Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1940   1941   1942   1943   1944   1945   1946   1947   1948  1949   1950   1951   1952   1953   1954   1955   1956   1957   1958  » »»

Red. S. Alterescu, v. 1, Вис., 1959; Romanescu A.  Treizeci  de  ani  de
amintiri. Вис., 1960; NottaraC. I. Amintiri, Вис., 1960;  SturdzaBuladra
L., Amintiri amintiri.... Вис., 1960; Manolescu J., Amintiri, Вис. 1962;
Petrescu С., Opinii si atitudini, Вис., 1962; F i  lotti  М.,  Am  alles
teatrul, Вис., 1963; Teatrul  rominesc  in  contemporaneitate,  v.  1-2,
Вис., 1964; "World Theatre", 1964, ј 3 (номер поев. т-р у Румынии).
   Музыкальный  театр.  Опера.  Первые  оперные  спектакли   в   Румынии
ставились иностр. труппами в конце 18 в. Для подготовки нац.  акт„ров  в
1833 в Бухаресте были осн. Филармонич. об-во и Школа лит-ры,  декламации
и вок. музыки. Учащиеся муз. классов Об-ва в 1835 впервые  на  рум.  яз.
исполнили оперу "Семирамида" Россини. С 1839 оперные спектакли  давались
на сцене Нац. т-ра в Яссах. 19янв. 1848 в Бухаресте был пост. отрывок из
первой рум. оперы "Михай Храбрый" Вахмана. С открытием в Бухаресте  Нац.
т-ра на его сцене ставились и оперные спектакли. В 60-е  гг.  муз.-драм.
труппа  играла  в  Крайове.  В   Трансильвании   оперные   представления
организуются в 70-е гг. 19 в. Большое значение для становления муз. т-ра
имело создание консерваторий в Яссах (1864), Бухаресте (1864) и  первого
симф. оркестра (1866). Но до 1885 в Румынии  не  было  постоянных  проф.
оперных трупп, и мн. артисты выступали за  границей:  E.  Теодорини,  Д.
Попович- Байр„йт, X. Даркле, Ф. Кристофоряну, М. Ну овина, Зина ди  Нури
(Никулеску), E. Власто-Попеску (Марколини), К. Страт, А. Элиаде и др.  В
1885 Дж. Штефэнеску организовал первую в стране постоянную проф. оперную
труппу. В 1880 на сцене Нац. т-ра в Яссах пост. первая  реалистич.  рум.
опера "Олтянка" Э. Кауделлы. В 1890 в Бухаресте состоялась премьера  его
романтич. оперы "Петру Рареш". Оперное творчество  рум.  композиторов  в
конце 19 в.. выражало идеи нац. независимости, антиеод. борьбы крестьян.
Поэтому бурж. боярские власти не оказывали поддержки нац. т-ру, отдавали
предпочтение итал. опере.
   В нач. 20 в. появляются новые рум. оперы: "Марпо-ара" Паскила (1904),
"Энох Арден" Катарджи (1906), "Источник Бландузии"  Космовича  (1913)  и
др. В 1919 в Бухаресте была создана Оперная ассоциация артистов. В  1921
это  об-во  реорганизовано  в  1-й  гос.  муз.  т-р.  После  возвращения
Трансильвании в состав Румынии осн. Рум. опера в Клуже (1920).  Создание
оперных т-ров  стимулировало  деятельность  рум.  композиторов.  Значит,
произв. создали С. Дрэгой ("Напасть", 1927), Т. Бредичану  ("Вечеринки",
1927, "На  жатве",  1936),  А.  Зирра  ("Александру  Лэпушняну",  1934).
Основоположником новой комич. оперы выступил П. Константинеску  ("Бурная
ночь", 1936).
   С установлением нар. строя рум. муз. т-р вступил в новый этап  своего
развития. Были написаны и пост. оперы Г. Думитреску ("Ион  Водэ  Лютый",
1956;
   "Восстание", 1960), Константинеску ("Панэ Лесня Русалим", 1956) и др.
Ряд опер поев. борьбе рум. народа против фашизма: "Девушка с гвоздиками"
Думитреску, "Орлиный лес" Жарды, "Розы Дофтаны" Петри (все  в  1961).  В
1956 исполнена опера "Эдип" Энеску. Открылись новые  оперные  т-ры  -  в
Тими-щоаре, Брашове, Галаце,  Яссах,  Констанце,  венг.  оперный  т-р  в
Клуже. Созданы школы по подготовке артистов оперы и балета в  Бухаресте,
Клуже, Яссах, Тимишоаре, Крайове, Тыргу-Муреше, Бакэу. Нац. школу  пения
представляют: П. Штефэнеску-Гоанге, Дж. Нику леску-Басу, А. Флореску, 3.
Палли, Н. Херля, И. Н. Штирбей, Е. Черней, Ш.  Тассиан,  Г.  Зобиан,  М.
Янкулеску, Л. Хубик, Л. Стэнеску, Л. Конья, Н. Секэряну, К.  Ставру,  Ф.
Николау и др. В рум. театре успешно работают дириж„ры Д.  Никулеску,  А.
Ронай, Э. Эленеску, режисс„ры Ж. Рынзеску, И. Баля, И. Арборе и др.
   Оперетта. Первые рум. оперетты были близки  к  водевилю.  Демократизм
содержания и музыки, яркая  театр.  форма,  остроумие  реплик,  сатирич.
куплеты против  господствующих  классов  делали  его  любимым  в  народе
жанром. Автором первых рум. водевилей был  И.  Вахман  ("Триумф  любви",
1835). Муз. водевили писали А. Флехтенмахер ("Карнавал в  Яссах",  1845,
"Госпожа Кирица", 1850), Э. Вахман (сын П. Вахмана), Я. Мурешану и др. В
1848 в Яссах с участием М. Милло, Т. Теодо-рини, Г. Негрони,  Н.  Валери
пост. оперетта А. Флех-тенмахера "Баба-яга",  заложившая  нац.  традиции
этого жанра. Они были развиты в произв. И. Вахмана ("Дочь воздуха"),  Э.
Кауделлы ("Ссора рэзеша", 1872, "В деревне", 1877).  В  конце  40-х  гг.
оперетты ставятся в Бухаресте,  Крайове.  В  1873-77  в  Яссах  работала
опереточная труппа. Новый этап в развитии оперетты связан с  творчеством
Ч. Порумбеску ("Новолуние", 1881). В конце 19 в. написаны оперетты:
   "Комета" Штефэнеску, "Кэлин Думбрава" К. Дими-треску, "Остров цветов"
Бобеску, "Цветок Гимеша" Виду-идр. В конце 19- нач. 20  вв.  опереточные
труппы были организованы Н. Попеску в Крайове, Н. По-энару в Бухаресте и
др. В 1904-11 работала "Рум. лирич. компания" под рук.  К.  Григориу,  в
к-рую входили Н. Леонард, Ф. Кристофоряну, В. Максимилиан и др.  В  нач.
20 в. происходит более ч„ткая дифференциация водевиля,  комич.  оперы  и
оперетты. Популярным композитором в эти  годы  был  И.  Хартулари-Даркле
(сын  X.  Даркле),  автор  оперетт:  "Замаскированная  любовь"   (1912),
"Амазонка" (1920), "Зигзаг" (1930) и др. Но многие композиторы,  отдавая
дань космополитическим вкусам румынской  буржуазии,  ориентировались  на
заграничное варьете, и в целом жанр оперетты испытывал упадок.
   После победы над  фашизмом  (1944)  и  установления  нар.-демократич.
власти начинается обновление рум. оперетты. Композиторы  развивают  нац.
традиции, используют достижения сов. муз. комедии. В  1950  в  Бухаресте
открылся Т-р оперетты (см. Румынский  государственный  театр  оперетты).
Муз. комедии ставятся в т-рах Клужа, Ясс,  Тимишоары,  Брашова,  Галаца,
Констанцы, Плоештиидр. Созданы новые  произв.:  "Песня  гор"  В.  Добоша
(1947), "Дайте волю песне"  (1954),  "Лисистрата"  (1960)  Г.  Дендрино,
"Свадьбы  краше  не  бывало"  (1951),  "Встреча  с  любовью"  (1962)  Н.
Киркулеску, "Анна Лугожана" (1951), "Плотовщик  с  Быстрицы"  (1956)  Ф.
Барбу, "Коломба" Э. Романа (1957), "Дождь с солнца" Р.  Шербана  (1963),
"Антон Панн" А. Мендельсона  (1964)  и  др.  Поч„тных  званий  удостоены
мастера  оперетты   И.   Дачиан,   В.   Романовски,   М.   Воврина,   П.
Алек-сандреску, Н. Константинеску и др.
   Традиц. жанром рум. муз. т-ра является  ревю  (revista).  Особенность
рум. муз. ревю в его сатирич. направленности и яркой  зрелищности.  Этот
жанр возник в 1870-е гг. из муз. водевиля. В него  вошли  песня,  танец,
монархич. строй и аристократию, было пост. в 1872. Музыку к ревю  писали
Д. Штефэнеску, М. Кохен-Линару, К. Ди-митреску,  Я.  Мурешану  и  др.  В
1910-30-е гг. острые и яркие муз. обозрения создавал К. Тэнасе.  В  1918
совм. с А. Бэркэнеску он осн. т-р ревю - "Новая лирич. компания". Труппа
К.  Тэнасе  выступала  за  рубежом,  музыку  для  спектаклей  писали  Г.
Дендри-но, Э. Роман, И. Василеску и др. композиторы.

Страницы: «« « 1940   1941   1942   1943   1944   1945   1946   1947   1948  1949   1950   1951   1952   1953   1954   1955   1956   1957   1958  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия