|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 » »» деятельности нередко сказывались влияния ошибочных взглядов
руководителей Пролеткульта (недооценка значения культурного наследия,
склонность к формалистич. тенденциям, эпигонское отношение к таким
течениям, как футуризм и символизм и т. д.), в низовых организациях,
вопреки этим влияниям, шло формирование элементов нового революц. т-ра.
С опытом массового агит-театра первых лет Сов. власти непосредственно
связано возникновение уже в сер. 20-х гг. т-ров рабочей молод„жи (см. Т
РАМ} и коллективов "Синяя блуза".
Проблема взаимодействия между старыми и новыми творч. организмами
решалась на основе ленинских принципов, предполагавших заботу о
выращивании нового и бережное отношение к тому старому, что должно было
стать составной частью формирующейся социалистич. культуры.
К сер. 20-х гг. отч„тливо определился подъ„м рус. сов. драматургии,
что, в свою очередь, явилось основой роста театр. иск-ва. Углубление
реализма было неразрывно связано гл. обр. с утверждением революц.
героики, с борьбой против вульгаризаторских и формалистич. влияний.
Процесс становления нового в иск-ве т-ра развивался в условиях
свободного творческого соревнования различных течений. В резолюции ЦК
РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" (1925)
подч„ркивалась важность такого соревнования и указывалось, что всякое
иное решение вопроса было бы каз„нно-бюрократическим псевдорешением (см.
сб. "О партийной и советской печати", 1954, с. 346). Вместе с тем в этом
документе, отражавшем закономерности роста не только сов. литературы, но
и сов. художественной культуры в целом, говорилось о необходимости
решительного преодоления бурж. влияний и пролетку льтовско-сектантских
тенденций.
Воздействие революц. действительности наглядно сказалось в эти годы
на творчестве МХАТа и Малого т-ра. В спектаклях, посвящ„нных
современности, особенно ясно проявилось присущее МХАТу стремление к
философски-обобщ„нному и психологически-углубл„нному раскрытию образов.
Активно сотрудничая с сов. драматургами, МХАТ создал проникнутые
революц. героикой реалистич. спектакли, посвящ„нные исторнч. прошлому -
"Пугачевщина" Трен„ва (1925, реж. Немирович-Данченко), и гражданской
"войне - "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927, худ. рук. К. С.
Станиславский, реж. И. Я. Судаков;
Пеклеванов - Хмел„в, Вершинин - Качалов, Васька-Окорок - Баталов).
Развивая и обогащая свои традиции, неразрывно связанные с
героико-романтич. устремл„нностью, Малый т-р поставил пьесы, показавшие
торжество идей социалистич. революции в условиях вооруж„нной борьбы за
Сов. власть, -"Любовь Яровая" (1926, Яровая - Пашенная, Кошкин -
Садовский, Швандя - Кузнецов), и в годы мирного строительства -
"Огненный мост" Ромашова (1929).
Заметное место в борьбе за новый революц. репертуар заняли т-ры,
возникшие после Октября. Т-р Вахтангова, завершив студийный период своей
творч. жизни блестящим экспериментальным спектаклем "Принцесса Турандот"
Гоцци (реж. Вахтангов, 1922), утверждавшим в условной, ярко театральной
форме живую правду чувств, обратился к созданию совр. сценич. образов.
Им были пост.: "Виринея" Сейфулли-ной и Правдухина (1925), "Разлом"
Лаврен„ва (1927, реж. обоих спектаклей - А. Д. Попов). Изображение
героич. подъ„ма масс, воссоздание типич. образов современников
определили боевой, публицистически заостр„нный пафос лучших постановок
Т-ра им. МГСПС: "Шторм" Билль-Белоцерков-ского (1925, Братишка-Ванин),
"Мятеж" Фурманова и Поливанова (1927, реж. обоих спектаклей Е. О.
Любимов-Ланской).
В Ленингр. академич. т-ре драмы подч„ркнуто академич. пост. классич.
пьес сменяются последовательным обращением к ряду произв. сов. драмы,
остро совр. звучания: "Бронепоезд 14-69", 1927; "Ярость" Е. Яновского
(1930, реж. обоих спектаклей Н. В. Петров).
Развивая традиции агиттеатра первых революц. лет, Мейерхольд ставит в
т-ре его имени спектакли "Земля дыбом" Мартине и Третьякова (1923),
"Рычи, Китай!" Третьякова (1926) и др. Изобретательное использование
новых средств сценич. выразительности, при„мов художеств. преувеличения,
гротеска сочеталось в этих спектаклях с принципами, близкими
конструктивизму, с увлечением "биомеханикой". Т-р Революции в Москве,
Большой драм. т-р в Ленинграде преодолевали влияния экспрессионизма,
сказавшиеся в пост. пьес Э. Толлера, Г. Кайзера и др., овладевали совр.
темой. Конструктивпстско-экспрессионистские и отчасти футуристские
влияния сказывались в те годы в деятельности Камерного т-ра,
руководимого А. Я. Таировым, хотя в пост. пьес Ю. О' Нила ("Негр", 1929)
т-р приближался к социально-заостр„нному и психологически сложному
раскрытию образов. В МХАТе 2-м преодоление идеа-листич., символистских
("Петербург" Белого, 1925, Аблеухов - М. Чехов) и экспрессионистских
("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, 1927) влияний проявилось в
жизнеутверждающем спектакле "Блоха" Замятина по Лескову (1925, реж. А.
Д. Дикий) и в пост. пьесы "Чудак" Афиногенова (1929, реж. И. Н. Берсенев
и А. И. Чебан; Волгин-Азарин), поев. сов. современности.
В борьбе против антиреалистич. тенденций важное значение имела творч.
деятельность и лит. выступления К. С. Станиславского, В. И.
Немировича-Дан-ченко, А. И. Южина. В них неизменно содержалась защита
принципов реализма, стремление утвердить их в сов. т-ре. В книге "Моя
жизнь в искусстве" Станиславский отмечал, что совр. новаторы и
театральные революционеры в борьбе с бытом на сцене увлеклись
условностью. В этот период в сов. т-ре получил распространение метод
"осовременивания", "социального заострения" произв. классич.
драматургии. Эти попытки были различны. Так, напр., если в спектакле
"Лес" на сцене Т-ра им. Мейерхольда (1924) социальное заострение
достигалось средствами, близкими выразительности агиттеатра и
одновременно балаганного народного зрелища, то при пост. спектакля "На
всякого мудреца довольно простоты" в моск. Центр, театр. студии
Пролеткульта (1923, реж. С. М. Эйзенштейн) пьеса Островского оказывалась
лишь поводом для создания совр. политобо-зрения. Замечательными
образцами нового прочтения классики, противостоявшими опытам чисто
внешнего "осовременивания", были спектакли МХАТа - "Горячее сердце"
(1926, Хлынов - Москвин, Градобоев- Тарханов, Силан-Хмел„в) и "Женитьба
Фигаро" (1927, Фигаро-Баталов, Сюзанна - Андровская; реж. обоих
спектаклей Станиславский), Малого т-ра- "Растеряева улица" (по произв.
Г. Успенского "Нравы Растеряевой улицы", 1929).
Обогащение и рост театр. иск-ва в 20-е гг. происходили за сч„т
расширения круга жанров в драматургии и на сцене. Выдающиеся образцы
сов. сатирич. комедии создал В. В. Маяковский: "Клоп" (1929), "Баня"
Страницы: «« « 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |