Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994  1995   1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004  » »»

   CABA (Sava), Ион (l.XII. 1900 - 26.X. 1947) - рум.  режисс„р.  Творч.
деятельность начал как журналист и художник-карикатурист.  В  1931-37  -
режисс„р Нац. т-ра в Яссах. В 1932  пост.  пьесу  "Симуннул"  Ленормана.
Изучал режисс„рское иск-во К. С. Станиславского, В. Э.  Мейерхольда,  Г.
Крэга, М. Рейнхардта, А. Ан-туана. В 1932-35 ставил пьесы Л. Пиранделло,
К. Фаррера, В. Сарду, Б.  Шоу  и  др.  С.-  режисс„р-новатор,  постоянно
искавший новые средства художеств. выразительности [в спектакле  "Ширма"
Мюс-се (1931) использовал симультанные  декорации;  поставил  "Соколиный
род" Садовяну (1935), как монументальную  фреску,  и  др.].  С  1938  С.
работал в Нац. т-ре и в др. т-рах Бухареста.  В  1938-45  пост.:  "Шесть
персонажей  в  поисках  автора"  Пиранделло,   "Наш   город"   Уайлдера,
"Проклятая дельта" Бромфильда, "Макбет" и др.
   Лит.: F 1 a v i u s I., Jon Sava, "Teatrul", Buc., 1958, ј 1. E. А.
   САВАМУРА, Содзюро,- одна из акт„рских династий в япон.  т-ре  Кабуки;
насчитывает 8 поколений акт„ров, носивших это имя. Среди них выдающимися
были: С. Содзюро III (1753-1801) - сын С. Содзюро II,  учился  у  своего
отца.  Обладал  выразит.  внешностью,  известен  как  один   из   лучших
исполнителей  ролей  героев  (татияку).  Выступал  в  бытовых  драмах  -
сэвамоно. Лучшая роль - Гэнгобэй  ("Го-дайрики  кои-но  фудзимэ"  Намики
Гохэя).
   С. Содзюро V (1802-1953). Ученик С. Содзюро IV.  Успешно  выступал  в
мужских и женских ролях. Известен  также  как  танцовщик.  Лучшие  роли:
Кару-кая (о. п. Намики  Соскэ),  Судзуки  ("Сумидагава  цуи-но  кагамон"
Сакурада Дзискэ).
   Лит.: Ихара Тосир, Нихон энгэкиси, Токио, 1904 (на япон. яз.). Д. 1\
   САВАНЕЛИ, Харлампий Иванович (1842-19. 'VIIL 1890)-груз.  композитор,
муз.-обществ, деятель, певец (баритон).  Учился  в  Петерб.  ун-те  (был
исключ„н за  участие  в  студенч.  движении).  В  1865  окончил  Петерб.
консерваторию по классу проф. П.  Репетто.  С.  -  основоположник  груз.
проф. музыки и муз. образования. Пропагандируя опыт рус.  музыкантов,  в
т. ч. М. А.  Балакирева,  С.  организовал  в  Тифлисе  бесплатные  курсы
хорового пения, при к-рых возник хор, давший в 1874  первый  концерт.  В
1873 на базе хорового класса курсов создал (совм. с А. О. Мизандари и К.
М. Алихановым) муз. курсы (уч-ще). С. первым поставил вопрос о  создании
груз. оперы на основе разработки одной из тем нар. эпоса.
   Лит.: Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып.  2,  М.,
1963, с. 289.
   CABBA, Таиса  Александровна  [р.  1(14).  VIII.  1907]  -  рус.  сов.
артистка эстрады.  Окончила  муз.  техникум  (по  классу  фортепьяно)  в
Николаеве.  Участвовала   в   любительских   концертах   с   номером   -
художественный свист. С 1928 выступает на  проф.  эстраде.  С  этого  же
времени - актриса Моск. мюзик-холла,  выступала  в  спектаклях:  "Шестая
мира" Жарова и Равича (Жар-птица); "Как  14-я  дивизия  в  рай  шла"  Д.
Бедного (Мария Магдалина). После закрытия мюзик-холла до 1958-  артистка
эстрады. Выступала с номерами худож. свиста, исполняла фантазии на  муз.
"Риголетто", "Кармен"; "Соловей" Алябьева,  "Жаворонок"  Глинки,  вальсы
Штрауса, вальс и мазурку Хачатуряна и др.
   САВВИН, Виктор Афанасьевич [р.  1(14).III.1908]-  якут.  сов.  акт„р.
Нар. арт. ЯАССР  (1955).  Засл.  арт.  РСФСР  (1957).  В  юности  (1925)
организовал в селении Телейском драм. кружок, где пост. спектакли  "Тина
жизни" Софронова, "Поспешивший" Неуст-роева (играл в них центр, роли). С
1932 - арт. Якут. муз. драм. т-ра,  одновременно  учился  в  Студии  при
т-ре. С. играет  комич.  и  характерные  роли,  участвует  и  в  оперных
спектаклях.
   Роли: Бубнов ("На дне"), Добчинский ("Ревизор"), Шаман Лиса ("Красный
шаман" Ойунского),  Старостин  ("Братья"  Ефремова),  Тыраахы  ("Золотое
зерно" Протодьяконова), Кулутов  ("От  колонии  к  коммуне"  Мординова),
Чуораан ("Из недавнего" Заболоцкого),  Уст  Усутаки  ("Ньюргун  Боо-тур"
Жиркова  и  Литинского),  старик  Айын  сээн  ("Айал"  Сивцева),   Рыбак
("Большевик Василий" Ойунского), охотник Николай Варламов ("По  широкому
пути" Мординова), Лентяй (одноим. комедия Сивцева).
   Лит.: Якут. Гос. муз.-драм. т-р им. П. А. Ойунского, Якутск, 1957. М.
Лифш.
   САВЕЛЬЕВ-ДАМУРИН, Василий Яковлевич (р. 13.1.1886) - рус. сов. артист
оперы (драматич. тенор). Нар. арт.  Арм.  ССР  (1947).  В  1926  окончил
театр. школу в Одессе. Одновременно работал в нар.  оперном  коллективе,
выступал в концертах. В 1926-40 пел в оперных т-рах Ленинграда,  Москвы,
Баку, Перми. В 1940-53- солист Т-ра оперы  и  балета  им.  Спен-диарова.
С.-Д. превосходно владеет иск-вом фразировки; особенно удаются ему арии,
насыщенные драматизмом.
   Партии: Собинин ("Иван Сусанин"), Герман; Водемон  ("Иоланта"),  Ашуг
("Северный ветер" Книппера),  Отелло  (о.  п.  Верди),  Радамес,  Канио;
Вальтер ("Нюрнбергские  мейстерзингеры"  Вагнера),  Рауль  ("Гугеноты"),
Хозе; Макс ("Джонни наигрывает" Кшенека) и др. А. Ив.
   САВИН (Savin), Ристо (наст.  имя  и  фам.-  Фриде-рик  Ширца;  Sirza)
(11.VII.1859-15.XII.1948)  -   словенский   композитор.   Первая   опера
С."Последняя стража" (1906, хорватский Нац.  т-р,  Загреб);  написана  в
традициях романтизма. Последующие оперы: "Красавица Вида" по  о.  п.  И.
Юрчича (1909, Люблянская опера, 2-я ред. 1920, там же),  "Госпосвет-ский
сон" на сюжет из истории Словении 13 в. (1923, там же) и лучшая опера С.
"Матия Губец" о восстании словенских  и  хорватских  крестьян  в  16  в.
(1936, там же) -  создавались  под  влиянием  вагнеровской  муз.  драмы,
содержат  также  характерные  черты  южно-слав.   муз.   фольклора.   С.
принадлежат балеты "Танцевальная легенда"  (1922,  Люблянская  опера)  и
"Куколка  для  чая"  (концертное  исполнение,  1922,  Люб-ляна),  песни,
оркестровые и камерные произведения.
   Лит.: Ц в е т к о Д., Живот и рад композитора Риста Савина,  Београд,
1958.
   Альб. К.
   САВИНА,   Мария    Гавриловна    [30.    III    (11.    IV).    1854,
Каменец-Подольск,8(21).  IX.  1915,  Петербург  ]  -  русская   актриса.
Родители С. (Г. Н. и М. П. Подраменцовы, по сцене  -  Стремляновы)  были
провинц. акт„рами.  С  8  лет  С.  выступала  на  сцене.  Проф.  сценич.
деятельность начала в 1869 в Минске. Для своего первого бенефиса выбрала
роль Полиньки ("Доходное  место",  1869),  к-рую  сыграла  как  наивную,
непосредственную, чистую и доверчивую девушку.  В  1870  С.  вступила  в
харьковскую труппу М.В. Лен-товского. Здесь же вышла замуж за акт„ра  Н.
Н. Савина (наст. фам. -Сла- '  вич).  Затем  работала  в  Н.  Новгороде.
Большое влияние на формирование таланта С. оказала ученица М. С. Щепкина
А. И. Шуберт, а также антрепрен„р и  акт„р  П.  М.  Медведев,  в  труппе

Страницы: «« « 1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994  1995   1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия