Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1958   1959   1960   1961   1962   1963   1964   1965   1966  1967   1968   1969   1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976  » »»

театрального дела", провозгласивший  национализацию  т-ров.  Октябрьская
революция открыла перед Р. т. возможности утверждения подлинно народного
иск-ва, развития творч. опыта передового  театр.  иск-ва  предшествующей
эпохи. В сов. время перед т-ром встала задача ответить на запросы нового
зрителя, воплотить в сценич.  образах  волнующие  его  думы  и  чувства.
Политика Коммунистич. партии помогла овладеть  революц.  мировоззрением,
способствовала укреплению в театр. иск-ве тем, близких  революц.  массам
(см. Театр. Советский театр).
   Бережное отношение  к  классическому  наследию  и  поддержка  ростков
нового  революц.  иск-ва  со  стороны  коммунистич.  партии   обеспечили
неуклонное развитие Р. т., обретение им нового социалистич.  содержания.
В развитии этого процесса большое значение имело творч. взаимодействие и
свободное соревнование старейших рус. т-ров - прежде всего Малого  т-ра,
МХТ,  б.  Александрийского  (ныне-Ленингр.  академич.  т-р   драмы   им.
Пушкина), выделенных ь особую группу академич. т-ров, и новых т-ров. Эти
новые театр. коллективы были  созданы  в  первые  годы  Сов.  власти:  в
Москве- 3-я Студия МХАТа (1920, впоследствии- Т-р  им.  Вахтангова;  см.
Вахтангова  имени  театр),  Театр  Революции  (1922,  ныне  -  Т-р   им.
Маяковского; см. Московский театр имени В л. Маяковского), Т-р им. МГСПС
(1922; в дальнейшем - Т-р им. МОСПС,  ныне  -  Т-р  им.  Моссовета;  см.
Московский театр имени Моссовета), в Петрограде - Большой  драматический
театр (1919, ныне - Большой драматический т-р им. М. Горького), в Одессе
- т-р "Красный факел" (1920; с 1932 - в Новосибирске) и  др.  В  1918-20
возникают первые т-ры для  детей:  в  1918-  Детский  т-р  Моссовета,  в
1921-Московский т-р для детей (с 1936 - Центральный  детский  театр),  в
1922 - Т-р юных зрителей в  Петрограде  (см.  Ленинградский  театр  юных
зрителей} и др. В лучших произв. рус. театр. иск-ва, созданных в  первые
годы Сов. власти, утверждалась героич. тема народа, творящего  революцию
и   строящего   новую   жизнь.   Монументальные   и   патетич.    образы
"Мистерии-Буфф" Маяковского (Петроградский коммунальный т-р муз.  драмы,
1918,  реж.  В.  Э.  Мейерхольд)  положили  начало  созданию  спектаклей
политически острых, проникнутых духом революц. романтики, способствовали
развитию массового агитационного т-ра  периода  гражданской  войны  (2-я
редакция  пост.  на  сцене  Т-ра  РСФСР  1-й,   1921).   Характерной   и
своеобразной формой агитационного т-ра явились т.  н.  "инсценировки"  и
массовые представления, ставившиеся на улицах и  площадях  городов.  Они
приурочивались  к  знаменательным   датам   революц.   календаря   и   в
обобщ„нно-монументальных образах отражали,  как  правило,  те  или  иные
этапы революц. борьбы; в  Петрограде-  "Действо  о  III  Интернационале"
(1919), "Мистерия Освобожд„нного Труда"  (1920),  "К  мировой  коммуне",
"Взятие Зимнего дворца" (1920); в Москве - "Пантомима Великой революции"
(1918); в Воронеже -"Восхваление революции" (1918); в Иркутске - "Борьба
труда и капитала" (1921) и др. Прямая агитационная  устремл„нность  была
характерна и для пост. пьес, в  к-рых  события  гражданской  войны  были
показаны через достоверное изображение  быта  (напр.,  "Красная  правда"
Вермишева, 1919,  "Марьяна"  Серафимовича,  1920,  моск.  Центр,  театр.
студия Пролеткульта).
   Стремление поставить т-р на службу политич. агитации,  утвердить  тип
спектакля-митинга было характерно  для  творчества  В.  Э.  Мейерхольда,
провозгласившего в 1920  программу  т.  н.  "Театрального  Октября".  Е„
выражением в театр. практике был спектакль "Зори"  Верхарна  (1920,  Т-р
РСФСР  1-й).  Мейерхольд  стремился  к  созданию   агитационно-зрелищных
спектаклей,  смело  использовал  разнообразные  выразительные  средства,
приемы  сценич.  условности  и  эксцентрики.   Но   тема   современности
выражалась режисс„ром в абстрактной, символически усложн„нной форме.
   Если  перед  новыми  т-рами   возникала   опасность   узко   понятого
формального новаторства, то т-ры старые не были избавлены  от  опасности
консерватизма. Однако уже в первые годы после Октября деятели  старейших
рус. т-ров сделали первые шаги к сближению с новым зрителем, с  революц.
современностью. Важное  значение  имело  обращение  к  произв.  классич.
драматургии,  дававшим  возможность  создания   спектаклей,   "созвучных
революции". Персонажи классич.  пьес  осмысливались  в  этих  спектаклях
по-новому, они оказывались близкими зрителю своим героизмом,  бунтарским
протестом, готовностью к борьбе во  имя  больших  идей:  "Фуэнтеовехуна"
Лопе де Вега в пост. К. А. Марджанова  (Марджанишвили)  в  Киеве  (1919,
Лауренсия - Юренева), "Каин" Байрона в МХТ (1920, пост.  Станиславского;
Каин - Леонидов), "Посадник" А. К. Толстого в  Малом  т-ре  (1918,  Глеб
Мироныч - Южин, Чермной - Садовский, Мамел-фа Дмитровна-Ермолова), "Царь
Эдип" Софокла, показанный Ю. М. Юрьевым  на  арене  цирка  Чинизел-ли  в
Петрограде (1918), "Дон Карлос" в Большом драм. т-ре в Петрограде (1919,
Филипп  -  Монахов).  Новое  в  сценич.  воплощении  классики   начинало
проявляться и в заострении  социально-обличительных  мотивов:  "Горе  от
ума" в Малом т-ре (1917, Фамусов- Южин), "Ревизор" в МХАТе  (1921,  реж.
Станиславский; Городничий-Москвин, Хлестаков-М. Чехов).
   Большое значение для развития рус. сов.  т-ра  имело  участие  в  его
строительстве М. Горького, к-рый был инициатором создания Большого драм.
т-ра в Петрограде, автором  идеи  организации  театр.  представлений  на
разл.  темы  по  истории   мировой   культуры.   Пьесы   основоположника
социалистич. драматургии вошли в репертуар Малого т-ра ("Старик", 1919),
Т-ра драмы в Петрограде (б. Александрийского;
   "Мещане", 1918, "На дне", 1919) и т-ров периферии.
   Идея создания  нар.  революц.  т-ра  объединяет  многие  значительные
явления Р. т.  первых  революционных  лет.  Сущность  исканий  передовых
художников в эти годы  выразил  Е.  Б.  Вахтангов,  призывавший  создать
"...настоящий  и  истинно  народный   театр.   отражающий   и   растящий
революционный дух народа..." (Материалы  и  статьи,  1959,  с.  164).  В
спектаклях,  поставленных  Вахтанговым,   средства   острого   сати-рич.
гротеска были подчинены  задаче  "клеймить  буржуа"  ("Свадьба"  Чехова,
1920, "Чудо святого Антония" Метерлинка, 1921, Студия Вахтангова).
   Революционно-романтич.   характер   носили   постановки,    по-новому
переосмысливающие   традиционные   лит.   образы   ("Фауст   и    город"
Луначарского, Гос. ака-демич. т-р драмы, Петроград,  1920,  реж.  Н.  В.
Петров) и историке-революц. спектакли ("Оливер  Кромвель"  Луначарского,
1921,  Малый  т-р,  Кромвель   -Южин).   Вовлечение   широких   масс   в
строительство социализма, пробуждение творч. активности  народа  вызвало
огромный рост самодеятельного иск-ва.  Повсеместно  создавались  кружки,
участниками  к-рых  были  рабочие,  крестьяне,  красноармейцы,  учащаяся
молод„жь (см. Самодеятельность театральная}.
   В развитии массового агитационного  т-ра  известную  роль  сыграли  и
коллективы, входившие в систему Пролеткульта. Несмотря на то, что  в  их

Страницы: «« « 1958   1959   1960   1961   1962   1963   1964   1965   1966  1967   1968   1969   1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия