Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1959   1960   1961   1962   1963   1964   1965   1966   1967  1968   1969   1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977  » »»

деятельности   нередко   сказывались    влияния    ошибочных    взглядов
руководителей Пролеткульта (недооценка  значения  культурного  наследия,
склонность к  формалистич.  тенденциям,  эпигонское  отношение  к  таким
течениям, как футуризм и символизм и т.  д.),  в  низовых  организациях,
вопреки этим влияниям, шло формирование элементов нового революц.  т-ра.
С опытом массового агит-театра первых лет  Сов.  власти  непосредственно
связано возникновение уже в сер. 20-х гг. т-ров рабочей молод„жи (см.  Т
РАМ} и коллективов "Синяя блуза".
   Проблема взаимодействия между старыми  и  новыми  творч.  организмами
решалась  на  основе  ленинских  принципов,  предполагавших   заботу   о
выращивании нового и бережное отношение к тому старому, что должно  было
стать составной частью формирующейся социалистич. культуры.
   К сер. 20-х гг. отч„тливо определился подъ„м рус.  сов.  драматургии,
что, в свою очередь, явилось основой  роста  театр.  иск-ва.  Углубление
реализма было  неразрывно  связано  гл.  обр.  с  утверждением  революц.
героики, с борьбой  против  вульгаризаторских  и  формалистич.  влияний.
Процесс  становления  нового  в  иск-ве  т-ра  развивался   в   условиях
свободного творческого соревнования различных течений.  В  резолюции  ЦК
РКП(б) "О политике партии в области  художественной  литературы"  (1925)
подч„ркивалась важность такого соревнования и  указывалось,  что  всякое
иное решение вопроса было бы каз„нно-бюрократическим псевдорешением (см.
сб. "О партийной и советской печати", 1954, с. 346). Вместе с тем в этом
документе, отражавшем закономерности роста не только сов. литературы, но
и сов. художественной  культуры  в  целом,  говорилось  о  необходимости
решительного преодоления бурж. влияний и  пролетку  льтовско-сектантских
тенденций.
   Воздействие революц. действительности наглядно сказалось в  эти  годы
на  творчестве  МХАТа  и  Малого   т-ра.   В   спектаклях,   посвящ„нных
современности, особенно ясно  проявилось  присущее  МХАТу  стремление  к
философски-обобщ„нному и психологически-углубл„нному раскрытию  образов.
Активно  сотрудничая  с  сов.  драматургами,  МХАТ  создал   проникнутые
революц. героикой реалистич. спектакли, посвящ„нные исторнч. прошлому  -
"Пугачевщина" Трен„ва (1925,  реж.  Немирович-Данченко),  и  гражданской
"войне  -  "Бронепоезд  14-69"  Вс.  Иванова  (1927,  худ.  рук.  К.  С.
Станиславский, реж. И. Я. Судаков;
   Пеклеванов - Хмел„в, Вершинин - Качалов,  Васька-Окорок  -  Баталов).
Развивая   и   обогащая   свои   традиции,   неразрывно   связанные    с
героико-романтич. устремл„нностью, Малый т-р поставил пьесы,  показавшие
торжество идей социалистич. революции в условиях вооруж„нной  борьбы  за
Сов. власть,  -"Любовь  Яровая"  (1926,  Яровая  -  Пашенная,  Кошкин  -
Садовский,  Швандя  -  Кузнецов),  и  в  годы  мирного  строительства  -
"Огненный мост" Ромашова (1929).
   Заметное место в борьбе за  новый  революц.  репертуар  заняли  т-ры,
возникшие после Октября. Т-р Вахтангова, завершив студийный период своей
творч. жизни блестящим экспериментальным спектаклем "Принцесса Турандот"
Гоцци (реж. Вахтангов, 1922), утверждавшим в условной, ярко  театральной
форме живую правду чувств, обратился к созданию совр.  сценич.  образов.
Им были пост.: "Виринея"  Сейфулли-ной  и  Правдухина  (1925),  "Разлом"
Лаврен„ва (1927, реж. обоих  спектаклей  -  А.  Д.  Попов).  Изображение
героич.  подъ„ма  масс,   воссоздание   типич.   образов   современников
определили боевой, публицистически заостр„нный пафос  лучших  постановок
Т-ра им. МГСПС: "Шторм" Билль-Белоцерков-ского  (1925,  Братишка-Ванин),
"Мятеж" Фурманова и  Поливанова  (1927,  реж.  обоих  спектаклей  Е.  О.
Любимов-Ланской).
   В Ленингр. академич. т-ре драмы подч„ркнуто академич. пост.  классич.
пьес сменяются последовательным обращением к ряду  произв.  сов.  драмы,
остро совр. звучания: "Бронепоезд 14-69", 1927;  "Ярость"  Е.  Яновского
(1930, реж. обоих спектаклей Н. В. Петров).
   Развивая традиции агиттеатра первых революц. лет, Мейерхольд ставит в
т-ре его имени спектакли "Земля  дыбом"  Мартине  и  Третьякова  (1923),
"Рычи, Китай!" Третьякова (1926)  и  др.  Изобретательное  использование
новых средств сценич. выразительности, при„мов художеств. преувеличения,
гротеска  сочеталось  в   этих   спектаклях   с   принципами,   близкими
конструктивизму, с увлечением "биомеханикой". Т-р  Революции  в  Москве,
Большой драм. т-р в  Ленинграде  преодолевали  влияния  экспрессионизма,
сказавшиеся в пост. пьес Э. Толлера, Г. Кайзера и др., овладевали  совр.
темой.  Конструктивпстско-экспрессионистские  и   отчасти   футуристские
влияния  сказывались  в  те  годы   в   деятельности   Камерного   т-ра,
руководимого А. Я. Таировым, хотя в пост. пьес Ю. О' Нила ("Негр", 1929)
т-р  приближался  к  социально-заостр„нному  и  психологически  сложному
раскрытию образов. В МХАТе 2-м преодоление  идеа-листич.,  символистских
("Петербург" Белого, 1925, Аблеухов -  М.  Чехов)  и  экспрессионистских
("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого,  1927)  влияний  проявилось  в
жизнеутверждающем спектакле "Блоха" Замятина по Лескову (1925,  реж.  А.
Д. Дикий) и в пост. пьесы "Чудак" Афиногенова (1929, реж. И. Н. Берсенев
и А. И. Чебан; Волгин-Азарин), поев. сов. современности.
   В борьбе против антиреалистич. тенденций важное значение имела творч.
деятельность  и  лит.  выступления   К.   С.   Станиславского,   В.   И.
Немировича-Дан-ченко, А. И. Южина. В них  неизменно  содержалась  защита
принципов реализма, стремление утвердить их в сов. т-ре.  В  книге  "Моя
жизнь  в  искусстве"  Станиславский  отмечал,  что  совр.   новаторы   и
театральные  революционеры  в  борьбе  с  бытом   на   сцене   увлеклись
условностью. В этот период в сов.  т-ре  получил  распространение  метод
"осовременивания",    "социального    заострения"    произв.    классич.
драматургии. Эти попытки были различны. Так,  напр.,  если  в  спектакле
"Лес"  на  сцене  Т-ра  им.  Мейерхольда  (1924)  социальное  заострение
достигалось   средствами,   близкими   выразительности   агиттеатра    и
одновременно балаганного народного зрелища, то при пост.  спектакля  "На
всякого  мудреца  довольно  простоты"  в  моск.  Центр,  театр.   студии
Пролеткульта (1923, реж. С. М. Эйзенштейн) пьеса Островского оказывалась
лишь  поводом  для  создания   совр.   политобо-зрения.   Замечательными
образцами  нового  прочтения  классики,  противостоявшими  опытам  чисто
внешнего "осовременивания", были  спектакли  МХАТа  -  "Горячее  сердце"
(1926, Хлынов - Москвин, Градобоев- Тарханов, Силан-Хмел„в) и  "Женитьба
Фигаро"  (1927,  Фигаро-Баталов,  Сюзанна  -  Андровская;   реж.   обоих
спектаклей Станиславский), Малого т-ра- "Растеряева улица"  (по  произв.
Г. Успенского "Нравы Растеряевой улицы", 1929).
   Обогащение и рост театр.  иск-ва  в  20-е  гг.  происходили  за  сч„т
расширения круга жанров в драматургии и  на  сцене.  Выдающиеся  образцы
сов. сатирич. комедии создал В. В.  Маяковский:  "Клоп"  (1929),  "Баня"

Страницы: «« « 1959   1960   1961   1962   1963   1964   1965   1966   1967  1968   1969   1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия