|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 » »» 1868), Ахов ("Не все коту масленица", 1871), Восмибратов ("Лес", 1871);
роли в зап. классике:
Дромио Сиракузский, мистер Пэдж, Мальволио ("Комедия ошибок", 1852,
"Виндзорские проказницы", 1866, "Двенадцатая ночь", 1867, Шекспира). Др.
роли в водевилях и комедиях рус. авторов: Ушица ("Дочь русского акт„ра"
Григорьева 1-го, 1844), Разгильдяев ("Вицмундир" П. Каратыгина, 1846),
Безмерин ("Хорош Петербург, да друзья одолели" Григорьева 2-го, 1848),
Мордоплюев ("Жених из ножевой линии" Красовского, 1853), Ладыжкин
("Жених из долгового отделения" Черныш„ва, 1859), Билкин ("Омут"
Владыкина, 1861), Делакторский ("Испорченная жизнь" Черныш„ва, 1862),
Побединский ("Мишура" А. Потехина, 1862).
Партии: Фрелаф("Аскольдова могила" опера Верстовского, 1846), Фаддей
("Мельник - колдун, обманщик и сват" комич. опера Аблесимова, муз.
Фомина, 1855), Стикс ("Орфей в аду" опера-фарс Оффенбаха, 1865) и др. Е.
Фил.
2) Михаил Провович (12(24).XI.1847, Москва,-26.?11(8.VIII). 1910, там
же]. Сын Прова Михайловича С. Подготовленный к сцене отцом и А. Н.
Островским, С. в 1867-69 участвовал в спектаклях "Артистич. кружка" (1-я
роль: Андрей Титыч - "В чужом пиру похмелье" Островского, 1867). В 1869
дебютировал в Малом т-ре в ролях Подхалюзипа, Андрея Брускова, Васи
Шустрого, Бородкина ("Свои люди - сочт„мся", "Тяж„лые дни", "Горячее
сердце", "Не в свои сани не садись" Островского). В 1870 был принят в
труппу т-ра на амплуа "бытового простака" и "характерного комика".
Замечательный сценич. интерпретатор и страстный пропагандист драматургии
Островского, С. сыграл в его пьесах св. 60 ролей. Первый исполнитель
ролей: Буланов ("Лес", 1871), Грун-цов ("Трудовой хлеб", 1874),
Мурзавецкий ("Волки и овцы", 1875), Мухояров ("Правда - хорошо, а
счастье лучше", 1876), Андрей Белугин ("Женитьба Белу-гина" Островского
и Соловь„ва, 1877),Карандышев ("Бесприданница", 1878), Константин
Каркуяов ("Сердце не камень", 1879), Мулин ("Невольницы", 1880), Мелузов
("Таланты и поклонники", 1881), Ока„мов ("Красавец-мужчина", 1882),
Миловзоров ("Без вины виноватые", 1884) и др. По желанию драматурга С.
передавались также роли в возобновл„нных спектаклях: Тихон ("Гроза"),
Голутвин ("На всякого мудреца..."), Хорьков ("Бедная невеста"),
Счастливцев ("Лес"), Афоня и Краснов ("Грех да беда на кого не жив„т"),
Ипполит ("Не вс„ коту масленица"), Хлынов ("Горячее сердце") и др.
Ученик, творческий последователь своего отца, акт„р-демократ,
великолепный знаток быта старой Москвы, С. в совершенстве владел сценич.
речью. Его самобытное, национальное, подлинно нар. иск-во отличалось
предельной жизненной правдивостью, благородной простотой, светлым
юмором, задушевностью и в то же время драматизмом, сатирич. остротой.
Вслед за отцом С. возглавил обличительно-критич. направление в
нац.-бытовом репертуаре Малого т-ра. Ведущая тема творчества С.- судьба
его современника, незаметного, простого, обездоленного человека. Играя
Счастливцева, С. создал исполненный оптимизма, юмора образ акт„ра,
страстно любящего т-р. Тема защиты "маленького" человека, протест против
его унижения с большой силой прозвучали у С. в роли Каран-дышева.
Тонкой, умной иронией был проникнут образ Мурзавецкого. Сатирически
обрисован Хлынов. Признание передового зрителя получил образ
демократа-просветителя Мелузова, пронизанный страстной ненавистью к
старой жизни. К числу значительных ролей С. принадлежали: Хлестаков;
П„тр, 1-й мужик ("Власть тьмы", "Плоды просвещения"), Ми-саил и
Лепорелло ("Борис Годунов" и "Каменный гость" Пушкина), Беспандин
("Завтрак у предводителя" Тургенева), Калгуев ("Новое дело"
Немирови-ча-Данченко), Стремглов ("Закат" Сумбатова) и др.
С.- автор очерков и рассказов из жизни моск. мещанского и купеческого
захолустья (изд. 1899, 2 тт.). Его переводы пьес ставились в Малом и др.
т-рах:
"Корсиканка" Гуальтьери (1881), "Федра" Расина (1890, обе пьесы
переведены для бенефисов М. Н. Ермоловой), "Севильский цирюльник"
Бомарше (1883, Малый т-р, в роли Фигаро - автор перевода), пьесы
Гольдони, Гоцци, Лабиша и др. Написал пьесу "Душа-пот„мки" (1885, Малый
т-р, бенефис О. О. Садовской, в роли Вари - Ермолова). За свои лит.
труды С. был избран в члены Об-ва любителей российской словесности.
Известен и как сочинитель острых эпиграмм, направленных против
каз„нщины, бюрократич. засилья и чиновничьего произвола в т-ре.
Преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва и на драм. курсах
Моск. театр. уч-ща. И. 3. 3) Ольга Осиповна [урожд. Лазарева;
13(25).VI.1849, Москва,-8.XII.1919, там же] - русская актриса. Жена
Михаила Прововича С. От отца- певца оперной труппы моск. имп. т-ров И.
Л. Лазарева, любителя рус. нар. песни, гитариста, автора популярных
песен, С. унаследовала музыкально-вокальные данные и увлечение нар.
песней; от няни - крепостной Евп-раксии усвоила нар. речь, е„ чистоту и
богатство, узнала нар. поэзию, старинный уклад жизни. На этой основе
сложились чисто рус. характер дарования актрисы, народность, демократизм
е„ творчества. В юности С. готовилась стать пианисткой, обучалась пению.
Случайно выступив в спектакле "Артистич. кружка" в роли Настасьи
Панкратьевны ("В чужом пиру похмелье" Островского, 1867), С. осознала
сво„ призвание к сцене. В
1870, в бенефис П. М. Садовского, С. по его приглашению исполнила в
Малом т-ре роль Арины Федотов ны ("Не в свои сани не садись"
Островского). Продолжая работать в "Артистич. кружке", сыграла ряд
разнообразных ролей в пьесах Островского: Дуня ("Не в своп сани не
садись", 1868), Анна Павловна ("Шутники", 1868), Настасья Панкратьевна
("Тяж„лые дни", 1869), Марья Андреевна ("Бедная невеста", 1872), Улита
("Лес", 1873) и др.; выступала также в опереточной труппе кружка (сезон
1876/77). Работа в "Артистич. кружке", где наряду с любителями выступали
видные акт„ры (П. М. Садовский, Е. Н. Васильева, М. И. Писарев, П. А.
Стрепетова и др.), была для С. хорошей сценич. школой. Большое влияние
на формирование таланта С. оказал А. Н. Островский, читавший артистам
кружка свои пьесы и принимавший участие в их постановках. В 1879 С.
дебютировала в Малом т-ре (Евгения - "На бойком месте", Варвара -
"Гроза", Гущина - "Старый друг лучше новых двух" Островского). Выступая
с большим успехом в ответственных ролях, С., однако, была зачислена в
труппу лишь в 1881. Работала в Малом т-ре до конца жизни. Ещ„ в молодые
годы начала играть роли старух. Первые роли на имп. сцене: Матр„на
Саввишна ("Картина семейного счастья" Островского, 1879), Зал„шина
("Светит, да не греет" Островского и Соловь„ва, 1880, первая
исполнительница), Пошл„пкина ("Ревизор", 1880), Лизавета Богдановна
("Месяц в деревне" Тургенева, 1881), Сваха ("Женитьба", 1882) и др. С.
Страницы: «« « 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |