Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986   1987   1988  1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995   1996   1997   1998  » »»

Амалия ("Разбойники") и др.
   7) Надежда Васильевна [10(22).VII. 1824, Москва,-  3(16).1.1914,  там
же]. Дочь В. В. и А. Г. Рыкаловых. Выдержав экзамен при Моск.  ун-те  (у
профессоров Г.  Н.  Грановского  и  И.  И.  Давыдова),  получила  звание
домашней  учительницы;  работала  гувернанткой.В  1845,  подготовив  под
руководством своего дяди - акт„ра П. Г. Степанова  роли  Елены  Глинской
(о. п. Полевого), Марины Мнишек ("Смерть Ляпунова" Гедеонова),  Каролины
("Отцовское  проклятие",  пер.  с   франц.),   дебютировала   на   сцене
Кусковского т-ра Шереметевых. С 1846  -  актриса  Малого  т-ра.  Большое
влияние на формирование таланта Р. оказали П. Г.
   Степанов и М. С. Щепкин. Начав свою сценич. деятельность с исполнения
ролей молодых героинь, Р. вскоре перешла  на  характерные  роли  пожилых
женщин. Лучшая роль - Атуева ("Свадьба Кре-чинского", 1855). Р. обладала
большой сценич. культурой, вкусом, тонким пониманием особенностей  быта,
характеров персонажей. Дарование  Р.  высоко  ценил  А.  Н.  Островский,
написавший для не„ роль Кабанихи в "Грозе" (исп. эту роль в 1859). После
ухода из Малого т-ра (1891) Р. играла на частных сценах (моск. Т-р Корша
и др.). Последний раз выступила ок. 1904.
   Роли: в пьесах Островского -  Анфиса  Карповна  ("Старый  друг  лучше
новых двух",  1860),  Бальзаминова  ("Свои  собаки  грызутся,  чужая  не
приставай", 1861, "Зачем  пойд„шь,  то  и  найд„шь",  1863),  Уланбекова
("Воспитанница", 1863), Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье  лучше",
1876), Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты",  1890/91)  и  др.
Наталья Дмитриевна, Хл„стова, Графиня-бабушка  ("Горе  от  ума"),  Дарья
Ивановна ("Провинциалка" Тургенева), Марфа  Собакина  и  Домна  Сабурова
("Царская невеста" Мея), Авдотья ("Татьяна  Репина"  Суворина),  Офелия,
Дездемона;
   Луиза и Леди Мильфорд ("Коварство и любовь",  1846  и  1848),  Эсфирь
("Уриэль Акоста" Гуцкова), Мирандолина (о. п., пер. с нем., 1846) и др.
   Лит.: Сиротинин А. Н., Артистическая семья "Русский архив",  1887,  ј
7, кн. 2, с. 371-89; Зотов Р. М. И мои воспоминания о театре, "Репертуар
русского театра на 1840 г.", СПБ. 1840, т. 1. ј 4, т. 2, ј 7; А р а п  о
в П. Летописи русского театра, СПБ, 1861,  -отд.  2;Асеев  Б.Н.  Русский
драматический театр XVII-XVIII веков, М. 1958, с. 357,  371-73;  Жихарев
С.П., Записки современни ка, ч. 2. Дневник чиновника, М.-Л., 1955; Юрьев
Ю. М., Записки. 1872-1893, Л.-М., 1939, с. 96-113,  143;  Кара-Мурза  С.
Г., Малый театр. Очерки и впечатления, М., 1924, с. 22-28. Е. М.
   РЫКОВ, Александр Викторович [р. 1(13).VI!. 1892]-  рус.  сов.  театр.
художник. Окончил юридич. ф-т Петроградского ун-та (1917),  занимался  в
театр. студии В. Э. Мейерхольда, в мастерской М. В. До-бужинского  и  Н.
Э. Радлова. Творч. общение с А.  Я.  Головиным  окончательно  определила
приход Р. в т-р (1924). Он оформлял спектакли  Передвижного  т-ра  Ин-та
сценич. иск-в, Театра-студии при Ленингр.  академич.  т-ре  драмы  ("Ода
Набунаго"  Окамото  Кидо  и  "Ревизор",  1926),  Академич.  т-ра   драмы
("Ревизор",  1927).  В  этих  декорациях  отразились  поиски  художником
заостр„нной сценич. формы, его стремление  к  использованию  вращающейся
сцены, игры объ„мов во взаимодействии со светом. В то  же  время  Р.  не
превращал эти при„мы в  самоцель,  основывался  на  содержании  произв.,
эмоционально-психологич. трактовке образов. В своих последующих  работах
Р.  начал  широко  использовать  живопись,  связывая  е„  воздействие  с
решением  пространственных  задач,  строго  отбирая  детали,   добиваясь
целостности конкретно-жизненной композиции.
   В числе лучших  работ  Р.  декорации  к  спектаклям:  "Лед  и  сталь"
Дешевова (1930, Ленингр. академич.  т-р  оперы  и  балета  им.  Кирова),
"Отелло" (1932, ленингр. Молодой т-р);
   "Начало жизни" Первомайского  (1935,  Харьковский  т-р  рус.  драмы),
"Западня" по Золя (1934) и "Живой труп" (1950) -  в  Ленингр.  академич.
т-ре драмы им. Пушкина; "Сердце не камень" (1945)  Островского,  "Враги"
(1948), "Достигаев и другие" (1952) - в ленингр. Большом драм.  т-ре.  В
1955-58 Р. в„л педагогич. и консультационную  работу  в  Китайской  нар.
республике. Оформил ряд спектаклей в  Экспериментальном  т-ре  в  Пекине
("Ромео и Джульетта" Шекспира, 1956, и др.).
   Соч.: Моя работа над пьесами Горького, в альманахе:
   Изобразительное искусство Ленинграда, Л., 1948, с. 241-47.
   Лит.: Б[артошевич] А., Рыков А. В., в кн.:
   Театральные художники Ленинграда в 1946-47 г.. Л., 1947. м. я.
   РЫНДИН, Вадим Ф„дорович [р. 2(15).1.1902, Москва ] - рус. сов. театр.
художник. Нар. художник СССР (1962). Действит. член  Академии  художеств
СССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Гос.  пр.  СССР,  1950.  Р.
учился во ВХУТЕМАСе (в Воронеже и Москве) у Н.  X.  Максимова  и  С.  М.
Романовича. Уже в  первых  живописных  и  графич.  произв.  определилась
роман-тич. направленность  иск-ва  Р.,  характерная  и  для  его  театр.
декораций.  В  т-ре  дебютировал  в  1922   ("Разбойники",   Воронежский
муз.-драм. т-р). С 1925 работал  в  моск.  Камерном  т-ре  (сначала  как
художник-исполнитель, с 1927 - самостоятельно). С 1931  -  гл.  художник
этого т-ра. Выступив союзником А. Я. Таирова в поисках  сценич.  решения
совр. сов. трагедии, Р. оформил в Камерном т-ре спектакли: "Патетическая
соната" Кулиша (1931), "Неизвестные  солдаты"  Первомайского  (1932);  в
1933 создал декорации к спектаклю "Оптимистическая трагедия",  вошедшему
в историю сов. т-ра. В  этот  период  Р.  оформлял  и  комедийно-игровые
спектакли в Моск. т-ре для детей ("Я - мало, мы - сила" Мэя и Сац, 1932,
"Сказка о царе Салтане" Пушкина, 1934, "Золотой ключик", 1936),  комедию
Шекспира "Много шума из ничего" в Т-ре им. Вахтангова  (1936),  цирковые
представления.   Героико-романтич.   направленность   иск-ва   Р.   ярко
проявилась в спектаклях: "Олеко Дундич"  Каца  и  Ржешевского,  "Русские
люди", "Фронт" (все  три  спектакля  в  1942  в  Т-ре  им.  Вахтангова),
особенно в его выдающейся работе - "Молодая гвардия" по  Фадееву  (1947,
Моск. т-р драмы). Среди крупнейших спектаклей 50-х гг. - "Гамлет" (1954,
Моск. т-р им. Маяковского). Осн. место в творчестве  Р.  занимает  совр.
героич.  тема.  Р.  стремится  создать  единый  образ  спектакля   через
динамичную метафору (так, напр., красное полотнище в "Молодой гвардии" -
образ Родины, кованые ворота в "Гамлете" - образ Дании-тюрьмы, и т. п.).
С   1953   Р.   -   гл.,   художник   Большого   т-ра.   Создал    здесь
поэтически-обобщ„нные декорации к спектаклям:
   "Травиата" (1953), "Свадьба Фигаро" (1956); "Война и мир"  Прокофьева
(1959),  "Паганини"  Рахманинова  (1960),  "Дон  Карлос"  Верди  (1963);
оформил  сов.  оперные  спектакли  "Мать"  Хренникова  (1957),   "Судьба
человека" Дзержинского (1961), "Октябрь" Мурадели (1964).
   Среди  др.  работ:  "Машиналь"   Тредуэлл   (1933,   Камерный   т-р),
"Аристократы" Погодина (1935, Т-р им. Вахтангова), "Земля" Вирты  (1937,

Страницы: «« « 1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986   1987   1988  1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995   1996   1997   1998  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия