|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 » »» 1933-38-гл. режисс„р Алма-Атинского рус. т-ра драмы, где пост.
спектакли: "Страх" Афиногенова (1934), "Любовь Яровая" (1935), "Разлом"
(1936) и др. В Казах, т-ре драмы пост.: "Тунги сарын" ("Ночные раскаты")
Ауэзова (1935), "Аристократы" Погодина (1937), "Ревизор" (1946),
"Человек с ружь„м" (совм. с Ш. Аймановым, 1947). С 1941 -режисс„р Т-ра
оперы и балета им. Абая.
Пост,: "В бурю" Хренникова (1941, 1956), "Отелло" Верди (1943),
"Евгений Онегин" (1943), "Кармен" (1944), "Царская невеста" (1946),
"Молодая гвардия" (1952), "Трубадур" (1954), "Пиковая дама" (1955) и др.
Б. Е.
РУФФО (Ruffe), Титта, Титта Руффо (9.VI.1877, Пиза, - 6.VII. 1953,
Флоренция),- итал. артист оперы (баритон). Пению учился в Милане.
Дебютировал в 1898 на сцене римского т-ра "Костанци". Затем пел в Генуе,
Парме, Милане ("Ла Скала"). Гастролировал в Буэнос-Айресе, Каире,
Лондоне, в Одессе и Петербурге (1904), Лисабоне, Чикаго, в Нью-Йорке
("Метрополитен-опера", 1921-29) и др. городах. После 1931 оставил сцену.
Вместе с Э. К ару зо и Ф. И. Шаляпиным Р. является наиболее выдающимся
певцом 1-й пол. 20 в. Обладал голосом, совершенным по красоте и
богатству тембра, по широте диапазона и полноте звучания, необычайным по
длительности звука дыханием. Акт„р-реалист, Р. вносил в сценическое
исполнение бурный темперамент, пламенный порыв, порою резкость и
остроту, в противовес бытовавшей у баритонов бель канто тенденции
"облагораживать" персонажи.
Партии: Риголетто; Яго ("Отелло" Верди), Гамлет (о. п. Тома), Скарпиа
("Тоска"), То-нио ("Паяцы"), Фигаро ("Севиль-ский цирюльник"), Каскар
("За-за" Леонкавалло), Генрих Астон ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти),
Нелуско ("Африканка" Мейербера), Эскамильо и др.
Соч.: Le mia parabola, MiL, 1937; Моя парабола, "Сов. музыка", 1964,
ј 8.
Лит.: M o n a 1 d i G., Cantanti celebri. Roma, 1929;
L a u г i-V o 1 p i G., Voci parallele, Mi!.. 1955. Св. Г.
РУХУЛЛА [псевд. Сидги Рухулла; наст. имя и фам.-Фатулла оглы Ахундов)
[28.111(9.IV). 1886 -5. V. 1959] - азерб. сов. акт„р. Нар. арт. СССР
(1949). Сценич. деятельность начал в 1900 в азерб. драматич. труппе
(Баку). Учился акт„рскому мастерству у основоположников национального
т-ра - Дж. Зейналова, Г.Араблинского, используя опыт рус. театр. иск-ва.
С 1924- ведущий акт„р Т-ра им. М. Азизбекова. Крупнейший мастер
национальной сцены, Р. создал многогранные образы как в азерб., так и в
рус. и мировой классич. драматургии. Игра его отличалась жизненной
правдивостью, глубоким раскрытием внутр. мира сценич. персонажей,
высокой эмоциональностью и выразительностью. Р. много гастролировал в
городах Ирана, Армении, Грузии, Туркмении, Узбекистана, Дагестана,
Татарии; выступал в Москве, Ленинграде, Харькове, Астрахани,
Ростове-на-Дону и др.
Роли: Ara Мухаммед-шах Каджар (о.п.Ахвердова), Гаджц Кара (о. п.
Ахундова), Рустам бек и Фахреддин ("Горе Фахред-дина" Везирова), Каджар
("Вагиф" С. Вургуна), Надир ("Надир-Шах" Нариманова), Сулейман ("Хаят"
Ибрагимова), Городничий; Франц ("Разбойники"), король Лир, Яго, Отелло;
Агаларов ("Утро Востока" Э. Мамедханлы; Гос. пр. СССР, 1948) и др. 7f.
Kac.
РУЧЬ‚В (наст. фам.- 3 и л ь б e p), Александр Александрович [р.
1(13).III.1899] - рус. сов. композитор. В 1926-29 учился в Ленингр.
консерватории по классу композиции проф. В. В. Щербач„ва. В 1928-31 -
зав. муз. частью и дириж„р ленингр. Красного т-ра. В 1942-44 - зав. муз.
частью Горно-Алтайского т-ра. Автор опер: "Жиль Блаз" по А. Ле-сажу
(соч. 1936), "Бекет", либр. М. Ауэзова по собств. поэме (1940, Т-р оперы
и балета им. Абая), "Василий Т„мный" на собств. либр. (1946, концертное
исполнение, Моск. оперно-драм. т-р им. Станиславского), "Капитан
Гастелло" на собств. либр. (соч. 1954), "Машенька" на собств. либр. по
мотивам о. п. Афиногенова (1958, Ленингр. Малый оперный т-р); муз.
комедий "Роман и Юлия" (соч. 1936), "Как е„ зовут" (1938, Краснодарский
т-р). Писал музыку к спектаклям ленингр. Красного т-ра. А. Ив.
РУШЕ (Rouche), Жак (16.XI.1862-7.XI.1957)- франц. театр. деятель,
режисс„р. В 1889 начал рабо-гать в т-ре. В 1910 написал книгу
"Современное театральное искусство" о творч. поисках реж. Г. Крэга, Г.
Фукса, А. Аппиа, М. Рейнхардта, К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда.
В этом же году открыл и Париже "Театр дез Ар" ("Т-р иск-в"), в к-ром
утверждал принципы символистского т-ра (П. Фор, О. М. Люнье-По). Р.
стремился к созданию синтетич. спектаклей, в к-рых, по его мнению,
одинаково важное место должны занимать акт„рское иск-во, музыка и
декорац. оформление. Но осн. внимание в этом т-ре уделялось изощр„нной
фантазии режисс„ра и художника. С конца 1913 был директором т-ра
"Гранд-Опера", к-рый возглавлял до 1945. Участвовал в пост. опер:
"Легенда о св. Кристофе"д'Энди (1920), "Троян-цы" Берлиоза (1921),
"Пармская обитель" Core (1939), "Медея" Мийо (1940), "Антигона" Онеггера
(1943) и др. Большое место в деятельности Р. занимало иск-во балета; по
его инициативе на сцене "Гранд-Опера" выступали балетная труппа С. П.
Дягилева, балерины А. П. Павлова, И. Архентина и др.
Соч.: L'art theatral moderne. P., 1910.
Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX ст.,
Л.-М.. 1939; Boil A., Jacques Rouche, P., 1937. А. Я.
РУЭДА (Rueda), Лопе де (ок. 1510, Севилья,- ок. 1565, Кордова) - исп.
акт„р, драматург. Ремесленник по профессии, Р. увл„кся т-ром и примкнул
к бродячей акт„рской труппе, к-рую в 1544 возглавил, писал для не„
пьесы. Труппа Р.- один из первых проф. акт„рских коллективов, известных
в Испании.Пьесы Р. были частично опубликованы после его смерти (в 1567 и
1570). В наст. время известны 4 комедии, 3 "пастушеские беседы" и св. 20
пасос. Сюжеты и структура комедий и пасторалей "Эуфемия", "Армелина",
"Обманутые", "Камила", "Тимбрия" и др. заимствованы из итал. источников.
Творчески восприняв при„мы "уч„ной комедии", Р. пытается сочетать их с
традициями нар. т-ра в пасос (комич. бытовые интермедии) "Оливы",
"Приглаш„нный", "Страна Хауха", "Маска", "Довольный рогоносец" и др.,
выс- меивающих быт и нравы совр. Р. Испании. Мн. образы пасос являются
вариантом одного и того же типа, напр. образ "простака" или "глупца",
сценич. воплощением к-рого прославился сам Р. Создав яркие реалистич.
характеры, наделив героев живой нар. речью, Р. сделал драматургию и
театр. иск-во достоянием народа. Именно поэтому творчество Р. высоко
ценил М. Сервантес, а Лопе де В era считал Р. подлинным зачинателем исп.
нац. т-ра.
Соч.: Obras, v. 1-2, Madrid, 1895-96; Teatro, Madrid, 1958 (Clasicos
Страницы: «« « 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |