|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 » »» М., 1962; Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956; то же,
1955-1956, М., 1961; Корчагин а-А лександровская Е. П., Страницы жия-ни,
М., 1955; Мичурин а-С амойловаВ.А., Шестьдесят лет в искусстве, М.,
1946; Вахтангов Евг., Материалы и статьи, М., 1959; 3 о г р а ф Н.,
Вахтангов,М.-Л., 1939; Новицкий П., Образы акт„ров, М., 1941; Москов"
ский художественный театр Второй, М., 1925; Дикий А., Повесть о
театральной юности, М., 1957; Бирман С., Путь актрисы, М., 1959;
Московский театр Революции (1922-1932), сб., М., 1933; Гвоздев А. А.,
Театр имени Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; Ростоцкий Б., О
режисс„рском творчестве В. Э. Мейерхольда, М., 1960;
Державин К., Книга о Камерном театре. 1914-1934, Л., 1934;
ОбразцоваА., Театр имени Моссовета, [М.], 1959; е „ ж е, Режисс„ры и
современность, М., 1961; Попов А., Художественная целостность спектакля,
М., 1959;
Петров Н., 50 и 500, М., 1960; У истоков. Сб. статей, М., 1960;
Анастасьев А. Н., В современном театре, М., 1961; Бояджиев Г., Поэзия
театра, М., 1960;
Юзовский Ю., Зачем люди ходят в театр. М., 1964;
Ильинский Игорь, Сам о себе, М., 1961; С а ц Наталия, Дети приходят в
театр. М., 1961.
Русский музыкальный театр. Музыка занимала важное место в постановках
рус. драм. т-ра уже в 17 в. Спектакли придворного моск. т-ра (1672-76)
включали хоры, сольные песни, инструмент, эпизоды (марши, танцы),
соединяли разл. муз. жанры - молитвенное пение и фривольные песенки,
торжеств, шествия и вес„лые пляски. Между актами одной пьесы исполнялись
муз. интермедии. В этом т-ре был пост. балет "Орфей и Эвридика".
Соединение драмы с музыкой было характерно и для др. спектаклей 17 -
нач. 18 вв.
Решающие перемены, происходившие во вс„м укладе рус. культуры 18 в.,
знаменовали собой окончат, победу светского начала в иск-ве: возникает
муз. т-р, концертная жизнь, появляются квалифицированные проф. музыканты
- исполнители и композиторы, широко распространяется домашнее
любительское музи-цирование.Передовая рус. музыка развивалась в борьбе с
космополитич. тенденциями придворно-аристо-кратич. кругов, стремившихся
противопоставить нац. иск-ву поверхностно-развлекат. салонную музыку и
оперную музыку нек-рых зарубежных композиторов. Вместе с тем усвоение
прогрессивного опыта музыки зарубежных стран сыграло плодотворную роль в
развитии рус. муз. культуры. В 1736 в Петербурге был пост. первый
оперный спектакль "Сила любви и ненависти" Ф. Арайи. Этой постановкой
открылся рус. придворный оперный т-р. Для этого т-ра писали свои оперы
приглаш„нные в Россию итал. композиторы:
Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло (оперы-буффа, в т. ч.
"Севильский цирюльник", 1782) и др. Вначале на его сцене пели итал.
певцы, но вскоре была создана рус. оперная труппа, открывшаяся оперой
Арайи "Цефал и Прокрис" на текст А. Сумарокова (1775) - первой оперой,
написанной на рус. текст. На сцене т-ра выступили первые рус. оперные
певцы М. Полторацкий, Г. Марцинкевич, Е. Белоградская. В спектаклях
участвовали хоры певчих, исполнение к-рых побуждало итал. композиторов
уделять в операх, написанных для России, большое место хоровым сценам.
Во 2-й половине 18 в. в Петербурге и Москве появляются платные
публичные т-ры драмы и оперы. В 1780 был открыт Петровский т-р в Москве.
В этом т-ре шли драматические, оперные и балетные спектакли, разделения
трупп ещ„ не было. В Петербурге с 1783 музыкальные спектакли проходили в
здании Большого т-ра. На этих сценах были поставлены первые русские
национальные оперы, выступали выдающиеся рус. певцы - Я. С. Воробь„в, А.
С. Крутицкий, П. В. Злое, певица Е. С.Санду-нова. В 18 в. существовал
также ряд частных оперных антреприз и крепостные т-ры, из к-рых вышли П.
И. Жемчугова, Е. А. Иванова и др.
В последней четв. 18 в. начинает складываться рус. нац.
композиторская школа, формировавшаяся под влиянием передовой отечеств,
лит- ры, драматургии и театра. Для не„ характерны простота, народность,
стремление к жизненной правдивости образов. Интонац. основой рус. музыки
была нар. песня, интерес к к-рой усилился в это время в связи с
распространением прогрессивных идей (высказывания о нар. песне Г. Р.
Державина и особенно А. Н. Радищева). В последней трети 18 в. широко
развернулась творч. деятельность первых рус. композиторов - Е. И.
Фомина, В. А. Пашкевича, Д. С. Бортнянского, М. А. Матинского, И. Е.
Хандошкина, М. С. Березовского и др. Все эти композиторы вышли из среды
крепостных и разночинцев. Бытовая тематика, нередко содержащая
социаль-но-обличит. тенденции, находит воплощение в оперном творчестве
Фомина ("Ямщики на подставе - игрище невзначай", 1787), Пашкевича
("Несчастье от кареты", 1779), Матинского ("Санктпетербургский Гостиный
двор", 1779). Осн. жанром рус. оперы была комич. и комико-сатирич. опера
с разговорными диалогами. Характеру сюжетов и образов соответствовал
муз. язык этих опер, насыщенный нар. песенностью. Музыка одной из первых
рус. опер "Мельник-колдун, обманщик и сват" (1779) на текст А. О.
Аблесимова состояла целиком из нар. песен, подобранных и обработанных
скрипачом оркестра Петровского т-ра в Москве М.М. Соколовским. На
творчестве рус. композиторов конца 18 в. сказалось влияние
сентиментализма. Печать мягкой, задушевной чувствительности лежит на мн.
произв. Бортнянского (опера "Сын - соперник, или Новая Стратоника",
1787, и др.). Свойственные иск-ву сентиментализма черты взволнованного
драматизма проявились в мелодраме "Орфей и Эвридика" Фомина на текст Я.
Б. Княжнина (1792).
Начало 19 в. было периодом дальнейшего развития и углубления нац.
традиций рус. музыки, сложившихся в предшествующем столетии. Новое
содержание, подсказанное событиями обществ, и политич. жизни, заставляло
композиторов искать соответствующие ему формы и жанры, стремиться к
обогащению выразит, средств. В возвышенной героике и ярком драматич.
пафосе музыки О. А. Козловского к трагедиям В. А. Озерова, П. А.
Катенина и др. наш„л выражение патриотич. подъ„м, связанный с эпохой
Отечеств. войны 1812. Непосредств. откликом на военные события 1812 и
предшествующих лет явились патриотич. дивертисменты С. И. Давыдова,
героич. оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" С. А.
Дегтяр„ва (1811), опера "Иван Сусанин" К. А. Ка-воса на либр. А. А.
Шаховского (1815). Одним из важнейших элементов оперного творчества
оставалась песня. На песенной основе в значительной степени построены
такие популярнейшие русские оперы нач. 19 в., как "Леста, днепровская
русалка" И. Кауэра, Давыдова и Кавоса (1803-07), "Илья-богатырь" Кавоса
(1807). Но в то же время они содержат новые черты. Обращение к сказочной
Страницы: «« « 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |