Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1960   1961   1962   1963   1964   1965   1966   1967   1968  1969   1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977   1978  » »»

(1930,  оба  пост.  в  Т-ре  им.  Мейерхольда).  Сатирич.  комедия  была
представлена в эти годы в  репертуаре  т-ров  также  пьесами  "Воздушный
пирог" Ромашова (1925, Т-р Революции,  т-р  "Красный  факел"),  "Мандат"
Эрдмана (1925, Т-р им. Мейерхольда). В этих спектаклях также,  как  и  в
постановке пьесы Луначарского "Яд" (1925, Ленингр. академич. т-р драмы),
т-ры  обратились  к  изображению  совр.  сов.  быта,  проблемам  морали,
сатирич. обличению пережитков прошлого. В произв. театр. иск-ва находили
отражение и идеи  международной  солидарности  трудящихся  в  их  борьбе
против  империализма  ("Лево  руля"  Билль-Белоцерковского,  Малый  т-р,
1926). Лучшие сов. пьесы, впервые ставившиеся на сценах т-ров  Москвы  и
Ленинграда, как правило, получали  широкое  распространение  и  в  т-рах
периферии. Рост рус. сценич. иск-ва в 20-30-е гг. связан  с  расширением
театр. сети, с появлением новых видов т-ров.
   В конце 20-нач. 30-х гг. созданы  постоянные  рус.  т-ры  в  столицах
союзных республик-Киеве (1926, см. Киевский театр имени Леси  Украинки),
Ашхабаде (1926, см. Ашхабадский  русский  театр),  Алма-Ате  (1933,  см.
Алма-Атинский русский театр  драмы),  Ташкенте  (1934,  см.  Ташкентский
русский театр) и др. Были  организованы  новые  т-ры  в  городах  РСФСР:
краевой  т-р  во  Владивостоке  (1931,   см.   Владивостокский   театр).
Ростовский т-р (см. Ростов-ский-на-Дону театр)  и  др.  областные  т-ры.
Новых успехов  добились  старейшие  Р.  т.-  Горъковский  театр  им.  М.
Горького, Казанский театр (с 1948 - им.  В.  И.  Качалова),  Ярославский
театр имени Ф. Г. Волкова.
   В нач. 30-х  гг.  создаются  специальные  т-ры,  предназначенные  для
сельского зрителя, - т. н. колхозно-совхозные театры, формируются первые
т-ры Красной Армии, раст„т число театров для детей.
   Постановление  ЦК   ВКП(б)   от   23   апр.   1932   "О   перестройке
литературно-художественных организаций" содействовало созданию ещ„ более
благоприятных условий для разв„ртывания  широкого  и  свободного  творч.
соревнования, направленного  на  дальнейший  подъ„м  реалистич.  сценич.
иск-ва. Коммуни-стич. партия указала пути этого подъ„ма, дав в нач. 30-х
гг. глубокое научное определение осн. метода  сов.  лит-ры  и  иск-ва  -
метода  социалистического  реализма.   Овладение   марксистско-ленинским
мировоззрением,  являющимся   идейной   основой   метода   социа-листич.
реализма, открыло для деятелей Р. т., как и всего сов. т-ра, новые пути,
помогло им всесторонне и глубоко познавать закономерности  общественного
развития, правдиво отражать действительность и поднять  сво„  иск-во  на
новую, высшую ступень.
   Важнейшее значение в упрочении позиций социали-стич. реализма в Р. т.
имела деятельность Станиславского и  Немировича-Данченко.  С  их  творч.
принципами прежде  всего  связано  формирование  школы  сов.  режиссуры,
включающей богатство и разнообразие художеств. индивидуальностей.  Связь
с передовыми реалистич. традициями прошлого неотделима в  их  иск-ве  от
борьбы за  подлинное  реалистич.  новаторство,  за  поиски  новых  форм,
органически  рождающихся  из   стремления   отразить   новое   жизненное
содержание. Выявление идейного содержания пьесы, стремление к целостному
и последовательному раскрытию всех  особенностей  драмы,  избранной  для
постановки, воплощение "жизни человеческого духа" как  основы  артистич.
образа, - все эти принципы получили целостное выражение в  творчестве  и
высказываниях  Станиславского  и  Немпровича-Данченко.  В   сов.   время
Станиславский завершил создание своей творч. системы (см. Станиславского
система). Его статьи "О ремесле" (1921), книги "Моя жизнь  в  искусстве"
(1926) и "Работа актера над собой" (1938) обобщили достижения реализма в
сценич. творчестве, оказали огромное влияние на  становление  рус.  сов.
режиссуры и акт„рского мастерства. Преодолевая антиреалистич. тенденции,
Мейерхольд приходит в лучших своих спектаклях 30-х  гг.  к  пси-хологич.
углубл„нной трактовке сценич. образов, подчиняя условные театр. при„мы и
средства      сценич.      выразительности       раскрытию       большой
социально-значительной  мысли  ("Вступление"  Германа,  1933,  Т-р   им.
Мейерхольда) и сближаясь в конце своего творч. пути со Станиславским.
   Для  режисс„рского  творчества   А.   Д.   Попова,   начавшего   свою
деятельность в МХТ, характерно было тяготение к  широкому,  порою  эпич.
охвату жизненного материала  при  углубл„нном,  пристальном  интересе  к
раскрытию   индивидуального   человеческого   характера,   типич.   черт
современника. С традициями МХАТа и Вахтангова связано творчество  Ю.  А.
Завадского. В его  пост.  отч„тливо  проявились  искания  острой  театр.
формы, отвечающей  главному  идейному  содержанию  спектакля.  От  опыта
Вахтангова идут в сво„м режисс„рском творчестве Р. Н. Симонов  и  Б.  Е.
Захава. Плодотворность принципов режиссуры, связанной в  первоистоках  с
Художеств.  т-ром,  проявилась  и  в  проникнутом   острым   восприятием
действительности, оптимистическом иск-ве А. Д. Дикого.
   Искания монументальных форм нар.-героич.  спектакля  определяют  осн.
направление режисс„рского  творчества  Н.  П.  Охлопкова,  связанного  в
основе  своих  устремлений  с  театр.  поэтикой  Маяковского  и  опытами
Мейерхольда.   Публицистич.   направленность   и   психологич.   глубина
характеризуют режисс„рские работы Н. В. Петрова, Л. С. Вивъена. Острота,
порой эксцентрич. подч„ркнутость в пост. комедий-но-сатирич.  спектаклей
присуща работам Н. П. Акимова.
   Сближение с революц. действительностью, обращение  к  передовой  сов.
драматургии  дало  новую  социальную  опору  программе  синтетич.  т-ра,
выдвигавшейся  А.  Я.  Таировым,  усилило  реалистич.  тенденции  в  его
режисс„рском творчестве.
   Среди виднейших представителей режиссуры, непосредственно связанных с
режисс„рской школой МХАТа-Н. М. Горчаков, М. Н. Кедров, М.  О.  Кнебелъ,
В. Г. Сахновский, Б. М. Сушкевич, И. Я. Судаков, Е. С. Телешова,  И.  М.
Раевский.
   Большой вклад в развитие Р. т.  внесли  режисс„ры,  творчество  к-рых
объединялось поисками  путей  к  раскрытию  темы  современности:  И.  Н.
Берсенев, Л. А. Волков, К. А. Зубов, А. М. Лобанов, Е. А. Бриллъ, А.  А.
Брянцев, В. П. Редлих, К. П. Хохлов.  Крупными  режисс„рами,  оказавшими
большое воздействие на развитие т-ров в областных городах  РСФСР,  стали
также Н. И. Соболъщиков-Самарин, Н. Н. Синельников, И. А. Ростовцев,  А.
И. Канин, В. С. Битюцкий, Н. А. Покровский и др.
   Деятели Р. т., представители старшего и младшего поколений, принимали
активное участие в борьбе народа за строительство социалистич. общества.
Жизнь сов. страны получила отражение в многообразных и по  содержанию  и
по форме спектаклях 30-х гг. Гражданской войне, революц.  прошлому  были
поев. спектакли: "Оптимистическая трагедия" (1933, моск.  Камерный  т-р,
реж. Таиров; Комиссар -  Ко-онен,  Алексей  -  Жаров),  "Первая  конная"
Вишневского (1930, Т-р Революции), "Гибель  эскадры"  Корнейчука  (1934,

Страницы: «« « 1960   1961   1962   1963   1964   1965   1966   1967   1968  1969   1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977   1978  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия