|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 » »» Представительница старой театр. семьи Бороздиных- Музи-лей. Дочь Н. И.
Музиля и В. П. Бороздиной-Музиль. В 1893, по окончании драм. курсов при
Моск. театр. уч-ще (класс А. П. Ленского), была принята в Малый т-р.
Играла здесь до 1956. До 1896 выступала под фам. Музиль1-я, затем, выйдя
замуж за акт„ра И. А. Рыжова, - под его фамилией. Начав с ролей
"инженю-комик", Р. вскоре перешла на бытовые и характерные роли молодых
женщин. Первая крупная работа актрисы - роль Акулины ("Власть тьмы",
1895). Изображая Акулину тупой, жестокосердной деревенской девкой, Р. в
то же время оправдывала е„ как жертву тяж„лых социальных условий. Первые
роли Р. в пьесах Островского - Евгения Львовна ("Трудовой хлеб", 1895),
Мария Власьевна ("Воевода", 1896). Р. выступала также и в Новом т-ре
(филиал Малого т-ра); исполнила в спектаклях, пост. А. П. Ленским, роли:
Улиты ("Лес", 1900), Бобылихи и Купавы ("Снегурочка", 1900 и 1903). В
1902 сыграла роль Лизы ("Горе от ума"). Отказавшись от сложившейся
традиции исполнения этой роли в канонах амплуа субретки, актриса создала
образ русской крепо-стной девушки, сметливой и озорной. С конца 1900-х
гг. Р. постепенно переходит на роли старух (1-я роль в этом амплуа:
Эмилия - "Сестры из Би-шофсберга" Гауптмана, 1908). Самобытное,
жизнерадостное дарование Р. с первых е„ сценич. шагов привлекало
естественностью, непосредственностью, душевной теплотой, яркостью
красок, юмором. Р. была одной из выдающихся исполнительниц комедийных
ролей (бытовых и характерных) в рус. классич. драматургии, особенно в
пьесах Островского. Роли:
Наталья Степановна ("Предложение", 1905), Шаблова, Жмигулина,
Феклуша, Зыбкина ("Поздняя любовь", 1909, "Грех да беда на кого не
жив„т", 1910, "Гроза", 1911, "Правда - хорошо, а счастье лучше", 1913,
Островского), Агафья Тихоновна ("Женитьба", 1909), Кау-рова ("Завтрак у
предводителя" Тургенева, 1917) и др
Наивысшего мастерства, ч„ткой социальной направленности иск-во Р.
достигло в сов. эпоху. В этот период она сыграла роли: Анфусы Тихоновны
("Волки и овцы", 1920, 1941, 1944), графини-бабушки ("Горе от ума",
1920, 1930, 1938), Улиты (новая редакция образа, 1921, 1937), Глумовой
("На всякого мудреца довольно простоты", 1923, 1935), Фелицаты ("Правда
- хорошо, а счастье лучше", 1925, 1941), Домны Пантелевны ("Таланты и
поклонники", 1926), Авдотьи ("Растеряева улица" по Гл. Успенскому,
1929), Мавруша ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, 1936) и др.
Образы Р. отличались цельностью и законченностью, актриса достигла
высокого мастерства перевоплощения, образности, меткости и глубины
характеристик. Р. уделяла большое внимание внешнему рисунку роли: слова,
жесты, движения, мимика, смех, походка служили актрисе средством
раскрытия внутр. мира персонажа. Крупнейшая представительница иск-ва
Малого т-ра, Р. бережно сохраняла и развивала в сво„м творчестве его
лучшие традиции. Гл. внимание Р. уделяла слову. Е„ непринужд„нная,
естеств. речь отличалась чисто рус. напевностью, богатством интонаций,
разнообразием темпов. Актриса пробуждала у зрителей сочувствие к своим
персонажам. Щедевром Р. был образ доброй, сердечной няньки Фелицаты. К
лучшим созданиям Р. принадлежат также е„ роли в сов. драматургии: Марья
("Любовь Яровая", 1926), Мотылькова ("Слава" Гусева, 1936), Демидьевна
("Нашествие", 1943) и др.
С о ч.: [Автобиография], в кн.: Малый театр. Москва. Старейшие
мастера..., М.. 1949; РыжоваВ. Н., в кн. творческие беседы мастеров
театра (IV-V-VI), Л.-М., 1938, с. 31-42.
Лит.: Филиппов В. А., В. Н. Рыжовой - вместо юбилейной биографии,
"Искусство трудящимся", 1926, .ј 7, с. 13-14; Д у р ы л и н С., В. Н.
Рыжова, М.-Л., 1945.
Е. Фил. РЫКАЛОВЫ - семья рус. акт„ров. 1) Василий Федотович
[1(12).III.1771 - 8(20).I. 1813] - родоначальник семьи. Выдающийся комик
конца 18 - нач. 19 вв. Сценич. деятельность начал в Туле как трагедийный
акт„р. С 1793 - в труппе петерб. т-ра. Ученик И. А. Дмитревского и А. А.
Шаховского, к-рый открыл в н„м комедийное дарование. Сначала выступал в
"сл„зных комедиях" и мелодрамах (столяр Леберехт - "Лейб-кучер
императора Петра III" Коцебу, и др.). Прославился исполнением ролей в
пьесах Мольера и в рус. бытовом репертуаре. Современники отмечали его
живую и увлекательную игру, верное и естеств. изображение характеров. Р.
обладал большой наблюдательностью, он придавал своим сценич. героям
яркие внешние бытовые черты. Преподавал в Петерб. театр. школе (с 1796).
Занимался режиссурой (с 1800).
Роли: в пьесах Мольера - Гарпагон ("Скупой"), Сгана-рель ("Лекарь
поневоле" и "Мнимый рогоносец"), Жеронт ("Скапиновы обманы"), Журден
("Мещанин во дворянстве");
Сумбуров ("Модная лавка" И. Крылова), Транжирин и охотник Вспышкин
("Полубарские затеи", "Ссора, или Два соседа" Шаховского),
Председатель-взяточник ("Неслыханное диво, или Честный секретарь"
Судовщикова), Яков Силин ("Рассудительный дурак" Клушина), Староста
("Лиза, или Торжество благодарности" Ильина) и др.
2) Пелагея Титовна (урожд.- Пожарская; 1.779 - 15.II.1862). Жена В.
Ф. Рыкалова. Окончила Петерб. театр. школу. С 1798 - в труппе петерб.
т-ра. Занимала амплуа комич. старух.
3) Василий Васильевич (1800-25) - сын В. Ф. и П. Т. Рыкаловых.
Занимался в Петерб. театр. школе у А. А. Шаховского. В 1818 дебютировал
на сцене петерб. т-ра. Затем работал в Моск. имп. труппе. Играл роли
слуг в пьесах Мольера, молодых людей в водевилях.
4) Елизавета Васильевна (по мужу- Марсель; 1806-50). Дочь В. Ф. и П.
Т. Рыкаловых. Ученица Шаховского. Окончила Петерб. театр. школу (1823).
Впервые выступила на сцене в 1818. Музыкальная, миловидная, грациозная,
Р. с простодушной резвостью, увлекательной вес„лостью исполняла роли
бойких и наивных молодых девушек в водевилях: Бабета, Жоржета, Ленушка,
Роза (в водевилях Н. И. Хмельницкого - "Новая шалость, или Театральное
сражение", "Бабушкины попугаи", "Карантин" и "Суженого кон„м не
объедешь, или Нет худа без добра"). Затем выступала в операх, заменив
Н.С. Сем„нову: Красная шапочка (о. п. Буальдь„), Ане-та ("Волшебный
стрелок" Вебера). Играла до 1846.
5) Ольга Васильевна (гг. рожд. и смерти неизв.). Дочь В. Ф. и П. Т.
Рыкаловых. Исполняла, также как и е„ сестра, роли молодых девушек в
водевилях в 1820-30-е гг.
6)Аграфена Гавриловна (1805-28.V. 1840). Жена В. В. Рыкалова. Сестра
акт„ра П. Г. Степанова. В 1821 дебютировала в роли Дездемоны на сцене
петерб. т-ра. Обладая строгой классич. красотой, играла роли молодых
героинь в трагедиях: Офелия; Луиза ("Коварство и любовь"). Др. роли:
Доримена, Леонора ("Мещанин во дворянстве", "Школа мужей" Мольера),
Страницы: «« « 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |