|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 » »» Амалия ("Разбойники") и др.
7) Надежда Васильевна [10(22).VII. 1824, Москва,- 3(16).1.1914, там
же]. Дочь В. В. и А. Г. Рыкаловых. Выдержав экзамен при Моск. ун-те (у
профессоров Г. Н. Грановского и И. И. Давыдова), получила звание
домашней учительницы; работала гувернанткой.В 1845, подготовив под
руководством своего дяди - акт„ра П. Г. Степанова роли Елены Глинской
(о. п. Полевого), Марины Мнишек ("Смерть Ляпунова" Гедеонова), Каролины
("Отцовское проклятие", пер. с франц.), дебютировала на сцене
Кусковского т-ра Шереметевых. С 1846 - актриса Малого т-ра. Большое
влияние на формирование таланта Р. оказали П. Г.
Степанов и М. С. Щепкин. Начав свою сценич. деятельность с исполнения
ролей молодых героинь, Р. вскоре перешла на характерные роли пожилых
женщин. Лучшая роль - Атуева ("Свадьба Кре-чинского", 1855). Р. обладала
большой сценич. культурой, вкусом, тонким пониманием особенностей быта,
характеров персонажей. Дарование Р. высоко ценил А. Н. Островский,
написавший для не„ роль Кабанихи в "Грозе" (исп. эту роль в 1859). После
ухода из Малого т-ра (1891) Р. играла на частных сценах (моск. Т-р Корша
и др.). Последний раз выступила ок. 1904.
Роли: в пьесах Островского - Анфиса Карповна ("Старый друг лучше
новых двух", 1860), Бальзаминова ("Свои собаки грызутся, чужая не
приставай", 1861, "Зачем пойд„шь, то и найд„шь", 1863), Уланбекова
("Воспитанница", 1863), Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье лучше",
1876), Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты", 1890/91) и др.
Наталья Дмитриевна, Хл„стова, Графиня-бабушка ("Горе от ума"), Дарья
Ивановна ("Провинциалка" Тургенева), Марфа Собакина и Домна Сабурова
("Царская невеста" Мея), Авдотья ("Татьяна Репина" Суворина), Офелия,
Дездемона;
Луиза и Леди Мильфорд ("Коварство и любовь", 1846 и 1848), Эсфирь
("Уриэль Акоста" Гуцкова), Мирандолина (о. п., пер. с нем., 1846) и др.
Лит.: Сиротинин А. Н., Артистическая семья "Русский архив", 1887, ј
7, кн. 2, с. 371-89; Зотов Р. М. И мои воспоминания о театре, "Репертуар
русского театра на 1840 г.", СПБ. 1840, т. 1. ј 4, т. 2, ј 7; А р а п о
в П. Летописи русского театра, СПБ, 1861, -отд. 2;Асеев Б.Н. Русский
драматический театр XVII-XVIII веков, М. 1958, с. 357, 371-73; Жихарев
С.П., Записки современни ка, ч. 2. Дневник чиновника, М.-Л., 1955; Юрьев
Ю. М., Записки. 1872-1893, Л.-М., 1939, с. 96-113, 143; Кара-Мурза С.
Г., Малый театр. Очерки и впечатления, М., 1924, с. 22-28. Е. М.
РЫКОВ, Александр Викторович [р. 1(13).VI!. 1892]- рус. сов. театр.
художник. Окончил юридич. ф-т Петроградского ун-та (1917), занимался в
театр. студии В. Э. Мейерхольда, в мастерской М. В. До-бужинского и Н.
Э. Радлова. Творч. общение с А. Я. Головиным окончательно определила
приход Р. в т-р (1924). Он оформлял спектакли Передвижного т-ра Ин-та
сценич. иск-в, Театра-студии при Ленингр. академич. т-ре драмы ("Ода
Набунаго" Окамото Кидо и "Ревизор", 1926), Академич. т-ра драмы
("Ревизор", 1927). В этих декорациях отразились поиски художником
заостр„нной сценич. формы, его стремление к использованию вращающейся
сцены, игры объ„мов во взаимодействии со светом. В то же время Р. не
превращал эти при„мы в самоцель, основывался на содержании произв.,
эмоционально-психологич. трактовке образов. В своих последующих работах
Р. начал широко использовать живопись, связывая е„ воздействие с
решением пространственных задач, строго отбирая детали, добиваясь
целостности конкретно-жизненной композиции.
В числе лучших работ Р. декорации к спектаклям: "Лед и сталь"
Дешевова (1930, Ленингр. академич. т-р оперы и балета им. Кирова),
"Отелло" (1932, ленингр. Молодой т-р);
"Начало жизни" Первомайского (1935, Харьковский т-р рус. драмы),
"Западня" по Золя (1934) и "Живой труп" (1950) - в Ленингр. академич.
т-ре драмы им. Пушкина; "Сердце не камень" (1945) Островского, "Враги"
(1948), "Достигаев и другие" (1952) - в ленингр. Большом драм. т-ре. В
1955-58 Р. в„л педагогич. и консультационную работу в Китайской нар.
республике. Оформил ряд спектаклей в Экспериментальном т-ре в Пекине
("Ромео и Джульетта" Шекспира, 1956, и др.).
Соч.: Моя работа над пьесами Горького, в альманахе:
Изобразительное искусство Ленинграда, Л., 1948, с. 241-47.
Лит.: Б[артошевич] А., Рыков А. В., в кн.:
Театральные художники Ленинграда в 1946-47 г.. Л., 1947. м. я.
РЫНДИН, Вадим Ф„дорович [р. 2(15).1.1902, Москва ] - рус. сов. театр.
художник. Нар. художник СССР (1962). Действит. член Академии художеств
СССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Гос. пр. СССР, 1950. Р.
учился во ВХУТЕМАСе (в Воронеже и Москве) у Н. X. Максимова и С. М.
Романовича. Уже в первых живописных и графич. произв. определилась
роман-тич. направленность иск-ва Р., характерная и для его театр.
декораций. В т-ре дебютировал в 1922 ("Разбойники", Воронежский
муз.-драм. т-р). С 1925 работал в моск. Камерном т-ре (сначала как
художник-исполнитель, с 1927 - самостоятельно). С 1931 - гл. художник
этого т-ра. Выступив союзником А. Я. Таирова в поисках сценич. решения
совр. сов. трагедии, Р. оформил в Камерном т-ре спектакли: "Патетическая
соната" Кулиша (1931), "Неизвестные солдаты" Первомайского (1932); в
1933 создал декорации к спектаклю "Оптимистическая трагедия", вошедшему
в историю сов. т-ра. В этот период Р. оформлял и комедийно-игровые
спектакли в Моск. т-ре для детей ("Я - мало, мы - сила" Мэя и Сац, 1932,
"Сказка о царе Салтане" Пушкина, 1934, "Золотой ключик", 1936), комедию
Шекспира "Много шума из ничего" в Т-ре им. Вахтангова (1936), цирковые
представления. Героико-романтич. направленность иск-ва Р. ярко
проявилась в спектаклях: "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского, "Русские
люди", "Фронт" (все три спектакля в 1942 в Т-ре им. Вахтангова),
особенно в его выдающейся работе - "Молодая гвардия" по Фадееву (1947,
Моск. т-р драмы). Среди крупнейших спектаклей 50-х гг. - "Гамлет" (1954,
Моск. т-р им. Маяковского). Осн. место в творчестве Р. занимает совр.
героич. тема. Р. стремится создать единый образ спектакля через
динамичную метафору (так, напр., красное полотнище в "Молодой гвардии" -
образ Родины, кованые ворота в "Гамлете" - образ Дании-тюрьмы, и т. п.).
С 1953 Р. - гл., художник Большого т-ра. Создал здесь
поэтически-обобщ„нные декорации к спектаклям:
"Травиата" (1953), "Свадьба Фигаро" (1956); "Война и мир" Прокофьева
(1959), "Паганини" Рахманинова (1960), "Дон Карлос" Верди (1963);
оформил сов. оперные спектакли "Мать" Хренникова (1957), "Судьба
человека" Дзержинского (1961), "Октябрь" Мурадели (1964).
Среди др. работ: "Машиналь" Тредуэлл (1933, Камерный т-р),
"Аристократы" Погодина (1935, Т-р им. Вахтангова), "Земля" Вирты (1937,
Страницы: «« « 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |