Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1951   1952   1953   1954   1955   1956   1957   1958   1959  1960   1961   1962   1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969  » »»

офицера получил воплощение и в пьесе "Офицер флота" Крона (1945). Подвиг
сов. людей наш„л  отражение  в  пьесах  "Сталинградцы"  Ю.  П.  Чепурина
(1944), "За тех, кто в море!" Б. А. Лаврен„ва (1946), "П„тр  Крымов"  К.
Я. Финна (1943), "Сказка о правде" М. И. Алигер (1945), "Старые  друзья"
Л. К.Малюгина (1946) и мн. др.
   В 30-40-х гг. возрос интерес к историч. прошлому России. Важное место
в творчестве сов. драматургов заняла  историч.  тематика.  Были  созданы
пьесы "Полководец Суворов" И. В. Бахтерева и А. В. Разумовского  (1938),
"Фельдмаршал  Кутузов"  В.  А.   Соловь„ва   (1940)   и   др.   Глубоким
психологизмом, значит, художеств. достоинствами отличались пьесы  А.  Н.
Толстого - "П„тр I" (1930, 1-й вариант;
   2-й - 1935, 3-й - 1938), "Ор„л  и  орлица"  ("Иван  Грозный",  1945),
"Трудные годы" ("Иван Грозный", 1946). Однако  на  историч.  драматургии
особенно сказалось влияние культа  личности  Сталина:  историч.  деятели
изображались, как правило, "сверхлюдьми", лиш„нными обычных человеческих
чувств. Особенно эта тенденция проявилась в  пьесах  "Великий  государь"
Соловь„ва  (1945),  поев.  Ивану  Грозному,  "Незабываемый  1919-й"  Вс.
Вишневского (1949).
   В послевоенные годы осн. темой сов. драматургии стало  восстановление
нар.  х-ва,  разрушенного  войной,  трудовой   энтузиазм   сов.   людей.
Публицистич. яркостью отличалась пьеса А. В. Софронова "В одном  городе"
(1947). Воскрешению жизни  на  территории,  освобожденной  Сов.  Армией,
поев. пьеса Погодина "Сотворение мира"  (1945).  Теме  поисков  счастья,
смысла жизни поев. пьеса Леонова "Золотая карета" (1-я ред.  соч.  1946,
2-я пост. 1957).
   Большое  значение  получили  пьесы,  поев.  борьбе  передовых   людей
капиталистич. стран за мир: "Русский  вопрос"  Симонова  (1947),  "Голос
Америки" Лаврен„ва (1950) и др.
   В конце 40-х гг.  развитию  сов.  драматургии  препятствовала  т.  н.
"теория бесконфликтности", основанная на отрицании существования в  сов.
об-ве сложных конфликтов, общественных противоречий, разных взглядов  на
жизнь. . Огромные изменения, происшедшие в стране после XX, XXI  и  XXII
съездов  КПСС,  преодоление  культа  личности  и   борьба   против   его
последствий,  восстановление  ленинских  норм  жизни   оказали   большое
воздействие на развитие Р. д. В конце 50-х гг. Н.  Ф.  Погодин  закончил
работу над своей трилогией, поев. В. И.  Ленину,-  "Человек  с  ружь„м",
"Кремл„вские куранты"  (1942,  2-я  ред.  1956),  "Третья  патетическая"
(1958). В заключительной части трилогии  Ленин  показан  не  только  как
борец ("Человек с ружь„м"),  не  только  как  организатор,  руководитель
молодой страны ("Кремл„вские куранты"), но  и  как  мыслитель,  философ,
закладывающий основы сов. государственности, новой, коммунистич. морали.
Новые грани в образе  Ленина  показывает  пьеса  Д.  И.  Зорина  "Вечный
источник" (1957).
   Тему новой, коммунистич.'морали, доверия к человеку раскрывала  пьеса
Корнейчука "Крылья" (1954). О восстановлении ленинских норм рассказывали
также пьесы А. П. Штейна "Персональное дело" (1955), "Гостиница Астория"
(1956). Судьбам  простых  сов.  людей  поев.  поэтич.  пьеса  "Иркутская
история" Арбузова  (1959),  в  к-рой  создан  образ  молодого  рабочего,
человека большой и светлой души,  новых  нравственных  норм,  мыслящего,
умного. Эта пьеса Арбузова развивала начатые им в пьесе "Город на  заре"
поиски характера молодого труженика Сов. страны.
   Интерес к совр.  молодому  герою,  проблемам  формирования  характера
отличает драматургию В. С.  Розова,  к-рый  придал  традиционным  формам
драмы свежесть,  естественность  развития.  В  пьесах  "В  добрый  час!"
(1954), "В поисках радости"  (1957),  "Перед  ужином"  (1962),  "В  день
свадьбы" (1964) Розов выступает против ханжества, лицемерия,  мещанства,
за утверждение высших нравственных идеалов сов. людей. Проблемам  морали
поев. пьесы "Океан" Штейна (1961), рассказывающая о  людях  сов.  флота,
"Ленинградский проспект"  И.  В.  Штока  (1962),  повествующая  о  жизни
рабочей семьи, "Друзья и годы" Л. Г. Зорина (1961), показывающая  нового
человека, не знающего  компромиссов.  Проблемы  смысла  жизни  поднимает
пьеса С. И. Ал„шина "Вс„ оста„тся людям" (1959),  о  духовном  богатстве
наших  современников  рассказывает  пьеса  "Чти  отца  своего"   В.   В.
Лаврентьева (1964). Опыт создания совр. документальной драмы  предпринял
М. Ф. Шатров в пьесе "Шестое июля" (1964). Героич. жанр развивает  пьеса
А. Д. Салынского "Барабанщица" (1958), поев.  подвигу  сов.  разведчицы.
Людям, пережившим Отечественную войну,  живущим  и  работающим  сегодня,
посвящены пьесы "Годы странствий"  Арбузова  (1954),  "Дали  неоглядные"
Вирты (1957), "Тревожное счастье" Финна (1964). Интерес  к  новым  совр.
характерам,  проблемам  формирования  мировоззрения  молодого   человека
отличает драматургию А. М. Володина ("Фабричная  девчонка",  1956,  "Моя
старшая сестра", 1961, и др.).
   Новый  подъ„м  переживает  советская  комедиография.   Жизнерадостные
комедии написал А. В. Софронов  (трилогия  "Стряпуха",  1959,  "Стряпуха
замужем", 1961, "Павлина", 1964).  Сатирич.  направленностью  отличаются
комедии С. В. Михалкова ("Раки", 1953, "Памятник  себе",  1959),  Л.  Г.
Зорина ("Добряки", 1958) и др.
   Пьесы русских дореволюционных и советских драматургов  переведены  на
мн. языки, ставятся за рубежом. В л. 77.
   Литп".: Асеев Б. Н., Русский драматический  театр  XVII-XVIII  веков,
М., 1958; Всеволодски й-Г е р н-г р о с с В., Русский театр  от  истоков
до середины XVIII в.. М., 1957; его же. Русский  театр  второй  половины
XVIII  в.,  М.,1960;  Данилов  С.  С.,  Очерки   по   истории   русского
драматического театра, М.-Л., 1948;  Русские  драматурги  XVIII-XIX  вв.
Монографические очерки, т. 1-3, М., 1959-62; Пьесы советских  писателей,
т. 1-12, М., 1953-56;
   О с н о с Ю., Советская историческая драма, [М.], 1947;
   Тамашин Л., Советская драматургия в годы гражданской войны, М., 1961.
См. также лит. к ст. Русский театр.  Театр.  Драма,  Комедия,  Водевиль,
Трагедия, а. также в ст., поев. творчеству отдельных  рус.  драматургов.
"РУССКАЯ ТАЛИЯ" - см. "Талиям. "РУССКИЕ ЛЮДИ" - драма в 3 д. 9  к.  К.М.
Симонова. Соч. 1942. Гос. пр. СССР, 1942. Пост. 12  июля  1942  в  Моск.
т-ре драмы (реж. Горчаков, Страдомская, худ. Волков; Сафонов -  Аржанов,
Марфа Петровна - Л. Орлова. Валя - Серова, Васин -  Плятт,  Глоба  -  Д.
Орлов). В том же 1942 пьесу пост. большинство драм. т-ров страны,  среди
них:
   Т-р им. Сундукяна, Казанский рус. т-р, ленингр. т-ры - Т-р драмы  им.
Пушкина (премьера в Новосибирске, реж. Вивьен; Сафонов- Толубеев,  Васин
- Малютин, Глоба - Жуковский,  Марья  Николаевна  -  Жихарева),  Большой
драматич. т-р (премьера в Кирове, реж. Альтус; Сафонов - Альтус, Васин -

Страницы: «« « 1951   1952   1953   1954   1955   1956   1957   1958   1959  1960   1961   1962   1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия