Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971  1972   1973   1974   1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981  » »»

"В одном городе" Соф-ронова (1947, Т-р им. Моссовета),  "Макар  Дубрава"
Корнейчука (1948, Т-р им. Вахтангова), "Совесть" Чепурина (1950,  ЦТСА).
Романтика трудового подвига явилась основой поэтич.  спектакля  Ленпнгр.
академич. т-ра  драмы  им.  Пушкина  "Жизнь  в  цвету"  Довженко  (1947;
Мичурин-Черкасов).  Важными  вехами  в  работе  над   комедийно-сатирич.
спектаклем, поев. современности, стали такие пост., как "Калиновая роща"
Корнейчука (Малый т-р) и  "Свадьба  с  приданым"  Дьяконова  (Моск.  т-р
Сатиры, обе в 1950). Боевой публицистич. характер был присущ пост. пьес,
поев. разоблачению поджигателей войны:  "Русский  вопрос"  (1947,  МХАТ,
Малый т-р, Т-р им. Вахтангова, Моск. т-р им. Ленинского комсомола) и др.
   Вместе с тем в конце 40 -нач. 50-х гг. в  развитии  Р.  т.  явственно
сказались  тенденции,  связанные  с  воздействием  на  иск-во   влияний,
порожд„нных культом личности Сталина.  Они  проявились  в  искусственном
сглаживании жизненных противоречий,  в  поверхностном  изображении  сов.
действительности,   искажении   облика    сов.    человека,    обеднении
выразительных  средств.  Творч.   нивелировка,   порою   подкреплявшаяся
администрированием, догматич. толкование принципов социалистич. реализма
получили особенно наглядное выражение в т. н. "теории бесконфликтности".
   Определяющее  значение  для  преодоления  "теории  бесконфликтности",
творч. нивелировки и догматизма имели решения XX, а затем  XXII  съездов
КПСС. Они поставили перед лит-рой и иск-вом ряд новых  важнейших  задач.
Партия призывала деятелей иск-ва к упрочению связи с жизнью, к  усилению
борьбы  за  художеств.  мастерство.  Борьба  против   узкого   догматич.
понимания социалистич. реализма, за богатство разл. школ и  направлений,
стилей  и  жанров,  форм  и  при„мов  проходит  особенно   насыщенно   и
плодотворно с сер. 50-х гг., определяя подъ„м и развитие  Р.  т.,  новый
высший его этап.
   Гл. направление Р. т. в 50-60-е гг. - воплощение  тем  современности.
Оно  находит  сво„  выражение   в   утверждении   высоких   коммунистич.
морально-этич.  норм.  Это  объединяет  такие  спектакли  (при  вс„м  их
жанровом и стилевом  разнообразии),  как  "Иркутская  история"  Арбузова
(1959, Т-р им. Вахтангова; 1960, Т-р им. Маяковского,  Ленингр.  Большой
драм. т-р), "Океан" Штейна (1961, Т-р им. Маяковского, Ленингр.  Большой
драм. т-р), "Вс„ оста„тся людям" (1959, Ленингр. академич. т-р драмы)  и
"Палатам (1962,  Малый  т-р)  Ал„шина,  "Ленинградский  проспект"  Штока
(1962, Т-р им. Моссовета), "Совесть" Павловой (1963, там же), "В  добрый
час!" (1954, Центр, детский т-р), "В день  свадьбы"  Розова  (1964,  т-р
"Современник"  и  Моск.  т-р  им.  Ленинского   комсомола),   "Стряпуха"
Софронова (1959, Т-р им. Вахтангова).
   В пору восстановления ленинских норм во всех сферах жизни сов.  об-ва
в лучших спектаклях Р. т. с новой  силой  прозвучала  великая  ленинская
тема. Образ вождя социалистич. революции  был  воссоздан  в  ряде  новых
спектаклей, поев. В. II. Ленину. Наиболее значительные из  них  -  новая
сценич. ред. пьес "Кремл„вские куранты" (1956) и  "Третья  патетическая"
(1958) Погодина,  "Шестое  июля"  Шатрова  (1965),  пост.  в  МХАТе  (за
исполнение роли В. II. Ленина в спектакле "Третья  патетическая"  Б.  А.
Смирнов удостоен Ленинской пр.). В этих спектаклях остро совр.  звучание
ленинской темы органически сочеталось с философской обобщ„нностью.
   Стремление к гуманистич., философскому углублению образа характерно и
для выдающихся нов. пост. пьес Горького: "Васса Железнова" (1952,  Малый
т-р, за роль Вассы  В.  Н.  Пашенная  удостоена  Ленинской  пр.).  Среди
значит,  пост.  классич.  драматургии  -  "Маскарад"  (1952,   Т-р   им.
Моссовета;  нов.  ред.  1963;  реж.Ю.А.  Завадский  и  исполнитель  роли
Арбенина Н. Д. Мордвинов удостоены Ленинской пр.).
   Одним  из   прямых   следствий   преодоления   догматич.   толкования
социалистич. реализма явилось "второе рождение" на сцене мн. рус.  т-ров
драматургии Маяковского. Лучшие пост. пьес Маяковского - спектакли Моск.
т-ра Сатиры: "Баня" (1953, реж. В. Н. Плу-чек, Н.  В.  Петров  и  С.  И.
Юткевич), "Клоп" (1955, реж. Плучек,  Юткевич),  "Мистерия-Буфф"  (1957,
реж. Плучек), характеризовались публицистичностью и смелой зрелищностью.
Новую жизнь на сцене  Р.  т.  обрели  и  др.  лучшие  сов.  пьесы.  Так,
значительным  событием  стала  пост.  "Оптимистической   трагедии"   Вс.
Вишневского в Ленингр. академич. т-ре драмы им. Пушкина (1955,  реж.  Г.
А. Товстоногову и исполнителю роли Вожака  Ю.  В.  Толубееву  присуждена
Ленинская пр.), в к-рой героико-романтич. патетика пьесы  была  передана
через глубокое постижение характеров и  точное  театрально-выразительное
воссоздание исторически  достоверной  атмосферы  действия.  Разнообразны
опыты  нового  прочтения  классики.  Са-тирич.  заостр„нностью,   театр.
яркостью отличались спектакли: "Дело" Сухово-Кобылина  (1955,  Ленингр.,
т-р им. Ленсовета, реж. Н. П. Акимов), "Тени"  Салтыкова-Щедрина  (1953,
там же, реж. Акимов; 1953, Моск. драм.  т-р  им.  Пушкина,  реж.  А.  Д.
Дикий). Тема долга и ответственности человека  перед  об-вом  определяла
новое толкование драмы Чехова "Иванов" на сцене Моск. т-ра  им.  Пушкина
(1955, реж. М. О. Кнебель, в  загл.  роли  Б.  А.  Смирнов).  Стремление
преодолеть вульгарный, односторонне разоблачительный подход к гл.  герою
пьесы  Чехова  было  характерно  также  и  для  спектакля  Малого  т-ра,
отличавшегося драматич.  напряж„нностью  (1960,  реж.  Б.  А.  Бабочкин,
Иванов - Бабочкин и Цар„в, Анна -Роек). Спектаклем о победе творч.  воли
стала "Чайка" в пост. новосибирского т-ра "Красный факел" (1952, реж. В.
П. Редлих, Нина -  Капустина).  Сатирич.  остротой  отличался  спектакль
МХАТа  "Плоды  просвещения"  (1951,  реж.  М.   Н.   Кедров).   Высокие,
благородные черты народа раскрывались в пост.  "Власти  тьмы"  на  сцене
Малого т-ра (1956, реж. Б. И. Равенских, Аким-Ильинский).
   Идея борьбы всего передового человечества против мрачных сил  реакции
была  положена  в  основу  спектакля  "Гамлет"  (1954,   Т-р   им.   Вл.
Маяковского, реж. Н.П.Охлопков, в  загл.  роли  Е.  Самойлов).  В  конце
50-х-нач. 60-х гг.  в  репертуаре  сов.  т-ров  значит.  место  начинает
занимать совр. зарубежная прогрессивная драматургия -  пьесы  Б.  Брехта
("Добрый человек из Сезуана", 1964, Моск. т-р драмы и комедии,  реж.  Ю.
П.  Любимов),  Э.  Де  Филиппе  ("Филумена  Мартурано",  1956,  Т-р  им.
Вахтангова, реж. Е. Р. Симонов, "Моя семья",  1957,  ЦТСА,  реж.  А.  Б.
Шат-рин), А. Миллера ("Смерть коммивояж„ра",  1959,  Ле-нингр.  т-р  им.
Пушкина, Вилли Ломен - Толубеев) и др. Впервые  получают  сценич.  жизнь
пьесы драматургов стран нар. демократии (Б. Нушич, Л.  Круч-ковский,  В.
Блажек, П. Когоут и др.).
   В многообразных режисс„рских исканиях, характерных для  нового  этапа
развития Р. т., отч„тливо обозначившихся с сер.  50-х  гг.,  проявляется
стремление к предельному использованию выразительных возможностей иск-ва
т-ра, средств поэтич. (подчас метафорич.) раскрытия образа.
   В этот период выдвигается плеяда режисс„ров и акт„ров более  молодого

Страницы: «« « 1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971  1972   1973   1974   1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия