Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982   1983  1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993  » »»

педагогич. ин-т. С 1931 - гл. дириж„р оркестра азерб. нар. инструментов.
Автор муз. комедий на совр. темы: "Пятирубл„вая невеста" (1939), "Дурна"
(1947), "Жена начальника" (1961) (все пост. в Азерб. т-ре муз. комедии);
музыки к спектаклям Т-ра им. Азизбекова, Бакинского рус. т-ра;  массовых
песен (Гос. пр. СССР, 1951) и др. соч. Творчество  Р.  тесно  связано  с
азерб.  нар.  муз.  иск-вом,  муз.  фольклором.  Вед„т  муз.-обществ,  и
педагогич. (с 1959 - в Бакинской консерватории) деятельность.  Я.  Кас.,
Н. X.
   "РУСЬКА БЕС?ДА" (Украинский народный театр  общества  "Руська  бес?-д
а") - профессиональный  музыкально-драматический  передвижной  т-р  Зап.
Украины  (Галиция,  Буковина).  Основан  при  культурно-просветительском
обществе "Руська бес?да" во Львове. Открылся 29  марта  1864  спектаклем
"Маруся" по о. п. Г. Квитки-Осно-вьяненко.  Организаторами  труппы  были
известные акт„ры  польско-украинских  трупп  Е.  Бачинский  (директор  и
режисс„р) и Т. Бачинская  (драматич.  актриса).  Репертуар  т-ра  уже  в
первые   годы   составляли   гл.   обр.    пьесы    укр.    драматургов:
"Наталка-Полтавка",  "Москаль-чаровник"  Котляревского,   "Сватанье   на
Гончаровке", "Шельменко-денщик", "Искренняя любовь" Квитки-Основьяненко,
"Назар Сто доля" Шевченко, "Гаркуша" Стороженко, "Подгоряне" Гушале-вича
и др., а также  "Карпатские  горцы"  ("Верховин-цы"),  "Окно  на  первом
этаже" Корженевского и др. В 1869-73,  когда  во  главе  т-ра  стоял  А.
Моленец-кий,  были  пост.  "Ревизор"  и  "Женитьба".   В   1874-80   т-р
возглавляла актриса Т. Романович. Это был период творч. подъ„ма,  к-рому
способствовало пребывание в труппе выдающегося  акт„ра  и  режисс„ра  М.
Кро-пивницкого. Учеником и последователем его стал  молодой  режисс„р  и
акт„р И. Гриневецкий, поставивший лучшие образцы  рус.  и  зап.-ев  роп.
классики:  "Ревизор"  и  "Женитьба",  "Гроза",  "Свадьба   Кречинского",
"Разбойники", "Коварство и любовь" и др. В эти годы  выдвинулись  лучшие
акт„ры   -   М.   Романович,   К.   Ляс-ковский,   А.    Людкевич,    М.
Коралевич-Душинский и др. Высокого проф. уровня достиг  т-р  в  1882-92,
когда во главе его встали опытный  организатор  И.  Биберович  и  видный
режисс„р И. Гриневецкий. Процесс тесного единения зап. укр. т-ра с т-ром
восточной Украины получил в эти годы самое  яркое  выражение.  Репертуар
пополняется новыми пьесами укр. драматургов: М. Кропивницкого  ("Мироед,
или Паук", "Дай сердцу волю, завед„т в неволю",  "Остались  в  дураках",
"Невольник"), М. Старицкого ("Не суждено!",  "Ой,  не  ходи,  Грицю...",
"Черноморцы"), И. Карпенко-Ка-рого ("Наймичка",  "Бесталанная",  "Мартын
Боруля"), Панаса Мирного ("Лымеривна") и др. Наряду с укр.  драматургией
идут пьесы Гоголя, Островского, западных драматургов: "Забавный  случай"
Гольдони, "Разбитый кувшин" Клейста, "Адриенна Лекувр„р"  Скри-ба,  "Пан
Бенет" Фредро, "Крупные рыбы", "Открытый дом", "Свояки" Балуцкого и  др.
Важное  место  в  репертуаре  театра  80-х   годов   занимала   оперетта
("Цыганский барон" и "Вес„лая вдова" Штрауса, "Корне-вильские  колокола"
Планкетта,  "Зел„ный  остров"  Лекока,  "Гаспарон"  Милл„кера,  "Микадо"
Салливена, "Золотой мопс", "Янош Иштенгази", "Молодая  пани  из  Боснии"
укр. композитора и драматурга И. Вороб-кевича, а также оперы  "Запорожец
за Дунаем"; "Рождественская ночь" Лысенко, "Сельская честь" Мае  каньи).
В это десятилетие получили признание мастера укр. сцены И. Биберовичева,
А.  Осиповичева,  С.  Сте-фурак,  В.  Плошевский,  А.   Стечинский,   К.
Подвысоц-кий, С. Янович, М. Ольшанский и др. В первой половине 90-х  гг.
в деятельности т-ра принимал активное участие И. Франко,  к-рый  боролся
за реалистич. репертуар т-ра как театр. критик и рецензент.  Тогда  были
пост. пьесы Франко "Украденное счастье", "Учитель", "Рябина",  "Каменная
душа".  Вторая  половина  90-х  гг.  была  периодом  организационного  и
идейно-художественного упадка т-ра,  но  в  эти  годы  в  труппу  пришла
талантливая  молод„жь,  с  к-рой  связан  дальнейший  расцвет  т-ра:  И.
Стаднык, И. Рубчак, В. Юр-чак, К. Рубчакова, С. Стадникова и  др.  Новый
этап жизни т-ра связан с деятельностью выдающихся мастеров укр. сцены Н.
Садовского и М. Заньковецкой (1905-06). И. Стаднык, возглавивший  т-р  в
1906-13,  следовал  режисс„рским  принципам  Н.  Садовского.  Он   пост.
спектакли "Чумаки", "Житейское море" Карпенко-Карого, "Доходное  место",
"На дне", "Мещане", "Вишн„вый сад"; "Вильгельм Телль" Шиллера, "Ганнеле"
Гауптмана, "Гибель "Надежды"" Хейерманса, "Привидения". Главное место  в
репертуаре занимала опера:  "Рождественская  ночь"  Лысенко,  "Катерина"
Аракса, "Роксоляна"  Сичинского,  "Евгений  Онегин";  "Галька"  Монюшко,
"Проданная невеста" Сметаны,  "Травиата",  "Фа  уст",  "Кармен".  Лучшие
певцы: Ф. Лопатинская, А. Гаек, И. Шиман-ский, И. Григорович  и  др.  На
сцене т-ра дебютировали А. Бучма  и  Л.  Курбас.  Первая  мировая  война
прервала деятельность т-ра. В 1915 бывшие члены этого коллектива создали
два новых т-ра - "Украинский народный театр"  под  руководством  Василия
Доссака во Львове и "Тернопольские театральные вечера" под  руководством
Л. Курбаса. В 1919 оба коллектива соединились  в  Новый  Львовский  т-р,
ставший в 1920 участником создания  укр.  Т-ра  им.  И.  Франко.  Многие
артисты  б.  т-ра  общества  "Р.  б."   работали   в   театр.   труппах,
существовавших назап. землях Украины в 20-30-е гг., после  воссоединения
укр. земель (1939) вошли в состав Львовского укр. драм.  т-ра  им.  Леси
Украинки, а после войны-во Львовский укр. драм. т-р им. М. Заньковецкой.
   Лит.: Франко . Я., Про театр ? драматург?ю, Кив,  1957;  Б?лоштан  Я.
П., Драматург?я ?вана Франка, Кив, 1956;  Чарнецький  С.,  Нарис  ?стор?
укранського театру в Галичин?, в его кн.: Вибране, Льв?в, 1959.  Р.  77.
РУТКАИ (Ruttkay), Ева (р. 1927) - венг. актриса. В 1945  дебютировала  в
Будапештском т-ре сатиры. В 1948-51 работала  в  Нац.  т-ре,  с  1951  -
актриса Венг. т-ра Нар. Армии  (ныне  "Вигсинхаз").  Р.-лирич.  актриса,
обладающая большим сценич. обаянием.
   Роли:  Зилия  ("Немой  витязь"   Хельтаи),   Баби   Лонтаи   ("Завтра
прояснится"  Дьярфаша),  Джо  ("Вкус  м„да"  Дела-нп),   Нина   Заречная
("Чайка"). Лисистрата (о. п. Аристофана), Жанна  д'Арк  ("Святая  Жанна"
Шоу), Катарина ("Укрощение строптивой"), Маргарита ("Фауст" Г„те).
   Р.- лауреат премий им. Ясаи (1955,  1959)  и  им.  Кошута  (1960,  за
исполнение роли Наташи Ростовой в спектакле "Война и  мир"  Пискатора  и
Неймана по Толстому).  Вед„т  педагогич.  деятельность  в  Театр.  ин-те
(Будапешт).
   С 1948 снимается в кино. Лит.: "Венгерские новости", 1960,  июнь,  с.
18-19;
   "Театр", М., 1962, ј 4, с. 179. А. Ив.
   РУТКОВСКИЙ, Юрий Людвигович [р.  9(21).XI.  1891  ]  -  сов.  артист,
режисс„р оперы и драмы. По происхождению поляк. Засл. деят. иск-в Казах.
ССР (1954). В 1914 окончил студию при  художеств.  ("Артистичном")  т-ре
(Варшава) и начал там же сценич. деятельность. С  1918  работал  в  рус.
т-рах Ташкента, Новосибирска, Омска, Чернигова, Киева и др.  городов.  В

Страницы: «« « 1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982   1983  1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия