Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1953   1954   1955   1956   1957   1958   1959   1960   1961  1962   1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971  » »»

рус. именами  (Лидия  Соколова-Хильда  Маннингс;  Алисия  Маркова-Алисия
Маркс; Антон  Долин-Патрик  Хили-Кей  и  др.).  Пользуясь  популярностью
"Сезонов", Дягилев устраивал их ежегодно до 1929, несмотря на то, что по
существу они давно уже не были русскими.
   Лит. см. при ст. Дягилев С. П.
   РУССКИЙ БАЛЕТ - см. в ст. Русский театр. РУССКИЙ ТЕАТР драматический.
Истоки Р.  т.,  уходящие  в  глубокую  древность,  связаны  с  развитием
драматич.  элементов  (диалога  и  пр.)  в   нар.   играх,   обрядах   и
празднествах. Эти элементы драматич. действия, органически сливающиеся с
музыкой, песней и танцем, постепенно  привели  к  обособлению  из  игрищ
чисто театр. действа и собственно  драмы.  Процессу  превращения  игр  в
театр. действо способствовали рус. акт„ры - т. н.  скоморохи.  Они  были
первыми исполнителями отдельных ролей в нар. игрищах и обрядах  и  скоро
стали выступать самостоятельно на площадях  городов,  в  деревнях  перед
народом и во дворцах знатных людей. Иск-во скоморохов было разнообразно:
они разыгрывали комич. и сатирич. диалоги и сценки, выступали с пением и
танцами,  играли  на  муз.  инструментах,  показывали   фокусы,   давали
представления кукольного т-ра, "водили" дрессированных медведей и т.  п.
К 11 в. иск-во скоморохов достигло значит,  развития  и  распространения
(впервые скоморохи упоминаются в 1068). Скоморохи продолжали выступать и
в период татаро-монгольского нашествия, а  в  16  в.,  в  период  общего
подъ„ма Руси, их иск-во стояло  на  высоком  проф.  уровне.  В  качестве
"потешных ребят" скоморохи часто  входили  в  придворный  штат  боярской
челяди. Развлекали они и рус. царей. Однако  иск-во  скоморохов  глубоко
демокра-тич., народное по своей сущности и форме,  утверждавшее  радость
земной   жизни,   высмеивавшее    господствующие    классы,    встречало
сопротивление со стороны правящих кругов и церкви. В 1648  царь  Алексей
Михайлович  указом  запретил  представления  скоморохов.   Насильственно
прерванное иск-во  скоморохов  вместе  с  тем  не  прекращало  оказывать
влияние на развитие Р. т. Так, нар. драма использовала  нетелько  при„мы
скоморошьих "потех", но обращалась к сатирич. "балагурству"  скоморохов,
когда ей нужно  было  показать  находчивость  и  ум  простого  человека,
осмеять  духовенство,  барина-крепостника,  жадность  купца,  жестокость
царской власти и пр. Острое чувство современности, близость  к  реальной
жизни, сатирич. и критич. направленность нар.  т-ра,  иск-ва  нар.  рус.
актеров-скоморохов   станут   впоследствии   традицией,   к-рую    будет
наследовать и развивать Р. т.
   Церковный т-р в России  противостоял  "бесовским  играм"  скоморохов.
Однако этот т-р не получил развития. Несмотря на то, что  такие  обряды,
как "омовение ног", "шествие на осляти", обставлялись церковью красочно,
эффектно, а в  т.  н.  "Пещное  действо"  проникли  при„мы  скоморошьего
грубого  "потешного"  диалога,  элементы  театральности  не  привели   к
возникновению т-ра. К тому же рус. духовенство  больше  всего  опасалось
проникновения светского начала в церковную службу и отказалось  от  идеи
создания церковного  т-ра.  Более  органичным,  отвечающим  потребностям
времени для России, был школьный т-р (конец 17 - нач. 18 вв.).  Школьные
т-ры возникли при Киевской, Московской и др.  духовных  академиях  Руси.
Здесь  шли  пьесы  на  религиозные  сюжеты,   насыщенные   символами   и
аллегориями, смысл к-рых был, однако, современен, а порой и злободневен;
они,  как  правило,  выражали  идею  укрепления  рус.  гос-ва,  развития
просвещения. Особенно это проявляется в пьесах Симеона Полоцкого (прежде
всего в его "Комедии-притче о блудном сыне"). Содержание  и  форма  пьес
школьного т-ра требовали от исполнителей патетики, внешней  помпезности,
декламации.  Вместе  с  тем  в  состав  школьного  спектакля  включались
интермедии, состоящие из сценок комич., а порой и  сатирич.  содержания,
исполнять  к-рые  нужно  было  уже  в  иной  манере,  близкой  традициям
скоморохов. Разъезжаясь на каникулы, учащиеся академий ставили спектакли
в городах и с„лах, привлекая для участия  в  них  местных  жителей.  Так
создавались первые очаги театр. культуры.
   В 1672 в России был создан придворный т-р. Пастор И. Г.  Грегори,  по
настоянию боярина А. С. Матвеева, собрал труппу из молодых  иностранцев,
проживавших в Москве. Для выступления этой труппы  в  летней  резиденции
царя  (подмосковное  село  Преображенское)  Алексея   Михайловича   была
сооружена  Комедийная  хоромина.  Здесь  шли  пьесы,  содержание   к-рых
было/взято из библии, но идейный смысл заключался в  прозрачных  нам„ках
на славные деяния  царя  и  величие  России  ("Иудифь",  "Артаксер-ксово
действо" и др.). В спектакли включались также бытовые шутовские  сценки.
Сочетание высокого стиля с буффонадой, патетики с грубыми, натуралистич.
сценами,  свойственными  т-ру   "английских   комедиантов"   (на   к-рый
ориентировался  Грегори),  составляло  своеобразие  этих  представлений.
Грегори и сменивший его в 1673 Чижинский обучали акт„рскому иск-ву  рус.
юношей из мещан. После смерти Алексея Михайловича (1676) т-р был закрыт.
В 1702 по велению Петра I в целях развития просвещения и обществ, жизни,
пропаганды политики царя созда„тся публичный т-р, для к-рого в Москве на
Красной площади строится "К о медиальная храминам. В т-ре выступала нем.
труппа И. X. Кунста; после его смерти (1703) труппу возглавлял О. Фюрст.
В обучение Кунсту были отданы "русские ребята". Но этот  т-р,  ставивший
иностр. пьесы, дал„кие от рус. жизни, не имел успеха у публики.  К  тому
же мысль Петра I  -  организовать  массовый  т-р  для  пропаганды  своих
обществ, и политич. идей - не могла быть реализована в  репертуаре  т-ра
Кунста и Фюрста. В 1706, после того как П„тр  перестал  давать  субсидии
т-ру, он прекратил сво„ существование. Идеи Петра I  с  большим  успехом
пропагандировал   в   нач.   18    в.    школьный    т-р    при    моск.
Славяно-греко-латинской академии.  В  1703  здесь  был  пост.  спектакль
"Торжество мира православного", возвеличивавший военные походы Петра  I,
в 1710 - пьеса "Божие  уничижителей  гордых  уничижение"  -  о  разгроме
шведской  армии  под  Полтавой  и  др.  Выдающееся  место  в  репертуаре
школьного т-ра занимала "траге-докомедия" Феофана Прокоповича "Владимир"
(1705), аллегорически повествовавшая о  преобразовательной  деятельности
Петра и о его борьбе против реакции. После закрытия публичного т-ра рус.
акт„ры  продолжали  время  от  времени  организовывать   спектакли   для
демократич. публики. Представления  давались  также  во  дворцах  сестры
Петра I-Натальи Алексеевны и жены его брата  -  Прасковьи  Ф„доровны,  в
Лефортовском госпитале, руководимом доктором Бид-лоо. В сер. 18  в.  при
дворе часто гастролировали иностр. труппы (в 1733 в Петербург  приезжает
труппа итал.  комедии  дель  арте,  в  1740  -  нем.  драм.  труппа  под
руководством К. Нейбер; в 1742 Сериньи знакомит рус. зрителей с  пьесами
франц. драматургов 17-18 вв.;  в  1747-48  в  России  гастролирует  нем.
труппа Аккермана и др.). Однако в демократич. кругах  возрастал  интерес
именно к Р. т., вызванный общим подъ„мом рус. нац. культуры. В  сер.  18

Страницы: «« « 1953   1954   1955   1956   1957   1958   1959   1960   1961  1962   1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия