образов. Интонац. основой рус. музыки
была нар. песня, интерес  к  к-рой  усилился  в  это  время  в  связи  с
распространением прогрессивных идей (высказывания о  нар.  песне  Г.  Р.
Державина и особенно А. Н. Радищева). В последней  трети  18  в.  широко
развернулась творч.  деятельность  первых  рус.  композиторов  -  Е.  И.
Фомина, В. А. Пашкевича, Д. С. Бортнянского, М.  А.  Матинского,  И.  Е.
Хандошкина, М. С. Березовского и др. Все эти композиторы вышли из  среды
крепостных  и  разночинцев.   Бытовая   тематика,   нередко   содержащая
социаль-но-обличит. тенденции, находит воплощение в  оперном  творчестве
Фомина ("Ямщики  на  подставе  -  игрище  невзначай",  1787),  Пашкевича
("Несчастье от кареты", 1779), Матинского ("Санктпетербургский  Гостиный
двор", 1779). Осн. жанром рус. оперы была комич. и комико-сатирич. опера
с разговорными диалогами. Характеру  сюжетов  и  образов  соответствовал
муз. язык этих опер, насыщенный нар. песенностью. Музыка одной из первых
рус. опер "Мельник-колдун, обманщик  и  сват"  (1779)  на  текст  А.  О.
Аблесимова состояла целиком из нар. песен,  подобранных  и  обработанных
скрипачом оркестра  Петровского  т-ра  в  Москве  М.М.  Соколовским.  На
творчестве   рус.   композиторов   конца   18   в.   сказалось   влияние
сентиментализма. Печать мягкой, задушевной чувствительности лежит на мн.
произв. Бортнянского (опера "Сын  -  соперник,  или  Новая  Стратоника",
1787, и др.). Свойственные иск-ву сентиментализма  черты  взволнованного
драматизма проявились в мелодраме "Орфей и Эвридика" Фомина на текст  Я.
Б. Княжнина (1792).
   Начало 19 в. было периодом дальнейшего  развития  и  углубления  нац.
традиций рус.  музыки,  сложившихся  в  предшествующем  столетии.  Новое
содержание, подсказанное событиями обществ, и политич. жизни, заставляло
композиторов искать соответствующие ему  формы  и  жанры,  стремиться  к
обогащению выразит, средств. В возвышенной  героике  и  ярком  драматич.
пафосе музыки О. А.  Козловского  к  трагедиям  В.  А.  Озерова,  П.  А.
Катенина и др. наш„л выражение патриотич.  подъ„м,  связанный  с  эпохой
Отечеств. войны 1812. Непосредств. откликом на военные  события  1812  и
предшествующих лет явились  патриотич.  дивертисменты  С.  И.  Давыдова,
героич. оратория "Минин и Пожарский,  или  Освобождение  Москвы"  С.  А.
Дегтяр„ва (1811), опера "Иван Сусанин" К. А.  Ка-воса  на  либр.  А.  А.
Шаховского (1815). Одним  из  важнейших  элементов  оперного  творчества
оставалась песня. На песенной основе в  значительной  степени  построены
такие популярнейшие русские оперы нач. 19 в.,  как  "Леста,  днепровская
русалка" И. Кауэра, Давыдова и Кавоса (1803-07), "Илья-богатырь"  Кавоса
(1807). Но в то же время они содержат новые черты. Обращение к сказочной

Страницы: «« « 1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971   1972   1973  1974   1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982   1983  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия