|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 » »» CABA (Sava), Ион (l.XII. 1900 - 26.X. 1947) - рум. режисс„р. Творч.
деятельность начал как журналист и художник-карикатурист. В 1931-37 -
режисс„р Нац. т-ра в Яссах. В 1932 пост. пьесу "Симуннул" Ленормана.
Изучал режисс„рское иск-во К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, Г.
Крэга, М. Рейнхардта, А. Ан-туана. В 1932-35 ставил пьесы Л. Пиранделло,
К. Фаррера, В. Сарду, Б. Шоу и др. С.- режисс„р-новатор, постоянно
искавший новые средства художеств. выразительности [в спектакле "Ширма"
Мюс-се (1931) использовал симультанные декорации; поставил "Соколиный
род" Садовяну (1935), как монументальную фреску, и др.]. С 1938 С.
работал в Нац. т-ре и в др. т-рах Бухареста. В 1938-45 пост.: "Шесть
персонажей в поисках автора" Пиранделло, "Наш город" Уайлдера,
"Проклятая дельта" Бромфильда, "Макбет" и др.
Лит.: F 1 a v i u s I., Jon Sava, "Teatrul", Buc., 1958, ј 1. E. А.
САВАМУРА, Содзюро,- одна из акт„рских династий в япон. т-ре Кабуки;
насчитывает 8 поколений акт„ров, носивших это имя. Среди них выдающимися
были: С. Содзюро III (1753-1801) - сын С. Содзюро II, учился у своего
отца. Обладал выразит. внешностью, известен как один из лучших
исполнителей ролей героев (татияку). Выступал в бытовых драмах -
сэвамоно. Лучшая роль - Гэнгобэй ("Го-дайрики кои-но фудзимэ" Намики
Гохэя).
С. Содзюро V (1802-1953). Ученик С. Содзюро IV. Успешно выступал в
мужских и женских ролях. Известен также как танцовщик. Лучшие роли:
Кару-кая (о. п. Намики Соскэ), Судзуки ("Сумидагава цуи-но кагамон"
Сакурада Дзискэ).
Лит.: Ихара Тосир, Нихон энгэкиси, Токио, 1904 (на япон. яз.). Д. 1\
САВАНЕЛИ, Харлампий Иванович (1842-19. 'VIIL 1890)-груз. композитор,
муз.-обществ, деятель, певец (баритон). Учился в Петерб. ун-те (был
исключ„н за участие в студенч. движении). В 1865 окончил Петерб.
консерваторию по классу проф. П. Репетто. С. - основоположник груз.
проф. музыки и муз. образования. Пропагандируя опыт рус. музыкантов, в
т. ч. М. А. Балакирева, С. организовал в Тифлисе бесплатные курсы
хорового пения, при к-рых возник хор, давший в 1874 первый концерт. В
1873 на базе хорового класса курсов создал (совм. с А. О. Мизандари и К.
М. Алихановым) муз. курсы (уч-ще). С. первым поставил вопрос о создании
груз. оперы на основе разработки одной из тем нар. эпоса.
Лит.: Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М.,
1963, с. 289.
CABBA, Таиса Александровна [р. 1(14). VIII. 1907] - рус. сов.
артистка эстрады. Окончила муз. техникум (по классу фортепьяно) в
Николаеве. Участвовала в любительских концертах с номером -
художественный свист. С 1928 выступает на проф. эстраде. С этого же
времени - актриса Моск. мюзик-холла, выступала в спектаклях: "Шестая
мира" Жарова и Равича (Жар-птица); "Как 14-я дивизия в рай шла" Д.
Бедного (Мария Магдалина). После закрытия мюзик-холла до 1958- артистка
эстрады. Выступала с номерами худож. свиста, исполняла фантазии на муз.
"Риголетто", "Кармен"; "Соловей" Алябьева, "Жаворонок" Глинки, вальсы
Штрауса, вальс и мазурку Хачатуряна и др.
САВВИН, Виктор Афанасьевич [р. 1(14).III.1908]- якут. сов. акт„р.
Нар. арт. ЯАССР (1955). Засл. арт. РСФСР (1957). В юности (1925)
организовал в селении Телейском драм. кружок, где пост. спектакли "Тина
жизни" Софронова, "Поспешивший" Неуст-роева (играл в них центр, роли). С
1932 - арт. Якут. муз. драм. т-ра, одновременно учился в Студии при
т-ре. С. играет комич. и характерные роли, участвует и в оперных
спектаклях.
Роли: Бубнов ("На дне"), Добчинский ("Ревизор"), Шаман Лиса ("Красный
шаман" Ойунского), Старостин ("Братья" Ефремова), Тыраахы ("Золотое
зерно" Протодьяконова), Кулутов ("От колонии к коммуне" Мординова),
Чуораан ("Из недавнего" Заболоцкого), Уст Усутаки ("Ньюргун Боо-тур"
Жиркова и Литинского), старик Айын сээн ("Айал" Сивцева), Рыбак
("Большевик Василий" Ойунского), охотник Николай Варламов ("По широкому
пути" Мординова), Лентяй (одноим. комедия Сивцева).
Лит.: Якут. Гос. муз.-драм. т-р им. П. А. Ойунского, Якутск, 1957. М.
Лифш.
САВЕЛЬЕВ-ДАМУРИН, Василий Яковлевич (р. 13.1.1886) - рус. сов. артист
оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Арм. ССР (1947). В 1926 окончил
театр. школу в Одессе. Одновременно работал в нар. оперном коллективе,
выступал в концертах. В 1926-40 пел в оперных т-рах Ленинграда, Москвы,
Баку, Перми. В 1940-53- солист Т-ра оперы и балета им. Спен-диарова.
С.-Д. превосходно владеет иск-вом фразировки; особенно удаются ему арии,
насыщенные драматизмом.
Партии: Собинин ("Иван Сусанин"), Герман; Водемон ("Иоланта"), Ашуг
("Северный ветер" Книппера), Отелло (о. п. Верди), Радамес, Канио;
Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Рауль ("Гугеноты"),
Хозе; Макс ("Джонни наигрывает" Кшенека) и др. А. Ив.
САВИН (Savin), Ристо (наст. имя и фам.- Фриде-рик Ширца; Sirza)
(11.VII.1859-15.XII.1948) - словенский композитор. Первая опера
С."Последняя стража" (1906, хорватский Нац. т-р, Загреб); написана в
традициях романтизма. Последующие оперы: "Красавица Вида" по о. п. И.
Юрчича (1909, Люблянская опера, 2-я ред. 1920, там же), "Госпосвет-ский
сон" на сюжет из истории Словении 13 в. (1923, там же) и лучшая опера С.
"Матия Губец" о восстании словенских и хорватских крестьян в 16 в.
(1936, там же) - создавались под влиянием вагнеровской муз. драмы,
содержат также характерные черты южно-слав. муз. фольклора. С.
принадлежат балеты "Танцевальная легенда" (1922, Люблянская опера) и
"Куколка для чая" (концертное исполнение, 1922, Люб-ляна), песни,
оркестровые и камерные произведения.
Лит.: Ц в е т к о Д., Живот и рад композитора Риста Савина, Београд,
1958.
Альб. К.
САВИНА, Мария Гавриловна [30. III (11. IV). 1854,
Каменец-Подольск,8(21). IX. 1915, Петербург ] - русская актриса.
Родители С. (Г. Н. и М. П. Подраменцовы, по сцене - Стремляновы) были
провинц. акт„рами. С 8 лет С. выступала на сцене. Проф. сценич.
деятельность начала в 1869 в Минске. Для своего первого бенефиса выбрала
роль Полиньки ("Доходное место", 1869), к-рую сыграла как наивную,
непосредственную, чистую и доверчивую девушку. В 1870 С. вступила в
харьковскую труппу М.В. Лен-товского. Здесь же вышла замуж за акт„ра Н.
Н. Савина (наст. фам. -Сла- ' вич). Затем работала в Н. Новгороде.
Большое влияние на формирование таланта С. оказала ученица М. С. Щепкина
А. И. Шуберт, а также антрепрен„р и акт„р П. М. Медведев, в труппе
Страницы: «« « 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |