Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1939   1940   1941   1942   1943   1944   1945   1946   1947  1948   1949   1950   1951   1952   1953   1954   1955   1956   1957  » »»

знати.
   После    объединения    рум.     княжеств     (1859)     организуются
муз.-декламационные консерватории в Бухаресте и Яссах (1864). В  70-90-х
гг. 19 в. создаются многочисл. акт„рские союзы:  Художеств.  объединение
(рук. Паскали и Димитриаде), Драматич.  союз  (рук.  В  еллеску),  об-во
"Объедин„нные акт„ры" (рук. Милло), - их  соединяла  борьба  с  засилием
иностр. гастрол„ров, стремление к утверждению нац. рум. театр. иск-ва. В
1877 созда„тся Драматич. об-во,  ставящее  целью  объединить  всех  рум.
акт„ров в признанный  государством  союз.  Это  привело  к  консолидации
театр.  деятелей,  но  одновременно  усилило  их  зависимость  от  бурж.
правительства: директорами т-ров назначались титулованные  бояре,  к-рые
проводили официальную репертуарную политику.
   Театр. иск-во Румынии конца 19- нач. 20 вв. развивается в  реалистич.
традициях. Носителями этих  традиций  были:  А.  Романеску,  воспитавшая
плеяду молодых акт„ров; Г. Манолеску,  Ш.  Юлиана,  К.  Ноттара,  творч.
деятельность к-рого способствовала переходу  от  позднего  романтизма  к
совр. реалистич. т-ру. Большое значение для развития критич. реализма  в
Р. т. имела деятельность выдающегося драматурга  И.  Л.  Караджале,  его
режисс„рская работа, теоре-тич.  статьи  по  вопросам  т-ра.  Среди  др.
театр. деятелей этого периода: А. Бырсеску, И. Брезяну, П. Стур-дза,  М.
Чукуреску, В. Леонеску, Я. Петреску.  Активное  утверждение  реализма  в
рум. т-ре происходило в период руководства бухарестским Нац. т-ром И. Л.
Караджале (1888-89). Продолжателем  традиций  Караджале  был  П.  Густи,
режисс„р, новатор, стремящийся к созданию значительных спектаклей (пост.
"Гамлета", "Власть тьмы", "На дне" и др.). Ряд реформ,  направленных  на
демократизацию Нац. т-ра, пров„л А. Давила (директор 1905-08 и 1912-14).
В 1909 - 11 Давила организовал и возглавил труппу "Компания  Давиды"  (в
не„ вошли молодые акт„ры Нац. т-ра), где стремился осуществить  принципы
совр. профессионального т-ра Станиславского, Антуана и др. В  1841  было
выстроено здание Нац.  т-ра  в  Яссах  (до  этого  не  имел  постоянного
помещения), в 1910-19 этот т-р возглавлял крупнейший  рум.  писатель  М.
Садовяну. Здесь  в  1886-1920  выступала  А.  Прутяну,  одна  из  лучших
исполнительниц на рум. сцене ролей Катюши Масловой ("Воскресение" по  Л.
Толстому),  Анны  Карениной;  Катерины  ("Гроза"),  Насти  ("На   дне"),
Маргариты Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Норы.
   В 1919, после  объединения  Трансильвании  с  Румынией,  был  основан
Клужский Нац. т-р, к-рый достиг значит, успехов в годы руководства т-ром
акт„ра, режисс„ра и драматурга 3. Бырсана. В период  эконо-мич.  кризиса
1929-33   и   фашизации   страны   поощрялись   пост.   развлекательных,
мелодраматич. и декадентских спектаклей. Реакц. тенденциям противостояли
театр. деятели К. Петреску, Д. Замфиреску, В. Эфтимиу, Т.  Буландра,  Л.
Стурдза-Буландра, М. Венту ра  и  др.  Они  вели  неустанную  борьбу  за
реалистич. традиции в сценич. иск-ве, утверждали  в  репертуаре  рум.  и
мировую классич. драматургию. Эту борьбу возглавили  рум.  режисс„ры  П.
Густи, В. И. Попа, А. Майкан, 3. Соаре, И. Саву и др.  Появляется  новая
плеяда  молодых  акт„ров,  следующая  принципам  реалистич.  школы:   Р.
Булфински, М. Филотти, А. Бузеску и др.
   После победы  над  фашизмом  (1944)  и  утверждения  нар.-демократич.
власти в Румынии началось значит. развитие Р. т,: увеличилось число гос.
т-ров, были построены новые театр.  здания.  Репертуар  первых  лет  был
заполнен пьесами нац. классич. драматургии. Затем т-ры обращаются к рус.
классике и советским пьесам: "Платон Кречет" (1945, Нац. т-р, Бухарест),
"Русский вопрос" (1947, там же), "Бронепоезд 14-69"  и  "Разлом"  (сезон
1948-49, Т-р Армии, Бухарест), "Ревизор"  (1952,  Нац.  т-р,  Бухарест),
"Егор Булычев и другие" (1952,  там  же)  и  др.  В  1949  в  Нац.  т-ре
(Бухарест) реж. А. И. Майкан пост. первую  рум.  пьесу  о  строительстве
социалистич. Румынии - "Шахт„ры" Давидоглу. Этой же  теме  поев.  пьесы,
пост. в Нац. т-ре  Бухареста:  "За  счастье  народа"  Морару  и  Баранги
(1950), "Великий день"  Бануш  (1950),  "Взбесившийся  ягн„нок"  Баранги
(1954), "Разрушенная цитадель" Ловинеску (1955) и др. С  1948  в  стране
регулярно проводятся театр. фестивали. Значит, событием в  театр.  жизни
страны была пост. пьес Б.Брехта: "Мамаша Кураж и  е„  дети"  (Нац.  т-р,
Яссы), "Господин Пунтила и  его  слуга  Матти"  (Т-р  железнодорожников,
Джулешти), "Карьера Артуро Уи"  (1962,  там  же),  "Тр„хгрошовая  опера"
(1964, Т-р им. Стурдзы-Буландры, Бухарест). В последующие годы в Румынии
создаются новые т-ры,  смело  решающие  сложные  проблемы  совр.  театр.
иск-ва (Т-р "Комедия", осн. в 1961, Р. Белиган; Малый т-р, осн. в  1964,
рук. Пенчулеску и др.). В 1964 в стране работало более 40  т-ров  (среди
них т-ры нац. меньшинств - венг., нем., сербский и  др.).  Ведущие  т-ры
страны:
   Румынский Национальный  театр  им.  И,  Л.  Ка-раджале,  Т-р  им.  Л.
Стурдзы-Буландры; Т-р им. К. Ноттары, - в Бухаресте, Ясский т-р  им.  В.
Александр!!, Т-р Б. Делавранчи,  Бухарестский  обл.  т-р,  т-ры  городов
Крайовы и Клужа. Широкое развитие получил кукольный т-р; в  50-х  гг.  в
стране насчитывалось св. 20 кукольных т-ров, среди них  т-р  "Цэндэрикэ"
(Бухарест). В 1948 Драматич. консерватория  была  преобразована  в  ин-т
т-ра, к-рый в 1954 стал называться Рум. ин-том театр. и  кинематографич.
иск-ва им. И. Л. Караджале (Бухарест),  в  1950  в  г.  Тыргу-Муреш  был
организован Театр. ин-т им. С. Иштвана.
   За годы нар. власти рум. т-р достиг значит,  успехов;  новые  сценич.
образы создали акт„ры старшего и среднего поколений: нар.  арт.  РНР  Л.
СтурдзаБуландра, Дж. Брака,  Ж.  Казбан,  К.  Антониу,  А.  Бузеску,  Р.
Белиган, Ш. Чуботэрашу, И. Финтештяну, Д. Ковач, Г. Василиу-Бирлик,  Дж.
Калборяну и др. В  т-рах  Румынии  работают  режисс„ры:  Нар.  арт.  РНР
С.Александреску, засл. деят. иск-в РНР И.  Ша-хигъян,  М.  Гелертер,  Н.
Томна, Р. Пенчулеску, засл. арт. РНР Л. Чулей-,  художники:  заслуженный
деят. иск-в РНР Ж. Перахим, Т. Георгиу, А. Брэтэшану и др.
   Р. т. широко известен за рубежом. Бухарестский Нац. т-р гастролировал
в Париже (1956), Москве (1958); т-р "Комедия" - в  Москве  и  Ленинграде
(1963).
   Лит.: Театр за рубежом, т. 1, М.-Л., 1958; Р  г  u  t  e  a-п  и  A.,
Amintiri din teatru, Jasi, 1920; В и r a d а Т. Т. Istoria teatrului  in
Moldova, v. 1-2, Jasi, 1915-22; М a s-s о  f  f  I.,  Istoria  teatrului
National din Bucuresti, Вис., 1937; его же,  Teatrul  rominesc.  Privire
istorica v. 1, Вис., 1961;
   В e 1 а d о г М., Istoria teatrului rominesc. Вис., 1938; В и-t e a n
и A., Teatrul rominesc in Ardeal si Banat, Timicoara 1945; Alterescu S.,
Tornea FL, Teatrul National "I. L. Caragiale", Вис., 1955; М a n с  a  s
М., Aristizza Roma-nescu, Вис., 1957; М i n d г а V.,  Insemnari  despre
literatura si teatru, Вис., 1958; Teatrul in Rominia dupa 23 august 1944

Страницы: «« « 1939   1940   1941   1942   1943   1944   1945   1946   1947  1948   1949   1950   1951   1952   1953   1954   1955   1956   1957  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия