|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 » »» знати.
После объединения рум. княжеств (1859) организуются
муз.-декламационные консерватории в Бухаресте и Яссах (1864). В 70-90-х
гг. 19 в. создаются многочисл. акт„рские союзы: Художеств. объединение
(рук. Паскали и Димитриаде), Драматич. союз (рук. В еллеску), об-во
"Объедин„нные акт„ры" (рук. Милло), - их соединяла борьба с засилием
иностр. гастрол„ров, стремление к утверждению нац. рум. театр. иск-ва. В
1877 созда„тся Драматич. об-во, ставящее целью объединить всех рум.
акт„ров в признанный государством союз. Это привело к консолидации
театр. деятелей, но одновременно усилило их зависимость от бурж.
правительства: директорами т-ров назначались титулованные бояре, к-рые
проводили официальную репертуарную политику.
Театр. иск-во Румынии конца 19- нач. 20 вв. развивается в реалистич.
традициях. Носителями этих традиций были: А. Романеску, воспитавшая
плеяду молодых акт„ров; Г. Манолеску, Ш. Юлиана, К. Ноттара, творч.
деятельность к-рого способствовала переходу от позднего романтизма к
совр. реалистич. т-ру. Большое значение для развития критич. реализма в
Р. т. имела деятельность выдающегося драматурга И. Л. Караджале, его
режисс„рская работа, теоре-тич. статьи по вопросам т-ра. Среди др.
театр. деятелей этого периода: А. Бырсеску, И. Брезяну, П. Стур-дза, М.
Чукуреску, В. Леонеску, Я. Петреску. Активное утверждение реализма в
рум. т-ре происходило в период руководства бухарестским Нац. т-ром И. Л.
Караджале (1888-89). Продолжателем традиций Караджале был П. Густи,
режисс„р, новатор, стремящийся к созданию значительных спектаклей (пост.
"Гамлета", "Власть тьмы", "На дне" и др.). Ряд реформ, направленных на
демократизацию Нац. т-ра, пров„л А. Давила (директор 1905-08 и 1912-14).
В 1909 - 11 Давила организовал и возглавил труппу "Компания Давиды" (в
не„ вошли молодые акт„ры Нац. т-ра), где стремился осуществить принципы
совр. профессионального т-ра Станиславского, Антуана и др. В 1841 было
выстроено здание Нац. т-ра в Яссах (до этого не имел постоянного
помещения), в 1910-19 этот т-р возглавлял крупнейший рум. писатель М.
Садовяну. Здесь в 1886-1920 выступала А. Прутяну, одна из лучших
исполнительниц на рум. сцене ролей Катюши Масловой ("Воскресение" по Л.
Толстому), Анны Карениной; Катерины ("Гроза"), Насти ("На дне"),
Маргариты Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Норы.
В 1919, после объединения Трансильвании с Румынией, был основан
Клужский Нац. т-р, к-рый достиг значит, успехов в годы руководства т-ром
акт„ра, режисс„ра и драматурга 3. Бырсана. В период эконо-мич. кризиса
1929-33 и фашизации страны поощрялись пост. развлекательных,
мелодраматич. и декадентских спектаклей. Реакц. тенденциям противостояли
театр. деятели К. Петреску, Д. Замфиреску, В. Эфтимиу, Т. Буландра, Л.
Стурдза-Буландра, М. Венту ра и др. Они вели неустанную борьбу за
реалистич. традиции в сценич. иск-ве, утверждали в репертуаре рум. и
мировую классич. драматургию. Эту борьбу возглавили рум. режисс„ры П.
Густи, В. И. Попа, А. Майкан, 3. Соаре, И. Саву и др. Появляется новая
плеяда молодых акт„ров, следующая принципам реалистич. школы: Р.
Булфински, М. Филотти, А. Бузеску и др.
После победы над фашизмом (1944) и утверждения нар.-демократич.
власти в Румынии началось значит. развитие Р. т,: увеличилось число гос.
т-ров, были построены новые театр. здания. Репертуар первых лет был
заполнен пьесами нац. классич. драматургии. Затем т-ры обращаются к рус.
классике и советским пьесам: "Платон Кречет" (1945, Нац. т-р, Бухарест),
"Русский вопрос" (1947, там же), "Бронепоезд 14-69" и "Разлом" (сезон
1948-49, Т-р Армии, Бухарест), "Ревизор" (1952, Нац. т-р, Бухарест),
"Егор Булычев и другие" (1952, там же) и др. В 1949 в Нац. т-ре
(Бухарест) реж. А. И. Майкан пост. первую рум. пьесу о строительстве
социалистич. Румынии - "Шахт„ры" Давидоглу. Этой же теме поев. пьесы,
пост. в Нац. т-ре Бухареста: "За счастье народа" Морару и Баранги
(1950), "Великий день" Бануш (1950), "Взбесившийся ягн„нок" Баранги
(1954), "Разрушенная цитадель" Ловинеску (1955) и др. С 1948 в стране
регулярно проводятся театр. фестивали. Значит, событием в театр. жизни
страны была пост. пьес Б.Брехта: "Мамаша Кураж и е„ дети" (Нац. т-р,
Яссы), "Господин Пунтила и его слуга Матти" (Т-р железнодорожников,
Джулешти), "Карьера Артуро Уи" (1962, там же), "Тр„хгрошовая опера"
(1964, Т-р им. Стурдзы-Буландры, Бухарест). В последующие годы в Румынии
создаются новые т-ры, смело решающие сложные проблемы совр. театр.
иск-ва (Т-р "Комедия", осн. в 1961, Р. Белиган; Малый т-р, осн. в 1964,
рук. Пенчулеску и др.). В 1964 в стране работало более 40 т-ров (среди
них т-ры нац. меньшинств - венг., нем., сербский и др.). Ведущие т-ры
страны:
Румынский Национальный театр им. И, Л. Ка-раджале, Т-р им. Л.
Стурдзы-Буландры; Т-р им. К. Ноттары, - в Бухаресте, Ясский т-р им. В.
Александр!!, Т-р Б. Делавранчи, Бухарестский обл. т-р, т-ры городов
Крайовы и Клужа. Широкое развитие получил кукольный т-р; в 50-х гг. в
стране насчитывалось св. 20 кукольных т-ров, среди них т-р "Цэндэрикэ"
(Бухарест). В 1948 Драматич. консерватория была преобразована в ин-т
т-ра, к-рый в 1954 стал называться Рум. ин-том театр. и кинематографич.
иск-ва им. И. Л. Караджале (Бухарест), в 1950 в г. Тыргу-Муреш был
организован Театр. ин-т им. С. Иштвана.
За годы нар. власти рум. т-р достиг значит, успехов; новые сценич.
образы создали акт„ры старшего и среднего поколений: нар. арт. РНР Л.
СтурдзаБуландра, Дж. Брака, Ж. Казбан, К. Антониу, А. Бузеску, Р.
Белиган, Ш. Чуботэрашу, И. Финтештяну, Д. Ковач, Г. Василиу-Бирлик, Дж.
Калборяну и др. В т-рах Румынии работают режисс„ры: Нар. арт. РНР
С.Александреску, засл. деят. иск-в РНР И. Ша-хигъян, М. Гелертер, Н.
Томна, Р. Пенчулеску, засл. арт. РНР Л. Чулей-, художники: заслуженный
деят. иск-в РНР Ж. Перахим, Т. Георгиу, А. Брэтэшану и др.
Р. т. широко известен за рубежом. Бухарестский Нац. т-р гастролировал
в Париже (1956), Москве (1958); т-р "Комедия" - в Москве и Ленинграде
(1963).
Лит.: Театр за рубежом, т. 1, М.-Л., 1958; Р г u t e a-п и A.,
Amintiri din teatru, Jasi, 1920; В и r a d а Т. Т. Istoria teatrului in
Moldova, v. 1-2, Jasi, 1915-22; М a s-s о f f I., Istoria teatrului
National din Bucuresti, Вис., 1937; его же, Teatrul rominesc. Privire
istorica v. 1, Вис., 1961;
В e 1 а d о г М., Istoria teatrului rominesc. Вис., 1938; В и-t e a n
и A., Teatrul rominesc in Ardeal si Banat, Timicoara 1945; Alterescu S.,
Tornea FL, Teatrul National "I. L. Caragiale", Вис., 1955; М a n с a s
М., Aristizza Roma-nescu, Вис., 1957; М i n d г а V., Insemnari despre
literatura si teatru, Вис., 1958; Teatrul in Rominia dupa 23 august 1944
Страницы: «« « 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |