Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1954   1955   1956   1957   1958   1959   1960   1961   1962  1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971   1972  » »»

в. организуются т-ры в учебных заведениях  (петерб.  Шляхетном  корпусе,
1749, Моск. ун-те, 1756). В этот  период  устраиваются  представления  в
Петербурге (1747, организатор И.  Лукин),  Москве  (орг.  К.  ‚ай-кулов,
канцеляристы во главе с Халковым и Глушко-вым, "чернильных  дел  мастер"
Иванов и др.), Ярославле  (орг.  Н.  Серов).  Особенно  большим  успехом
пользовались ярославские спектакли Ф. Г. Волкова  (сер.  50-х  гг.).  Но
развитию Р. т. мешало отсутствие полноценной рус.  драматургии  и  проф.
актеров. В 1747 появилась первая пьеса А. П.  Сумарокова  "Хорев,  пост.
под его руководством в том же году в петерб. Шляхетном корпусе. Здесь же
с успехом были пост. "Синав и Тру вор", "Гамлет" (1750) и  др.  трагедии
Сумарокова.
   Все это подготовляет необходимость создания проф. т-ра; для этой цели
в 1752 из Ярославля в  Петербург  была  вызвана  труппа  Волкова.  После
нескольких спектаклей в столице особенно талантливых акт„ров  труппы  А.
Ф. Попова и  И.  А.  Дмитревского  определили  в  Шляхетный  корпус  для
обучения. Позднее для этих же целей в корпус  приняли  Ф.  Г.  и  Г.  Г.
Волковых и ряд др. учеников, в т. ч. 4 женщин-Зорину, сест„р  Ананьиных,
А.  М.  Мусину-Пушкину,  В  1756  в  Петербурге  (в  Головкинском  доме)
учреждается первый рус. проф. постоянный публичный т-р. В состав труппы,
кроме акт„ров, обучавшихся в Шляхет-ном корпусе, были  приглашены  также
др. акт„ры ярославского т-ра Волкова, в т. ч. талантливый ко-мич.  акт„р
Я. Д.  Шумский.  Труппу  возглавил  Сумароков,  тираноборч.  трагедии  и
сатирич. комедии к-рого составили основу репертуара т-ра.  Убежд„нный  в
необходимости существования монархии, в извечном господстве  дворянства,
Сумароков, однако, предъявлял личности монарха,  своему  классу  высокие
моральные требования, осуждал  тиранию,  считая,  что  т-р  должен  быть
школой для дворян.  Это  вызывало  много-числ.  конфликты  Сумарокова  с
придворными кругами  и  вскоре  привело  к  его  отставке  от  должности
директора т-ра. Несмотря на стремление Сумарокова подчинить игру акт„ров
принципам классицизма, народная основа  их  иск-ва  оказалась  до  конца
непреодол„нной.  О   "бешеном"   темпераменте   Волкова   говорили   его
современники, при„мами игры, близкими скоморошьим, пользовался  Шумский.
Одним из крупнейших представителей классицизма был Дмитревский, но  и  у
него непосредственное чувство иногда побеждало рассудочность.
   Обострение социальных противоречий, вызванных крестьянской  войной  в
России  (1773-75),  общественный  подъ„м,  связанный  с  революцией   во
Франции, оказали влияние и на Р. т. Развитие  его  во  2-й  пол.  18  в.
характеризуется ростом  реалистич.  тенденций,  вступающих  в  борьбу  с
принципами классицизма в драматургии и акт„рском иск-ве.  С  конца  60-х
гг.   в   сценич.   иск-ве   и   драматургии   начинается    становление
сентиментализма.
   В 1ВбО-е гг.  появляются  "сл„зные  комедии"  В.  И.  Лу-кина  ("Мот,
любовью  исправленный",  1765),  М.  И.  Ве-р„вкина,  М.  М.  Хераскова,
мещанская драма.
   Особое развитие получает сатирич.  обличит,  комедия.  Классицистская
трагедия меняется под воздействием проникавших в  не„  просветит,  идей.
Возникают новые жанры. Комич. опера сочувственно рисует образы  крестьян
("Анюта" Попова,  1772;  "Розана  и  Любим"  Николева,  1778),  обличает
купечество  ("Санкт-петербургский  Гостиный  двор"  Матинского,   1782).
Особым успехом у демократич. зрителя пользуются комич. оперы: "Мельник -
колдун,  обманщик  и  сват"  Аблесимова,   муз.   Соколовского   (1779),
"Сбитенщик" Княжнина (1784) и др. В 1782 была  пост.  комедия  Фонвизина
"Недоросль",  резко  критикующая   крепостное   право.   Бюрократизм   и
взяточничество рус. чиновничества зло осмеял В.  В.  Капнист  в  комедии
"Ябеда" (1798). На  сценах  рус.  т-ров  начинают  ставиться  переводные
пьесы,  проникнутые  антидворянскими  настроениями  ("Женитьба   Фигаро"
Бомарше, 1787, "Разбойники" Шиллера,  1793,  пьесы  Л.  Мерсье  и  др.).
Выдающийся рус. революционер А. Н. Радищев видел в иск-ве т-ра  огромную
эмоциональную силу, способную  пробудить  в  зрителе  гуманные  чувства,
вызвать протест против  насилия.  Т-р  приобретает  большое  обществ,  и
художеств. значение.
   В годы крестьянской войны (1773-75) социальный протест масс  отражала
и нар. драма (переработанная драма "Лодка" и др.),  новые  устные  драмы
(диалог "Барин и староста" и др.). В иск-ве акт„ра во  2-й  пол.  18  в.
проявляется стремление к углублению пси-хологич.  характеристик  героев,
бытовой конкретизации образа. Это сказалось в игре А. М. Крутицкого,  В.
П. Померанцева. Н. и Е. С. Сандуновых, А. Г. Ожо-гина и др. В это  время
началось развитие  театр.  критики  (И.  А.  Крылов,  Н.  М.  Карамзин),
появились  работы  по  общим  вопросам  т-ра  (В.  И.  Лукина,   П.   А.
Плавилыцикова и др.).
   Рост реалистич. обличит, тенденций в  Р.  т.  вызвал  усиление  гн„та
цензуры; пьесы подвергались искаже- { ниям и сокращениям  ("Недоросль"),
не печатались и не ставились  на  сцене.  Так,  напр.,  комедия  "Ябеда"
Капниста была запрещена  после  4-го  спектакля  и  изъята  из  продажи.
Правительственным преследованиям подвергались Фонвизин, Княжнин, Капнист
и др. В 1793 по указанию Екатерины II  была  сожжена  трагедия  Княжнина
"Вадим  Новгородский",  в  к-рой  утверждались   республиканские   идеи.
Репертуар заполнился реакционными  по  направленности  пьесами  (комедии
Екатерины II, переводные драмы  Коцебу).  Широко  ставились  произв.,  в
к-рых идиллически изображались крепостнические  отношения,  показывалось
единение "отцов"  -  помещиков  и  "детей"  -  крепостных  ("Деревенский
праздник, или Увенчанная добродетель" Майкова, 1777, и др.).  Поощрялись
постановки  чисто  развлекательных  пьес.  Правительственные   репрессии
приостановили развитие городских нар. т-ров. В качестве зрелищ для  нар.
масс насаждались балаганные представления,  в  репертуар  к-рых  входили
бессодержательные пантомимы-арлекинады.
   К концу 18 в. распространение получают крепостные театры. Нек-рые  из
них  (напр.,  т-ры  Шереметева  в  Кускове  и   Останкине,   Юсупова   в
Архангельском) богатством своих постановок  превосходили  даже  каз„нные
т-ры.  Сюда  для  занятий  с  акт„рами  приглашались  крупнейшие  театр.
специалисты. В нач. 19 в. многие владельцы крепостных т-ров (Шаховской и
др.) начинают превращать их в  коммерч.  предприятия.  Часто  крепостные
акт„ры (среди них:
   М. С. Щепкин, Л. П. Никулина-Косицкая) отпускались на оброк играть  в
"вольных" т-рах. В 70- 80-х гг. 18 в. возникают т-ры в Харькове,  Пензе"
Туле, Калуге, Тамбове и др. губернских городах. Однако вскоре губернские
чиновники передали эти т-ры антрепрен„рам.
   В 1757 в специальных художеств. классах Университетской гимназии  для
разночинцев началось  формирование  моск.  труппы  (см.  Университетский
театр). В 1776 на основе бывш. университетской труппы был  создан  драм.

Страницы: «« « 1954   1955   1956   1957   1958   1959   1960   1961   1962  1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971   1972  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия