|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 » »» Малом т-ре (1935), "Лес" в Ленингр. академич. т-ре драмы имени Пушкина
(1936). Замечательными образцами раскрытия произв. классич. драматургии
с позиций социалистич. реализма стали спектакли МХАТа, поставленные
Немировичем-Данченко - "Воскресение" (1930, "от автора" - В. И. Качалов,
Катюша Маслова - Еланская) и "Анна Каренина" (1937, Анна - Тарасова,
Каренин - Хмел„в) по Л. Н. Толстому, "Три сестры" (1940, Маша -
Тарасова, Ольга - Еланская, Ирина-Степанова). Мотивы "тоски по лучшей
жизни", веры в приход светлого будущего определили поэтическое, глубоко
совр. звучание чеховского спектакля.
Значительный вклад в творч. освоение классич. наследия внесли и т-ры
периферии ("Маскарад", 1936, Воронежский т-р и др.).
Новые духовные богатства открыли рус. акт„ры и режисс„ры в произв.
зарубежной классич. драматургии. Постановки пьес Шекспира в 30-х гг.
ознаменовали важнейший этап сцен-ич. воплощения наследия великого англ.
драматурга. Новое толкование, проникнутое духом воинствующего гуманизма,
получили произв. Шекспира: "Отелло" (1935, Малый т-р, реж. С. Э. Радлов;
в загл. роли - Остужев), "Ромео и Джульетта" (1935, Т-р Революции, реж.
А. Д. Попов;
Ромео - Астангов, Джульетта - Бабанова), "Много шума из ничего"
(1936, Т-р им. Вахтангова, Беатриче - Мансурова, Бенедикт - Р. Симонов),
"Укрощение строптивой" (1937, ЦТКА, реж. Попов; Катарина - Добржанская,
Петруччио-Пестовский), "Как вам это понравится" (1940, Т-р им.
Ермоловой, реж. Н. П. Хмел„в и М. О. Кнебель).
Сценич. осуществления классич. драматургии в Р. т. 30-нач. 40-х гг.
были разнообразны и по художественно-постановочным особенностям. Пафос
свободолюбия пронизывал постановку трагедии "Уриэль Акоста" Гуцкова в
Малом т-ре (1940, реж. И. Я. Судаков, в загл. роли - Остужев). Глубокое
проникновение в своеобразную действенную природу мольеровской
комедийно-сти характеризовало постановку "Тартюфа", начатую под рук. К.
С. Станиславского (1939, МХАТ, реж.М.Н. Кедров и В. О. Топорков;
Тартюф-Кедров, Оргон- Топорков). Острота сатиры Шеридана была тонко
передана в изящном спектакле "Школа злословия" на сцене МХАТа (1940,
рук. постановки В. Г.Сахновский, реж. Н. М. Горчаков и П. С. Ларгин; сэр
Питер-Яншин, леди Тизл-Андровская). Иронич. заострением отличались
спектакли Ленингр. т-ра Комедии "Собака на сене" (1936) и "Валенсианская
вдова" Ло-пе де Вега (1939, реж. Н. П. Акимов). Подлинно ренес-сансная
насыщенность красок была присуща "Испанскому священнику" Флетчера в
МХАТе 2-м (1934, реж. С. Г. Бирман). Жизнерадостная одушевл„нность
отмечала сценич. передачу комедии Гольдони "Трактирщица" на сцене Т-ра
им. Моссовета (1940, реж. Ю. А. Завадский; Мирандолина-Марецкая, Кавалер
Рипафратта - Мордвинов).
Р. т. 30-х гг. добился творч. достижений, к-рые имели огромное
значение для будущего развития сов. театр. иск-ва. Вместе с тем в конце
этого периода начали сказываться и нек-рые отрицательные тенденции,
неоправданная квалификация тех или иных явлений, как якобы политически
враждебных. Особенно резкой "про работе чной" критике подверглись Т-р
им. Мейерхольда (закрыт в 1938) и Камерный т-р. Эти тенденции
отрицательно сказывались на развитии театр. иск-ва, но не могли
приостановить его развития.
В период Отечеств, войны деятели Р. т. приняли активное участие
средствами своего иск-ва в общей борьбе сов. народа против фашистского
нашествия. Героич. патриотич- пафос и глубокая народность, характерные
для лучших произв. рус. сов. т-ра на протяжении всех лет его развития,
ярко проявились в постановках, наиболее примечательных для этого
времени, В спектакле "Нашествие" Леонова (1942; 1943, Малый т-р,реж.
Судаков; Ф„дор-Н. Соловь„в, Таланов-П. Садовский, Таланова-Пашенная,
Демидьевна-Массалитинова, Фаюнин - Межинский, Кокорышкин-Лебедев)
звучала тема непобедимости сов. человека. Исто-рич. обреч„нность
фашистских захватчиков стала гл. темой в воплощении той же пьесы на
сцене Т-ра им. Моссовета (1943, реж. Ю. А. Завадский, О. И. Пыжова и Б.
В. Бибиков; Ф„дор - Астангов, Фаюнин- Ванин). Благородный характер рус.
человека - патриота социалистич. Родины, раскрывался в постановке пьесы
"Русские люди" Симонова в Моск. драм. т-ре (1942), МХАТе (1943), в
Свердловском т-ре, Ярославском т-ре им. Ф. Г. Волкова. В пьесе "Фронт"
Корнейчука, поставленной в 1942-43 в МХАТе, Малом т-ре, Т-ре им.
Вахтангова (в роли генерала Горлова - Дикий), Калининском, Свердловском
и др. т-рах, публицистически остро изобличались особенно пагубные в
условиях войны приверженность к рутине, утрата чувства нового.
В годы Отечеств, войны возрос интерес к историко-патриотич. темам.
Опираясь на опыт работы над историческим спектаклем, приобрет„нный ещ„ в
предвоенные годы ("П„тр I" А. Н. Толстого в Ленингр. академич. т-ре
драмы им. Пушкина, 1935, "Фельдмаршал Кутузов" В. Соловь„ва в Т-ре им.
Вахтангова, 1940, и др.), т-ры предприняли новые опыты осмысления
событий дал„кого прошлого. Однако в спектаклях на историч. тему особенно
проявилось влияние культа личности Сталина ("Великий государь"
Соловь„ва, 1945, Ленингр. акад. т-р драмы им. Пушкина, Т-р им.
Вахтангова), стремление к идеализации прошлого.
В пост. рус. классич. драматургии, осуществл„нных в 40-х гг., акт„ры
и режисс„ры стремились отразить духовную стойкость, благородство и силу
нар. характера: "Последняя жертва" (МХАТ, 1944), "Правда - хорошо, а
счастье лучше" Островского (Малый т-р, 1941), "Горячее сердце"
(Казанский т-р, 1944), "Дядя Ваня" (МХАТ, 1947, в загл. роли -
Добронравов; Свердловский т-р, 1943).
В послевоенные годы Р. т. продолжил работу над спектаклями,
отражающими жизнь и борьбу сов. народа. Однако в деятельности т-ров
обозначились и нек-рые ошибочные тенденции, к-рым была дана критич.
оценка в постановлении ЦК ВКП(б) от 26 авг. 1946 "О репертуаре
драматических театров и мерах по его улучшению". Постановление отмечало
проникновение в репертуар слабых пьес, схематично рисующих облик
современника, а также идеологически чуждых, буржуазных пьес и
псевдоисторич. пьес, искаженно-идеализированно показывающих прошлое.
Этим тенденциям противостояла ведущая героич. направленность лучших
произв. театр. иск-ва этого времени. Создание образа сов. патриота -
участника Великой Отечественной войны - определило пафос таких
произведений театр. иск-ва, как героико-эпич. постановка "Молодой
гвардии" по одноим. роману А. А. Фадеева в Моск. т-ре драмы (1947, ныне
Т-р им. Вл. Маяковского, реж. Н. П. Охлопков), "Победители" Чирскова
(1946, Ленинградский академический т-р драмы им. Пушкина; 1947, МХАТ),
"За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1947, Малый т-р).
Жизненные конфликты современности правдиво раскрывались в спектаклях:
Страницы: «« « 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |