Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 » »» деятельности нередко сказывались влияния ошибочных взглядов руководителей Пролеткульта (недооценка значения культурного наследия, склонность к формалистич. тенденциям, эпигонское отношение к таким течениям, как футуризм и символизм и т. д.), в низовых организациях, вопреки этим влияниям, шло формирование элементов нового революц. т-ра. С опытом массового агит-театра первых лет Сов. власти непосредственно связано возникновение уже в сер. 20-х гг. т-ров рабочей молод„жи (см. Т РАМ} и коллективов "Синяя блуза". Проблема взаимодействия между старыми и новыми творч. организмами решалась на основе ленинских принципов, предполагавших заботу о выращивании нового и бережное отношение к тому старому, что должно было стать составной частью формирующейся социалистич. культуры. К сер. 20-х гг. отч„тливо определился подъ„м рус. сов. драматургии, что, в свою очередь, явилось основой роста театр. иск-ва. Углубление реализма было неразрывно связано гл. обр. с утверждением революц. героики, с борьбой против вульгаризаторских и формалистич. влияний. Процесс становления нового в иск-ве т-ра развивался в условиях свободного творческого соревнования различных течений. В резолюции ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" (1925) подч„ркивалась важность такого соревнования и указывалось, что всякое иное решение вопроса было бы каз„нно-бюрократическим псевдорешением (см. сб. "О партийной и советской печати", 1954, с. 346). Вместе с тем в этом документе, отражавшем закономерности роста не только сов. литературы, но и сов. художественной культуры в целом, говорилось о необходимости решительного преодоления бурж. влияний и пролетку льтовско-сектантских тенденций. Воздействие революц. действительности наглядно сказалось в эти годы на творчестве МХАТа и Малого т-ра. В спектаклях, посвящ„нных современности, особенно ясно проявилось присущее МХАТу стремление к философски-обобщ„нному и психологически-углубл„нному раскрытию образов. Активно сотрудничая с сов. драматургами, МХАТ создал проникнутые революц. героикой реалистич. спектакли, посвящ„нные исторнч. прошлому - "Пугачевщина" Трен„ва (1925, реж. Немирович-Данченко), и гражданской "войне - "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927, худ. рук. К. С. Станиславский, реж. И. Я. Судаков; Пеклеванов - Хмел„в, Вершинин - Качалов, Васька-Окорок - Баталов). Развивая и обогащая свои традиции, неразрывно связанные с героико-романтич. устремл„нностью, Малый т-р поставил пьесы, показавшие торжество идей социалистич. революции в условиях вооруж„нной борьбы за Сов. власть, -"Любовь Яровая" (1926, Яровая - Пашенная, Кошкин - Садовский, Швандя - Кузнецов), и в годы мирного строительства - "Огненный мост" Ромашова (1929). Заметное место в борьбе за новый революц. репертуар заняли т-ры, возникшие после Октября. Т-р Вахтангова, завершив студийный период своей творч. жизни блестящим экспериментальным спектаклем "Принцесса Турандот" Гоцци (реж. Вахтангов, 1922), утверждавшим в условной, ярко театральной форме живую правду чувств, обратился к созданию совр. сценич. образов. Им были пост.: "Виринея" Сейфулли-ной и Правдухина (1925), "Разлом" Лаврен„ва (1927, реж. обоих спектаклей - А. Д. Попов). Изображение героич. подъ„ма масс, воссоздание типич. образов современников определили боевой, публицистически заостр„нный пафос лучших постановок Т-ра им. МГСПС: "Шторм" Билль-Белоцерков-ского (1925, Братишка-Ванин), "Мятеж" Фурманова и Поливанова (1927, реж. обоих спектаклей Е. О. Любимов-Ланской). В Ленингр. академич. т-ре драмы подч„ркнуто академич. пост. классич. пьес сменяются последовательным обращением к ряду произв. сов. драмы, остро совр. звучания: "Бронепоезд 14-69", 1927; "Ярость" Е. Яновского (1930, реж. обоих спектаклей Н. В. Петров). Развивая традиции агиттеатра первых революц. лет, Мейерхольд ставит в т-ре его имени спектакли "Земля дыбом" Мартине и Третьякова (1923), "Рычи, Китай!" Третьякова (1926) и др. Изобретательное использование новых средств сценич. выразительности, при„мов художеств. преувеличения, гротеска сочеталось в этих спектаклях с принципами, близкими конструктивизму, с увлечением "биомеханикой". Т-р Революции в Москве, Большой драм. т-р в Ленинграде преодолевали влияния экспрессионизма, сказавшиеся в пост. пьес Э. Толлера, Г. Кайзера и др., овладевали совр. темой. Конструктивпстско-экспрессионистские и отчасти футуристские влияния сказывались в те годы в деятельности Камерного т-ра, руководимого А. Я. Таировым, хотя в пост. пьес Ю. О' Нила ("Негр", 1929) т-р приближался к социально-заостр„нному и психологически сложному раскрытию образов. В МХАТе 2-м преодоление идеа-листич., символистских ("Петербург" Белого, 1925, Аблеухов - М. Чехов) и экспрессионистских ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, 1927) влияний проявилось в жизнеутверждающем спектакле "Блоха" Замятина по Лескову (1925, реж. А. Д. Дикий) и в пост. пьесы "Чудак" Афиногенова (1929, реж. И. Н. Берсенев и А. И. Чебан; Волгин-Азарин), поев. сов. современности. В борьбе против антиреалистич. тенденций важное значение имела творч. деятельность и лит. выступления К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Дан-ченко, А. И. Южина. В них неизменно содержалась защита принципов реализма, стремление утвердить их в сов. т-ре. В книге "Моя жизнь в искусстве" Станиславский отмечал, что совр. новаторы и театральные революционеры в борьбе с бытом на сцене увлеклись условностью. В этот период в сов. т-ре получил распространение метод "осовременивания", "социального заострения" произв. классич. драматургии. Эти попытки были различны. Так, напр., если в спектакле "Лес" на сцене Т-ра им. Мейерхольда (1924) социальное заострение достигалось средствами, близкими выразительности агиттеатра и одновременно балаганного народного зрелища, то при пост. спектакля "На всякого мудреца довольно простоты" в моск. Центр, театр. студии Пролеткульта (1923, реж. С. М. Эйзенштейн) пьеса Островского оказывалась лишь поводом для создания совр. политобо-зрения. Замечательными образцами нового прочтения классики, противостоявшими опытам чисто внешнего "осовременивания", были спектакли МХАТа - "Горячее сердце" (1926, Хлынов - Москвин, Градобоев- Тарханов, Силан-Хмел„в) и "Женитьба Фигаро" (1927, Фигаро-Баталов, Сюзанна - Андровская; реж. обоих спектаклей Станиславский), Малого т-ра- "Растеряева улица" (по произв. Г. Успенского "Нравы Растеряевой улицы", 1929). Обогащение и рост театр. иск-ва в 20-е гг. происходили за сч„т расширения круга жанров в драматургии и на сцене. Выдающиеся образцы сов. сатирич. комедии создал В. В. Маяковский: "Клоп" (1929), "Баня" Страницы: «« « 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |