Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977   1978  1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986   1987   1988  » »»

   В  эти  годы  на  рус.  сов.  оперной  сцене  выдвинулись  певцы:  А.
Ф.Кривченя, П. ГМисициан, И. И. Масленникова, Л. И. Масленникова, А.  П.
Огнивцев, И. К. Архи-пова, Г. П. Вишневская, А. А. Иванов, И. И. Петров,
К. А. Лаптев, Е. Г. Кибкало и др.;  дириж„ры:  Э.  П.  Грикуров,  Е.  Ф.
Светланов, Г. Н. Рождественский и др.
   Значит, работу по  концертному  исполнению  опер  проводит  коллектив
Радио и  телевидения,  показавший  в  1964-65  ранние  оперы  Прокофьева
"Игрок" и "Любовь к тр„м  апельсинам"  и  оперы  западных  композиторов.
Широки  и  многообразны  междунар.  связи  рус.  оперной  культуры.  Мн.
произведения рус.  классики  и  сов.  композиторов  с  успехом  идут  на
зарубежных сценах, сов. артисты выступают во воем мире  (Большой  т-р  в
Италии, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко  в  ГДР).  См.
также ст. Оперетта (раздел, поев. сов. муз. комедии).
   Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в  России  с  древнейших
времен до конца XVIII века, т. 1-2, вып. 1-7,  M.-Л.,  1928-29;  История
русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 1-2, М.-Л., 1940; Келдыш Ю.,
История русской музыки, ч. 1-3, М.-Л.,  1947-54;  Ливанова  Т..  Русская
музыкальная культура XVIII века в ее связях  с  литературой,  театром  и
бытом, т. 1-2, М., 1952-53;
   Одоевский В. Ф., Избранные музыкально-критич.  статьи,  М.-Л.,  1951;
Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, М., 1948; Асафьев Б. В. [Игорь
Глебов], Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930;
   Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 19 53;  его  же,
Литературные произведения и переписка, Полное собрание соч., т.  2,  М.,
1953; Серов A. H., Критические статьи, т. 1-4,  СПБ,  1892-95;  его  же,
Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950; Стасов В. В.,  Собрание  сочинений,
т. 1-4, СПБ, 1894-1906; его же, Избранные соч. в трех томах, т. 1-3, М.,
1952; К ю и Ц. А., Избранные статьи. Л., 1952; Л а р о ш Г. А., Собрание
муз.-критических статей, т. 1, М., 1913, т. 2, ч. 1, M.-П., 1922;
   Музыкальная старина. Сб. статей и материалов  для  истории  музыки  в
России, изд. Ник. Финдейзен,  вып.  1-6,  СПБ,  1903-11;  Оссовский  А.,
Основные вопросымузыка", 1950, ј 5; Русская комедия и комическая опера XVIII века.  Ред.
текста и вступ. ст. и коммент. П. Н. Беркова, М.-Л., 1950; Ш те  л  и  н
Я., Музыка и балет в России XVIII века, пер. с нем., Л.,  1935;  Русский
муз. театр. 1700-1835 гг. Хрестоматия.  Сост.  С.  Л.  Гинзбург,  Л.-М.,
1941; А с а ф ь-е в  Б.  В.,  Избранные  труды,  т.  1-3,  M.,  1952-54;
Композиторы  "Могучей  кучки"  об  опере,  М.,  1955;  Из   музыкального
прошлого. Сб. очерков. Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, M., 1960;
   Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, Л., 1959;  его  же,  Русский
советский оперный театр (1917-1941), Л.,  1963;  Львов  М.,  Из  истории
вокального искусства, М., 1964; Похитонов Д., Из прошлого русской оперы.
Л., 1949; С т а р к Э. (Зигфрид),  Петербургская  сцена  и  ее  мастера.
1890-1910, Л.-М., 1940; Ш к а ф е р  В.,  Сорок  лет  на  сцене  русской
оперы, Л., 1936; Янковский  М.,  Шаляпин  и  русская  оперная  культура,
Л.-М., 1947; Оперные либретто, М., 1962; История  русской  музыки.  Общ.
ред. Н. В. Туманиной, т.1-3,  М.,  1957-60;  ЯрустовскийБ.,  Драматургия
русской оперной  классики,  М.,  1952;  100  опер.  [Ред.-сост.  и  авт.
предисл. М. Друскин], Л., 1964;
   Л е в и к С., Записки оперного певца, М., 1955,  2  изд.,  М.,  1962;
История русской советской музыки, т.1-4, M.,1956-63;
   Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 3, M.-Л., 1964 (о сов. опере);
Очерки советского музыкального  творчества,  т.  1,  M.-Л.,  1947;  Пути
развития советской музыки. Краткий обзор,  под  ред.  А.  И.  Шавердяна,
М.-Л., 1948; Советская опера. Сб. критич. статей, М., 1953; Соловцов А.,
Книга о русской опере, М., 1960; Newmarch R. Н., The Russian opera,  L,,
1914; Н о f m a n n R., Un siecle d'opera russe de Glinka a  Stravinsky,
P., 1946; М о о s е г R.-A., Annales de la musique et des  musiciens  en
Russie au XVIII  siecle,  t.  1-3,  Geneve,  1948-51;  его  же,  Operas,
intermezzos, ballets..., joues en Russie durant le XVIII siecle, Geneve,
1955; В us h A., Opera in the USSR, "Opera",  1951,  Apr.  Р.  Л.  (сов.
муз.т-р).
   Русский балет. Первые балетные спектакли в России относятся  к  1673,
когда при дворе царя Алексея Михайловича был представлен "Балет об Орфее
и Евридике" (балетм.  Н.  Лим).  В  н„м  принимали  участие  иностранные
танцовщики и русские, обучавшиеся  у  пастора  И.  Грегори.  Систематич.
показ оперно-балетных спектаклей начинается в Петербурге в 30-е  гг.  18
в. при дворе Анны  Иоанн  овны.  В  1738  французом  Ж.  Б.  Ланде  была
организована в Петербурге Танцевальная школа, откуда вед„т свою  историю
Ленинградское  хореографическое  училище.  С  конца  50-х  гг.  балетные
спектакли становятся самостоятельными, хотя нек-рая связь с  оперой  ещ„
сохраняется.  С  1786  наряду  с  придворными   представлениями   даются
публичные платные спектакли в Каменном т-ре (Большом т-ре). С конца 80-х
гг. оперные  и  балетные  представления  устраиваются  только  в  здании
Мариинского т-ра, построенном в 1860. В Москве начало регулярных оперных
и  балетных  спектаклей  относится  к  70-м  гг.  18  в.  В  1773   были
организованы балетные классы в Моск. воспитательном доме, к-рые  позднее
явились основой для создания Московского  хореографического  училища,  в
1776- частная  оперно-балетная  антреприза,  положившая  начало  истории
Большого т-ра (открытого в 1825). Балетное иск-во в России формировалось
в осн. в -петерб. и моск. т-рах,  принадлежащих  дирекции  императорских
т-ров. В нач.  19  в,  нек-рую  роль  в  развитии  рус.  балета  сыграли
крепостные балетные труппы, воспитанники к-рых вошли  в  первые  частные
оперные  антрепризы,  выступавшие  в  19  в.  в  провинциальных  городах
(Одесса,  Харьков,  Киев,  Нижний  Новгород  и  др.),  а  также   труппы
императорских т-ров.
   Рус. балетный т-р, вначале формировавшийся как придворный,  обращался
преим.  к  темам  анакреонтич.  и   мифологическим;   получил   развитие
классицистский  действенный  пантомимный  балет,  насаждаемый  приезжими
балетмейстерами - Ф. Хильфердингом, Г. Анд-жолини, Дж. Канциани,  Ш.  Ле
Пиком (ставил балеты Новера). Эти спектакли легко утверждались  на  рус.
сцене благодаря тому, что стремление  к  сюжетности  и  содержательности
было в традициях рус. театр. иск-ва. Несмотря на то, что балетмейстерами
и ведущими артистами балета были иностранцы (рус. артисты использовались
долгое время на второстепенных партиях), традиции  нар.  танц.  культуры
России проникали и в балетное иск-во, к-рое скоро обрело  нац.  черты  и
утвердилось как явление нац. культуры. Рус. балет воспринял  новаторство
зап.-европ. реформаторов, обогативших балетное иск-во  просветительскими
и классицистич. идеями (Хильфердинг, Новер, Анджолини и др.).  Благодаря
этому во 2-й пол. 18 в. рус. балетный т-р стремится к  созданию  больших

Страницы: «« « 1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977   1978  1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986   1987   1988  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия