Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1991   1992   1993   1994   1995   1996   1997   1998   1999  2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009  » »»

1868), Ахов ("Не все коту масленица", 1871), Восмибратов ("Лес",  1871);
роли в зап. классике:
   Дромио Сиракузский, мистер Пэдж, Мальволио ("Комедия  ошибок",  1852,
"Виндзорские проказницы", 1866, "Двенадцатая ночь", 1867, Шекспира). Др.
роли в водевилях и комедиях рус. авторов: Ушица ("Дочь русского  акт„ра"
Григорьева 1-го, 1844), Разгильдяев ("Вицмундир" П.  Каратыгина,  1846),
Безмерин ("Хорош Петербург, да друзья одолели" Григорьева  2-го,  1848),
Мордоплюев  ("Жених  из  ножевой  линии"  Красовского,  1853),  Ладыжкин
("Жених  из  долгового  отделения"  Черныш„ва,  1859),  Билкин   ("Омут"
Владыкина, 1861), Делакторский ("Испорченная  жизнь"  Черныш„ва,  1862),
Побединский ("Мишура" А. Потехина, 1862).
   Партии: Фрелаф("Аскольдова могила" опера Верстовского, 1846),  Фаддей
("Мельник - колдун, обманщик  и  сват"  комич.  опера  Аблесимова,  муз.
Фомина, 1855), Стикс ("Орфей в аду" опера-фарс Оффенбаха, 1865) и др. Е.
Фил.
   2) Михаил Провович (12(24).XI.1847, Москва,-26.?11(8.VIII). 1910, там
же]. Сын Прова Михайловича С. Подготовленный  к  сцене  отцом  и  А.  Н.
Островским, С. в 1867-69 участвовал в спектаклях "Артистич. кружка" (1-я
роль: Андрей Титыч - "В чужом пиру похмелье" Островского, 1867). В  1869
дебютировал в Малом т-ре в  ролях  Подхалюзипа,  Андрея  Брускова,  Васи
Шустрого, Бородкина ("Свои люди -  сочт„мся",  "Тяж„лые  дни",  "Горячее
сердце", "Не в свои сани не садись" Островского). В 1870  был  принят  в
труппу т-ра на  амплуа  "бытового  простака"  и  "характерного  комика".
Замечательный сценич. интерпретатор и страстный пропагандист драматургии
Островского, С. сыграл в его пьесах св.  60  ролей.  Первый  исполнитель
ролей:  Буланов  ("Лес",  1871),  Грун-цов  ("Трудовой   хлеб",   1874),
Мурзавецкий ("Волки и  овцы",  1875),  Мухояров  ("Правда  -  хорошо,  а
счастье лучше", 1876), Андрей Белугин ("Женитьба Белу-гина"  Островского
и  Соловь„ва,  1877),Карандышев  ("Бесприданница",   1878),   Константин
Каркуяов ("Сердце не камень", 1879), Мулин ("Невольницы", 1880), Мелузов
("Таланты и  поклонники",  1881),  Ока„мов  ("Красавец-мужчина",  1882),
Миловзоров ("Без вины виноватые", 1884) и др. По желанию  драматурга  С.
передавались также роли в возобновл„нных  спектаклях:  Тихон  ("Гроза"),
Голутвин  ("На  всякого  мудреца..."),   Хорьков   ("Бедная   невеста"),
Счастливцев ("Лес"), Афоня и Краснов ("Грех да беда на кого не  жив„т"),
Ипполит ("Не вс„ коту  масленица"),  Хлынов  ("Горячее  сердце")  и  др.
Ученик,   творческий   последователь   своего   отца,    акт„р-демократ,
великолепный знаток быта старой Москвы, С. в совершенстве владел сценич.
речью. Его самобытное, национальное,  подлинно  нар.  иск-во  отличалось
предельной  жизненной  правдивостью,  благородной   простотой,   светлым
юмором, задушевностью и в то же время  драматизмом,  сатирич.  остротой.
Вслед  за  отцом  С.  возглавил   обличительно-критич.   направление   в
нац.-бытовом репертуаре Малого т-ра. Ведущая тема творчества С.-  судьба
его современника, незаметного, простого, обездоленного  человека.  Играя
Счастливцева, С.  создал  исполненный  оптимизма,  юмора  образ  акт„ра,
страстно любящего т-р. Тема защиты "маленького" человека, протест против
его унижения с большой  силой  прозвучали  у  С.  в  роли  Каран-дышева.
Тонкой, умной иронией  был  проникнут  образ  Мурзавецкого.  Сатирически
обрисован   Хлынов.   Признание   передового   зрителя   получил   образ
демократа-просветителя  Мелузова,  пронизанный  страстной  ненавистью  к
старой жизни. К числу значительных  ролей  С.  принадлежали:  Хлестаков;
П„тр,  1-й  мужик  ("Власть  тьмы",  "Плоды  просвещения"),  Ми-саил   и
Лепорелло  ("Борис  Годунов"  и  "Каменный  гость"  Пушкина),  Беспандин
("Завтрак   у   предводителя"   Тургенева),   Калгуев   ("Новое    дело"
Немирови-ча-Данченко), Стремглов ("Закат" Сумбатова) и др.
   С.- автор очерков и рассказов из жизни моск. мещанского и купеческого
захолустья (изд. 1899, 2 тт.). Его переводы пьес ставились в Малом и др.
т-рах:
   "Корсиканка" Гуальтьери  (1881),  "Федра"  Расина  (1890,  обе  пьесы
переведены  для  бенефисов  М.  Н.  Ермоловой),  "Севильский  цирюльник"
Бомарше (1883, Малый  т-р,  в  роли  Фигаро  -  автор  перевода),  пьесы
Гольдони, Гоцци, Лабиша и др. Написал пьесу "Душа-пот„мки" (1885,  Малый
т-р, бенефис О. О. Садовской, в роли Вари  -  Ермолова).  За  свои  лит.
труды С. был избран в  члены  Об-ва  любителей  российской  словесности.
Известен  и  как  сочинитель  острых   эпиграмм,   направленных   против
каз„нщины,  бюрократич.  засилья  и  чиновничьего  произвола   в   т-ре.
Преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва и на драм.  курсах
Моск. театр. уч-ща. И. 3. 3) Ольга Осиповна [урожд. Лазарева;
   13(25).VI.1849, Москва,-8.XII.1919, там же] - русская  актриса.  Жена
Михаила Прововича С. От отца- певца оперной труппы моск. имп.  т-ров  И.
Л. Лазарева, любителя рус.  нар.  песни,  гитариста,  автора  популярных
песен, С. унаследовала  музыкально-вокальные  данные  и  увлечение  нар.
песней; от няни - крепостной Евп-раксии усвоила нар. речь, е„ чистоту  и
богатство, узнала нар. поэзию, старинный уклад  жизни.  На  этой  основе
сложились чисто рус. характер дарования актрисы, народность, демократизм
е„ творчества. В юности С. готовилась стать пианисткой, обучалась пению.
Случайно  выступив  в  спектакле  "Артистич.  кружка"  в  роли  Настасьи
Панкратьевны ("В чужом пиру похмелье" Островского,  1867),  С.  осознала
сво„ призвание к сцене. В
   1870, в бенефис П. М. Садовского, С. по его приглашению  исполнила  в
Малом  т-ре  роль  Арины  Федотов  ны  ("Не  в  свои  сани  не   садись"
Островского). Продолжая  работать  в  "Артистич.  кружке",  сыграла  ряд
разнообразных ролей в пьесах Островского:  Дуня  ("Не  в  своп  сани  не
садись", 1868), Анна Павловна ("Шутники", 1868),  Настасья  Панкратьевна
("Тяж„лые дни", 1869), Марья Андреевна ("Бедная невеста",  1872),  Улита
("Лес", 1873) и др.; выступала также в опереточной труппе кружка  (сезон
1876/77). Работа в "Артистич. кружке", где наряду с любителями выступали
видные акт„ры (П. М. Садовский, Е. Н. Васильева, М. И.  Писарев,  П.  А.
Стрепетова и др.), была для С. хорошей сценич. школой.  Большое  влияние
на формирование таланта С. оказал А. Н.  Островский,  читавший  артистам
кружка свои пьесы и принимавший участие в  их  постановках.  В  1879  С.
дебютировала в Малом т-ре  (Евгения  -  "На  бойком  месте",  Варвара  -
"Гроза", Гущина - "Старый друг лучше новых двух" Островского).  Выступая
с большим успехом в ответственных ролях, С., однако,  была  зачислена  в
труппу лишь в 1881. Работала в Малом т-ре до конца жизни. Ещ„ в  молодые
годы начала играть роли старух.  Первые  роли  на  имп.  сцене:  Матр„на
Саввишна  ("Картина  семейного  счастья"  Островского,  1879),  Зал„шина
("Светит,  да  не  греет"  Островского   и   Соловь„ва,   1880,   первая
исполнительница),  Пошл„пкина  ("Ревизор",  1880),  Лизавета  Богдановна
("Месяц в деревне" Тургенева, 1881), Сваха ("Женитьба", 1882) и  др.  С.

Страницы: «« « 1991   1992   1993   1994   1995   1996   1997   1998   1999  2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия