Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 » »» связанного с грядущими событиями 1905, в творчестве Чехова появились новые мотивы и образы. В пьесе "Вишн„вый сад" (1904) наряду с изображением упадка поместно-дворянского уклада автор созда„т образ студента Пети Трофимова, искренне верящего в приход иной жизни. Но герои Чехова неспособны к борьбе, они являются жертвами обстоятельств. Выразителем нового реализма, воплотившего идеи, проблемы и образы пролетарского этапа освободительного движения России, был М. Горький. Его пьесы, с их воинствующим утверждением творч., преобразующей силы человека, с их постижением, а не только предчувствием приближающейся революционной бури, с их романтикой труда не рабского, а созидательногостали знамением времени. В "Мещанах" (1902) писатель показал неизбежность крушения старого общества и беспощадно осудил обывательское, примиренческое отношение к жизни; в этой пьесе впервые в Р. д. появилсябудущем, жаждущего "вмешаться в самую гущу жизни", переделать мир. Жгучие, политически острые, общественно-философские вопросы поднимала пьеса Горького "На дне" (1902), обнажившая страшную сущность "дна" капиталистич. города, отвергавшая душеспасительную ложь, иллюзии, защищающая право человека на свободу и труд. Пьесы "Дачники" (1904) и "Дети солнца" (1905) повествуют о судьбах рус. интеллигенции. Ненавистью к капиталистическому строю проникнута пьеса "Враги" (1906, Малый т-р, Берлин; в России была запрещена цензурой). В десятилетие между двумя революциями Р. д. отличалась противоречивостью, сложностью. Упадочнические настроения, страх перед будущим, стремление уйти в мир "красивых" или мистических вымыслов, отказ от былых "крамольных" идей - вс„ это запечатлелось в искусстве и драматургии тех лет. В пьесах Н. Н. Евреинова ("Красивый деспот", 1907, "Такая женщина", 1908),В.Я.Брюсова ("Путник", 1910), пессимистически-декадентских пьесах Ф. Сологуба особенно острой, поев. пьесы: "Марьяна" А. С. Серафимовича (1920), "Бабы" и "Захарова смерть" А. С. Неверова (1920), "Красная правда" А. А. Вермишева (1919), "За Красные Советы" П. А. Арского (1918) и др. Глубокое отражение совр. действительность получила в драматургии сер. и конца 1920-х гг. Сов. драматургия вступила в это время в период зрелости. Открытый классовый конфликт воплощался не в абстрактно-революционной символике, не в традиционных формах старой драмы, но в конкретных социальных, психологич. образах. Драматурги стремились показать нравственные, обществ, сдвиги, к-рые происходили в сознании людей под влиянием пролетарской революции. На сцене появился новый герой - коммунист, человек передовых убеждений, борец за Сов. власть. В пьесе "Виринея" Л. Н. Сейфу длиной и В. Правдухина (1925) показано, как революц. взгляды большевика Суслова оказывают влияние на простую деревенскую женщину Виринею, формируют е„ сознание. Герой психологически углубл„нной пьесы "Барсуки" Л. М. Леонова (1927, по о. п. ) - борец революции, становящийся вожаком масс. Новый этап в истории сов. драматургии и т-ра определили пьесы "Любовь Яровая" К. А. Трен„ва (1926), "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927, по о. п.), "Разлом" Б. А. Лаврен„ва (1927), "Шторм" В. Н. Биллъ-Белоцер ковского (1925), "Огненный мост" Б. С. Ромашова (1929), ставшие сов. классикой. Пьесы "Любовь Яровая", "Разлом", "Бронепоезд 14-69" поев. нар. подвигу, участию интеллигенции в революции. Вс„ лучшее-с революцией, таков был идейный и нравственный итог этих пьес, открывших новую форму Р. д.- нар. драму, где народ уже не фон, но активно действующее лицо, решающая сила в конфликте. Образы учительницы Любови Яровой ("Любовь Яровая"), капитана Берсенева ("Разлом"), коммуниста Пеклеванова ("Бронепоезд 14-69") были первыми психологически разработанными образами сов. драматургии; живая революционная диалектика характеров выдвинула этих героев в галерею мировых сценич. образов. Пьеса Билль-Белоцерковского "Шторм" отч„тливо показала новые идейные и художеств. законы молодой сов. драматургии. В пьесе нет героев в общепринятом эстетич. смысле. Герой "Шторма" - революция и е„ бойцы. Пьеса "Шторм" вобрала в себя вс„ лучшее, что было создано агитационным т-ром эпохи гражданской войны. В пьесе Ромашова "Огненный мост" наряду с сатирич. зарисовками старого мира был впервые в сов. драматургии выведен образ командира сов. индустрии, "красного директора", человека мирного труда. Существо конфликта всех этих пьес лучше всего определяет название драмы Лаврен„ва "Разлом". Разлом социальный, общественный, нравственный, разлом между старым и новым миром происходит и в душах людей: в решительный момент в них побеждает живое, революц. чувство долга перед своим народом. К числу значит, пьес о гражданской войне принадлежат также драмы "Мятеж" Д. А. Фурманова и С. Поливанова (1927), рассказывающая о победе революц. сознания над разнузданной бурж. анархией, "Блокада" Вс. Иванова (1929). Рождение жанра сов. сатирич. комедии связано в первую очередь с драматургией В. В. Маяковского. Пьесы Маяковского "Клоп" (1929) и "Баня" (1930) наносили сокрушит, удар по пережиткам прошлого, высмеивали мещан, бюрократов, приспособленцев, карьеристов. В то же время они были произв. жизнеутверждающими, обращ„нными в будущее человечества, воспевали свободный труд нового человека. В "Клопе" и "Бане" Маяковский создал новый тип сатирич. комедии, сочетающий отрицание старого и утверждение нового. Эти комедии, как и пьесы Горького, определяют черты метода социалистич. реализма (на этот раз применительно к жанру сценич. сатиры). Основы сов. сатирич. комедиографии заложил также и Б. С. Ромашов, разоблачавший в пьесах "Воздушный пирог" (1925) и "Конец Криворыльска" (1926) "нэповскую" идеологию. Против пережитков бурж. морали, карьеризма, приспособленчества в сов. действительности была направлена и пьеса А. М. Фай-ко "Человек с портфелем" (1928). К этим пьесам примыкают также комедии "Выстрел" А. И. Безыменского (1929) и "Мандат" Н. Р. Эрдмана (1925). В конце 20-х гг. вс„ активнее начинает звучать в драматургии тема свободного труда, раскрепощения человеческой личности, трудового энтузиазма, преображающего человека. В историю т-ра вошли пьесы "Чудак" А. Н. Афиногенова (1929), "Инга" А. Г. Гле-бова (1929), рассказывающие о новом в характерах людей, о человеческом достоинстве, неразрывно связанном со свободным трудом. Перелом сознания рус. интеллигенции, признавшей историч. закономерность и справедливость Октябрьской революции, был отраж„н в пьесе М. А. Булгакова "Дни Турбиных" (1926). Гл. направление молодой сов. драматургии, е„ гражданский пафос определили новые драм. произв. М. Горького "Егор Булычев и другие" (1932), "Дости-гаев и другие" (1933). В этих пьесах широта охвата историч. процесса, острота в раскрытии социальных противоречий, Страницы: «« « 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |