|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 » »» психологически эмоциональные образы, близкие мироощущению совр.
человека, созданные средствами хореографич. иск-ва. Фокин стремился к
балетному спектаклю, подчин„нному единому муз., драматургич. и
декоративно-художеств. замыслу. Сотрудничая с выдающимися совр.
художниками (Бенуа, Бакстом, Головиным), обращаясь к симфонич. музыке
рус. и европ. композиторов (преим. романтиков), Фокин выступил против
догматич. взгляда на классич. танец, ограничивающего возможности
развития танц. иск-ва. Отказавшись от привычных схем, Фокин создавал,
пут„м орга-нич. слияния разнообразных видов пластич. движений и их
творч. переработки, качественно новую систему балетного танца,
обладающую новыми возможностями художеств. выразительности. В его
балетах средства танц. и мимич. выразительности были едины: пантомима
танцевальна и проникнута динамикой, а танец мимич. выразительностью. В
своих реформах Фокин сохранял все жизнеспособные и ценные традиции
балетного иск-ва прошлого. В его балетах при„мы романтич. иск-ва обрели
новые качества, во многом близкие импрессионизму. Тонко ощущая
особенности иск-ва разл. историч. эпох, Фокин в своих пост. передал эти
особенности через мироощущение совр. ему человека (балеты "Шопениана",
1908, "Шехе-разада", 1910, "Петрушка" Стравинского, 1911, "Дафнис и
Хлоя" Равеля, 1912). Развивая традиции Петипа и Иванова, Фокин создал
новый тип балетного спектакля, совр. по своей насыщенности и
драматургически заверш„нный.
Одновременно с Фокиным новаторское преобразование балета осуществлял
балетм. А. А. Горский', он стремился к драматургич. целостности
спектакля, искал реалистич. мотивировки в развитии сюжета, реалистич.
мизансцен, добивался от танцовщиков передачи реальных чувств и
переживаний, стремился к созданию индивидуализированных образов в
массовых сценах ("Дочь Гудулы" на муз. Симона, 1902, "Саламбо" Арендса,
1910, и др.). Вокруг Фокина и Горского объединились ведущие танцовщики
рус. балета: А. П. Павлова, владевшая совершенной техникой, тонкой
пластич. выразительностью, создававшая образы одухотвор„нные, глубоко
человечные; виртуозный танцовщик В. Ф. Нижинский; романтич. танцовщица
Т. П. Карсавина; Е. В. Гелъцер, М. М. Мордкин, В. Д. Тихомиров и др.
Рус. балет, обновл„нный Фокиным,вызвал огромные перемены в зап.-европ.
балете. Воздействие рус. балета осуществлялось вначале благодаря
((Русским сезонам за границей", а затем труппой ""Русский балет" С. П.
Дягилева" и др. коллективами, выросшими из "сезонов" ("Русский балет
Монте-Карло" и др.).
Советский балет. После Окт. революции рус. сов. балетному т-ру
пришлось преодолевать большие трудности. Мн. балетмейстеры, артисты
балета, педагоги оказались за пределами страны. Разруха, гражданская
война, тяж„лые материально-бытовые условия резко сократили состав
балетных трупп б. императорских т-ров. Становление нового сов. театр.
иск-ва предъявляло свои требования к балетному т-ру: необходимо было не
только продолжать работу т-ров, но и активизировать е„, увеличивать
количество спектаклей, воспитывать новых исполнителей. Тяга народа к
иск-ву была так велика, что появилась необходимость создавать новые
балетные коллективы не только в Москве и Петрограде, но и на периферии.
20-е гг. характеризуются борьбой разл. направлений в сов. балете.
Стремление создавать спектакли, насыщенные новым содержанием, рождало
поиски новых форм. Классич. танец и балет отождествлялись с "придворным
иск-вом" и желание противопоставить им новые тенденции вызвало к жизни
разл. формы свободного и ритмопластич. танца, а также танец
физкультурный, акробатический и др. Создаются многочисл. студии, школы,
коллективы, противопоставляющие себя классич. балету. Мастерам балета
приходилось отстаивать классич. наследие от сторонников
пролеткультовских теорий, отрицавших значение старой класспч. культуры.
В сво„м стремлении отразить современность балетмейстеры
экспериментировали, ставя то аллегорич., то символич. спектакли
(танцсим-фония, "Величие мироздания" на муз. Бетховена, "Смерч" Бера и
др.), то конструктивистско-урба-нистич. спектакли ("Золотой век", "Болт"
Шостаковича, "Футболист" Оранского и др.).
В 20-е гг. выступают балетмейстеры К. Я. Гол ей-зовский и Ф. Д.
Лопухов. Голейзовский, исходя из экспериментов конструктивистов и др.
исканий тех лет, обретал новую выразительность танца в
спортивно-акро-батич. технике и в ритмо-пластич. танцевальных мотивах.
Он создал труппу "Камерный балет", где ставил преим. балетные миниатюры.
В этих пост. он стремился находить новые возможности пластич.
выразительности, новые сочетания и комбинации движений, неожиданные
ракурсы, необычные поддержки. В 20-х гг. Голейзовский пост. также неск.
балетных спектаклей, в т. ч. "Иосиф Прекрасный" Василенко (1925), где
применил принцип смены позировок, создающей своеобразную кантилену
движения, а также пост. несколько вечеров нар. танцев. Деятельность
Лопухова в 20нач. 30-х гг. развивалась по двум осн. направлениям:
стремление сохранить классич. наследие (благодаря Лопухову старые
спектакли возобновлялись, реставрировались или же обновлялись) и
стремление к экспериментам, осваивание, разработка новых для балетного
спектакля тем и образов, расширение жанровых и стилевых границ
хореографии (поиски образного хореографич. языка, созвучного
революционному духу времени). Лопухов стремился обновить общий
художеств. строй спектакля. Он нарушал каноны, установившиеся догмы.
Свои новаторские идеи Лопухов осуществлял в синтетич. спектакле "Красный
вихрь" Деш„вова (1924), "скоморошьих балетах" "Байка про лису" и
"Пульчинелла" Стравинского, романтич. балете "Ледяная дева" на муз.
Грига (1927). К нач. 30-х гг. в процессе борьбы разл. направлений внутри
балетного иск-ва одерживает победу жанр разв„рнутой балетной драмы. Этот
тип балетного спектакля включает традиции монументального сюжетного
балета 19 в., к-рый, стремясь к содержательности и к новым, совр. темам,
обращался к лит-ре. В 1927 был создан балет "Красный мак" ("Красный
цветок"). Этот балет, подводящий итоги борьбы, к-рая велась на
протяжении 20-х гг., н„с в себе отдельные черты, определяющие развитие
балета в последующие годы. Сочетая танцевально-дивертисментные сцены с
пантомимными и феерией (сны, видения), "Красный мак" вновь утвердил на
балетной сцене классич. танец, до этого отвергнутый большинством
балетмейстеров, но танец в этом спектакле используется для
характеристики совр. . героев. Здесь впервые была сделана попытка
рассказать о революц. событиях языком танца. Постепенно балетная драма
получает дальнейшее развитие, теряя наивность, присущую балету 19 в.. и
вс„ больше уподобляется лит. драме. Драматургия становится е„
основополагающим началом. Складываются принципы реа-листич. балетной
Страницы: «« « 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |