Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986   1987  1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995   1996   1997  » »»

Представительница старой театр. семьи Бороздиных- Музи-лей. Дочь  Н.  И.
Музиля и В. П. Бороздиной-Музиль. В 1893, по окончании драм. курсов  при
Моск. театр. уч-ще (класс А. П. Ленского), была  принята  в  Малый  т-р.
Играла здесь до 1956. До 1896 выступала под фам. Музиль1-я, затем, выйдя
замуж за акт„ра И.  А.  Рыжова,  -  под  его  фамилией.  Начав  с  ролей
"инженю-комик", Р. вскоре перешла на бытовые и характерные роли  молодых
женщин. Первая крупная работа актрисы -  роль  Акулины  ("Власть  тьмы",
1895). Изображая Акулину тупой, жестокосердной деревенской девкой, Р.  в
то же время оправдывала е„ как жертву тяж„лых социальных условий. Первые
роли Р. в пьесах Островского - Евгения Львовна ("Трудовой хлеб",  1895),
Мария Власьевна ("Воевода", 1896). Р. выступала также  и  в  Новом  т-ре
(филиал Малого т-ра); исполнила в спектаклях, пост. А. П. Ленским, роли:
Улиты ("Лес", 1900), Бобылихи и Купавы ("Снегурочка", 1900  и  1903).  В
1902 сыграла роль Лизы  ("Горе  от  ума").  Отказавшись  от  сложившейся
традиции исполнения этой роли в канонах амплуа субретки, актриса создала
образ русской крепо-стной девушки, сметливой и озорной. С  конца  1900-х
гг. Р. постепенно переходит на роли старух  (1-я  роль  в  этом  амплуа:
Эмилия  -  "Сестры  из  Би-шофсберга"  Гауптмана,   1908).   Самобытное,
жизнерадостное  дарование  Р.  с  первых  е„  сценич.  шагов  привлекало
естественностью,  непосредственностью,   душевной   теплотой,   яркостью
красок, юмором. Р. была одной из  выдающихся  исполнительниц  комедийных
ролей (бытовых и характерных) в рус. классич.  драматургии,  особенно  в
пьесах Островского. Роли:
   Наталья  Степановна  ("Предложение",   1905),   Шаблова,   Жмигулина,
Феклуша, Зыбкина ("Поздняя любовь", 1909,  "Грех  да  беда  на  кого  не
жив„т", 1910, "Гроза", 1911, "Правда - хорошо, а счастье  лучше",  1913,
Островского), Агафья Тихоновна ("Женитьба", 1909), Кау-рова ("Завтрак  у
предводителя" Тургенева, 1917) и др
   Наивысшего мастерства, ч„ткой  социальной  направленности  иск-во  Р.
достигло в сов. эпоху. В этот период она сыграла роли: Анфусы  Тихоновны
("Волки и овцы", 1920, 1941,  1944),  графини-бабушки  ("Горе  от  ума",
1920, 1930, 1938), Улиты (новая редакция образа, 1921,  1937),  Глумовой
("На всякого мудреца довольно простоты", 1923, 1935), Фелицаты  ("Правда
- хорошо, а счастье лучше", 1925, 1941), Домны  Пантелевны  ("Таланты  и
поклонники", 1926),  Авдотьи  ("Растеряева  улица"  по  Гл.  Успенскому,
1929), Мавруша ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, 1936) и др.
   Образы Р. отличались цельностью и  законченностью,  актриса  достигла
высокого  мастерства  перевоплощения,  образности,  меткости  и  глубины
характеристик. Р. уделяла большое внимание внешнему рисунку роли: слова,
жесты,  движения,  мимика,  смех,  походка  служили  актрисе   средством
раскрытия внутр. мира  персонажа.  Крупнейшая  представительница  иск-ва
Малого т-ра, Р. бережно сохраняла и развивала  в  сво„м  творчестве  его
лучшие традиции. Гл.  внимание  Р.  уделяла  слову.  Е„  непринужд„нная,
естеств. речь отличалась чисто рус. напевностью,  богатством  интонаций,
разнообразием темпов. Актриса пробуждала у зрителей сочувствие  к  своим
персонажам. Щедевром Р. был образ доброй, сердечной няньки  Фелицаты.  К
лучшим созданиям Р. принадлежат также е„ роли в сов. драматургии:  Марья
("Любовь Яровая", 1926), Мотылькова ("Слава" Гусева,  1936),  Демидьевна
("Нашествие", 1943) и др.
   С о ч.:  [Автобиография],  в  кн.:  Малый  театр.  Москва.  Старейшие
мастера..., М.. 1949; РыжоваВ. Н.,  в  кн.  творческие  беседы  мастеров
театра (IV-V-VI), Л.-М., 1938, с. 31-42.
   Лит.: Филиппов В. А., В. Н. Рыжовой  -  вместо  юбилейной  биографии,
"Искусство трудящимся", 1926, .ј 7, с. 13-14; Д у р ы л и н  С.,  В.  Н.
Рыжова, М.-Л., 1945.
   Е.  Фил.  РЫКАЛОВЫ  -  семья  рус.  акт„ров.  1)  Василий   Федотович
[1(12).III.1771 - 8(20).I. 1813] - родоначальник семьи. Выдающийся комик
конца 18 - нач. 19 вв. Сценич. деятельность начал в Туле как трагедийный
акт„р. С 1793 - в труппе петерб. т-ра. Ученик И. А. Дмитревского и А. А.
Шаховского, к-рый открыл в н„м комедийное дарование. Сначала выступал  в
"сл„зных  комедиях"  и  мелодрамах  (столяр   Леберехт   -   "Лейб-кучер
императора Петра III" Коцебу, и др.). Прославился  исполнением  ролей  в
пьесах Мольера и в рус. бытовом репертуаре.  Современники  отмечали  его
живую и увлекательную игру, верное и естеств. изображение характеров. Р.
обладал большой наблюдательностью,  он  придавал  своим  сценич.  героям
яркие внешние бытовые черты. Преподавал в Петерб. театр. школе (с 1796).
Занимался режиссурой (с 1800).
   Роли: в пьесах Мольера -  Гарпагон  ("Скупой"),  Сгана-рель  ("Лекарь
поневоле" и "Мнимый рогоносец"),  Жеронт  ("Скапиновы  обманы"),  Журден
("Мещанин во дворянстве");
   Сумбуров ("Модная лавка" И. Крылова), Транжирин  и  охотник  Вспышкин
("Полубарские   затеи",   "Ссора,   или   Два    соседа"    Шаховского),
Председатель-взяточник  ("Неслыханное  диво,  или   Честный   секретарь"
Судовщикова), Яков  Силин  ("Рассудительный  дурак"  Клушина),  Староста
("Лиза, или Торжество благодарности" Ильина) и др.
   2) Пелагея Титовна (урожд.- Пожарская; 1.779 - 15.II.1862).  Жена  В.
Ф. Рыкалова. Окончила Петерб. театр. школу. С 1798 -  в  труппе  петерб.
т-ра. Занимала амплуа комич. старух.
   3) Василий Васильевич (1800-25) -  сын  В.  Ф.  и  П.  Т.  Рыкаловых.
Занимался в Петерб. театр. школе у А. А. Шаховского. В 1818  дебютировал
на сцене петерб. т-ра. Затем работал в Моск.  имп.  труппе.  Играл  роли
слуг в пьесах Мольера, молодых людей в водевилях.
   4) Елизавета Васильевна (по мужу- Марсель; 1806-50). Дочь В. Ф. и  П.
Т. Рыкаловых. Ученица Шаховского. Окончила Петерб. театр. школу  (1823).
Впервые выступила на сцене в 1818. Музыкальная, миловидная,  грациозная,
Р. с простодушной резвостью,  увлекательной  вес„лостью  исполняла  роли
бойких и наивных молодых девушек в водевилях: Бабета, Жоржета,  Ленушка,
Роза (в водевилях Н. И. Хмельницкого - "Новая шалость,  или  Театральное
сражение",  "Бабушкины  попугаи",  "Карантин"  и  "Суженого   кон„м   не
объедешь, или Нет худа без добра"). Затем выступала  в  операх,  заменив
Н.С. Сем„нову: Красная шапочка  (о.  п.  Буальдь„),  Ане-та  ("Волшебный
стрелок" Вебера). Играла до 1846.
   5) Ольга Васильевна (гг. рожд. и смерти неизв.). Дочь В. Ф. и  П.  Т.
Рыкаловых. Исполняла, также как и е„  сестра,  роли  молодых  девушек  в
водевилях в 1820-30-е гг.
   6)Аграфена Гавриловна (1805-28.V. 1840). Жена В. В. Рыкалова.  Сестра
акт„ра П. Г. Степанова. В 1821 дебютировала в роли  Дездемоны  на  сцене
петерб. т-ра. Обладая строгой классич.  красотой,  играла  роли  молодых
героинь в трагедиях: Офелия; Луиза ("Коварство и любовь"). Др. роли:
   Доримена, Леонора ("Мещанин во дворянстве", "Школа  мужей"  Мольера),

Страницы: «« « 1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986   1987  1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995   1996   1997  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия