Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1983   1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991  1992   1993   1994   1995   1996   1997   1998   1999   2000   2001  » »»

партии Кота ("Спящая красавица"). В дальнейшем  выступал  в  характерных
партиях: Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"),
Санчо ("Дон Кихот"), Арап  ("Петрушка"  Стравинского),  Иванушка  и  Хан
("Кон„к-Горбунок"  Пуни),  Квазимодо  ("Эсме-ральда")  и  др.   Стремясь
преодолеть  традиционные  штампы  в  балете,  Р.   создавал   реалистич.
хореографич. образы, был одар„нным пантомимистом (выступал в водевилях).
В  сов.  время  начал  работать  как  балетмейстер.   Пост.   спектакли:
"Петрушка" (1921,  Большой  т-р),  "Корсар"  и  "Кон„к-Горбунок"  (1926,
Харьковский т-р оперы и балета), "Коппелия" (1926, Киевский т-р оперы  и
балета). В„л педагогия, деятельность (в студии В.  И.  Мосоловой,  класс
сценич. движения во МХАТе и др.).
   Лит.: Большой театр СССР... Сб. статей, М., 1947.
   Юр. Б.
   РЯДНОВ (наст. фам. - Ш у л ь ц), Евгений Карлович (1853-19.IX.1925) -
рус. артист оперы,  педагог.  Учился  пению  у  К.  Эверарди  в  Петерб.
консерватории, затем у А. Буцци в Милане. В 1875 дебютировал на  оперной
сцене в Бергамо в партии Фернандо ("Фаворитка"  Доницетти).  Выступал  в
оперных т-рах Рима, Марселя, Вены; с 1880 - Петербурга, Киева,  Тифлиса.
Один из первых рус. исполнителей партий Ленского и Хозе.
   Др.  партии:  Собинин  ("Иван  Сусанин"),  Князь  ("Русалка"),  Рауль
("Гугеноты"), Фауст; Манрико ("Трубадур"), Радамес и др. В„л  педагогич.
работу в Петерб. и Тбилисской (1917-24) консерваториях. Ученики:  А.  М.
Давыдов, А. И. Инашвили, М. К. Максаков, А. В.  Секар-Рожанский,  А.  Г.
Яковлев и др.
   Лит.: Ч е м о д а н о в С., Е. К. Ряднов, "Жизнь искусства", 1925,  ј
43; Б а х у т а ш в и л и Н., Ряднов...  Очерки  по  истории  вокального
образования в Грузии, Тб., 1959. Лил. П.
   РЯЖЕНОВА, Лидия Михайловна (р. 4.III.1924) - белорус.  сов.  артистка
балета. Нар. арт. БССР (1955). В 1936 занималась в  танцевальном  кружке
при Доме  художеств.  воспитания  (Москва),  затем  в  Экспериментальной
театр. студии при  Моск.  филармонии  и  группе  усовершенствования  при
Большом т-ре (1942- 1947).  С  1947-  солистка  Белорус.  т-ра  оперы  и
балета.   Танцевальное   иск-во   Р.   характеризуется   изяществом    и
благородством, стремлением раскрыть духовный мир сценич. героинь.
   Партии: Мария  ("Бахчисарайский  фонтан",  1949),  Зоська  ("Соловей"
Крошнера, 1950), Аврора (1954); Марийка ("Пламенные сердца"  Золотар„ва,
1955), Китри ("Дон Кихот", 1962), Золушка (1965) и др.
   Гастролировала  в  Венгрии  (1949),  Польше  (1956),  Турции  (1961),
Афганистане (1962), США (1964).
   Лит.: "Неман", Минск, 1961, ј 4, с. 130. Cm. M.
   РЯЗАНЦЕВ, Василий Иванович  [  13(25).  П.  1800-  28.VI(10.VII).1831
]-рус. акт„р. Участвовал в любит. спектаклях Вольного т-ра в  Москве.  С
1821 учился в Моск.  театр.  школе.  В  1823  участвовал  в  гастрольных
спектаклях Е. Н. СанДуновой (исполнил партию Тита в опере "Редкая  вещь"
Мартини). По окончании школы (1824) был принят на моск. каз„нную  сцену.
В 1828 переш„л на петерб. имп.  сцену  (играл  здесь  до  конца  жизни).
Прославился как выдающийся акт„р-комик. Выступал в комедиях, водевилях и
операх (обладал хорошим голосом, музыкальностью).
   Творчество Р. отличалось яркой комедийностью, он играл непринужд„нно,
весело, с большой эмоц. заразительностью и вместе с тем всегда "...умно,
отчетисто и благородно. К  фарсам...  почти  не  прибегал..."  ("Пантеон
русского и всех европейских театров", СП Б, 1840, ч. 4, ј 10, с. 45).
   Среди лучших ролей Р.: Шумский ("Акт„ры между собой, или Первый дебют
актрисы   Троепольской"),   Брант   ("Суженого   кон„м   не    объедешь"
Хмельницкого), Балабан ("Ошибка, или Утро вечера  мудренее"  Муравь„ва),
Сарказмов ("Знакомые незнакомцы" П.  Каратыгина),  Богатонов  ("Господин
Богатонов, или Провинциал  в  столице"  Загоскина),  Тарабар  ("Русалка"
Кавоса), Антонио ("Женитьба Фигаро" Бомарше) и др.
   Р. был одним из первых  исполнителей  роли  Фамусова  в  отрывках  из
комедии "Горе от ума" (1830, петерб. Большой т-р) и первым  исполнителем
этой же роли в первой пост. пьесы в Петербурге (1831).
   Лит.: "Репертуар русского театра". СПБ, 1840, т. 1, кн.  1,  с.  1-4;
Михайловский В., Акт„р В. И. Рязан-цев,  "ЕИТ".  Сезон  1899-1900,  СПБ,
1900, приложение 2;
   Каратыгин П. А., Записки, т. 1, Л., 1929. Д f[f
   РЯУЗОВ,  Сергей  Николаевич  [р.  26.VII(8.VIII).   1905]-рус.   сов.
композитор и  музыковед.  В  1930  окончил  Моск.  консерваторию  (класс
композиции  проф.  Р.  М.  Глиэра,  класс  инструментовки  проф.  С.  Н.
Василенко). Написал оперы: "Мэдэгмаша" ("У подножья Саян", 1949,  Бурят,
т-р оперы и балета, 2-я ред. 1952, там же); "Ак-шумкар" ("Белый  сокол")
о гражд. войне в Киргизии (1957, Кирг. т-р оперы и балета); первый  нац.
бурят, балет "Свет над долиной"  (1956,  Бурят,  т-р  оперы  и  балета),
музыку к спектаклям и др. соч.
   Соч.: Карело-финская ССР, М., 1955;  Карельская  АССР,  в  сб.:  Муз.
культура автономных республик РСФСР,  М..  1957,  е.  351-81;  О  работе
композитора в национальном оперном театре, "Сов. музыка", 1948, ј 8.  ff
СААВЕДРА РАМЙРЕС ДЕ БАКЕДАНО (Saavedra
   Ramirez de Baquedano), Анхель, герцог д e P и  в  а  с  (10.V.1791  -
22.VI.1865), - исп. поэт, драматург. Участник  войны  против  Наполеона,
депутат революц. кортесов, республиканец. Лит.  деятельность  начал  как
поэт. В ранней драматургии был близок к ре-волюц. классицизму.  Трагедии
"Атаульф" (1814, пост. запрещена цензурой), "Донья  Бланка  Кастильская"
(1817, труппа X. Инфантеса, Севилья), "Лануса" (1822, т-р "Де ла  Крус",
Мадрид), основанные на  нац.  историч.  и  легендарно-историч.  сюжетах,
исполнены тираноборч. пафоса, по своему характеру  близки  трагедиям  В.
Альфьери. Драма "Дон Аль-варо, или Сила судьбы" (1833,  т-р  "Принсипе",
1835, Мадрид) утвердила романтич. драматургию на исп.  сцене.  В  центре
этой пьесы,  по  сюжету  перекликающейся  с  легендой  о  Дон  Жуане,  -
романтич. образ отверженного героя, любовь к-рого  обречена.  Соединение
трагедийных и комич. элементов, массовые сцены, рисующие быт разл. слоев
исп. общества, разнообразные стихотворные ритмы делают  пьесу  одним  из
лучших образцов исп. романтич. драматургии. Эта  пьеса  легла  в  основу
оперы "Сила судьбы" Верди.  Более  поздние  романтич.  драмы  С.  Р.  де
Б."Мавританка из Алахуара" (1841, т-р  "Принсипе"),  "Горнило  верности"
(1842, Севилья) и др. по построению и сюжетам близки к "комедии плаща  и
шпаги" 17 в. Символико-фантастич. драма "Разочарование  во  сне"  (1842,
т-р  "Аполо",  Мадрид),  перекликающаяся  с  драмой  "Жизнь  есть   сон"
Кальдерона, свидетельствовала о нарастании в  творчестве  С.  Р.  де  Б.
песси-мистич. мотивов.
   Соч.: Obras compl., t. 1-3"  Madrid,  1957  ("Biblioteca  de  Autores

Страницы: «« « 1983   1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991  1992   1993   1994   1995   1996   1997   1998   1999   2000   2001  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия