|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 » »» театрального дела", провозгласивший национализацию т-ров. Октябрьская
революция открыла перед Р. т. возможности утверждения подлинно народного
иск-ва, развития творч. опыта передового театр. иск-ва предшествующей
эпохи. В сов. время перед т-ром встала задача ответить на запросы нового
зрителя, воплотить в сценич. образах волнующие его думы и чувства.
Политика Коммунистич. партии помогла овладеть революц. мировоззрением,
способствовала укреплению в театр. иск-ве тем, близких революц. массам
(см. Театр. Советский театр).
Бережное отношение к классическому наследию и поддержка ростков
нового революц. иск-ва со стороны коммунистич. партии обеспечили
неуклонное развитие Р. т., обретение им нового социалистич. содержания.
В развитии этого процесса большое значение имело творч. взаимодействие и
свободное соревнование старейших рус. т-ров - прежде всего Малого т-ра,
МХТ, б. Александрийского (ныне-Ленингр. академич. т-р драмы им.
Пушкина), выделенных ь особую группу академич. т-ров, и новых т-ров. Эти
новые театр. коллективы были созданы в первые годы Сов. власти: в
Москве- 3-я Студия МХАТа (1920, впоследствии- Т-р им. Вахтангова; см.
Вахтангова имени театр), Театр Революции (1922, ныне - Т-р им.
Маяковского; см. Московский театр имени В л. Маяковского), Т-р им. МГСПС
(1922; в дальнейшем - Т-р им. МОСПС, ныне - Т-р им. Моссовета; см.
Московский театр имени Моссовета), в Петрограде - Большой драматический
театр (1919, ныне - Большой драматический т-р им. М. Горького), в Одессе
- т-р "Красный факел" (1920; с 1932 - в Новосибирске) и др. В 1918-20
возникают первые т-ры для детей: в 1918- Детский т-р Моссовета, в
1921-Московский т-р для детей (с 1936 - Центральный детский театр), в
1922 - Т-р юных зрителей в Петрограде (см. Ленинградский театр юных
зрителей} и др. В лучших произв. рус. театр. иск-ва, созданных в первые
годы Сов. власти, утверждалась героич. тема народа, творящего революцию
и строящего новую жизнь. Монументальные и патетич. образы
"Мистерии-Буфф" Маяковского (Петроградский коммунальный т-р муз. драмы,
1918, реж. В. Э. Мейерхольд) положили начало созданию спектаклей
политически острых, проникнутых духом революц. романтики, способствовали
развитию массового агитационного т-ра периода гражданской войны (2-я
редакция пост. на сцене Т-ра РСФСР 1-й, 1921). Характерной и
своеобразной формой агитационного т-ра явились т. н. "инсценировки" и
массовые представления, ставившиеся на улицах и площадях городов. Они
приурочивались к знаменательным датам революц. календаря и в
обобщ„нно-монументальных образах отражали, как правило, те или иные
этапы революц. борьбы; в Петрограде- "Действо о III Интернационале"
(1919), "Мистерия Освобожд„нного Труда" (1920), "К мировой коммуне",
"Взятие Зимнего дворца" (1920); в Москве - "Пантомима Великой революции"
(1918); в Воронеже -"Восхваление революции" (1918); в Иркутске - "Борьба
труда и капитала" (1921) и др. Прямая агитационная устремл„нность была
характерна и для пост. пьес, в к-рых события гражданской войны были
показаны через достоверное изображение быта (напр., "Красная правда"
Вермишева, 1919, "Марьяна" Серафимовича, 1920, моск. Центр, театр.
студия Пролеткульта).
Стремление поставить т-р на службу политич. агитации, утвердить тип
спектакля-митинга было характерно для творчества В. Э. Мейерхольда,
провозгласившего в 1920 программу т. н. "Театрального Октября". Е„
выражением в театр. практике был спектакль "Зори" Верхарна (1920, Т-р
РСФСР 1-й). Мейерхольд стремился к созданию агитационно-зрелищных
спектаклей, смело использовал разнообразные выразительные средства,
приемы сценич. условности и эксцентрики. Но тема современности
выражалась режисс„ром в абстрактной, символически усложн„нной форме.
Если перед новыми т-рами возникала опасность узко понятого
формального новаторства, то т-ры старые не были избавлены от опасности
консерватизма. Однако уже в первые годы после Октября деятели старейших
рус. т-ров сделали первые шаги к сближению с новым зрителем, с революц.
современностью. Важное значение имело обращение к произв. классич.
драматургии, дававшим возможность создания спектаклей, "созвучных
революции". Персонажи классич. пьес осмысливались в этих спектаклях
по-новому, они оказывались близкими зрителю своим героизмом, бунтарским
протестом, готовностью к борьбе во имя больших идей: "Фуэнтеовехуна"
Лопе де Вега в пост. К. А. Марджанова (Марджанишвили) в Киеве (1919,
Лауренсия - Юренева), "Каин" Байрона в МХТ (1920, пост. Станиславского;
Каин - Леонидов), "Посадник" А. К. Толстого в Малом т-ре (1918, Глеб
Мироныч - Южин, Чермной - Садовский, Мамел-фа Дмитровна-Ермолова), "Царь
Эдип" Софокла, показанный Ю. М. Юрьевым на арене цирка Чинизел-ли в
Петрограде (1918), "Дон Карлос" в Большом драм. т-ре в Петрограде (1919,
Филипп - Монахов). Новое в сценич. воплощении классики начинало
проявляться и в заострении социально-обличительных мотивов: "Горе от
ума" в Малом т-ре (1917, Фамусов- Южин), "Ревизор" в МХАТе (1921, реж.
Станиславский; Городничий-Москвин, Хлестаков-М. Чехов).
Большое значение для развития рус. сов. т-ра имело участие в его
строительстве М. Горького, к-рый был инициатором создания Большого драм.
т-ра в Петрограде, автором идеи организации театр. представлений на
разл. темы по истории мировой культуры. Пьесы основоположника
социалистич. драматургии вошли в репертуар Малого т-ра ("Старик", 1919),
Т-ра драмы в Петрограде (б. Александрийского;
"Мещане", 1918, "На дне", 1919) и т-ров периферии.
Идея создания нар. революц. т-ра объединяет многие значительные
явления Р. т. первых революционных лет. Сущность исканий передовых
художников в эти годы выразил Е. Б. Вахтангов, призывавший создать
"...настоящий и истинно народный театр. отражающий и растящий
революционный дух народа..." (Материалы и статьи, 1959, с. 164). В
спектаклях, поставленных Вахтанговым, средства острого сати-рич.
гротеска были подчинены задаче "клеймить буржуа" ("Свадьба" Чехова,
1920, "Чудо святого Антония" Метерлинка, 1921, Студия Вахтангова).
Революционно-романтич. характер носили постановки, по-новому
переосмысливающие традиционные лит. образы ("Фауст и город"
Луначарского, Гос. ака-демич. т-р драмы, Петроград, 1920, реж. Н. В.
Петров) и историке-революц. спектакли ("Оливер Кромвель" Луначарского,
1921, Малый т-р, Кромвель -Южин). Вовлечение широких масс в
строительство социализма, пробуждение творч. активности народа вызвало
огромный рост самодеятельного иск-ва. Повсеместно создавались кружки,
участниками к-рых были рабочие, крестьяне, красноармейцы, учащаяся
молод„жь (см. Самодеятельность театральная}.
В развитии массового агитационного т-ра известную роль сыграли и
коллективы, входившие в систему Пролеткульта. Несмотря на то, что в их
Страницы: «« « 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |