|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 » »» драматургии - сценарной, муз., хореографической. Сценаристы (в т. ч. Н.
Д. Волков, Ю. И. Слонимский}, композиторы (Б. В. Асафьев и др.) охотно
обращаются к классич. лит-ре и драме, создавая балеты на сюжеты Пушкина,
Гоголя, Шекспира, Лопе де Вега, Жорж Санд, Бальзака. В пост. балетных
спектаклей нередко принимают участие режисс„ры драмы и оперы (С. Э.
Радлов - "Пламя Парижа", 1932; "Бахчисарайский фонтан", 1934;
Э. И. Каплан - "Лауренсия", 1939, и др.). Новый вид балетного иск-ва
разрабатывают балетмейстеры Р. В. Захаров и Л. М. Лавровский. В балете
"Бахчисарайский фонтан" (пост. Захаровым) сценарист, композитор и
балетмейстер создали хореографич. произв., отличающееся целостностью,
гармонией всех составных частей, выражающих многогранное, сложное
содержание пушкинской поэмы. Для балетмейстерского иск-ва этого периода
характерна высокая организованность групповых танцев, яркость сценич.
кульминаций, действенные сцены, служащие для характеристики персонажей,
танц. диалоги (напр., диалог Марии и Заремы, 3-й акт, "Бахчисарайский
фонтан"). При этом пантомима становится одним из осн. сценич. средств и
подчас даже вытесняет танец. Танц. формы также были обновлены.
Новаторство балетмейстеров сказалось в пост. массовых танцев и в
использовании фольклора:
В. И. Вайнонен ("Пламя Парижа", 1932, "Партизанские дни" Асафьева,
1937), В. М. Чабукиани ("Сердце гор" Баланчивадзе, 1938; "Лауренсия"
Крейна, 1939) и др. Используя нац. танцы - чаще всего мужские групповые
и массовые (танец басков в "Пламени Парижа", "хоруми" в "Сердце гор"),
они сумели показать революц. народ - явление принципиально новое для
балетной сцены. В пост. 30-х гг. кордебалет, прежде пассивный и
безликий,Остановится активным, выражает настроение нар. масс. Героизация
балета, сочетание классич. танца с нар. или использование в классич.
танце бравурного активного начала - завоевание балета 30-х гг. Эта
направленность хореографич. иск-ва проявилась в исполнительском
мастерстве, экспрессивность и динамичность танца А. Н. Ермолаева, В. М.
Чабукиани, А. М. Мессерера, М. Т. Сем„новой, выступавших в классич.
балетах, придавала их образам благородство и силу, танц. мастерство О.
В. Лепешинской содержало в себе спортивное начало, утверждало активное,
жизнерадостное, праздничное отношение к жизни. Одно из высших достижений
этого периода - балет "Ромео и Джульетта", пост. Лавровским (1940). В
этом сложном, многоплановом хореографич. представлении, верно отразившем
историч. эпоху, была передана осн. идея пьесы- е„ гуманистич.
направленность, спектакль достигал высокой выразительности и трагич.
глубины.
В сво„м стремлении выражать сложные идеи и глубокие чувства сов.
балетное иск-во выдвигало новые задачи перед акт„рами-танцовщиками. Гл.
становилось требование раскрывать образы в действии, насыщать их
многообразными чувствами. Наиболее яркое выражение эти требования
получили в творчестве Г. С. Улановой. Е„ искусство, лирическое в своей
основе, достигало особой одухотвор„нности и глубины. Она придавала танцу
яркую драматич. выразительность, жизненную правду, и зритель воспринимал
танец как естественную манеру поведения действующего лица.
Представителем лирич. романтич. направления в балете был К. М. Сергеев.
Развитие сов. балета было прервано войной и возобновилось лишь во 2-й
пол. 40-х гг. К этому времени относится создание балетов "Золушка"
Прокофьева (1945), "Юность" Чулаки (1949), "Шурале" Яруллина (1950) и
др. Однако в 40-е гг. жанр хореографич. драмы утрачивает свои лучшие
качества; в спектаклях вс„ чаще повторялись драматургич. штампы, одни и
те же сюжетные коллизии. Балетмейстеры, используя пантомиму, позволяющую
воспроизвести на сцене любое событие, обращались непосредственно к танцу
преимущественно в дивертисментах, возникающих чаще всего при постановке
празднеств, гуляний, балов, в шаблонных адажио или в сценах снов и
мечтаний. Танец лишился образности. В балетах большое место занимало
на-туралистич. изображение внешних сторон жизни. Балеты конца 40-х гг.
характеризуются увлечением феерией, к-рая часто используется даже в
спектаклях, не требующих внешней развлекательности ("Медный всадник").
Балеты этих лет, в отличие от лучших пост. 30-х гг., лишены целостности,
единства замысла.
Во 2-й пол. 50-х гг. вс„ чаще стали появляться спектакли, в к-рых
учитывалась специфика балетного иск-ва, драматургия обязывала излагать
содержание хореографич. средствами, а балетмейстер стремился
использовать многообразные возможности хореографич. иск-ва. Танец
обогатился новыми при„мами, на него оказывали воздействие смежные иск-ва
- музыка, живопись, скульптура, а также спорт, балетный акро-батич.
танец. В репертуаре появилось много одноактных балетов
экспериментального характера. В репертуар т-ров вошли и многоактные
спектакли, отличающиеся новизной решения: "Сказ о каменном цветке"
(1957) и "Легенда о любви" Меликова (1961, балетм. Ю. Н. Григорович),
"Берег надежды" Петрова (1959, балетм. И. Д. Белъский), балеты Л. В.
Якобсона, использующие танц. позировку ("Спартак") или бытовые движения
и жесты, гротесковые образы. На протяжении 40-50-х гг. выросло новое
поколение балетных артистов: А. Я. Шелест-танцовщица тончайшей
артистичности и большого творческого диапазона, M. M. Пл исецкая,
виртуозная танцовщица, иск-во к-рой полно экспрессии и патетики, а также
Р. С. Стручкова, А. Е. Осипенко, И. А. Колпакова и др. Выдвинулась
талантливая молод„жь, чь„ иск-во формируется как на лучших классич.
спектаклях, так и на новых совр. по форме балетах (Е. С. Максимова, Е.
М. Ря-бинкина, Н. И. Бессмертнова, В. В. Васильев - в Москве; А. И.
Сизова, Ю. В. Соловь„в - в Ленинграде, мн. талантливые артисты на
периферии, в т-рах городов Перми, Новосибирска, Уфы и др.).
В РСФСР (1964) 14 оперно-балетных т-ров. Кроме того, имеется значит,
количество муз.-драматич. т-ров, к-рые также ставят балеты (т-ры городов
Воронежа, Петрозаводска, Сыктывкара, Якутска, Ижевска и др.). Балеты
ставятся и в отд. т-рах муз. комедии и оперетты (в Ленинграде,
Волгограде, Иркутске, Хабаровске и др.). В РСФСР работают 7 хореографич.
уч-щ. Развитие получила танцевальная самодеятельность, включающая нар.
т-ры, школы, студии, кружки.
Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до
середины XIX века, Л.-М., 1958; е „ ж е, Русский балетный театр второй
половины XIX века, Л.-М., 1963; Борисоглебский М.В. (сост.). Материалы
по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39; П л е щ е -е в А., Наш
балет (1673-1899), 2 изд., СПБ, 1899; Слонимский Ю., Дидло. Вехи
творческой биографии, М.-Л., 1958;
Левинсон А., Старый и новый балет, П., 1917; В а л ь-б е p x И., Из
архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии.Ред. и вступ. ст. Ю.
Страницы: «« « 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |