|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 » »» связанного с грядущими событиями 1905, в творчестве Чехова появились
новые мотивы и образы. В пьесе "Вишн„вый сад" (1904) наряду с
изображением упадка поместно-дворянского уклада автор созда„т образ
студента Пети Трофимова, искренне верящего в приход иной жизни. Но герои
Чехова неспособны к борьбе, они являются жертвами обстоятельств.
Выразителем нового реализма, воплотившего идеи, проблемы и образы
пролетарского этапа освободительного движения России, был М. Горький.
Его пьесы, с их воинствующим утверждением творч., преобразующей силы
человека, с их постижением, а не только предчувствием приближающейся
революционной бури, с их романтикой труда не рабского, а
созидательногостали знамением времени. В "Мещанах" (1902) писатель
показал неизбежность крушения старого общества и беспощадно осудил
обывательское, примиренческое отношение к жизни; в этой пьесе впервые в
Р. д. появилсябудущем, жаждущего "вмешаться в самую гущу жизни", переделать мир.
Жгучие, политически острые, общественно-философские вопросы поднимала
пьеса Горького "На дне" (1902), обнажившая страшную сущность "дна"
капиталистич. города, отвергавшая душеспасительную ложь, иллюзии,
защищающая право человека на свободу и труд. Пьесы "Дачники" (1904) и
"Дети солнца" (1905) повествуют о судьбах рус. интеллигенции. Ненавистью
к капиталистическому строю проникнута пьеса "Враги" (1906, Малый т-р,
Берлин; в России была запрещена цензурой).
В десятилетие между двумя революциями Р. д. отличалась
противоречивостью, сложностью. Упадочнические настроения, страх перед
будущим, стремление уйти в мир "красивых" или мистических вымыслов,
отказ от былых "крамольных" идей - вс„ это запечатлелось в искусстве и
драматургии тех лет. В пьесах Н. Н. Евреинова ("Красивый деспот", 1907,
"Такая женщина", 1908),В.Я.Брюсова ("Путник", 1910),
пессимистически-декадентских пьесах Ф. Сологуба особенно острой, поев.
пьесы: "Марьяна" А. С. Серафимовича (1920), "Бабы" и "Захарова смерть"
А. С. Неверова (1920), "Красная правда" А. А. Вермишева (1919), "За
Красные Советы" П. А. Арского (1918) и др.
Глубокое отражение совр. действительность получила в драматургии сер.
и конца 1920-х гг. Сов. драматургия вступила в это время в период
зрелости. Открытый классовый конфликт воплощался не в
абстрактно-революционной символике, не в традиционных формах старой
драмы, но в конкретных социальных, психологич. образах. Драматурги
стремились показать нравственные, обществ, сдвиги, к-рые происходили в
сознании людей под влиянием пролетарской революции. На сцене появился
новый герой - коммунист, человек передовых убеждений, борец за Сов.
власть. В пьесе "Виринея" Л. Н. Сейфу длиной и В. Правдухина (1925)
показано, как революц. взгляды большевика Суслова оказывают влияние на
простую деревенскую женщину Виринею, формируют е„ сознание. Герой
психологически углубл„нной пьесы "Барсуки" Л. М. Леонова (1927, по о. п.
) - борец революции, становящийся вожаком масс. Новый этап в истории
сов. драматургии и т-ра определили пьесы "Любовь Яровая" К. А. Трен„ва
(1926), "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927, по о. п.), "Разлом" Б. А.
Лаврен„ва (1927), "Шторм" В. Н. Биллъ-Белоцер ковского (1925), "Огненный
мост" Б. С. Ромашова (1929), ставшие сов. классикой. Пьесы "Любовь
Яровая", "Разлом", "Бронепоезд 14-69" поев. нар. подвигу, участию
интеллигенции в революции. Вс„ лучшее-с революцией, таков был идейный и
нравственный итог этих пьес, открывших новую форму Р. д.- нар. драму,
где народ уже не фон, но активно действующее лицо, решающая сила в
конфликте. Образы учительницы Любови Яровой ("Любовь Яровая"), капитана
Берсенева ("Разлом"), коммуниста Пеклеванова ("Бронепоезд 14-69") были
первыми психологически разработанными образами сов. драматургии; живая
революционная диалектика характеров выдвинула этих героев в галерею
мировых сценич. образов. Пьеса Билль-Белоцерковского "Шторм" отч„тливо
показала новые идейные и художеств. законы молодой сов. драматургии. В
пьесе нет героев в общепринятом эстетич. смысле. Герой "Шторма" -
революция и е„ бойцы. Пьеса "Шторм" вобрала в себя вс„ лучшее, что было
создано агитационным т-ром эпохи гражданской войны. В пьесе Ромашова
"Огненный мост" наряду с сатирич. зарисовками старого мира был впервые в
сов. драматургии выведен образ командира сов. индустрии, "красного
директора", человека мирного труда. Существо конфликта всех этих пьес
лучше всего определяет название драмы Лаврен„ва "Разлом". Разлом
социальный, общественный, нравственный, разлом между старым и новым
миром происходит и в душах людей: в решительный момент в них побеждает
живое, революц. чувство долга перед своим народом. К числу значит, пьес
о гражданской войне принадлежат также драмы "Мятеж" Д. А. Фурманова и С.
Поливанова (1927), рассказывающая о победе революц. сознания над
разнузданной бурж. анархией, "Блокада" Вс. Иванова (1929).
Рождение жанра сов. сатирич. комедии связано в первую очередь с
драматургией В. В. Маяковского. Пьесы Маяковского "Клоп" (1929) и "Баня"
(1930) наносили сокрушит, удар по пережиткам прошлого, высмеивали мещан,
бюрократов, приспособленцев, карьеристов. В то же время они были произв.
жизнеутверждающими, обращ„нными в будущее человечества, воспевали
свободный труд нового человека. В "Клопе" и "Бане" Маяковский создал
новый тип сатирич. комедии, сочетающий отрицание старого и утверждение
нового. Эти комедии, как и пьесы Горького, определяют черты метода
социалистич. реализма (на этот раз применительно к жанру сценич.
сатиры). Основы сов. сатирич. комедиографии заложил также и Б. С.
Ромашов, разоблачавший в пьесах "Воздушный пирог" (1925) и "Конец
Криворыльска" (1926) "нэповскую" идеологию. Против пережитков бурж.
морали, карьеризма, приспособленчества в сов. действительности была
направлена и пьеса А. М. Фай-ко "Человек с портфелем" (1928). К этим
пьесам примыкают также комедии "Выстрел" А. И. Безыменского (1929) и
"Мандат" Н. Р. Эрдмана (1925).
В конце 20-х гг. вс„ активнее начинает звучать в драматургии тема
свободного труда, раскрепощения человеческой личности, трудового
энтузиазма, преображающего человека. В историю т-ра вошли пьесы "Чудак"
А. Н. Афиногенова (1929), "Инга" А. Г. Гле-бова (1929), рассказывающие о
новом в характерах людей, о человеческом достоинстве, неразрывно
связанном со свободным трудом. Перелом сознания рус. интеллигенции,
признавшей историч. закономерность и справедливость Октябрьской
революции, был отраж„н в пьесе М. А. Булгакова "Дни Турбиных" (1926).
Гл. направление молодой сов. драматургии, е„ гражданский пафос
определили новые драм. произв. М. Горького "Егор Булычев и другие"
(1932), "Дости-гаев и другие" (1933). В этих пьесах широта охвата
историч. процесса, острота в раскрытии социальных противоречий,
Страницы: «« « 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |