Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1944   1945   1946   1947   1948   1949   1950   1951   1952  1953   1954   1955   1956   1957   1958   1959   1960   1961   1962  » »»

июля" (совм. с А. Онеггером и др., 1936, Париж), а также  4  симфонии  и
др. соч.
   Среди учеников Р.- Б. Мартину, Э. Сати, М. Ролан-Манюэлъ и др.
   С о ч.: Reflexions sur la musique d'aujourd'hui  "  P.,  1948.  Лит.:
ШнеерсонГ., Французская музыка XX века. М., 1964; Landormy P.  etChalupt
R., A. Roussel, [Р.], 1938. Ал. M. РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Р. д., возникшая
в конце 17-нач. 18 вв., в значит, мере опиралась  на  многовековой  опыт
устной, отчасти рукописной, народной  драмы.  Еще  в  старинных  бытовых
обрядах, свадебных хороводных игрищах и сатирич.  скоморошьих  "потехах"
содержались те элементы, к-рые восприняла и развила нар. драма:  зачатки
диалога, перевоплощения, драматизация действия  (изображение  в  лицах).
Эпич. повествование, кровавые картины битв и  казней  сменялись  в  нар.
драмах   скоморошьим   балагурством.   Комич.    персонажи    высмеивали
пропойц-попов, прожорливых бар, неправедных судей и пр. Для  нар.  драмы
характерна устойчивая фабульная  канва  -  своего  рода  сценарии,  куда
вставлялись новые эпизоды,  диалоги,  песни,  отражающие  современность.
Известны десятки вариантов популярной  нар.  драмы  "Царь  Максимилиан".
Осн. конфликт между деспотом-цар„м и его непокорным сыном  первоначально
отражал реальные события: взаимоотно-шения Петра I и  царевича  Алексея.
Однако впоследствии идейный смысл драмы изменился: сын царя Максимилиана
стал связан с вольными волжскими разбойниками, а в  образе  самого  царя
народ обличал жестокость тирании. В историко-героич. драме "Лодка"  (др.
названия - "Шлюпка", "Шайка разбойников") нашли отражение походы  Ермака
и Степана Разина. В центре  -  образ  нар.  вожака,  сурового,  храброго
атамана. Мятежные песни, объединяющие отдельные эпизоды драмы, развивают
бунтарскую тему непокорных разбойников, возненавидевших ярмо деспотизма.
Представления  "Лодки"  неоднократно   запрещались   царской   полицией.
Песенные,  фольклорные  мотивы,  при„мы  нар.  драмы  впоследствии  были
своеобразно использованы в драматургии А. С. Пушкина, А. Н. Островского,
А. К. Толстого.
   В отличие от зап.-европ. т-ра, церковная драма в истории рус. т-ра не
заняла сколько-нибудь значительного места. Церковные действа - "омовение
ног", "шествие на осляти" - хотя и  обладали  зрелищно-стью,  не  вышли,
однако, за пределы религиозной обрядности. Несколько больший интерес для
развития рус.  драмы  представляет  обряд  "Пещного  действа",  в  к-рый
входили  комедийные  сценки,  состоявшие  из  диалогов  двух  "халдеев",
насыщенные бытовыми элементами,  буффонадой.  Т.  н.  "Школьная  драма",
возникшая в 70-80-х гг. 17 в.,  заимствовала  сюжеты  церковных  обрядов
("Пещное  действо",  "Хождение  на  осляти"  и  др.);  в   не„   входили
морально-аллегорич.  диалоги-"действа"  из  жизни  святых  ("Действо  об
Алексее божьем человеке", "Действо на страсти Христовы" и др.). Школьная
драма утверждала идеалы прогрессивной  в  этот  период  централизованной
монархии, выступала против  церковников-мракобесов  и  строптивых  бояр,
противившихся объединению Руси. В ней действовали аллегорич. отвлеч„нные
персонажи: "Порок", "Гордыня", "Правда". Среди действ, лиц были историч.
(Александр Македонский, Нерон), мифоло-гич. (Фортуна, Марс) и библейские
(Иисус  Навин,  царь  Ирод)  персонажи.  Выспренно-декламационный  стиль
школьной драмы контрастировал с комедийными интермедиями и танцевальными
и муз. номерами, оживлявшими сценич. действие. В канонич. форму школьной
драмы уч„ный-монах, поэт Симеон Полоцкий вн„с черты рус. реальной  жизни
конца 17 в. (трагедия  "О  Навходоносоре  царе,  о  теле  злате  и  трех
отроцех, в  пещи  не  сожженных",  восходящая  к  "Пещ-ному  действу,  и
"Комедия-притча о блудном сыне",  в  к-рой  в  форме  библейской  притчи
излагался светский, жизненный конфликт).
   Помимо школьной драмы в 17 в.,  на  сцене  придворного  т-ра  Алексея
Михайловича в 1672-76 шли пьесы на сюжеты, заимствованные  гл.  обр.  из
репертуара "английских комедиантов": "Комедия об Эсфири, или
   Артаксерксово  действо"  (1672),  "Об  Иудифи"  (1674),   "Баязет   и
Тамерлан, или Темир-Аксаково действо" (1675). Они  отличались  дидактич.
направленностью, аллюзиями с  современностью,  контрастным  чередованием
патетич.  "кровавых"  и  грубых  буффонных   сцен.   Прологи,   эпилоги,
злободневные реплики помогали зрителю усвоить нравоучительную  мораль  и
понять совр. политич. смысл библейских или историч. картин. Так, в драм.
коллизиях "Эсфири" угадывались перипетии интриг  при  дворе  рус.  царя,
подвиг  Юдифи,  убившей  военачальника  вражеского  легиона   Олофер-на,
история Тамерлана, победившего "великого варвара и кровопивца" Баязета -
являлись откликом на враждебные русско-турецкие отношения.
   При Петре I значит, распространение получили торжественные панегирич.
пьесы, не связанные с религиозными источниками и  содержащие  аллегорич.
образы, патетич. монологи, шествия, хоры, муз. дивертисменты. Эти  пьесы
являлись  откликом  на  злободневные  политич.  события  и   прославляли
деятельность Петра I. Так, напр., действо "Торжество мира православного"
(1703) изображало победу российского Марса-Петра I  над  "Злочестием"  в
облике Льва Шведского. В 1705 была пост. пьеса - "Освобождение Ливонии и
Ингерманляндии" - о завоевании Прибалтики. В 1710 пышным действом "Божие
уни-чижителей гордых уничижение" была отмечена  Полтавская  битва.  Жанр
интермедии  получил  дальнейшее  развитие  в  т-ре  врем„н  Петра  I;  в
интермедии проникают элементы социальной, злободневной сатиры на  врагов
петровских нововведений.  Большинство  интермедий  написано  разговорным
языком,  близким  языку  скоморошьих  "игрищ".  Новые  черты   приобрела
школьная драма в творчестве Феофана  Прокоповича-  поборника  петровских
преобразований.  В  его  "траге-докомедии"  "Владимир  славенороссийских
стран  князь  и  повелитель,  от  неверия  тьмы  в   свет   евангельской
приведенной  духом  святым..."  (1702)  тема  крещения  Руси   приобрела
просветительский  и  явно  обличительный   характер   по   отношению   к
консервативному  духовенству,  выступавшему  против  реформ   Петра   I.
Эстетич. воззрения Феофана Прокоповича предвосхищали художеств. принципы
более поздней  Р.  д.  и  явились  одной  из  первых  попыток  теоретич.
осмысления опыта рус. лит-ры. Он считал, что поэт должен "в определенных
и единичных личностях" изображать "добродетели и пороки общие", призывал
обращаться к сюжетам, почерпнутым из отечественной истории.
   Возрастающее политич. влияние и военная мощь рус.  гос-ва  определили
расширение экономич. и  культурных  связей  с  др.  европ.  странами.  В
30-40-х гг. 18 в. в Петербурге и Москве гастролировали  иностр.  труппы;
ставились    переделки    произв.    Мольера,    Мар-ло,    инсценировки
приключенческих и нравоучительных рыцарских романов.
   Новый этап в истории Р. д. (сер. 18  в.)  связан  со  становлением  и
расцветом  рус.  классицизма.   Основоположником   и   теоретиком   рус.
класспцистской драмы был А. П. Сумароков, к-рый в 1756  стал  директором
первого профессионального рус. т-ра. Он написал 9 трагедий и 12 комедий,

Страницы: «« « 1944   1945   1946   1947   1948   1949   1950   1951   1952  1953   1954   1955   1956   1957   1958   1959   1960   1961   1962  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия