Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 » »» CABA (Sava), Ион (l.XII. 1900 - 26.X. 1947) - рум. режисс„р. Творч. деятельность начал как журналист и художник-карикатурист. В 1931-37 - режисс„р Нац. т-ра в Яссах. В 1932 пост. пьесу "Симуннул" Ленормана. Изучал режисс„рское иск-во К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, Г. Крэга, М. Рейнхардта, А. Ан-туана. В 1932-35 ставил пьесы Л. Пиранделло, К. Фаррера, В. Сарду, Б. Шоу и др. С.- режисс„р-новатор, постоянно искавший новые средства художеств. выразительности [в спектакле "Ширма" Мюс-се (1931) использовал симультанные декорации; поставил "Соколиный род" Садовяну (1935), как монументальную фреску, и др.]. С 1938 С. работал в Нац. т-ре и в др. т-рах Бухареста. В 1938-45 пост.: "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло, "Наш город" Уайлдера, "Проклятая дельта" Бромфильда, "Макбет" и др. Лит.: F 1 a v i u s I., Jon Sava, "Teatrul", Buc., 1958, ј 1. E. А. САВАМУРА, Содзюро,- одна из акт„рских династий в япон. т-ре Кабуки; насчитывает 8 поколений акт„ров, носивших это имя. Среди них выдающимися были: С. Содзюро III (1753-1801) - сын С. Содзюро II, учился у своего отца. Обладал выразит. внешностью, известен как один из лучших исполнителей ролей героев (татияку). Выступал в бытовых драмах - сэвамоно. Лучшая роль - Гэнгобэй ("Го-дайрики кои-но фудзимэ" Намики Гохэя). С. Содзюро V (1802-1953). Ученик С. Содзюро IV. Успешно выступал в мужских и женских ролях. Известен также как танцовщик. Лучшие роли: Кару-кая (о. п. Намики Соскэ), Судзуки ("Сумидагава цуи-но кагамон" Сакурада Дзискэ). Лит.: Ихара Тосир, Нихон энгэкиси, Токио, 1904 (на япон. яз.). Д. 1\ САВАНЕЛИ, Харлампий Иванович (1842-19. 'VIIL 1890)-груз. композитор, муз.-обществ, деятель, певец (баритон). Учился в Петерб. ун-те (был исключ„н за участие в студенч. движении). В 1865 окончил Петерб. консерваторию по классу проф. П. Репетто. С. - основоположник груз. проф. музыки и муз. образования. Пропагандируя опыт рус. музыкантов, в т. ч. М. А. Балакирева, С. организовал в Тифлисе бесплатные курсы хорового пения, при к-рых возник хор, давший в 1874 первый концерт. В 1873 на базе хорового класса курсов создал (совм. с А. О. Мизандари и К. М. Алихановым) муз. курсы (уч-ще). С. первым поставил вопрос о создании груз. оперы на основе разработки одной из тем нар. эпоса. Лит.: Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963, с. 289. CABBA, Таиса Александровна [р. 1(14). VIII. 1907] - рус. сов. артистка эстрады. Окончила муз. техникум (по классу фортепьяно) в Николаеве. Участвовала в любительских концертах с номером - художественный свист. С 1928 выступает на проф. эстраде. С этого же времени - актриса Моск. мюзик-холла, выступала в спектаклях: "Шестая мира" Жарова и Равича (Жар-птица); "Как 14-я дивизия в рай шла" Д. Бедного (Мария Магдалина). После закрытия мюзик-холла до 1958- артистка эстрады. Выступала с номерами худож. свиста, исполняла фантазии на муз. "Риголетто", "Кармен"; "Соловей" Алябьева, "Жаворонок" Глинки, вальсы Штрауса, вальс и мазурку Хачатуряна и др. САВВИН, Виктор Афанасьевич [р. 1(14).III.1908]- якут. сов. акт„р. Нар. арт. ЯАССР (1955). Засл. арт. РСФСР (1957). В юности (1925) организовал в селении Телейском драм. кружок, где пост. спектакли "Тина жизни" Софронова, "Поспешивший" Неуст-роева (играл в них центр, роли). С 1932 - арт. Якут. муз. драм. т-ра, одновременно учился в Студии при т-ре. С. играет комич. и характерные роли, участвует и в оперных спектаклях. Роли: Бубнов ("На дне"), Добчинский ("Ревизор"), Шаман Лиса ("Красный шаман" Ойунского), Старостин ("Братья" Ефремова), Тыраахы ("Золотое зерно" Протодьяконова), Кулутов ("От колонии к коммуне" Мординова), Чуораан ("Из недавнего" Заболоцкого), Уст Усутаки ("Ньюргун Боо-тур" Жиркова и Литинского), старик Айын сээн ("Айал" Сивцева), Рыбак ("Большевик Василий" Ойунского), охотник Николай Варламов ("По широкому пути" Мординова), Лентяй (одноим. комедия Сивцева). Лит.: Якут. Гос. муз.-драм. т-р им. П. А. Ойунского, Якутск, 1957. М. Лифш. САВЕЛЬЕВ-ДАМУРИН, Василий Яковлевич (р. 13.1.1886) - рус. сов. артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Арм. ССР (1947). В 1926 окончил театр. школу в Одессе. Одновременно работал в нар. оперном коллективе, выступал в концертах. В 1926-40 пел в оперных т-рах Ленинграда, Москвы, Баку, Перми. В 1940-53- солист Т-ра оперы и балета им. Спен-диарова. С.-Д. превосходно владеет иск-вом фразировки; особенно удаются ему арии, насыщенные драматизмом. Партии: Собинин ("Иван Сусанин"), Герман; Водемон ("Иоланта"), Ашуг ("Северный ветер" Книппера), Отелло (о. п. Верди), Радамес, Канио; Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Рауль ("Гугеноты"), Хозе; Макс ("Джонни наигрывает" Кшенека) и др. А. Ив. САВИН (Savin), Ристо (наст. имя и фам.- Фриде-рик Ширца; Sirza) (11.VII.1859-15.XII.1948) - словенский композитор. Первая опера С."Последняя стража" (1906, хорватский Нац. т-р, Загреб); написана в традициях романтизма. Последующие оперы: "Красавица Вида" по о. п. И. Юрчича (1909, Люблянская опера, 2-я ред. 1920, там же), "Госпосвет-ский сон" на сюжет из истории Словении 13 в. (1923, там же) и лучшая опера С. "Матия Губец" о восстании словенских и хорватских крестьян в 16 в. (1936, там же) - создавались под влиянием вагнеровской муз. драмы, содержат также характерные черты южно-слав. муз. фольклора. С. принадлежат балеты "Танцевальная легенда" (1922, Люблянская опера) и "Куколка для чая" (концертное исполнение, 1922, Люб-ляна), песни, оркестровые и камерные произведения. Лит.: Ц в е т к о Д., Живот и рад композитора Риста Савина, Београд, 1958. Альб. К. САВИНА, Мария Гавриловна [30. III (11. IV). 1854, Каменец-Подольск,8(21). IX. 1915, Петербург ] - русская актриса. Родители С. (Г. Н. и М. П. Подраменцовы, по сцене - Стремляновы) были провинц. акт„рами. С 8 лет С. выступала на сцене. Проф. сценич. деятельность начала в 1869 в Минске. Для своего первого бенефиса выбрала роль Полиньки ("Доходное место", 1869), к-рую сыграла как наивную, непосредственную, чистую и доверчивую девушку. В 1870 С. вступила в харьковскую труппу М.В. Лен-товского. Здесь же вышла замуж за акт„ра Н. Н. Савина (наст. фам. -Сла- ' вич). Затем работала в Н. Новгороде. Большое влияние на формирование таланта С. оказала ученица М. С. Щепкина А. И. Шуберт, а также антрепрен„р и акт„р П. М. Медведев, в труппе Страницы: «« « 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |