Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 » »» В эти годы на рус. сов. оперной сцене выдвинулись певцы: А. Ф.Кривченя, П. ГМисициан, И. И. Масленникова, Л. И. Масленникова, А. П. Огнивцев, И. К. Архи-пова, Г. П. Вишневская, А. А. Иванов, И. И. Петров, К. А. Лаптев, Е. Г. Кибкало и др.; дириж„ры: Э. П. Грикуров, Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский и др. Значит, работу по концертному исполнению опер проводит коллектив Радио и телевидения, показавший в 1964-65 ранние оперы Прокофьева "Игрок" и "Любовь к тр„м апельсинам" и оперы западных композиторов. Широки и многообразны междунар. связи рус. оперной культуры. Мн. произведения рус. классики и сов. композиторов с успехом идут на зарубежных сценах, сов. артисты выступают во воем мире (Большой т-р в Италии, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко в ГДР). См. также ст. Оперетта (раздел, поев. сов. муз. комедии). Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, т. 1-2, вып. 1-7, M.-Л., 1928-29; История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 1-2, М.-Л., 1940; Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 1-3, М.-Л., 1947-54; Ливанова Т.. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом, т. 1-2, М., 1952-53; Одоевский В. Ф., Избранные музыкально-критич. статьи, М.-Л., 1951; Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, М., 1948; Асафьев Б. В. [Игорь Глебов], Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930; Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 19 53; его же, Литературные произведения и переписка, Полное собрание соч., т. 2, М., 1953; Серов A. H., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95; его же, Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950; Стасов В. В., Собрание сочинений, т. 1-4, СПБ, 1894-1906; его же, Избранные соч. в трех томах, т. 1-3, М., 1952; К ю и Ц. А., Избранные статьи. Л., 1952; Л а р о ш Г. А., Собрание муз.-критических статей, т. 1, М., 1913, т. 2, ч. 1, M.-П., 1922; Музыкальная старина. Сб. статей и материалов для истории музыки в России, изд. Ник. Финдейзен, вып. 1-6, СПБ, 1903-11; Оссовский А., Основные вопросымузыка", 1950, ј 5; Русская комедия и комическая опера XVIII века. Ред. текста и вступ. ст. и коммент. П. Н. Беркова, М.-Л., 1950; Ш те л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века, пер. с нем., Л., 1935; Русский муз. театр. 1700-1835 гг. Хрестоматия. Сост. С. Л. Гинзбург, Л.-М., 1941; А с а ф ь-е в Б. В., Избранные труды, т. 1-3, M., 1952-54; Композиторы "Могучей кучки" об опере, М., 1955; Из музыкального прошлого. Сб. очерков. Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, M., 1960; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, Л., 1959; его же, Русский советский оперный театр (1917-1941), Л., 1963; Львов М., Из истории вокального искусства, М., 1964; Похитонов Д., Из прошлого русской оперы. Л., 1949; С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская сцена и ее мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940; Ш к а ф е р В., Сорок лет на сцене русской оперы, Л., 1936; Янковский М., Шаляпин и русская оперная культура, Л.-М., 1947; Оперные либретто, М., 1962; История русской музыки. Общ. ред. Н. В. Туманиной, т.1-3, М., 1957-60; ЯрустовскийБ., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; 100 опер. [Ред.-сост. и авт. предисл. М. Друскин], Л., 1964; Л е в и к С., Записки оперного певца, М., 1955, 2 изд., М., 1962; История русской советской музыки, т.1-4, M.,1956-63; Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 3, M.-Л., 1964 (о сов. опере); Очерки советского музыкального творчества, т. 1, M.-Л., 1947; Пути развития советской музыки. Краткий обзор, под ред. А. И. Шавердяна, М.-Л., 1948; Советская опера. Сб. критич. статей, М., 1953; Соловцов А., Книга о русской опере, М., 1960; Newmarch R. Н., The Russian opera, L,, 1914; Н о f m a n n R., Un siecle d'opera russe de Glinka a Stravinsky, P., 1946; М о о s е г R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siecle, t. 1-3, Geneve, 1948-51; его же, Operas, intermezzos, ballets..., joues en Russie durant le XVIII siecle, Geneve, 1955; В us h A., Opera in the USSR, "Opera", 1951, Apr. Р. Л. (сов. муз.т-р). Русский балет. Первые балетные спектакли в России относятся к 1673, когда при дворе царя Алексея Михайловича был представлен "Балет об Орфее и Евридике" (балетм. Н. Лим). В н„м принимали участие иностранные танцовщики и русские, обучавшиеся у пастора И. Грегори. Систематич. показ оперно-балетных спектаклей начинается в Петербурге в 30-е гг. 18 в. при дворе Анны Иоанн овны. В 1738 французом Ж. Б. Ланде была организована в Петербурге Танцевальная школа, откуда вед„т свою историю Ленинградское хореографическое училище. С конца 50-х гг. балетные спектакли становятся самостоятельными, хотя нек-рая связь с оперой ещ„ сохраняется. С 1786 наряду с придворными представлениями даются публичные платные спектакли в Каменном т-ре (Большом т-ре). С конца 80-х гг. оперные и балетные представления устраиваются только в здании Мариинского т-ра, построенном в 1860. В Москве начало регулярных оперных и балетных спектаклей относится к 70-м гг. 18 в. В 1773 были организованы балетные классы в Моск. воспитательном доме, к-рые позднее явились основой для создания Московского хореографического училища, в 1776- частная оперно-балетная антреприза, положившая начало истории Большого т-ра (открытого в 1825). Балетное иск-во в России формировалось в осн. в -петерб. и моск. т-рах, принадлежащих дирекции императорских т-ров. В нач. 19 в, нек-рую роль в развитии рус. балета сыграли крепостные балетные труппы, воспитанники к-рых вошли в первые частные оперные антрепризы, выступавшие в 19 в. в провинциальных городах (Одесса, Харьков, Киев, Нижний Новгород и др.), а также труппы императорских т-ров. Рус. балетный т-р, вначале формировавшийся как придворный, обращался преим. к темам анакреонтич. и мифологическим; получил развитие классицистский действенный пантомимный балет, насаждаемый приезжими балетмейстерами - Ф. Хильфердингом, Г. Анд-жолини, Дж. Канциани, Ш. Ле Пиком (ставил балеты Новера). Эти спектакли легко утверждались на рус. сцене благодаря тому, что стремление к сюжетности и содержательности было в традициях рус. театр. иск-ва. Несмотря на то, что балетмейстерами и ведущими артистами балета были иностранцы (рус. артисты использовались долгое время на второстепенных партиях), традиции нар. танц. культуры России проникали и в балетное иск-во, к-рое скоро обрело нац. черты и утвердилось как явление нац. культуры. Рус. балет воспринял новаторство зап.-европ. реформаторов, обогативших балетное иск-во просветительскими и классицистич. идеями (Хильфердинг, Новер, Анджолини и др.). Благодаря этому во 2-й пол. 18 в. рус. балетный т-р стремится к созданию больших Страницы: «« « 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |