Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1956   1957   1958   1959   1960   1961   1962   1963   1964  1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971   1972   1973   1974  » »»

педагог, фактически возглавлявший труппу Малого  т-ра,  Щепкин  в  своих
письмах, воспоминаниях, беседах с  учениками  изложил  стройную  систему
взглядов на сценич. иск-во. Он считал, что акт„р должен вникать "в  душу
роли", влезать "так сказать в кожу действующего лица", т. е.  добиваться
перевоплощения в создаваемый им образ.  Деятельность  Щепкина  утвердила
критич. реализм как ведущий творч. метод в рус. сценич. иск-ве. Принципы
иск-ва Щепкина продолжил и углубил акт„р  Александрийского  т-ра  А.  Е.
Мартынов. Главной в иск-ве Мартынова становится тема гуманного отношения
к  "маленькому",  "униженному  и  оскорбл„нному"   человеку.   Играя   в
водевилях,   он   добивался   поразительной   жизненной    достоверности
характеров, их психологич. углубл„нности. Выдающимся созданием Мартынова
был образ Тихона ("Гроза", 1859).
   В русле демократич. направления  развивалось  творчество  акт„ров  М.
Л.Львовой-Синецкой, П. И. Орловой, В. Н. Асенковой, В. И. Живокинил  др.
Иное направление в акт„рском иск-ве Р. т. представляло творчество В.  А.
Каратыгина, в  к-ромярко  сказались  черты  клас-сицистской  условности,
парадной официозности.
   В 30-40-е гг. значительно увеличивается число провинц.  т-ров,  к-рые
приобретают вс„ большее значение в обществ, жизни  страны.  На  провинц.
сцене появляются выдающиеся акт„ры - К. Т. Соленик, Л. И. Млотковская  и
др.
   Новый этап в развитии Р. т. связан с творчеством А. Н. Островского. В
1853 в Малом т-ре была пост. комедия "Не в свои сани не садись" - первая
пьеса драматурга, разреш„нная цензурой для пост. на сцене. Вслед за этой
пьесой в репертуар т-ра вошли "Бедность не порок" (1854), "Свои  люди  -
сочт„мся"  (1861),   "Гроза"   (1859),   "Доходное   место"   (1863)   ,
"Бесприданница" (1878), "Лес" (1871), "Волки и  овцы"  (1875)  и  др.  С
появлением пьес Островского  Р.  т.  получил  обширный  реалистич.  нац.
репертуар. Пост. пьес Островского потребовали  от  исполнителей  сценич.
ансамбля, умения создавать бытовые  характеры,  передавать  своеобразный
язык персонажей. Участвуя в работе  над  пост.  своих  пьес,  Островский
воспитывал в  акт„рах  чувство  художеств.  правды,  требовал  ансамбля,
усиления  роли  режисс„ра.  Борьба   Островского   за   развитие   совр.
драматургии,  за  создание  нац.  общедоступного  т-ра  и  осуществление
реформы театр. образования оказали большое воздействие на развитие  рус.
театр. культуры, а постановки его пьес  утвердили  критич.  реализм  как
осн. направление в Р. т.
   Акт„рское иск-во во 2-й пол. 19 в. эволюционирует в сторону жизненной
конкретности, бытовой правды, социальной типизации.  Крупнейшим  акт„ром
становится  П.  М.  Садовский  (см.   Садовские}.   Иск-во   Садовского,
преемственно связанное с традициями Щепкина, обладало новыми качествами,
определившимися прежде всего под воздействием  драматургии  Островского.
Садовский  углубил  социально-бытовую  и   пси-хологич.   характеристику
образов,  достиг  в  своей  игре  особой  простоты  и  жизненности.  Гл.
художественными средствами акт„ра были выразительная типич. речь, точный
и убедительный жест.  Реалистич.  репертуар  50-60-х  гг.  19  в.  наш„л
талантливых  исполнителей   в   лице   акт„ров   Малого   т-ра   Л.   П.
Никулиной-Косицкой, С. В. Васильева (см. Васильевы}, И. В. Самарина,  С.
В. Шумского. После смерти Мартынова его  место  в  Александрийском  т-ре
занял П. В. Васильев, продолжавший  традиции  творчества  великого  рус.
акт„ра. Среди др. выдающихся акт„ров Александрийского т-ра  были:  яркая
бытовая актриса В. В. Стрельская, замечат. мастер перевоплощения  В.  В.
Самойлов  (см.  Самойловы},   создавший   галерею   своеобразных   остро
характерных образов. Однако преобладание в  репертуаре  Александрийского
т-ра легковесных пьес часто приводило к снижению обществ, направленности
и в иск-ве акт„ров.
   Провинц.    т-р    в    этот    период    находился     во     власти
антрепрен„ров-предпринимателей,  стремящихся  потакать   дурным   вкусам
бурж.-мещанского зрителя, хотя  демократич.  интеллигенция  боролась  за
превращение  т-ра  в  передовое  просветит,  учреждение.  Прогрессивными
обществ,   устремлениями   было   проникнуто   творчество    талантливых
акт„ров-демократов, выступавших на провинц. сцене последней трети 19  в.
Выдающаяся трагич.  актриса  П.  А.  Стрепетова,  играя  роли  Лиза-веты
("Горькая судьбина"), Катерины ("Гроза"), Степаниды  ("Около  денег"  А.
Потехина и В. Крылова) и др.,  выражала  протест  простой  рус.  женщины
против бесправия и угнетения. Высоким обществ. пафосом  было  проникнуто
исполнение ролей Чацкого, Жадова,  Гамлета  М.  Т.  Ивановым-Козелъским.
Гражданским   благородством   отличались   образы   М.    И.    Писарева
(Несчастливцев; Ананий Яковлев - "Горькая судьбина", Уриэль Акоста -  о.
п. Гуцкова). С сочувствием показывал "маленьких", загнанных жизнью людей
В. Н.Андреев-Бурлак (Аркашка - "Лес",  Попри-щин-"Записки  сумасшедшего"
по  Гоголю  и  др.),  создававший  также   сатирич.,   обличит,   образы
(Иудушка"Господа  Головл„вы"  по  Салтыкову-Щедрину).  В  конце  19   в.
возникают крупные антрепризы (П. М. Медведева,  Н.  Н.  Дюкова  и  др.),
имевшие хороший состав акт„ров. Руководители этих  антреприз  стремились
повысить  постановочную  культуру  спектаклей.  Однако   даже   наиболее
демократич. т-ры в это время были недоступны  для  народа.  Развлечением
для нар. зрителя оставались  балаганы,  в  к-рых  шли  эстрадно-цирковые
программы, арлекинады, а с 70-х гг. пьесы, утверждавшие монархич.  идеи.
Но и в этих представлениях в отдельных репликах, каламбурах, импровизац.
интермедиях проявлялись критич.  и  сатирич.  тенденции,  выпады  против
властей.
   В  конце  19  в.  репертуар  заполняется  ремесленными  пьесами   (В.
А.Крылов, В.А.Дьяченко, М.  И.  Чайковский,  И.  В.  Шпажинский,  П.  М.
Невежин и др.), поверхностными произв. зарубежных писателей.  Отсутствие
значительных   идей,   неразработанность   характеров,   присущие   этой
драматургии,  мешали  развитию  акт„рского   и   режисс„рского   иск-ва,
укреплению сценич. ансамбля, утверждали штампы.  Спектакли  строились  в
расч„те  на'  одного-двух  премьеров,  оформлялись  часто  стандартными,
используемыми в разл. спектаклях декорациями.
   Но и в это время передовые деятели сцены, поддерживаемые  демократич.
общественностью,  боролись  за  идейно   и   художественно   полноценный
репертуар, за развитие реализма. Т-ры добились снятия цензурного запрета
и пост. пьесу "Власть тьмы" Л. Н. Толстого (1895). В 1891 пост.  комедия
Толстого "Плоды просвещения". Связанный с прогрессивной общественностью,
Малый т-р продолжал развивать свои лучшие традиции.  Творчество  великой
трагич. актрисы М. Н. Ермоловой, создавшей образы Эмилии Галотти (о.  п.
Лессинга), Лауренсии ("Фуэнтеовехуна" Лопе де Вега), Катерины ("Гроза"),
героинь трагедий Шиллера - Иоанны ("Орлеанская дева"),  Марии  Стюарт  и
др., явилось ярчайшим выражением освободительных  устремлений  в  Р.  т.

Страницы: «« « 1956   1957   1958   1959   1960   1961   1962   1963   1964  1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971   1972   1973   1974  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия