Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995  1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005  » »»

к-рого С. играла в Казани, Саратове, Орле (до  1872).  В  первый  период
своей деятельности  выступала  преим.  в  водевилях,  опереттах,  л„гких
комедиях.  "Скромная,  тихая,  но  с  лукавыми  глазенками,  со  звонким
мелодическим голосом, вся изящная, хрупкая  -она  была  очаровательна  в
оперетке и комедии" (Давыдов В. Н.,  Рассказе  прошлом,  1962,  с.  97),
неожиданно разнообразна, грациозна в водевиле.  Современники  сравнивали
е„ с В. Н. Асенковой. В 1873 С. становится ведущей актрисой  саратовской
сцены. В 1874 поступила в труппу Александрийского т-ра, где работала  до
конца жизни. В этот период С.  знакомится  с  писателями,  журналистами,
художниками,  знаменитыми  акт„рами,   постоянно   совершенствует   сво„
акт„рское мастерство,  начинает  играть  роли  в  пьесах  рус.  классич.
драматургии.  С.  была  лучшей  за  всю   сценич.   историю   "Ревизора"
исполнительницей роли  Марьи  Антоновны  (1881).  Среди  ролей  классич.
репертуара - Юлия Тугина, Вера  Филипповна  ("Последняя  жертва",  1877,
"Сердце не  камень",  1899,  Островского),  Анна  Андреевна  ("Ревизор",
1912). Высоким мастерством отличались остро характерные образы С.  Играя
роль
   Акулины ("Власть тьмы",  1895),  она  создала  образ  тупой,  забитой
деревенской девки, в к-рой пробуждаются  проблески  сознания,  рождаются
новые нравственные понятия.  Начиная  с  комедии  "Правда  -  хорошо,  а
счастье лучше" А. Н. Островский поручал ей главные роли  почти  во  всех
своих новых пьесах. В 70-е гг. С.  создала  ряд  образов  рус.  девушек,
выразив  в  них  протест  против  женского   бесправия;   она   изменила
традиционному амплуа инженю и  воплотила  черты  волевого,  деятельного,
жизнеутверждающего  характера  своих  современниц.   Играя   роль   Вари
("Дикарка", 1879), С. создавала  образ  девушки,  надел„нной  смелостью,
глубиной чувств, своеволием, оригинальностью характера. Даже схематичным
сценич. персонажам актриса придавала черты  людей,  обладающих  сильным,
смелым до отчаянности характером (Фе-ня  -  "Майорша"  Шпажин-ского).  В
эпоху революц.-демократич.  движения  нач.  70-х  гг.  большой  обществ.
резонанс получили в  исполнении  С.  роли  в  пьесах  Островского:  Надя
("Воспитанница"), Наташа ("Трудовой хлеб", 1874), Поликсена  ("Правда  -
хорошо, а счастье лучше", 1876) и  др.  Особое  место  в  творчестве  С.
занимала драматургия И. С. Тургенева, в пьесах к-рого она  создала  свои
лучшие образы. В 1879 С.  сыграла  роль  Верочки  ("Месяц  в  деревне"),
открыв ею галерею  образов  тургеневских  женщин,  к-рые  стали  значит.
вкладом актрисы в сценич. иск-во. В этой  роли  определилась  осн.  тема
творчества молодой С.  -  становление  женского  характера,  превращение
девочки в женщину, реб„нка - в самостоятельного, решительного,  волевого
человека. Вершина  творчества  актрисы  -  Наталья  Петровна  ("Месяц  в
деревне", 1903). Играя эту роль  в  тонких  элегич.  тонах,  С.  создала
чарующе  гармоничный   образ   изысканной,   благовоспитанной   женщины,
стремящейся  скрыть  свою  душевную  драму.  В  этой  работе  проявились
наиболее характерные черты  таланта  С.-  классич.  ясность,  изысканная
манера передачи как бы мимол„тных, а на самом деле значительных  чувств,
умение без слов передать сокровенные  движения  души.  В  80-е  гг.  С.,
наряду  с  ролями  инженю,  стала  исполнять  драм.   роли   изысканных,
изнеженных  светских  львиц  и   создала   галерею   образов   холодных,
расч„тливых  женщин,  цепляющихся  за  уходящую  молодость,  завистливых
авантюристок,  разбивающих  чужое  счастье  ради  светской  карьеры.   С
предельной объективностью обнажала С. сущность женщин паразытич. классов
- изломанных, надменных, капризных,  жестоких.  Актриса  в  совершенстве
владела иск-вом сжатой, исчерпывающей характеристики. Лучшие  роли  80-х
гг.- Ольга Ранцева ("Год жизни" Марковича), Елена Протич ("Симфония"  М.
Чайковского), Нина  Волынцева  ("Цепи"  Сумбатова).  Но  творчество  С.,
выступавшей в конце 19 - нач. 20 вв., преим.  в  салонном  "адюльтерном"
репертуаре  и  имевшей  в  таких  ролях  особый  успех   у   "блестящей"
аристократии.  публики,  отличалось  идейной  ограниченностью.   В   н„м
отсутствовали то моральное беспокойство и те искания, к-рые  проявлялись
в театр.  иск-ве  конца  19  в.  и  прежде  всего  в  творчестве  В.  Ф.
Ко-миссаржевской.  Между  тем  стиль  игры  С.  был  близок  требованиям
эстетики  Чехова;  она  с  простотой,  тонкостью  и   изяществом   умела
передавать скрытые чувства и переживания.
   Гастроли  С.  в  Берлине  (1899)  способствовали  популяризации  рус.
акт„рского иск-ва за рубежом. С. была первой рус. актрисой,  ставшей  на
путь  широкой  обществ,  деятельности.  Была  одним   из   организаторов
(1883-84) и председателей Русского  (ныне  Всероссийского)  театрального
общества, входила в число инициаторов 1-го Всероссийского съезда сценич.
деятелей (1897), активно отстаивала  материальные  и  правовые  интересы
рус. акт„рства, была  организатором  Убежища  для  престарелых  артистов
(1896; ныне - Дом ветеранов сцены Всероссийского театр. об-ва).
   Соч.: Горести и скитания, Л.-М., 1961.
   Лит.: Шнейдерман И., Мария Гавриловна Савина, М.-Л., 1956;  Юрьев  Ю.
М., Записки, Л.-М., 1948; Тургенев и Савина, П., 1918; Протопопов В., М.
Г. Савина. Биография. очерк, СПБ. 1900; Русское сценическое искусство за
границей. Артистическая поездка М. Г.  Савиной  с  труппой  в  Берлин  и
Прагу, СПБ, 1909; Савина М.-и Кони  А.,  Переписка  1883-  1915,  Л.-М.,
1938. И. Шн.
   САВИЦКАЯ  (наст.  фам.  -  Викторова),   Елена   Ф„доровна   [10(23).
II.1908-5.II.1959]  -рус.  сов.  артистка  оперетты.  Засл.  арт.  РСФСР
(1954). С 1928 выступала как  исполнительница  нар.  песен.  Работала  в
Моск.  мюзик-холле  (1932-35),  в  т-ре  МОСПС  (1935-36),   МХАТе   2-м
(1936-37). С 1937  -  артистка  Моск.  т-ра  оперетты.  Обладала  сочным
комедийным дарованием, исполняла бытовые  роли,  наделяя  своих  сценич.
героинь яркой характерностью, обаянием. Снималась в кино.
   Роли: Гапуся ("Свадьба в Малиновке" Б.  Александрова),  Кето,  Оксана
("Золотая долина", "Сын клоуна" Дунаевского),  Роза  ("Взаимная  любовь"
Каца).  Парася  Ни-каноровна  ("Трембита"  Милютина),  мадам  Шлюмбергер
("Принцесса цирка" Кальмана) и др.
   Илл. см. при ст. А. М. Володин. М. Лифш.
   САВИЦКАЯ, Маргарита Георгиевна [ЗО.Х(11.Х1).  1868-27.111(9.IV).1911]
- рус. актриса. Работала нар. учительницей в Казани. В 1895 поступила  в
Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, по  окончании  к-рого  в  1898
была приглашена своим педагогом В л. И. Немировичем-Данченко в труппу MX
Т. Игре С. были присущи психологич. глубина,  одухотвор„нность,  лиризм,
внутр. драматич. сила.
   Роли: Магда ("Потонувший колокол" Гауптмана, 1898), Антигона  (о.  п.
Софокла, 1899), Весна ("Снегурочка", 1900), Ольга ("Три сестры",  1901),
Ирэн ("Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся" Ибсена, 1901), Анна  ("На  дне",
1902), фру Альвинг  ("Привидения",  1905),  царица  Ирина  ("Царь  Ф„дор

Страницы: «« « 1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995  1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия