|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 » »» в. организуются т-ры в учебных заведениях (петерб. Шляхетном корпусе,
1749, Моск. ун-те, 1756). В этот период устраиваются представления в
Петербурге (1747, организатор И. Лукин), Москве (орг. К. ‚ай-кулов,
канцеляристы во главе с Халковым и Глушко-вым, "чернильных дел мастер"
Иванов и др.), Ярославле (орг. Н. Серов). Особенно большим успехом
пользовались ярославские спектакли Ф. Г. Волкова (сер. 50-х гг.). Но
развитию Р. т. мешало отсутствие полноценной рус. драматургии и проф.
актеров. В 1747 появилась первая пьеса А. П. Сумарокова "Хорев, пост.
под его руководством в том же году в петерб. Шляхетном корпусе. Здесь же
с успехом были пост. "Синав и Тру вор", "Гамлет" (1750) и др. трагедии
Сумарокова.
Все это подготовляет необходимость создания проф. т-ра; для этой цели
в 1752 из Ярославля в Петербург была вызвана труппа Волкова. После
нескольких спектаклей в столице особенно талантливых акт„ров труппы А.
Ф. Попова и И. А. Дмитревского определили в Шляхетный корпус для
обучения. Позднее для этих же целей в корпус приняли Ф. Г. и Г. Г.
Волковых и ряд др. учеников, в т. ч. 4 женщин-Зорину, сест„р Ананьиных,
А. М. Мусину-Пушкину, В 1756 в Петербурге (в Головкинском доме)
учреждается первый рус. проф. постоянный публичный т-р. В состав труппы,
кроме акт„ров, обучавшихся в Шляхет-ном корпусе, были приглашены также
др. акт„ры ярославского т-ра Волкова, в т. ч. талантливый ко-мич. акт„р
Я. Д. Шумский. Труппу возглавил Сумароков, тираноборч. трагедии и
сатирич. комедии к-рого составили основу репертуара т-ра. Убежд„нный в
необходимости существования монархии, в извечном господстве дворянства,
Сумароков, однако, предъявлял личности монарха, своему классу высокие
моральные требования, осуждал тиранию, считая, что т-р должен быть
школой для дворян. Это вызывало много-числ. конфликты Сумарокова с
придворными кругами и вскоре привело к его отставке от должности
директора т-ра. Несмотря на стремление Сумарокова подчинить игру акт„ров
принципам классицизма, народная основа их иск-ва оказалась до конца
непреодол„нной. О "бешеном" темпераменте Волкова говорили его
современники, при„мами игры, близкими скоморошьим, пользовался Шумский.
Одним из крупнейших представителей классицизма был Дмитревский, но и у
него непосредственное чувство иногда побеждало рассудочность.
Обострение социальных противоречий, вызванных крестьянской войной в
России (1773-75), общественный подъ„м, связанный с революцией во
Франции, оказали влияние и на Р. т. Развитие его во 2-й пол. 18 в.
характеризуется ростом реалистич. тенденций, вступающих в борьбу с
принципами классицизма в драматургии и акт„рском иск-ве. С конца 60-х
гг. в сценич. иск-ве и драматургии начинается становление
сентиментализма.
В 1ВбО-е гг. появляются "сл„зные комедии" В. И. Лу-кина ("Мот,
любовью исправленный", 1765), М. И. Ве-р„вкина, М. М. Хераскова,
мещанская драма.
Особое развитие получает сатирич. обличит, комедия. Классицистская
трагедия меняется под воздействием проникавших в не„ просветит, идей.
Возникают новые жанры. Комич. опера сочувственно рисует образы крестьян
("Анюта" Попова, 1772; "Розана и Любим" Николева, 1778), обличает
купечество ("Санкт-петербургский Гостиный двор" Матинского, 1782).
Особым успехом у демократич. зрителя пользуются комич. оперы: "Мельник -
колдун, обманщик и сват" Аблесимова, муз. Соколовского (1779),
"Сбитенщик" Княжнина (1784) и др. В 1782 была пост. комедия Фонвизина
"Недоросль", резко критикующая крепостное право. Бюрократизм и
взяточничество рус. чиновничества зло осмеял В. В. Капнист в комедии
"Ябеда" (1798). На сценах рус. т-ров начинают ставиться переводные
пьесы, проникнутые антидворянскими настроениями ("Женитьба Фигаро"
Бомарше, 1787, "Разбойники" Шиллера, 1793, пьесы Л. Мерсье и др.).
Выдающийся рус. революционер А. Н. Радищев видел в иск-ве т-ра огромную
эмоциональную силу, способную пробудить в зрителе гуманные чувства,
вызвать протест против насилия. Т-р приобретает большое обществ, и
художеств. значение.
В годы крестьянской войны (1773-75) социальный протест масс отражала
и нар. драма (переработанная драма "Лодка" и др.), новые устные драмы
(диалог "Барин и староста" и др.). В иск-ве акт„ра во 2-й пол. 18 в.
проявляется стремление к углублению пси-хологич. характеристик героев,
бытовой конкретизации образа. Это сказалось в игре А. М. Крутицкого, В.
П. Померанцева. Н. и Е. С. Сандуновых, А. Г. Ожо-гина и др. В это время
началось развитие театр. критики (И. А. Крылов, Н. М. Карамзин),
появились работы по общим вопросам т-ра (В. И. Лукина, П. А.
Плавилыцикова и др.).
Рост реалистич. обличит, тенденций в Р. т. вызвал усиление гн„та
цензуры; пьесы подвергались искаже- { ниям и сокращениям ("Недоросль"),
не печатались и не ставились на сцене. Так, напр., комедия "Ябеда"
Капниста была запрещена после 4-го спектакля и изъята из продажи.
Правительственным преследованиям подвергались Фонвизин, Княжнин, Капнист
и др. В 1793 по указанию Екатерины II была сожжена трагедия Княжнина
"Вадим Новгородский", в к-рой утверждались республиканские идеи.
Репертуар заполнился реакционными по направленности пьесами (комедии
Екатерины II, переводные драмы Коцебу). Широко ставились произв., в
к-рых идиллически изображались крепостнические отношения, показывалось
единение "отцов" - помещиков и "детей" - крепостных ("Деревенский
праздник, или Увенчанная добродетель" Майкова, 1777, и др.). Поощрялись
постановки чисто развлекательных пьес. Правительственные репрессии
приостановили развитие городских нар. т-ров. В качестве зрелищ для нар.
масс насаждались балаганные представления, в репертуар к-рых входили
бессодержательные пантомимы-арлекинады.
К концу 18 в. распространение получают крепостные театры. Нек-рые из
них (напр., т-ры Шереметева в Кускове и Останкине, Юсупова в
Архангельском) богатством своих постановок превосходили даже каз„нные
т-ры. Сюда для занятий с акт„рами приглашались крупнейшие театр.
специалисты. В нач. 19 в. многие владельцы крепостных т-ров (Шаховской и
др.) начинают превращать их в коммерч. предприятия. Часто крепостные
акт„ры (среди них:
М. С. Щепкин, Л. П. Никулина-Косицкая) отпускались на оброк играть в
"вольных" т-рах. В 70- 80-х гг. 18 в. возникают т-ры в Харькове, Пензе"
Туле, Калуге, Тамбове и др. губернских городах. Однако вскоре губернские
чиновники передали эти т-ры антрепрен„рам.
В 1757 в специальных художеств. классах Университетской гимназии для
разночинцев началось формирование моск. труппы (см. Университетский
театр). В 1776 на основе бывш. университетской труппы был создан драм.
Страницы: «« « 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |