Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1949   1950   1951   1952   1953   1954   1955   1956   1957  1958   1959   1960   1961   1962   1963   1964   1965   1966   1967  » »»

связанного с грядущими событиями 1905,  в  творчестве  Чехова  появились
новые  мотивы  и  образы.  В  пьесе  "Вишн„вый  сад"  (1904)  наряду   с
изображением упадка  поместно-дворянского  уклада  автор  созда„т  образ
студента Пети Трофимова, искренне верящего в приход иной жизни. Но герои
Чехова неспособны к борьбе, они являются жертвами обстоятельств.
   Выразителем нового реализма, воплотившего  идеи,  проблемы  и  образы
пролетарского этапа освободительного движения России,  был  М.  Горький.
Его пьесы, с их воинствующим  утверждением  творч.,  преобразующей  силы
человека, с их постижением, а  не  только  предчувствием  приближающейся
революционной   бури,   с   их   романтикой   труда   не   рабского,   а
созидательногостали  знамением  времени.  В  "Мещанах"  (1902)  писатель
показал неизбежность  крушения  старого  общества  и  беспощадно  осудил
обывательское, примиренческое отношение к жизни; в этой пьесе впервые  в
Р. д. появилсябудущем, жаждущего "вмешаться  в  самую  гущу  жизни",  переделать  мир.
Жгучие, политически острые,  общественно-философские  вопросы  поднимала
пьеса Горького "На  дне"  (1902),  обнажившая  страшную  сущность  "дна"
капиталистич.  города,  отвергавшая  душеспасительную   ложь,   иллюзии,
защищающая право человека на свободу и труд. Пьесы  "Дачники"  (1904)  и
"Дети солнца" (1905) повествуют о судьбах рус. интеллигенции. Ненавистью
к капиталистическому строю проникнута пьеса "Враги"  (1906,  Малый  т-р,
Берлин; в России была запрещена цензурой).
   В   десятилетие   между   двумя   революциями   Р.   д.    отличалась
противоречивостью, сложностью. Упадочнические  настроения,  страх  перед
будущим, стремление уйти в  мир  "красивых"  или  мистических  вымыслов,
отказ от былых "крамольных" идей - вс„ это запечатлелось в  искусстве  и
драматургии тех лет. В пьесах Н. Н. Евреинова ("Красивый деспот",  1907,
"Такая      женщина",      1908),В.Я.Брюсова      ("Путник",      1910),
пессимистически-декадентских пьесах Ф. Сологуба особенно  острой,  поев.
пьесы: "Марьяна" А. С. Серафимовича (1920), "Бабы" и  "Захарова  смерть"
А. С. Неверова (1920), "Красная правда"  А.  А.  Вермишева  (1919),  "За
Красные Советы" П. А. Арского (1918) и др.
   Глубокое отражение совр. действительность получила в драматургии сер.
и конца 1920-х гг. Сов.  драматургия  вступила  в  это  время  в  период
зрелости.    Открытый    классовый    конфликт    воплощался    не     в
абстрактно-революционной символике,  не  в  традиционных  формах  старой
драмы, но  в  конкретных  социальных,  психологич.  образах.  Драматурги
стремились показать нравственные, обществ, сдвиги, к-рые  происходили  в
сознании людей под влиянием пролетарской революции.  На  сцене  появился
новый герой - коммунист, человек  передовых  убеждений,  борец  за  Сов.
власть. В пьесе "Виринея" Л. Н. Сейфу  длиной  и  В.  Правдухина  (1925)
показано, как революц. взгляды большевика Суслова оказывают  влияние  на
простую  деревенскую  женщину  Виринею,  формируют  е„  сознание.  Герой
психологически углубл„нной пьесы "Барсуки" Л. М. Леонова (1927, по о. п.
) - борец революции, становящийся вожаком масс.  Новый  этап  в  истории
сов. драматургии и т-ра определили пьесы "Любовь Яровая" К.  А.  Трен„ва
(1926), "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927, по о. п.), "Разлом" Б.  А.
Лаврен„ва (1927), "Шторм" В. Н. Биллъ-Белоцер ковского (1925), "Огненный
мост" Б. С. Ромашова  (1929),  ставшие  сов.  классикой.  Пьесы  "Любовь
Яровая",  "Разлом",  "Бронепоезд  14-69"  поев.  нар.  подвигу,  участию
интеллигенции в революции. Вс„ лучшее-с революцией, таков был идейный  и
нравственный итог этих пьес, открывших новую форму Р.  д.-  нар.  драму,
где народ уже не фон, но  активно  действующее  лицо,  решающая  сила  в
конфликте. Образы учительницы Любови Яровой ("Любовь Яровая"),  капитана
Берсенева ("Разлом"), коммуниста Пеклеванова ("Бронепоезд  14-69")  были
первыми психологически разработанными образами сов.  драматургии;  живая
революционная диалектика характеров  выдвинула  этих  героев  в  галерею
мировых сценич. образов. Пьеса Билль-Белоцерковского  "Шторм"  отч„тливо
показала новые идейные и художеств. законы молодой сов.  драматургии.  В
пьесе нет героев  в  общепринятом  эстетич.  смысле.  Герой  "Шторма"  -
революция и е„ бойцы. Пьеса "Шторм" вобрала в себя вс„ лучшее, что  было
создано агитационным т-ром эпохи гражданской  войны.  В  пьесе  Ромашова
"Огненный мост" наряду с сатирич. зарисовками старого мира был впервые в
сов. драматургии  выведен  образ  командира  сов.  индустрии,  "красного
директора", человека мирного труда. Существо конфликта  всех  этих  пьес
лучше  всего  определяет  название  драмы  Лаврен„ва  "Разлом".   Разлом
социальный, общественный, нравственный,  разлом  между  старым  и  новым
миром происходит и в душах людей: в решительный момент в  них  побеждает
живое, революц. чувство долга перед своим народом. К числу значит,  пьес
о гражданской войне принадлежат также драмы "Мятеж" Д. А. Фурманова и С.
Поливанова  (1927),  рассказывающая  о  победе  революц.  сознания   над
разнузданной бурж. анархией, "Блокада" Вс. Иванова (1929).
   Рождение жанра сов. сатирич.  комедии  связано  в  первую  очередь  с
драматургией В. В. Маяковского. Пьесы Маяковского "Клоп" (1929) и "Баня"
(1930) наносили сокрушит, удар по пережиткам прошлого, высмеивали мещан,
бюрократов, приспособленцев, карьеристов. В то же время они были произв.
жизнеутверждающими,  обращ„нными  в  будущее   человечества,   воспевали
свободный труд нового человека. В "Клопе"  и  "Бане"  Маяковский  создал
новый тип сатирич. комедии, сочетающий отрицание старого  и  утверждение
нового. Эти комедии, как  и  пьесы  Горького,  определяют  черты  метода
социалистич.  реализма  (на  этот  раз  применительно  к  жанру  сценич.
сатиры). Основы сов.  сатирич.  комедиографии  заложил  также  и  Б.  С.
Ромашов, разоблачавший  в  пьесах  "Воздушный  пирог"  (1925)  и  "Конец
Криворыльска" (1926)  "нэповскую"  идеологию.  Против  пережитков  бурж.
морали, карьеризма,  приспособленчества  в  сов.  действительности  была
направлена и пьеса А. М. Фай-ко "Человек с  портфелем"  (1928).  К  этим
пьесам примыкают также комедии "Выстрел" А.  И.  Безыменского  (1929)  и
"Мандат" Н. Р. Эрдмана (1925).
   В конце 20-х гг. вс„ активнее начинает  звучать  в  драматургии  тема
свободного  труда,  раскрепощения   человеческой   личности,   трудового
энтузиазма, преображающего человека. В историю т-ра вошли пьесы  "Чудак"
А. Н. Афиногенова (1929), "Инга" А. Г. Гле-бова (1929), рассказывающие о
новом  в  характерах  людей,  о  человеческом  достоинстве,   неразрывно
связанном со свободным  трудом.  Перелом  сознания  рус.  интеллигенции,
признавшей  историч.   закономерность   и   справедливость   Октябрьской
революции, был отраж„н в пьесе М. А. Булгакова "Дни Турбиных" (1926).
   Гл.  направление  молодой  сов.  драматургии,  е„  гражданский  пафос
определили новые драм. произв.  М.  Горького  "Егор  Булычев  и  другие"
(1932), "Дости-гаев и  другие"  (1933).  В  этих  пьесах  широта  охвата
историч.  процесса,  острота  в   раскрытии   социальных   противоречий,

Страницы: «« « 1949   1950   1951   1952   1953   1954   1955   1956   1957  1958   1959   1960   1961   1962   1963   1964   1965   1966   1967  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия