Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1962   1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970  1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977   1978   1979   1980  » »»

Малом т-ре (1935), "Лес" в Ленингр. академич. т-ре драмы  имени  Пушкина
(1936). Замечательными образцами раскрытия произв. классич.  драматургии
с позиций социалистич.  реализма  стали  спектакли  МХАТа,  поставленные
Немировичем-Данченко - "Воскресение" (1930, "от автора" - В. И. Качалов,
Катюша Маслова - Еланская) и "Анна Каренина"  (1937,  Анна  -  Тарасова,
Каренин - Хмел„в)  по  Л.  Н.  Толстому,  "Три  сестры"  (1940,  Маша  -
Тарасова, Ольга - Еланская, Ирина-Степанова). Мотивы  "тоски  по  лучшей
жизни", веры в приход светлого будущего определили поэтическое,  глубоко
совр. звучание чеховского спектакля.
   Значительный вклад в творч. освоение классич. наследия внесли и  т-ры
периферии ("Маскарад", 1936, Воронежский т-р и др.).
   Новые духовные богатства открыли рус. акт„ры и  режисс„ры  в  произв.
зарубежной классич. драматургии. Постановки пьес  Шекспира  в  30-х  гг.
ознаменовали важнейший этап сцен-ич. воплощения наследия великого  англ.
драматурга. Новое толкование, проникнутое духом воинствующего гуманизма,
получили произв. Шекспира: "Отелло" (1935, Малый т-р, реж. С. Э. Радлов;
в загл. роли - Остужев), "Ромео и Джульетта" (1935, Т-р Революции,  реж.
А. Д. Попов;
   Ромео - Астангов, Джульетта  -  Бабанова),  "Много  шума  из  ничего"
(1936, Т-р им. Вахтангова, Беатриче - Мансурова, Бенедикт - Р. Симонов),
"Укрощение строптивой" (1937, ЦТКА, реж. Попов; Катарина -  Добржанская,
Петруччио-Пестовский),  "Как  вам  это  понравится"   (1940,   Т-р   им.
Ермоловой, реж. Н. П. Хмел„в и М. О. Кнебель).
   Сценич. осуществления классич. драматургии в Р. т. 30-нач.  40-х  гг.
были разнообразны и по художественно-постановочным  особенностям.  Пафос
свободолюбия пронизывал постановку трагедии "Уриэль  Акоста"  Гуцкова  в
Малом т-ре (1940, реж. И. Я. Судаков, в загл. роли - Остужев).  Глубокое
проникновение   в   своеобразную   действенную   природу    мольеровской
комедийно-сти характеризовало постановку "Тартюфа", начатую под рук.  К.
С. Станиславского  (1939,  МХАТ,  реж.М.Н.  Кедров  и  В.  О.  Топорков;
Тартюф-Кедров, Оргон- Топорков).  Острота  сатиры  Шеридана  была  тонко
передана в изящном спектакле "Школа злословия"  на  сцене  МХАТа  (1940,
рук. постановки В. Г.Сахновский, реж. Н. М. Горчаков и П. С. Ларгин; сэр
Питер-Яншин,  леди  Тизл-Андровская).  Иронич.  заострением   отличались
спектакли Ленингр. т-ра Комедии "Собака на сене" (1936) и "Валенсианская
вдова" Ло-пе де Вега (1939, реж. Н. П. Акимов).  Подлинно  ренес-сансная
насыщенность красок была  присуща  "Испанскому  священнику"  Флетчера  в
МХАТе 2-м (1934,  реж.  С.  Г.  Бирман).  Жизнерадостная  одушевл„нность
отмечала сценич. передачу комедии Гольдони "Трактирщица" на  сцене  Т-ра
им. Моссовета (1940, реж. Ю. А. Завадский; Мирандолина-Марецкая, Кавалер
Рипафратта - Мордвинов).
   Р. т. 30-х  гг.  добился  творч.  достижений,  к-рые  имели  огромное
значение для будущего развития сов. театр. иск-ва. Вместе с тем в  конце
этого периода начали  сказываться  и  нек-рые  отрицательные  тенденции,
неоправданная квалификация тех или иных явлений, как  якобы  политически
враждебных. Особенно резкой "про работе чной"  критике  подверглись  Т-р
им.  Мейерхольда  (закрыт  в  1938)  и  Камерный  т-р.   Эти   тенденции
отрицательно  сказывались  на  развитии  театр.  иск-ва,  но  не   могли
приостановить его развития.
   В период Отечеств, войны  деятели  Р.  т.  приняли  активное  участие
средствами своего иск-ва в общей борьбе сов. народа  против  фашистского
нашествия. Героич. патриотич- пафос и глубокая  народность,  характерные
для лучших произв. рус. сов. т-ра на протяжении всех лет  его  развития,
ярко  проявились  в  постановках,  наиболее  примечательных  для   этого
времени, В спектакле "Нашествие" Леонова  (1942;  1943,  Малый  т-р,реж.
Судаков; Ф„дор-Н.  Соловь„в,  Таланов-П.  Садовский,  Таланова-Пашенная,
Демидьевна-Массалитинова,  Фаюнин   -   Межинский,   Кокорышкин-Лебедев)
звучала  тема  непобедимости  сов.  человека.   Исто-рич.   обреч„нность
фашистских захватчиков стала гл. темой в  воплощении  той  же  пьесы  на
сцене Т-ра им. Моссовета (1943, реж. Ю. А. Завадский, О. И. Пыжова и  Б.
В. Бибиков; Ф„дор - Астангов, Фаюнин- Ванин). Благородный характер  рус.
человека - патриота социалистич. Родины, раскрывался в постановке  пьесы
"Русские люди" Симонова в Моск.  драм.  т-ре  (1942),  МХАТе  (1943),  в
Свердловском т-ре, Ярославском т-ре им. Ф. Г. Волкова. В  пьесе  "Фронт"
Корнейчука, поставленной  в  1942-43  в  МХАТе,  Малом  т-ре,  Т-ре  им.
Вахтангова (в роли генерала Горлова - Дикий), Калининском,  Свердловском
и др. т-рах, публицистически  остро  изобличались  особенно  пагубные  в
условиях войны приверженность к рутине, утрата чувства нового.
   В годы Отечеств, войны возрос интерес  к  историко-патриотич.  темам.
Опираясь на опыт работы над историческим спектаклем, приобрет„нный ещ„ в
предвоенные годы ("П„тр I" А. Н.  Толстого  в  Ленингр.  академич.  т-ре
драмы им. Пушкина, 1935, "Фельдмаршал Кутузов" В. Соловь„ва в  Т-ре  им.
Вахтангова, 1940,  и  др.),  т-ры  предприняли  новые  опыты  осмысления
событий дал„кого прошлого. Однако в спектаклях на историч. тему особенно
проявилось  влияние  культа   личности   Сталина   ("Великий   государь"
Соловь„ва,  1945,  Ленингр.  акад.  т-р  драмы  им.  Пушкина,  Т-р   им.
Вахтангова), стремление к идеализации прошлого.
   В пост. рус. классич. драматургии, осуществл„нных в 40-х гг.,  акт„ры
и режисс„ры стремились отразить духовную стойкость, благородство и  силу
нар. характера: "Последняя жертва" (МХАТ, 1944),  "Правда  -  хорошо,  а
счастье  лучше"  Островского  (Малый  т-р,   1941),   "Горячее   сердце"
(Казанский  т-р,  1944),  "Дядя  Ваня"  (МХАТ,  1947,  в  загл.  роли  -
Добронравов; Свердловский т-р, 1943).
   В  послевоенные  годы  Р.  т.  продолжил  работу   над   спектаклями,
отражающими жизнь и борьбу сов.  народа.  Однако  в  деятельности  т-ров
обозначились и нек-рые ошибочные  тенденции,  к-рым  была  дана  критич.
оценка  в  постановлении  ЦК  ВКП(б)  от  26  авг.  1946  "О  репертуаре
драматических театров и мерах по его улучшению". Постановление  отмечало
проникновение  в  репертуар  слабых  пьес,  схематично  рисующих   облик
современника,  а  также  идеологически   чуждых,   буржуазных   пьес   и
псевдоисторич.  пьес,  искаженно-идеализированно  показывающих  прошлое.
Этим тенденциям  противостояла  ведущая  героич.  направленность  лучших
произв. театр. иск-ва этого времени. Создание  образа  сов.  патриота  -
участника  Великой  Отечественной  войны  -   определило   пафос   таких
произведений  театр.  иск-ва,  как  героико-эпич.  постановка   "Молодой
гвардии" по одноим. роману А. А. Фадеева в Моск. т-ре драмы (1947,  ныне
Т-р им. Вл. Маяковского, реж. Н.  П.  Охлопков),  "Победители"  Чирскова
(1946, Ленинградский академический т-р драмы им. Пушкина;  1947,  МХАТ),
"За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1947, Малый т-р).
   Жизненные конфликты современности правдиво раскрывались в спектаклях:

Страницы: «« « 1962   1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970  1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977   1978   1979   1980  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия