Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1966   1967   1968   1969   1970   1971   1972   1973   1974  1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982   1983   1984  » »»

и народной эпич. тематике было связано с ростом нац.  самосознания  и  с
романтич. тенденциями, проявившимися в разных областях  рус.  художеств.
культуры этого периода. Влияние романтизма сказалось и в  поисках  более
разнообразных   средств    муз.    выразительности.    Наиболее    ярким
представителем рус. оперного романтизма 1-й пол.  19  в.  явился  А.  Н.
Верстовский, расцвет творч. деятельности к-рого  приходится  на  20-30-е
гг. 19 в. Из его опер  прочный  и  длительный  успех  имела  "Аскольдова
могила" (1835). Связь с де-мократич. гор. песенностью, свежесть мелодий,
меткость  муз.-сценич.  характеристик  обусловили  популярность   лучших
произв. Верстовского.
   Новый период в развитии  рус.  музыки  определило  творчество  М.  И.
Глинки - основоположника клас-сич. нац. муз.  школы.  Обобщив  все  осн.
достижения  своих  предшественников.  Глинка  неизмеримо  обогатил  рус.
музыку.  Глубина  и  разносторонность  реа-листич.  отображения   жизни,
прогрессивность идейного содержания,  высокая  типичность  и  народность
образов в сочетании с  художеств.  совершенством,  классич.  стройностью
формы определили велико" историч. значение творчества Глинки. Музыка его
проникнута мужественным и светлым  оптимизмом,  основой  к-рого  явилась
глубокая вера в народ, в великое будущее  своего  отечества.  Героизм  и
духовное величие рус. народа с огромной силой воплощены  Глинкой  в  его
опере "Иван Сусанин" (1836). Создав "Руслана и Людмилу" (1842) по  поэме
Пушкина, Глинка утвердил тип нар.-эпич. рус. оперы. Им написаны  произв.
высокой художеств. ценности и в области театральной (музыка  к  трагедии
Н. В. Кукольника  "Князь  Холмский",  1841),  симф.,  камерной,  вок.  и
инструмент, музыки. Творчество Глинки отличается богатством форм, жанров
и выразит, средств. Одним  из  важнейших  его  источников  служила  нар.
песня. Глубоко проникнув в е„ содержание и интонап.  строй,  Глинка,  по
выражению  В.  Ф.  Одоевского,  сумел  "возвысить  народный   напев   до
трагедии".
   Выдающимся продолжателем Глинки явился его младший современник А.  С.
Даргомыжский, в творчестве к-рого отразились тенденции, характерные  для
критич. реализма в рус. лит-ре и иск-ве 40-х и 50-х гг. 19 в. Крупнейшее
его  произв.-  бытовая  ли-рико-психологич.  опера  "Русалка"  по  драме
Пушкина (1856); в ней композитор воплотил тему социального  неравенства,
создал драматич. образы людей из народа. В поисках  остро  характерного,
реалистич. муз. языка Даргомыжский, наряду с нар. песней и разл. жанрами
бытовой музыки, обращался к речевым интонациям как к одному  из  средств
создания живого человеч. образа. В  опере  "Каменный  гость"  по  о.  п.
Пушкина (оконч.  Римским-Корсаковым  и  Кюи,  пост.  1872)  Даргомыжский
задался целью создать последо-вательно-реалистич. муз.  драму,  в  к-рой
музыка была бы тесно связана со словесным текстом и  сценич.  действием.
Он отказался от сложившихся оперных форм  (арий,  ансамблей),  вс„  муз.
развитие оперы  строится  на  текучем  мелодич.  речитативе,  выражающем
тонкие психологич. детали текста, и на  выразит,  партии  сопровождения.
Опера "Каменный гость" имела большое значение  для  поисков  психологич.
выразительности в творчестве рус. композиторов. В произв.  Даргомыжского
нашли отражение  социально-обли-чит.,  сатирич.  мотивы,  усилившиеся  в
поздний  период  деятельности  композитора  под   влиянием   демократич.
разночинной поэзии 60-х гг.
   Творч. путь  Глинки  и  Даргомыжского,  утверждавших  в  рус.  музыке
прогрессивные принципы реализма и народности,  сопровождался  тяж„лой  и
упорной  борьбой  против  реакц.  художеств.   взглядов,   насаждавшихся
аристократич.   "верхушкой"   общества.   Правящие   круги   сознательно
игнорировали  творчество   выдающихся   рус.   композиторов,   оказывали
всяческое сопротивление пост. их опер.  Большое  значение  в  борьбе  за
признание великих достижений рус. музыки имела передовая  муз.  критика.
Крупнейший критик 1-й пол. 19 в. В. Ф. Одоевский, несмотря  на  свойств.
ему романтико-идеалистич. тенденции, первый глубоко оценил прогрессивное
историч. значение творчества  Глинки,  защищая  его  от  нападок  реакц.
мо-нархич.  прессы,  выступал  с  поддержкой  многих  талантливых   рус.
композиторов и исполнителей.
   Высокого   уровня   в   1-й   пол.   19   в.   достигло   муз.-театр.
исполнительство. В это время складывается рус. классич. вок. школа.  Она
сформировалась под воздействием передовых художеств. и эстетич.  явлений
эпохи, на  основе  нар.  иск-ва,  а  также  оперного  и  камерного  вок.
творчества рус. композиторов, особенно Глинки и Даргомыжского. Под  рук.
Глинки - создателя основ рус. классич. вок. школы  -  совершенствовались
лучшие  рус.  певцы  того  времени:  О.  А.  Петров  и  А.  Я.   Петрова
(Воробь„ва), Н. К. Иванова М. М. Степанова, С. И. Гулак-Артемовский,  Д.
М. Леонова, А. П. Лодий. Они были первыми исполнителями  осн.  партий  в
операх Глинки и Даргомыжского. Композиторы нередко писали  партии  своих
опер в расч„те  на  исполнение  именно  этих  певцов.  Даргомыжский  был
учителем выдающихся камерных певиц - Л.-И.  Кармалиной  и  А.  Н.  Молас
(Пургольд). Развитию рус. вок. школы способствовал комп. А. Е. Варламов.
   Осн. принципами рус. муз.-сценич. иск-ва были тонкая  выразительность
пения и слова, отказ от внешних эффектов, особая  певучесть,  идущая  от
нар. распевности, искренность  и  задушевность  исполнения,  простота  и
правдивость сценич. игры.
   В 1-й пол. 19 в. столичные т-ры стали государственными  и  перешли  в
ведение дирекции имп. т-ров, к-рая насаждала иностр. репертуар  в  ущерб
национальному. Росту  муз.  т-ра  мешало  также  отсутствие  муз.  учеб.
заведений. В условиях обществ, подъ„ма конца 50-х и 60-х гг.  борьба  за
муз. просвещение, за уничтожение узких сословных рамок в  муз.  культуре
являлась одной из актуальных задач. В  1859  по  инициативе  выдающегося
пианиста, композитора и муз.-обществ. деятеля  А.  Г.  Рубинштейна  было
создано Русское музыкальное общество, развернувшее широкую концертную  и
музыкально-просветит. деятельность. Открытие первых рус.  консерваторий,
сначала в Петербурге (1862), затем в Москве (1866),  возглавлявшихся  А.
Г. Рубинштейном  и  его  братом  Н.  Г.  Рубинштейном,  положило  начало
систематич. подготовке квалифицированных  музыкантов  и  явилось  важным
условием общего подъ„ма муз. культуры  в  стране.  Распространению  муз.
культуры   в   широких   демократич.   слоях   общества   способствовала
деятельность  Бесплатной  музыкальной  школы,  основанной   в   1862   в
Петербурге М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным.
   Под  непосредств.  влиянием  идей  демократич.  движения   60-х   гг.
сформировалось творчество крупнейших рус. композите ров, начинавших свою
деятельность в этот период: П. И. Чайковского, А.  П.  Бородина,  М.  П.
Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева. В  конце  50  -
нач. 60-х гг. под рук. Балакирева возникло творч. объединение, известное
под назв. ((Могучей кучки", к-рое ставило своей целью борьбу за  высокую

Страницы: «« « 1966   1967   1968   1969   1970   1971   1972   1973   1974  1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982   1983   1984  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия