|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 » »» рус. именами (Лидия Соколова-Хильда Маннингс; Алисия Маркова-Алисия
Маркс; Антон Долин-Патрик Хили-Кей и др.). Пользуясь популярностью
"Сезонов", Дягилев устраивал их ежегодно до 1929, несмотря на то, что по
существу они давно уже не были русскими.
Лит. см. при ст. Дягилев С. П.
РУССКИЙ БАЛЕТ - см. в ст. Русский театр. РУССКИЙ ТЕАТР драматический.
Истоки Р. т., уходящие в глубокую древность, связаны с развитием
драматич. элементов (диалога и пр.) в нар. играх, обрядах и
празднествах. Эти элементы драматич. действия, органически сливающиеся с
музыкой, песней и танцем, постепенно привели к обособлению из игрищ
чисто театр. действа и собственно драмы. Процессу превращения игр в
театр. действо способствовали рус. акт„ры - т. н. скоморохи. Они были
первыми исполнителями отдельных ролей в нар. игрищах и обрядах и скоро
стали выступать самостоятельно на площадях городов, в деревнях перед
народом и во дворцах знатных людей. Иск-во скоморохов было разнообразно:
они разыгрывали комич. и сатирич. диалоги и сценки, выступали с пением и
танцами, играли на муз. инструментах, показывали фокусы, давали
представления кукольного т-ра, "водили" дрессированных медведей и т. п.
К 11 в. иск-во скоморохов достигло значит, развития и распространения
(впервые скоморохи упоминаются в 1068). Скоморохи продолжали выступать и
в период татаро-монгольского нашествия, а в 16 в., в период общего
подъ„ма Руси, их иск-во стояло на высоком проф. уровне. В качестве
"потешных ребят" скоморохи часто входили в придворный штат боярской
челяди. Развлекали они и рус. царей. Однако иск-во скоморохов глубоко
демокра-тич., народное по своей сущности и форме, утверждавшее радость
земной жизни, высмеивавшее господствующие классы, встречало
сопротивление со стороны правящих кругов и церкви. В 1648 царь Алексей
Михайлович указом запретил представления скоморохов. Насильственно
прерванное иск-во скоморохов вместе с тем не прекращало оказывать
влияние на развитие Р. т. Так, нар. драма использовала нетелько при„мы
скоморошьих "потех", но обращалась к сатирич. "балагурству" скоморохов,
когда ей нужно было показать находчивость и ум простого человека,
осмеять духовенство, барина-крепостника, жадность купца, жестокость
царской власти и пр. Острое чувство современности, близость к реальной
жизни, сатирич. и критич. направленность нар. т-ра, иск-ва нар. рус.
актеров-скоморохов станут впоследствии традицией, к-рую будет
наследовать и развивать Р. т.
Церковный т-р в России противостоял "бесовским играм" скоморохов.
Однако этот т-р не получил развития. Несмотря на то, что такие обряды,
как "омовение ног", "шествие на осляти", обставлялись церковью красочно,
эффектно, а в т. н. "Пещное действо" проникли при„мы скоморошьего
грубого "потешного" диалога, элементы театральности не привели к
возникновению т-ра. К тому же рус. духовенство больше всего опасалось
проникновения светского начала в церковную службу и отказалось от идеи
создания церковного т-ра. Более органичным, отвечающим потребностям
времени для России, был школьный т-р (конец 17 - нач. 18 вв.). Школьные
т-ры возникли при Киевской, Московской и др. духовных академиях Руси.
Здесь шли пьесы на религиозные сюжеты, насыщенные символами и
аллегориями, смысл к-рых был, однако, современен, а порой и злободневен;
они, как правило, выражали идею укрепления рус. гос-ва, развития
просвещения. Особенно это проявляется в пьесах Симеона Полоцкого (прежде
всего в его "Комедии-притче о блудном сыне"). Содержание и форма пьес
школьного т-ра требовали от исполнителей патетики, внешней помпезности,
декламации. Вместе с тем в состав школьного спектакля включались
интермедии, состоящие из сценок комич., а порой и сатирич. содержания,
исполнять к-рые нужно было уже в иной манере, близкой традициям
скоморохов. Разъезжаясь на каникулы, учащиеся академий ставили спектакли
в городах и с„лах, привлекая для участия в них местных жителей. Так
создавались первые очаги театр. культуры.
В 1672 в России был создан придворный т-р. Пастор И. Г. Грегори, по
настоянию боярина А. С. Матвеева, собрал труппу из молодых иностранцев,
проживавших в Москве. Для выступления этой труппы в летней резиденции
царя (подмосковное село Преображенское) Алексея Михайловича была
сооружена Комедийная хоромина. Здесь шли пьесы, содержание к-рых
было/взято из библии, но идейный смысл заключался в прозрачных нам„ках
на славные деяния царя и величие России ("Иудифь", "Артаксер-ксово
действо" и др.). В спектакли включались также бытовые шутовские сценки.
Сочетание высокого стиля с буффонадой, патетики с грубыми, натуралистич.
сценами, свойственными т-ру "английских комедиантов" (на к-рый
ориентировался Грегори), составляло своеобразие этих представлений.
Грегори и сменивший его в 1673 Чижинский обучали акт„рскому иск-ву рус.
юношей из мещан. После смерти Алексея Михайловича (1676) т-р был закрыт.
В 1702 по велению Петра I в целях развития просвещения и обществ, жизни,
пропаганды политики царя созда„тся публичный т-р, для к-рого в Москве на
Красной площади строится "К о медиальная храминам. В т-ре выступала нем.
труппа И. X. Кунста; после его смерти (1703) труппу возглавлял О. Фюрст.
В обучение Кунсту были отданы "русские ребята". Но этот т-р, ставивший
иностр. пьесы, дал„кие от рус. жизни, не имел успеха у публики. К тому
же мысль Петра I - организовать массовый т-р для пропаганды своих
обществ, и политич. идей - не могла быть реализована в репертуаре т-ра
Кунста и Фюрста. В 1706, после того как П„тр перестал давать субсидии
т-ру, он прекратил сво„ существование. Идеи Петра I с большим успехом
пропагандировал в нач. 18 в. школьный т-р при моск.
Славяно-греко-латинской академии. В 1703 здесь был пост. спектакль
"Торжество мира православного", возвеличивавший военные походы Петра I,
в 1710 - пьеса "Божие уничижителей гордых уничижение" - о разгроме
шведской армии под Полтавой и др. Выдающееся место в репертуаре
школьного т-ра занимала "траге-докомедия" Феофана Прокоповича "Владимир"
(1705), аллегорически повествовавшая о преобразовательной деятельности
Петра и о его борьбе против реакции. После закрытия публичного т-ра рус.
акт„ры продолжали время от времени организовывать спектакли для
демократич. публики. Представления давались также во дворцах сестры
Петра I-Натальи Алексеевны и жены его брата - Прасковьи Ф„доровны, в
Лефортовском госпитале, руководимом доктором Бид-лоо. В сер. 18 в. при
дворе часто гастролировали иностр. труппы (в 1733 в Петербург приезжает
труппа итал. комедии дель арте, в 1740 - нем. драм. труппа под
руководством К. Нейбер; в 1742 Сериньи знакомит рус. зрителей с пьесами
франц. драматургов 17-18 вв.; в 1747-48 в России гастролирует нем.
труппа Аккермана и др.). Однако в демократич. кругах возрастал интерес
именно к Р. т., вызванный общим подъ„мом рус. нац. культуры. В сер. 18
Страницы: «« « 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |