Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 » »» составивших основу репертуара т-ра 50-60-х гг. 18 в. Являясь поборником просвещ„нного монархич. абсолютизма, утверждая моральный кодекс дворянской чести, Сумароков, хотя и в классово-ограниченной форме, учил гражданской доблести, служению отчизне, подчинению личных страстей и чувств разуму. Он обличал монархов-тиранов, ослепл„нных властолюбием, тщеславием, недостойных вельмож и дворян, обуреваемых эгоистичными страстями, не помышляющих о долге дворянина перед отечеством. В его трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) звучит тема протеста против деспотизма монарха. В 1771 Сумароков написал трагедию "Димитрий Самозванец", в к-рой отразились оппозиционные настроения автора по отношению к самодержавной власти Екатерины. Ж„сткие каноны композиции, рационализм, отвлеч„нный схематизм образов, пространные риторич. рассуждения, вялость интриги ослабляли художеств. значение трагедий Сумарокова. Автором трагедий, проникнутых патриотич. просветительскими идеями, был М. В. Ломоносова в творчестве к-рого классицизм обр„л гуманистич., демократич. тенденции. В его трагедии "Тамира и Селим" (1751) поставлена проблема защиты естественных прав человека. Большим жизненным правдоподобием, национальным колоритом и свободой языка, по сравнению с трагедией, отличалась классицистская комедия. Сумароков делает первую попытку создания рус. сатирич. комедии. В его комедиях "Чудовища", "Пустая ссора", "Лихоимец", "Приданое обманом", "Нарцисс" и др. (1750-72) высмеивались пороки "низших" сословий, к-рые, однако, были типичны и для помещичьей и для чиновничьей среды. Сумароков критиковал и дворян, не понимавших своих высоких обязанностей. Заимствуя нек-рые при„мы в развитии сюжета и комедийные ситуации у Мольера и др. европейских писателей, Сумароков следовал в обрисовке отечеств, быта и нравов традициям рус. нар. интермедий и фарсов, хотя и отрицал в своих теоретич. воззрениях нар. "игрища", 2-я пол. 18 в. - период расцвета рус. просвещения, проделавшего стремительный путь от прогрессивного, либерального просветительства Но И. Новикова к революц. воззрениям А. Н. Радищева, Углубление и обострение противоречий обществ, и социальной жизни России, крестьянская война 1773- 1775 под предводительством Е. И. Пугач„ва, особенно остро обнаружившая непрочность и антигуманистич. сущность крепостного строя, преддверие франц. революции и проникновение материалистич. идей франц. энциклопедистов - Вольтера, Дидро, Руссо, воспринятых передовыми умами России,- вс„ это наложило особый отпечаток на Р. д. той поры, нанесло удар по схоластически религиозному, феодально-сословному миропониманию. В пределах господствующей эстетич. школы классицизма ещ„ более резко обнаружились разл. направления. Поверхностно-нравоучительные комедии Екатерины II - "О, время!", "Именины госпожи Ворчалкиной" (обе в 1772) и др., содержали снисходительную критику частных человеческих слабостей, были далеки от социальных обобщений. Исто-рич. пьесы Екатерины-"Из жизни Рюрика" (1786), "Начальное управление Олега" (1786) - утверждали нерушимые основы монархич. власти. Охранительные тенденции проявились в произв. М. М. Хераскова. Его комедия "Безбожник" (1761) направлена против "пагубных" последствий вольнодумства, трагедия "Освобожд„нная Москва" (1798) завершается прославлением монархич. власти. Лучшие, прогрессивные черты рус. классицизма - гражданственность, публицистичность, проявились в конце 18 в. в трагедии Н. П. Николева "Сорена и Замир" (1784) и в героич. тираноборч. трагедии Я. Б. Княжнина "Росслав" (1783). Вершиной классицистской политич. трагедии явился "Вадим Новгородский" Княжнина (1789). Непримиримая ненависть к тирании, пронизывающая это произв., созданный в н„м образ гражданина-патриота, республиканца Вадима, предпочитающего смерть рабству, надолго определили интерес рус. писателей к этой трагедии и к е„ судьбе (пьеса была изъята и сожжена по приказу Екатерины II). Возрастающая роль в жизни России демократич. сословий, внимание к "простому" человеку определяют появление в Р. д. новых жанров. Так, широкое распространение в 60-80-е гг. 18 в. получает комич. опера, выводившая на сцену образы людей "низшего" и "среднего" сословий (крестьян и др.). Наряду с реакционно-охранительными, идиллич. произв. пастушеско-пейзанского типа ("Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель" В. И. Майкова, 1777, и др.) были созданы ко-мич. оперы, показывавшие обездоленность крепостных крестьян, нарастающее недовольство против барского произвола. Среди лучших произв, этого жанра - "Анюта" М- И. Попова (1772), "Розана и Любим" Н. П. Николева (1778), "Кофейница" И. А. Крылова (1784), "Мельник-колдун, обманщик и сват" А. О. Аблесимова (муз. Соколовского, 1779). В этот период появились также жанры сл„зной комедии и мещанской драмы. Основоположником этого нового направления стал В, И. Лукин. Выступая с резкой критикой "подражательности" иностр. образцам, канонам классицистской школы, он противопоставлял рационализму, культу разума, исключительным страстям возвышенных героев естественные чувства обыкновенных людей. Теоретич. высказывания Лукина оказались важнее для дальнейших судеб Р. д., чем его произв, (преим. переделки пьес зап.-европ. драматургов). Его оригинальная пьеса "Мот, лю-бовию исправленный" (1765) насыщена нравоучительными сентенциями. В комедии "Купецкая компания" В. С. Колычева, в комич. операх "Санктпетербургский Гостин-ный двор" М. А. Матинского (1782), "Сбитенщик" Княжнина (1784) отражены особенности быта и нравов людей разных чинов и сословий. Такой же характер носили др. комедии Княжнина. Не выходя из рамок классицизма, отталкиваясь от иностр. образцов в разработке сюжета, он действовал по методу Лукина, т. е, "склонял на русские нравы" сюжетные положения и характеры той или иной иностр. пьесы. Однако в комедиях "Хвастун" (1786) и "Чудаки" были ярко показаны приметы рус. быта конца 18 в., язык отличался точностью, выразительностью и разговорной л„гкостью. Обличит, мотивы содержались в пьесах М.П.Ве-р„вкина ("Так и должно", 1773; "Течь в точь", 1774, опубл. 1785). Развитию Р. д. способствовали пьесы акт„ра и теоретика т-ра П. А. Плавильщиков а. В его комедиях показаны крестьяне ("Бобыль", 1790), высмеивается торгашеская мораль купечества ("Сиделец", 1793). Но мещанские драмы и сл„зные комедии, не затрагивавшие основ существующего об-ва, были лишены гражданственности и нравственной силы, к-рой отличалась прогрессивная классицистская трагедия (чем и объяснялась устойчивость этого жанра на сцене русского т-ра конца 18 - нач. 19 вв.). В конце 18 в. появились произв., авторы к-рых преодолели схематизм, дидактику нормативной классицистской эстетики, черпали сюжеты и характеры из окружающей жизни, избегали идеализации и чувствительности, стремились к большим социальным обобщениям. Негодующим пафосом, обличительной силой отличалась комедия-сатира В В. Капниста "Ябеда" Страницы: «« « 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |