Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 » »» С целью обогащения репертуара и приближения его к современности делались попытки переосмыслить старые оперы (напр., переделка "Тоски" в оперу "В борьбе за коммуну", "Ивана Сусанина" - в "Серп и Молот" и т. п.). Ставились оперы совр. зарубежных композиторов ("Воццек" А. Берга). В 20-е годы появились первые оперы на сов. тематику - "За красный Петроград" А. П. Гладковского и М. В. Пруссака (1925) о событиях гражданской войны; "Орлиный бунт" А. Ф. Пащенко (1925), "Декабристы" В. А. Золотар„ва (1925), поев. революц. прошлому. В 20-е гг. в муз. т-ры пришли новые вокалисты: В. В. Барсова, А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, И. С. Козловский, М. Д. Михайлов, Н. К. Печковский, В. Р. Сливинский, Н. С. Ханаев, С. Я. Лемешев, М. П. Максакова-, дириж„ры: А. В. Гаук, В. В. Небольсин, Б. Э. Хайкин\ режисс„ры Л. В. Баратов, Н. В. Смолич. Большое значение в становлении сов. муз. т-ра имела деятельность К. С. Станиславского и В. И. Неми-ровича-Данченко. Станиславский возглавлял Оперную студию Большого театр а (полнее Оперный театр имени К. С. Станиславского), где воспитывал молодых певцов-артистов, добиваясь гармонич. слияния муз. и сценич. начал. Пост. им спектакли были отмечены новаторством режисс„рской трактовки и глубиной пси-хологич. реализма. Немирович-Данченко руководил муз. Студией Московского Художественного театра, перенося в муз. спектакли реалистич. принципы МХАТа. 30-е гг. характеризуются утверждением реализма и нац. традиций в муз.т-ре. Основная тема муз. произв. этих лет-история освободит, борьбы рус. народа: "Камаринский мужик" В. В. Желобинского (1933), "У перевоза" А. Ф. Гедике (соч. 1934), "Прорыв" С. И. Потоц-кого (1930), "1905 гоп" А. А. Давиденко и Б. С. Шех-тера (1935). Новый этап сов. оперного творчества начался с пост. оперы "Тихий Дон" И. И. Дзержинского (1935, 2-я ред. соч. 1955), в к-рой правдивые образы героев связаны с картинами нар. жизни врем„н революции и гражд. войны. Это произв. утвердило в сов. музыке жанр песенной оперы, представленный в 30-е гг. также операми "Броненосец ,,Пот„мкин"" О. С. Чишко, "Поднятая целина" Дзержинского (обе в 1937), "В бурю" Т. Н. Хренникова, "Степан Разин" А. А. Касьянова (обе в 1939) и др. Значит, событием муз. жизни стала опера Д. Д. Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", 1934). Опера сочетает большую тра-гич. силу, проникновенный лиризм и сатирич. остроту. Поставленная в Москве и Ленинграде, опера подверглась необъективной критике и была снята с репертуара (возобновл. в 1963). С большой выразительностью и сочной жанровой характерностью воссозданы образы Франции эпохи Возрождения в опере "Мастер из Кламси" ("Кола Брюньон" по Р. Роллану) Д. Б. Кабалевского (1938). В речитативно-декламац. стиле написана опера "Сем„н Котко" С. С. Прокофьева (1940) о событиях гражданской войны. В 30-е гг. муз.-театр. жизнь РСФСР отличалась большой насыщенностью и размахом. Большой т-р пост. заново мн. произв. рус. классики, в т. ч. оперу "Иван Сусанин" Глинки (1939) с новым текстом поэта С. М. Городецкого, восстановившего патриотич. замысел композитора. Т-р оперы и балета им. Кирова пост. под рук. В. А. Дранишникова нек-рые редко идущие оперы ("Вильгельм Телль" Россини, "Луиза Миллер" Верди и др.), под рук. А. М. Пазовского "Чародейку" Чайковского. В т-рах работали дириж„ры: Д. И. Похитонов, С. А. Самосуд, А. Ш. Мелик-Пашаев; певцы: Г. М. Нэлепп, А. П. Иванов, С. П. Преображенская Е. Д. Кругликова, А. А. Халилеева, Н. Д. Шпиллер, В. А. Давыдова', реж. Б. А. Покровский. "Лабораторией сов. оперы" стали открытый в 1926 в Москве Музыкальный театр имени В л. И. Немировича-Данченко (с 1941 - Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), открытый в 1918 Ленингр. Малый оперный т-р (см. Ленинградский Малый театр оперы и балета). Открылись новые т-ры в Куйбышеве (1931; см. Куйбышевский театр оперы и балета). Горьком (1935; см. Горъков-ский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина), Саратове (1928; см. Саратовский театр оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского), Новосибирске (1945; см. Новосибирский театр оперы и балета) и др. городах. Одно из новых явлений муз. жизни - пост. опер в концертном исполнении артистов Радиокомитета (с 1934) под рук. дириж„ров Г. Себастьяна, О. Фрида, А. И. Орлова и др. Рус. оперная школа оказала большое влияние на формирование муз. т-ра народов СССР, рус. композиторы писали оперы в содружестве с композиторами братских республик (Р. М. Глиэр с Г. Садыковым, В. А. Власов и В. Г. Фере с А. Малдыбаевым и др.). В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 в творчестве композиторов раскрылась яркая патриотич. и героич. направленность. В эти годы были созданы оперы, отразившие события войны,- "В огне" Кабалевского (1942), воскресившие эпизоды героич. прошлого рус. народа - "Емельян Пугач„в" М. В. Коваля (1942), "Война и мир" Прокофьева (1944, 1 ред.). Опера "Война и мир", раскрывавшая высокие моральные качества рус. народа, определила новый этап развития рус. муз. т-ра благодаря эпич. мощи, ярко очерченным характерам героев, новаторству драматургии и муз. языка. В первые годы после окончания войны муз. т-р развивался медленно и активизировался лишь в 50-е гг. Событиям Великой Отечеств, войны поев. оперы "Семья Тараса" Кабалевского (2-я ред. 1950), "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева (соч. 1948, пост. 1960), сочетавшая принципы речитативной декламации с поисками широкого мелодизма и песенности. Революц. борьбу народа показывает историко-эпич. опера "Декабристы" Ю. А. Шапорина (1953), воссоздающая образы рус. дворянских революционеров. Героям гражданской войны поев. опера "Никита Вершинин" Кабалевского (1955), написанная в традициях нар. муз.драмы.В опере "Октябрь" В. И. Мурадели (1961) впервые дана попытка раскрыть образ В. И. Ленина средствами оперного иск-ва. Жанр песенной оперы развивала "Мать" Хренникова (1957) по о. п. Горького. Опера "Не только любовь" Р. К. Щедрина (1961) внесла в оперную музыку новые интонации, связанные с совр. частушкой. В послевоен. годы пост. комедийные оперы: "Обручение в монастыре" Прокофьева (соч. 1940, пост. 1946), "Укрощение строптивой" В. Я. Шебалина по Шекспиру (1957), "Фрол Скобеев" Хренникова (1950), сочетающие яркую комедийность с лиризмом и сочностью жанрово-психологич. характеристик. Среди лирико-психоло-гич. опер этих лет - "Овод" А. Э. Спадавеккиа (1957), "Улица дель Корно" К. В. Молчанова (1960), "Кружевница Настя" В. Н. Трамбицкого (1963). В 50-60-е гг. значительно обогащается репертуар сов. оперных т-ров, в к-ром вс„ большее место начинает занимать сов. опера, получили новую сценич. жизнь давно не шедшие произв. классиков. Страницы: «« « 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |