Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1968   1969   1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976  1977   1978   1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986  » »»

Молодые представители школы Римского-Корсакова (А. К.  Глазунов,  А.  К.
Лядов и др.), объединившиеся в т. н. Беляевском кружке, хотя и  были  во
многом преемственно связаны  с  "Могучей  кучкой",  создавали  гл.  обр.
инструмент. произв. Моск. композиторы,  почти  все  испытавшие  на  себе
влияние Чайковского, проявляли больший интерес к оперному жанру:  С.  И.
Танеев ("Орестея" по драматич. трилогии Эсхила, 1895),  А.  С.  Аренский
(оперы "Сон на Волге", 1890, "Рафаэль", 1894, "Наль и Дамаянти",  1904),
М. М. Ипполитов-Иванов  (оперы  "Руфь",  1887,  "Ася",  1900,  "Измена",
1910), А. Т. Гречанинов ("Добрыня Никитич", 1903). Однако в этих  операх
заметно сужение проблематики, отход от  широких  социальных  и  народных
тем, внимание к личным конфликтам. Эти  оперы  уступают  классике  и  по
муз.-драматургич. качествам. Наиболее ярким явлением в рус. опере рубежа
19-20 вв., кроме последних опер Римского-Корсакова,  были  три  камерные
оперы С. В. Рахманинова-"Алеко" (1893), "Скупой рыцарь" (1906, обе по о.
п. Пушкина) и "Франческа  да  Римини"  (по  Данте,  1906),  отличающиеся
тонкой разработкой вок. партий, психологич.  проникновенностью,  большой
ролью оркестровой партии.
   В  нач.  20  в.  в  рус.  музыке  проявились  упадочные  модернистич.
тенденции, достигшие особенно большого распространения после  подавления
революции 1905- 1907 гг. Эти черты проявляются в операх В. И.  Ребико-ва
("Тэа",  соч.  1904,  "Бездна",  соч.  1907),  отчасти   у   Гречанинова
(опера-легенда по Метерлинку "Сестра Беатриса", 1910).  Однако  в  опере
модернизм не получил широкого развития.
   Передовые   муз.   деятели   оказывали    решительное    и    упорное
противодействие росту модернистских влияний. Глубокая и  острая  критика
модернизма содержится в лит. трудах Римского-Корсакова, Танеева и других
выдающихся рус. музыкантов-реалистов.  Реалистич.  тенденции  рус.  муз.
классики отстаивали критики Н. Д. Кашкин, С. Н. Кругликов и др.
   Муз.-театр. исполнительство достигло на рубеже  19-20  вв.  небывалых
высот. Вершиной рус. реалистич. вок. иск-ва  явилось  творчество  Ф.  И.
Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В.  Ершова.  Эти  великие
художники создали муз.-сценич. образы,  ставшие  классич.  примером  для
последующего поколения оперных исполнителей. В это же время  выдвинулась
плеяда талантливых оперных певцов: В. Р. Петров, В. И. Касторский, Г. С.
Пирогов, И. А. Алчевский, Е. И. Збруева, И. В. Тартаков, Е. К.  Мравина.
Иск-во оперных дириж„ров-постановщиков достигло  вершины  в  дириж„рской
деятельности С. В. Рахманинова; крупнейшими дириж„рами опер были  М.  М.
Ипполитов-Иванов, Д. И. Похитонов, Ф. М. Блуменфелъд.
   Передовой отечеств, репертуар в это время пропагандировала Московская
частная русская опера С. И. Мамонтова, здесь работали  выдающиеся  певцы
(Н. И. Забела, В. Н. Петрова-Званцева, Е. Я. Цветкова, Н. В. Салина,  А.
В. Секар-Рожанский), дириж„ры (Рахманинов, Ипполитов-Иванов),  художники
(И. И. Левитан, В. А. Серов, М. А. Врубель,  А.  М.  Васнецов  и  В.  М.
Васнецов).  В  т-ре  сформировался   новый   тип   оперного   режисс„ра,
определявшего, наряду с дириж„ром, художеств. направленность  спектакля.
Первыми режисс„рами такого типа были С. И. Мамонтов, В. А.Лосский, В. П.
Шкафер, П.  И.  Мельников.  Основатель  и  руководитель  т-ра  Муз.драмы
(19121919,  см.  Музыкальной  драмы  театр}  режисс„р  И.  М.   Лапицкий
стремился к правдивости и яркости сценич. действия,  к  слиянию  муз.  и
сценич. элементов, боролся против рутины.  Муз.  частью  т-ра  руководил
дириж„р М. А. Бихтер. В развитии муз. жизни заметную роль сыграли  также
оперный т-р Петерб. нар. дома под рук.  Н.  Н.  Фигнера,  Оперный  театр
Зимина и др.
   В предреволюц. годы выдвинулись оперные артисты, творч. расцвет к-рых
наступил уже в сов. время - К. Г. Держинская, Е.  А.  Степанова,  Н.  А.
Обухова, С. И. Мигай, Н. Н. Озеров, П. 3. Андреев.  Пост.  мн.  классич.
опер в Большом т-ре связаны с творчеством дириж„ра В. И. Сука.
   На рубеже  19-20  вв.  продолжается  развитие  муз.  т-ра  провинции.
Открылись постоянные т-ры в Перми (1895;  см.  Пермский  театр  оперы  и
балета), Екатеринбурге (1912; см.  Свердловский  театр  оперы  и  балета
имени А. В. Луначарского)', в Нижнем Новгороде, Саратове и  др.  городах
активно работали частные антрепризы. Русские оперные т-ры существовали в
городах Украины (Киев, Харьков), Грузии (Тифлис) и др.
   Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. рус. оперная  культура  заво„вывает  вс„
более широкое  признание  за  рубежом.  Большое  художеств.  значение  и
новаторский характер рус. музыки, особенно оперной, не раз  подч„ркивали
зарубежные музыканты: Ф. Лист, Г. Берлиоз,  Ж.  Массне,  М.  Равель,  А.
Дворжак, Л. Яначек. Мн. зарубежные дириж„ры - Г.  Бюлов,  Г.  Малер,  А.
Никиш- были пропагандистами рус. опер. В нач. 20 в. рус. муз. иск-во  за
рубежом пропагандировали гастролировавшие там певцы - Шаляпин,  Собинов,
Нежданова и др. С 1908 начались гастроли оперных  коллективов  {"Русские
сезоны за границей" С. П.  Дягилева).  В  то  же  время  в  деятельности
столичных  т-ров  Большого  и   Мариинского,   зависевших   целиком   от
консервативной дирекции имп. т-ров, в эту эпоху усилились  противоречия:
при высоком уровне исполнит. иск-ва репертуар их часто отличался  реакц.
направленностью,   слабостью    в    художеств.    отношении;    произв.
Римского-Корсакова,  Мусоргского  и  др.  выдающихся   композиторов   не
ставились или подвергались искажению.
   Советский  музыкальный  театр.  После   Великой   Окт.   социалистич.
революции рус. муз. т-р вступил в новую эру своего развития. С первых же
шагов сов. иск-ва Коммунистич. партия и  Сов.  правительство  направляли
его на служение широким нар. массам.
   Сразу после революции т-ры были открыты  для  народного  слушателя  -
рабочих, солдат, крестьян. Передовые деятели иск-ва продолжали сохранять
и  развивать  лучшие  классич.  традиции  и  в  области  оперы.  В  1917
крупнейшие (а позже - все) т-ры стали государственными. Основу  оперного
репертуара в первые годы Сов. власти составляли возобновл. и новые пост.
классич.  опер,  особенно  тех,  к-рые  прежде  были  запрещены  царской
цензурой  или  редко  ставились  из-за  их   социальной   направленности
("Золотой петушок", "Борис  Годунов",  "Кашей  Бессмертный"  и  т.  п.).
Важнейшим событием явилась постановка в 1928 в  Ленингр.  т-ре  оперы  и
балета (б. Мариин-ском) опера  "Борис  Годунов"  в  подлинной  авторской
редакции.
   Центрами  оперной  культуры  по-прежнему  оставались  Большой  и   б.
Мариинский т-ры, где были сосредоточены лучшие артистич. силы: певцы  Ф.
И. Шаляпин, А. В. Нежданова, И. В. Ершов, Л. В. Собинов, Н. А.  Обухова,
К.  Г.  Держинская,  В.  Р.  Петров,  дириж„ры  В.   И.   Сук,   М.   М.
Ипполитов-Иванов, А. М. П азовский, Д. И. Похитонов, Н. С. Голованов, Э.
А. Купер, В. А. Дранишников, С. А. Самосуд', режисс„ры:
   В. А. Лосский, В. Э. Мейерхольд, И. М. Лапицкий.

Страницы: «« « 1968   1969   1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976  1977   1978   1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия