Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1978   1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986  1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995   1996  » »»

Клинчин А., Николай Хрисанфо-вич Рыбаков, М., 1952; его  же,  Николай  и
Константин Рыбаковы, "Театр", 1956, .ј 10;  Юрьев  Ю.,  Записки,  Л.-М.,
1948; Филиппов В. А., Пять Фамусовых, в сб.:
   Сто лет Малому театру. 1824-1924, М., [1924 ]. А. Кл.
   РЫБАЛТЫ [ед. ч. (в  средневек.  Польше)  rybalt,  от  итал.  ribaldo,
rubaldo - бродяга, шут] - польские кост„льные  певцы,  бродячие  акт„ры.
Получили распространение в 15 в.; в 16 в. их выступления были  популярны
в Центр. Польше, в области Мазовия, Литве и на Руси.  Позднее  часть  Р.
осела  в  городах,  где   ощс.тупали   с   небольшими   представлениями,
получившими назв. рыбалтовской комедии (в этих представлениях  принимали
участие и нар. учителя). Другие Р. превратились в постоянных певчих  при
кост„лах и учителей церковного пения.  Рыбалтовская  комедия  отличалась
реалистичностью сюжетов, отражавших совр. действительность,  народностью
языка, сатиричностью. Постоянным действующим лицом в этих  комедиях  был
неудачливый воин Альбертус. В  этом  образе  раскрывалось  отрицательное
отношение нар.  масс  к  завоевательным  устремлениям  правящих  кругов;
позднее в этих комедиях появился  сатирич.  образ  шляхтича-конфедерата,
напоминающего традиц. фигуру хвастливого воина. Наиболее популярны  были
комедии "П л ебанский поход" (1590), "Возвращение Аль-бертуса  с  войны"
(1596), "Новая рыбалтовская комедия" (1615). В  царствование  Сигизмунда
III (1587- 1632) Р. потеряли сво„ значение, при Яне Казимире (1648-1668)
исчезли совершенно.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 731-32; В a d e-c k i К. (сост.), Polska
komedJa rybattowska, Lwow, 1931. Б. Рос.
   РЫБАЛЬЧЕНКО, Всеволод Петрович [р. 10  (23).VIII.1904]  -  укр.  сов.
композитор.  В  1931  окончил  Харьковский  муз.-драм.  ин-т  по  классу
композиции С. С. Богатыр„ва. Автор опер (совм. с Ю. С. Мейтусом и М.  Д.
Тицем) "Перекоп" (1939, Т-р оперы и балета им. Шевченко), "Гайдамаки" по
поэме Шевченко (1944), симф. и вок. соч.
   РЫБНИКОВ, Николай Николаевич [10(22). V III. 1879-21.1.1956]  -  рус.
сов.  акт„р.  Нар.  арт.  РСФСР  (1937).  Творч.  деятельность  начал  в
полулюбительских  спектаклях  в  летних  антрепризах.  Как  проф.  акт„р
выступил в 1898 в Серпухове, затем в течение 20 лет  играл  в  провинции
(Рязань, Тифлис, Уфа, Николаев, Псков, Вильно). С 1918 служил в  Москве,
Харькове, Баку, позже - в Т-ре Корша, с 1927 работал в Малом т-ре.
   В пьесе Ромашова "Огненный мост" Р. сыграл Штанге - чекиста,  солдата
революции. Эта роль положила начало ряду образов, в к-рых  Р.  раскрывал
лучшие черты характера сов. человека - его несгибаемую  волю  к  победе,
гуманизм и любовь к Родине, бесстрашие перед лицом смерти. Таковы Андрей
("Ясный лог" Трен„ва), Сташинский ("Разгром" по Фадееву). В 1933 в пьесе
Леонова "Скутаревский" Р. играл заглавную роль, он создал образ  уч„ного
старой школы, человека глубокой  мысли,  отдавшего  свой  огромный  опыт
молодой республике Советов. Играл также роль Богдана Хмельницкого (о. п.
Корнейчука).
   Р. был ярко нац.  акт„ром,  воспроизводил  в  своих  сценич.  образах
характер  рус.  человека,   своего   современника.   Играл   героич.   и
характерно-героич. роли.  Роли  классич.  репертуара:  Григорий  ("Плоды
просвещения"), Франц Моор; Ванюшин ("Дети Ванюшина").
   Др. роли: Николай Скроботов ("Враги"), Грознов  ("Правда-  хорошо,  а
счастье  лучше"  Островского),   Колос   ("Фронт"),   Пшенцов   ("Жизнь"
Панф„рова), князь Тугоуховский ("Горе от ума"). В. Мае.
   РЫБНОВ,  Александр  Васильевич  [р.  19.VIII  (2.IX).1906]   -   рус.
советский хоровой дириж„р. Нар.  арт.  РСФСР  (1965).  Чл.  Коммунистич.
партии с 1944. В 1927 окончил хоровой ф-т, в 1930 -  муз.-теоретич.  ф-т
Моск. консерватории. С 1930  -  хормейстер,  с  1958  -  гл.  хормейстер
Большого т-ра. Р. способствовал росту  хоровой  культуры  т-ра.  Хоровые
сцены, пост. Р. в оперных спектаклях,  отличаются  точностью  интонации,
выразительностью фразировки, артисты хора-активные участники  мизансцен.
В 1934-50 Р.- рук. хора Моск. автозавода им. Лихач„ва. С 1954  препода„т
в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных.
   Среди работ Р. спектакли:  "Псковитянка"  (1945),  "Царская  невеста"
(1947), "Проданная невеста" (1948), "Фауст" (1948), "Мазепа" (1949; Гос.
пр. СССР, 1950), "Сорочинская  ярмарка"  Мусоргского  (1952),  "Фиделио"
("Леонора") Бетховена (1954), "Франческа да Римини" Рахманинова  (1956),
"Укрощение строптивой" Шебалина (1957), "Чародейка" Чайковского  (1958),
"Война и мир" (1959); "Фальстаф" Верди  "  (1962),  "Летучий  голландец"
Вагнера (1963).
   "РЫЖИЙ" - название циркового артиста (клоуна), развлекающего  публику
в  промежутках  между  отдельными  номерами  программы.  Назван  так  по
традиционному гриму и рыжему парику. В настоящее время наименование "Р."
выходит из употребления, заменяясь "ков„рным". См. ст. Клоунада.
   РЫЖОВ, Иван Андреевич (1866-11. I. 1932) -  рус.  сов.  акт„р.  Засл.
арт. Республики (1925). Муж В. Н. Рыжовой. В 1892,  по  окончании  драм.
курсов Моск. театр. уч-ща, был принят в труппу Малого т-ра.
   Роли: Никита ("Власть тьмы"), Беляев ("Месяц в  деревне"  Тургенева),
Васильков   ("Бешеные   деньги"   Островского),   Кречинский   ("Свадьба
Кречинского"  Сухово-Кобылина),  Зимин  ("Светлая  личность"   Карпова),
Бахрушин ("Жулик" Потапенко) и др.
   В„л преподават. работу (Муз.-драм.  уч-ще  Моск.  филармонич.  об-ва,
Театр. уч-ще при Малом т-ре). С. Г.
   РЫЖОВ, Николай Иванович [р. 18(31).X.1900]-  рус.  сов.  акт„р.  Нар.
арт. РСФСР (1949). Сын В. Н. Рыжовой. В 1918 поступил  на  драматические
курсы при Малом т-ре, но со 2-го курса переш„л в высшее драматич.  уч-ще
Моск. филармонии. В 1923 после дебюта в ролях  Молчалина  и  Дорми-донта
("Поздняя любовь"  Островского)  был  принят  в  труппу  Малого  театра.
Представитель реали-стич. школы акт„рского мастерства, Р. вносит в  сво„
исполнение сочные бытовые детали, характерные  краски.  Среди  ролей:  в
пьесах  Островского  -Емеля  ("Не  было  ни  гроша,  да  вдруг  алтын"),
Бело-губов ("Доходное место"), Андрей Брусков ("В чужом пиру похмелье"),
Вожеватов  ("Бесприданница"),  Ба-рабошев  ("Правда-хорошо,  а   счастье
лучше"), Худобаев ("Светит,  да  не  греет"  Островского  и  Соловь„ва);
Джозеф Седли ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею), лорд Лортон ("Веер  леди
Уиндермиер" Уайльда), Хаппир ("Луна зашла" Стейнбека). Р. играл почти во
всех этапных пост. сов. пьес в Малом т-ре - Болухатов  ("Огненный  мост"
Ромашова), Мотыльков ("Слава" Гусева), Колосов ("Любовь Яровая"), Блохин
("Порт-Артур" Степанова и Попова), Лишев ("За тех, кто в море!")  и  др.
В. Мае,
   РЫЖОВА, Варвара Николаевна [15(27).1.1871,  Москва,-  18.V.1963,  там
же] - рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1937). Гос.  пр.  СССР  (1943).

Страницы: «« « 1978   1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986  1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995   1996  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия