|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 » »» "В одном городе" Соф-ронова (1947, Т-р им. Моссовета), "Макар Дубрава"
Корнейчука (1948, Т-р им. Вахтангова), "Совесть" Чепурина (1950, ЦТСА).
Романтика трудового подвига явилась основой поэтич. спектакля Ленпнгр.
академич. т-ра драмы им. Пушкина "Жизнь в цвету" Довженко (1947;
Мичурин-Черкасов). Важными вехами в работе над комедийно-сатирич.
спектаклем, поев. современности, стали такие пост., как "Калиновая роща"
Корнейчука (Малый т-р) и "Свадьба с приданым" Дьяконова (Моск. т-р
Сатиры, обе в 1950). Боевой публицистич. характер был присущ пост. пьес,
поев. разоблачению поджигателей войны: "Русский вопрос" (1947, МХАТ,
Малый т-р, Т-р им. Вахтангова, Моск. т-р им. Ленинского комсомола) и др.
Вместе с тем в конце 40 -нач. 50-х гг. в развитии Р. т. явственно
сказались тенденции, связанные с воздействием на иск-во влияний,
порожд„нных культом личности Сталина. Они проявились в искусственном
сглаживании жизненных противоречий, в поверхностном изображении сов.
действительности, искажении облика сов. человека, обеднении
выразительных средств. Творч. нивелировка, порою подкреплявшаяся
администрированием, догматич. толкование принципов социалистич. реализма
получили особенно наглядное выражение в т. н. "теории бесконфликтности".
Определяющее значение для преодоления "теории бесконфликтности",
творч. нивелировки и догматизма имели решения XX, а затем XXII съездов
КПСС. Они поставили перед лит-рой и иск-вом ряд новых важнейших задач.
Партия призывала деятелей иск-ва к упрочению связи с жизнью, к усилению
борьбы за художеств. мастерство. Борьба против узкого догматич.
понимания социалистич. реализма, за богатство разл. школ и направлений,
стилей и жанров, форм и при„мов проходит особенно насыщенно и
плодотворно с сер. 50-х гг., определяя подъ„м и развитие Р. т., новый
высший его этап.
Гл. направление Р. т. в 50-60-е гг. - воплощение тем современности.
Оно находит сво„ выражение в утверждении высоких коммунистич.
морально-этич. норм. Это объединяет такие спектакли (при вс„м их
жанровом и стилевом разнообразии), как "Иркутская история" Арбузова
(1959, Т-р им. Вахтангова; 1960, Т-р им. Маяковского, Ленингр. Большой
драм. т-р), "Океан" Штейна (1961, Т-р им. Маяковского, Ленингр. Большой
драм. т-р), "Вс„ оста„тся людям" (1959, Ленингр. академич. т-р драмы) и
"Палатам (1962, Малый т-р) Ал„шина, "Ленинградский проспект" Штока
(1962, Т-р им. Моссовета), "Совесть" Павловой (1963, там же), "В добрый
час!" (1954, Центр, детский т-р), "В день свадьбы" Розова (1964, т-р
"Современник" и Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Стряпуха"
Софронова (1959, Т-р им. Вахтангова).
В пору восстановления ленинских норм во всех сферах жизни сов. об-ва
в лучших спектаклях Р. т. с новой силой прозвучала великая ленинская
тема. Образ вождя социалистич. революции был воссоздан в ряде новых
спектаклей, поев. В. II. Ленину. Наиболее значительные из них - новая
сценич. ред. пьес "Кремл„вские куранты" (1956) и "Третья патетическая"
(1958) Погодина, "Шестое июля" Шатрова (1965), пост. в МХАТе (за
исполнение роли В. II. Ленина в спектакле "Третья патетическая" Б. А.
Смирнов удостоен Ленинской пр.). В этих спектаклях остро совр. звучание
ленинской темы органически сочеталось с философской обобщ„нностью.
Стремление к гуманистич., философскому углублению образа характерно и
для выдающихся нов. пост. пьес Горького: "Васса Железнова" (1952, Малый
т-р, за роль Вассы В. Н. Пашенная удостоена Ленинской пр.). Среди
значит, пост. классич. драматургии - "Маскарад" (1952, Т-р им.
Моссовета; нов. ред. 1963; реж.Ю.А. Завадский и исполнитель роли
Арбенина Н. Д. Мордвинов удостоены Ленинской пр.).
Одним из прямых следствий преодоления догматич. толкования
социалистич. реализма явилось "второе рождение" на сцене мн. рус. т-ров
драматургии Маяковского. Лучшие пост. пьес Маяковского - спектакли Моск.
т-ра Сатиры: "Баня" (1953, реж. В. Н. Плу-чек, Н. В. Петров и С. И.
Юткевич), "Клоп" (1955, реж. Плучек, Юткевич), "Мистерия-Буфф" (1957,
реж. Плучек), характеризовались публицистичностью и смелой зрелищностью.
Новую жизнь на сцене Р. т. обрели и др. лучшие сов. пьесы. Так,
значительным событием стала пост. "Оптимистической трагедии" Вс.
Вишневского в Ленингр. академич. т-ре драмы им. Пушкина (1955, реж. Г.
А. Товстоногову и исполнителю роли Вожака Ю. В. Толубееву присуждена
Ленинская пр.), в к-рой героико-романтич. патетика пьесы была передана
через глубокое постижение характеров и точное театрально-выразительное
воссоздание исторически достоверной атмосферы действия. Разнообразны
опыты нового прочтения классики. Са-тирич. заостр„нностью, театр.
яркостью отличались спектакли: "Дело" Сухово-Кобылина (1955, Ленингр.,
т-р им. Ленсовета, реж. Н. П. Акимов), "Тени" Салтыкова-Щедрина (1953,
там же, реж. Акимов; 1953, Моск. драм. т-р им. Пушкина, реж. А. Д.
Дикий). Тема долга и ответственности человека перед об-вом определяла
новое толкование драмы Чехова "Иванов" на сцене Моск. т-ра им. Пушкина
(1955, реж. М. О. Кнебель, в загл. роли Б. А. Смирнов). Стремление
преодолеть вульгарный, односторонне разоблачительный подход к гл. герою
пьесы Чехова было характерно также и для спектакля Малого т-ра,
отличавшегося драматич. напряж„нностью (1960, реж. Б. А. Бабочкин,
Иванов - Бабочкин и Цар„в, Анна -Роек). Спектаклем о победе творч. воли
стала "Чайка" в пост. новосибирского т-ра "Красный факел" (1952, реж. В.
П. Редлих, Нина - Капустина). Сатирич. остротой отличался спектакль
МХАТа "Плоды просвещения" (1951, реж. М. Н. Кедров). Высокие,
благородные черты народа раскрывались в пост. "Власти тьмы" на сцене
Малого т-ра (1956, реж. Б. И. Равенских, Аким-Ильинский).
Идея борьбы всего передового человечества против мрачных сил реакции
была положена в основу спектакля "Гамлет" (1954, Т-р им. Вл.
Маяковского, реж. Н.П.Охлопков, в загл. роли Е. Самойлов). В конце
50-х-нач. 60-х гг. в репертуаре сов. т-ров значит. место начинает
занимать совр. зарубежная прогрессивная драматургия - пьесы Б. Брехта
("Добрый человек из Сезуана", 1964, Моск. т-р драмы и комедии, реж. Ю.
П. Любимов), Э. Де Филиппе ("Филумена Мартурано", 1956, Т-р им.
Вахтангова, реж. Е. Р. Симонов, "Моя семья", 1957, ЦТСА, реж. А. Б.
Шат-рин), А. Миллера ("Смерть коммивояж„ра", 1959, Ле-нингр. т-р им.
Пушкина, Вилли Ломен - Толубеев) и др. Впервые получают сценич. жизнь
пьесы драматургов стран нар. демократии (Б. Нушич, Л. Круч-ковский, В.
Блажек, П. Когоут и др.).
В многообразных режисс„рских исканиях, характерных для нового этапа
развития Р. т., отч„тливо обозначившихся с сер. 50-х гг., проявляется
стремление к предельному использованию выразительных возможностей иск-ва
т-ра, средств поэтич. (подчас метафорич.) раскрытия образа.
В этот период выдвигается плеяда режисс„ров и акт„ров более молодого
Страницы: «« « 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |