Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1969   1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977  1978   1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986   1987  » »»

   С целью обогащения  репертуара  и  приближения  его  к  современности
делались попытки переосмыслить старые оперы (напр., переделка "Тоски"  в
оперу "В борьбе за коммуну", "Ивана Сусанина" - в "Серп и  Молот"  и  т.
п.). Ставились оперы совр. зарубежных композиторов ("Воццек" А. Берга).
   В 20-е годы появились первые оперы на сов.  тематику  -  "За  красный
Петроград" А. П.  Гладковского  и  М.  В.  Пруссака  (1925)  о  событиях
гражданской войны; "Орлиный бунт" А. Ф. Пащенко (1925), "Декабристы"  В.
А. Золотар„ва (1925), поев. революц. прошлому.
   В 20-е гг. в муз. т-ры пришли новые вокалисты:
   В. В. Барсова, А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, И. С. Козловский,  М.  Д.
Михайлов, Н. К. Печковский, В.  Р.  Сливинский,  Н.  С.  Ханаев,  С.  Я.
Лемешев, М. П. Максакова-, дириж„ры: А. В. Гаук, В. В. Небольсин, Б.  Э.
Хайкин\ режисс„ры Л. В. Баратов, Н. В. Смолич.
   Большое значение в становлении сов. муз. т-ра имела  деятельность  К.
С. Станиславского и В. И. Неми-ровича-Данченко. Станиславский возглавлял
Оперную студию Большого театр  а  (полнее  Оперный  театр  имени  К.  С.
Станиславского),  где  воспитывал  молодых  певцов-артистов,   добиваясь
гармонич. слияния муз. и сценич. начал. Пост. им спектакли были отмечены
новаторством режисс„рской трактовки и  глубиной  пси-хологич.  реализма.
Немирович-Данченко руководил муз.  Студией  Московского  Художественного
театра, перенося в муз. спектакли реалистич. принципы МХАТа.
   30-е гг. характеризуются утверждением  реализма  и  нац.  традиций  в
муз.т-ре. Основная тема муз. произв. этих лет-история освободит,  борьбы
рус. народа: "Камаринский мужик" В. В. Желобинского (1933), "У перевоза"
А. Ф. Гедике (соч. 1934), "Прорыв" С. И. Потоц-кого (1930),  "1905  гоп"
А. А. Давиденко и Б.  С.  Шех-тера  (1935).  Новый  этап  сов.  оперного
творчества начался с пост. оперы "Тихий Дон" И. И.  Дзержинского  (1935,
2-я ред. соч. 1955), в к-рой правдивые образы героев связаны с картинами
нар. жизни врем„н революции и гражд. войны. Это произв. утвердило в сов.
музыке жанр песенной оперы, представленный  в  30-е  гг.  также  операми
"Броненосец ,,Пот„мкин"" О. С.  Чишко,  "Поднятая  целина"  Дзержинского
(обе в 1937), "В бурю" Т. Н. Хренникова, "Степан Разин" А. А.  Касьянова
(обе в 1939) и др.
   Значит, событием муз. жизни  стала  опера  Д.  Д.  Шостаковича  "Леди
Макбет Мценского уезда" ("Катерина  Измайлова",  1934).  Опера  сочетает
большую  тра-гич.  силу,  проникновенный  лиризм  и  сатирич.   остроту.
Поставленная в Москве  и  Ленинграде,  опера  подверглась  необъективной
критике и была снята с репертуара (возобновл. в 1963).
   С  большой  выразительностью   и   сочной   жанровой   характерностью
воссозданы образы Франции эпохи Возрождения в опере "Мастер  из  Кламси"
("Кола  Брюньон"  по  Р.  Роллану)  Д.   Б.   Кабалевского   (1938).   В
речитативно-декламац.  стиле  написана  опера  "Сем„н   Котко"   С.   С.
Прокофьева (1940) о событиях гражданской войны.
   В 30-е гг. муз.-театр. жизнь РСФСР отличалась большой насыщенностью и
размахом. Большой т-р пост. заново мн. произв. рус. классики,  в  т.  ч.
оперу  "Иван  Сусанин"  Глинки  (1939)  с  новым  текстом  поэта  С.  М.
Городецкого, восстановившего патриотич. замысел композитора. Т-р оперы и
балета им. Кирова пост. под рук. В. А. Дранишникова нек-рые редко идущие
оперы ("Вильгельм Телль" Россини, "Луиза Миллер" Верди и др.), под  рук.
А. М. Пазовского "Чародейку" Чайковского. В т-рах работали дириж„ры:  Д.
И. Похитонов, С. А. Самосуд, А. Ш. Мелик-Пашаев; певцы: Г. М. Нэлепп, А.
П. Иванов, С. П. Преображенская Е. Д. Кругликова, А. А. Халилеева, Н. Д.
Шпиллер, В. А. Давыдова', реж.  Б.  А.  Покровский.  "Лабораторией  сов.
оперы" стали открытый в 1926 в Москве Музыкальный театр имени  В  л.  И.
Немировича-Данченко  (с  1941  -   Музыкальный   театр   имени   К.   С.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), открытый в  1918  Ленингр.
Малый оперный т-р  (см.  Ленинградский  Малый  театр  оперы  и  балета).
Открылись новые т-ры в Куйбышеве (1931; см. Куйбышевский театр  оперы  и
балета). Горьком (1935; см. Горъков-ский театр оперы и балета  имени  А.
С. Пушкина), Саратове (1928; см. Саратовский театр оперы и балета  имени
Н. Г. Чернышевского), Новосибирске (1945; см. Новосибирский театр  оперы
и балета) и др. городах.
   Одно из новых явлений муз. жизни - пост. опер в концертном исполнении
артистов Радиокомитета (с 1934) под рук.  дириж„ров  Г.  Себастьяна,  О.
Фрида, А. И. Орлова и др.
   Рус. оперная школа оказала большое влияние на формирование муз.  т-ра
народов  СССР,  рус.  композиторы   писали   оперы   в   содружестве   с
композиторами братских республик (Р. М. Глиэр  с  Г.  Садыковым,  В.  А.
Власов и В. Г. Фере с А. Малдыбаевым и др.).
   В годы Великой Отечеств,  войны  1941-45  в  творчестве  композиторов
раскрылась яркая патриотич. и героич. направленность. В  эти  годы  были
созданы оперы, отразившие события войны,- "В огне" Кабалевского  (1942),
воскресившие эпизоды героич. прошлого рус. народа - "Емельян Пугач„в" М.
В. Коваля (1942), "Война и мир" Прокофьева (1944, 1 ред.). Опера  "Война
и мир", раскрывавшая высокие моральные качества рус. народа,  определила
новый этап развития рус. муз. т-ра благодаря эпич. мощи, ярко очерченным
характерам героев, новаторству драматургии и муз. языка.
   В первые годы после окончания войны муз. т-р  развивался  медленно  и
активизировался лишь в 50-е гг. Событиям Великой Отечеств,  войны  поев.
оперы "Семья Тараса" Кабалевского (2-я ред. 1950), "Повесть о  настоящем
человеке"  Прокофьева  (соч.  1948,  пост.  1960),  сочетавшая  принципы
речитативной декламации с  поисками  широкого  мелодизма  и  песенности.
Революц. борьбу народа показывает историко-эпич. опера  "Декабристы"  Ю.
А. Шапорина (1953), воссоздающая образы рус. дворянских  революционеров.
Героям гражданской войны  поев.  опера  "Никита  Вершинин"  Кабалевского
(1955), написанная в традициях нар. муз.драмы.В опере  "Октябрь"  В.  И.
Мурадели (1961)  впервые  дана  попытка  раскрыть  образ  В.  И.  Ленина
средствами  оперного  иск-ва.  Жанр  песенной  оперы  развивала   "Мать"
Хренникова (1957) по о. п. Горького. Опера  "Не  только  любовь"  Р.  К.
Щедрина (1961) внесла в оперную  музыку  новые  интонации,  связанные  с
совр. частушкой. В послевоен. годы пост. комедийные оперы: "Обручение  в
монастыре" Прокофьева (соч. 1940, пост. 1946), "Укрощение строптивой" В.
Я. Шебалина  по  Шекспиру  (1957),  "Фрол  Скобеев"  Хренникова  (1950),
сочетающие яркую комедийность с лиризмом и сочностью жанрово-психологич.
характеристик. Среди лирико-психоло-гич. опер этих лет -  "Овод"  А.  Э.
Спадавеккиа  (1957),  "Улица  дель  Корно"  К.  В.   Молчанова   (1960),
"Кружевница Настя" В. Н. Трамбицкого (1963).
   В 50-60-е гг. значительно обогащается репертуар сов. оперных т-ров, в
к-ром вс„ большее место начинает занимать  сов.  опера,  получили  новую
сценич. жизнь давно не шедшие произв. классиков.

Страницы: «« « 1969   1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977  1978   1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986   1987  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия