Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 » »» педагог, фактически возглавлявший труппу Малого т-ра, Щепкин в своих письмах, воспоминаниях, беседах с учениками изложил стройную систему взглядов на сценич. иск-во. Он считал, что акт„р должен вникать "в душу роли", влезать "так сказать в кожу действующего лица", т. е. добиваться перевоплощения в создаваемый им образ. Деятельность Щепкина утвердила критич. реализм как ведущий творч. метод в рус. сценич. иск-ве. Принципы иск-ва Щепкина продолжил и углубил акт„р Александрийского т-ра А. Е. Мартынов. Главной в иск-ве Мартынова становится тема гуманного отношения к "маленькому", "униженному и оскорбл„нному" человеку. Играя в водевилях, он добивался поразительной жизненной достоверности характеров, их психологич. углубл„нности. Выдающимся созданием Мартынова был образ Тихона ("Гроза", 1859). В русле демократич. направления развивалось творчество акт„ров М. Л.Львовой-Синецкой, П. И. Орловой, В. Н. Асенковой, В. И. Живокинил др. Иное направление в акт„рском иск-ве Р. т. представляло творчество В. А. Каратыгина, в к-ромярко сказались черты клас-сицистской условности, парадной официозности. В 30-40-е гг. значительно увеличивается число провинц. т-ров, к-рые приобретают вс„ большее значение в обществ, жизни страны. На провинц. сцене появляются выдающиеся акт„ры - К. Т. Соленик, Л. И. Млотковская и др. Новый этап в развитии Р. т. связан с творчеством А. Н. Островского. В 1853 в Малом т-ре была пост. комедия "Не в свои сани не садись" - первая пьеса драматурга, разреш„нная цензурой для пост. на сцене. Вслед за этой пьесой в репертуар т-ра вошли "Бедность не порок" (1854), "Свои люди - сочт„мся" (1861), "Гроза" (1859), "Доходное место" (1863) , "Бесприданница" (1878), "Лес" (1871), "Волки и овцы" (1875) и др. С появлением пьес Островского Р. т. получил обширный реалистич. нац. репертуар. Пост. пьес Островского потребовали от исполнителей сценич. ансамбля, умения создавать бытовые характеры, передавать своеобразный язык персонажей. Участвуя в работе над пост. своих пьес, Островский воспитывал в акт„рах чувство художеств. правды, требовал ансамбля, усиления роли режисс„ра. Борьба Островского за развитие совр. драматургии, за создание нац. общедоступного т-ра и осуществление реформы театр. образования оказали большое воздействие на развитие рус. театр. культуры, а постановки его пьес утвердили критич. реализм как осн. направление в Р. т. Акт„рское иск-во во 2-й пол. 19 в. эволюционирует в сторону жизненной конкретности, бытовой правды, социальной типизации. Крупнейшим акт„ром становится П. М. Садовский (см. Садовские}. Иск-во Садовского, преемственно связанное с традициями Щепкина, обладало новыми качествами, определившимися прежде всего под воздействием драматургии Островского. Садовский углубил социально-бытовую и пси-хологич. характеристику образов, достиг в своей игре особой простоты и жизненности. Гл. художественными средствами акт„ра были выразительная типич. речь, точный и убедительный жест. Реалистич. репертуар 50-60-х гг. 19 в. наш„л талантливых исполнителей в лице акт„ров Малого т-ра Л. П. Никулиной-Косицкой, С. В. Васильева (см. Васильевы}, И. В. Самарина, С. В. Шумского. После смерти Мартынова его место в Александрийском т-ре занял П. В. Васильев, продолжавший традиции творчества великого рус. акт„ра. Среди др. выдающихся акт„ров Александрийского т-ра были: яркая бытовая актриса В. В. Стрельская, замечат. мастер перевоплощения В. В. Самойлов (см. Самойловы}, создавший галерею своеобразных остро характерных образов. Однако преобладание в репертуаре Александрийского т-ра легковесных пьес часто приводило к снижению обществ, направленности и в иск-ве акт„ров. Провинц. т-р в этот период находился во власти антрепрен„ров-предпринимателей, стремящихся потакать дурным вкусам бурж.-мещанского зрителя, хотя демократич. интеллигенция боролась за превращение т-ра в передовое просветит, учреждение. Прогрессивными обществ, устремлениями было проникнуто творчество талантливых акт„ров-демократов, выступавших на провинц. сцене последней трети 19 в. Выдающаяся трагич. актриса П. А. Стрепетова, играя роли Лиза-веты ("Горькая судьбина"), Катерины ("Гроза"), Степаниды ("Около денег" А. Потехина и В. Крылова) и др., выражала протест простой рус. женщины против бесправия и угнетения. Высоким обществ. пафосом было проникнуто исполнение ролей Чацкого, Жадова, Гамлета М. Т. Ивановым-Козелъским. Гражданским благородством отличались образы М. И. Писарева (Несчастливцев; Ананий Яковлев - "Горькая судьбина", Уриэль Акоста - о. п. Гуцкова). С сочувствием показывал "маленьких", загнанных жизнью людей В. Н.Андреев-Бурлак (Аркашка - "Лес", Попри-щин-"Записки сумасшедшего" по Гоголю и др.), создававший также сатирич., обличит, образы (Иудушка"Господа Головл„вы" по Салтыкову-Щедрину). В конце 19 в. возникают крупные антрепризы (П. М. Медведева, Н. Н. Дюкова и др.), имевшие хороший состав акт„ров. Руководители этих антреприз стремились повысить постановочную культуру спектаклей. Однако даже наиболее демократич. т-ры в это время были недоступны для народа. Развлечением для нар. зрителя оставались балаганы, в к-рых шли эстрадно-цирковые программы, арлекинады, а с 70-х гг. пьесы, утверждавшие монархич. идеи. Но и в этих представлениях в отдельных репликах, каламбурах, импровизац. интермедиях проявлялись критич. и сатирич. тенденции, выпады против властей. В конце 19 в. репертуар заполняется ремесленными пьесами (В. А.Крылов, В.А.Дьяченко, М. И. Чайковский, И. В. Шпажинский, П. М. Невежин и др.), поверхностными произв. зарубежных писателей. Отсутствие значительных идей, неразработанность характеров, присущие этой драматургии, мешали развитию акт„рского и режисс„рского иск-ва, укреплению сценич. ансамбля, утверждали штампы. Спектакли строились в расч„те на' одного-двух премьеров, оформлялись часто стандартными, используемыми в разл. спектаклях декорациями. Но и в это время передовые деятели сцены, поддерживаемые демократич. общественностью, боролись за идейно и художественно полноценный репертуар, за развитие реализма. Т-ры добились снятия цензурного запрета и пост. пьесу "Власть тьмы" Л. Н. Толстого (1895). В 1891 пост. комедия Толстого "Плоды просвещения". Связанный с прогрессивной общественностью, Малый т-р продолжал развивать свои лучшие традиции. Творчество великой трагич. актрисы М. Н. Ермоловой, создавшей образы Эмилии Галотти (о. п. Лессинга), Лауренсии ("Фуэнтеовехуна" Лопе де Вега), Катерины ("Гроза"), героинь трагедий Шиллера - Иоанны ("Орлеанская дева"), Марии Стюарт и др., явилось ярчайшим выражением освободительных устремлений в Р. т. Страницы: «« « 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |