Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 » »» и народной эпич. тематике было связано с ростом нац. самосознания и с романтич. тенденциями, проявившимися в разных областях рус. художеств. культуры этого периода. Влияние романтизма сказалось и в поисках более разнообразных средств муз. выразительности. Наиболее ярким представителем рус. оперного романтизма 1-й пол. 19 в. явился А. Н. Верстовский, расцвет творч. деятельности к-рого приходится на 20-30-е гг. 19 в. Из его опер прочный и длительный успех имела "Аскольдова могила" (1835). Связь с де-мократич. гор. песенностью, свежесть мелодий, меткость муз.-сценич. характеристик обусловили популярность лучших произв. Верстовского. Новый период в развитии рус. музыки определило творчество М. И. Глинки - основоположника клас-сич. нац. муз. школы. Обобщив все осн. достижения своих предшественников. Глинка неизмеримо обогатил рус. музыку. Глубина и разносторонность реа-листич. отображения жизни, прогрессивность идейного содержания, высокая типичность и народность образов в сочетании с художеств. совершенством, классич. стройностью формы определили велико" историч. значение творчества Глинки. Музыка его проникнута мужественным и светлым оптимизмом, основой к-рого явилась глубокая вера в народ, в великое будущее своего отечества. Героизм и духовное величие рус. народа с огромной силой воплощены Глинкой в его опере "Иван Сусанин" (1836). Создав "Руслана и Людмилу" (1842) по поэме Пушкина, Глинка утвердил тип нар.-эпич. рус. оперы. Им написаны произв. высокой художеств. ценности и в области театральной (музыка к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский", 1841), симф., камерной, вок. и инструмент, музыки. Творчество Глинки отличается богатством форм, жанров и выразит, средств. Одним из важнейших его источников служила нар. песня. Глубоко проникнув в е„ содержание и интонап. строй, Глинка, по выражению В. Ф. Одоевского, сумел "возвысить народный напев до трагедии". Выдающимся продолжателем Глинки явился его младший современник А. С. Даргомыжский, в творчестве к-рого отразились тенденции, характерные для критич. реализма в рус. лит-ре и иск-ве 40-х и 50-х гг. 19 в. Крупнейшее его произв.- бытовая ли-рико-психологич. опера "Русалка" по драме Пушкина (1856); в ней композитор воплотил тему социального неравенства, создал драматич. образы людей из народа. В поисках остро характерного, реалистич. муз. языка Даргомыжский, наряду с нар. песней и разл. жанрами бытовой музыки, обращался к речевым интонациям как к одному из средств создания живого человеч. образа. В опере "Каменный гость" по о. п. Пушкина (оконч. Римским-Корсаковым и Кюи, пост. 1872) Даргомыжский задался целью создать последо-вательно-реалистич. муз. драму, в к-рой музыка была бы тесно связана со словесным текстом и сценич. действием. Он отказался от сложившихся оперных форм (арий, ансамблей), вс„ муз. развитие оперы строится на текучем мелодич. речитативе, выражающем тонкие психологич. детали текста, и на выразит, партии сопровождения. Опера "Каменный гость" имела большое значение для поисков психологич. выразительности в творчестве рус. композиторов. В произв. Даргомыжского нашли отражение социально-обли-чит., сатирич. мотивы, усилившиеся в поздний период деятельности композитора под влиянием демократич. разночинной поэзии 60-х гг. Творч. путь Глинки и Даргомыжского, утверждавших в рус. музыке прогрессивные принципы реализма и народности, сопровождался тяж„лой и упорной борьбой против реакц. художеств. взглядов, насаждавшихся аристократич. "верхушкой" общества. Правящие круги сознательно игнорировали творчество выдающихся рус. композиторов, оказывали всяческое сопротивление пост. их опер. Большое значение в борьбе за признание великих достижений рус. музыки имела передовая муз. критика. Крупнейший критик 1-й пол. 19 в. В. Ф. Одоевский, несмотря на свойств. ему романтико-идеалистич. тенденции, первый глубоко оценил прогрессивное историч. значение творчества Глинки, защищая его от нападок реакц. мо-нархич. прессы, выступал с поддержкой многих талантливых рус. композиторов и исполнителей. Высокого уровня в 1-й пол. 19 в. достигло муз.-театр. исполнительство. В это время складывается рус. классич. вок. школа. Она сформировалась под воздействием передовых художеств. и эстетич. явлений эпохи, на основе нар. иск-ва, а также оперного и камерного вок. творчества рус. композиторов, особенно Глинки и Даргомыжского. Под рук. Глинки - создателя основ рус. классич. вок. школы - совершенствовались лучшие рус. певцы того времени: О. А. Петров и А. Я. Петрова (Воробь„ва), Н. К. Иванова М. М. Степанова, С. И. Гулак-Артемовский, Д. М. Леонова, А. П. Лодий. Они были первыми исполнителями осн. партий в операх Глинки и Даргомыжского. Композиторы нередко писали партии своих опер в расч„те на исполнение именно этих певцов. Даргомыжский был учителем выдающихся камерных певиц - Л.-И. Кармалиной и А. Н. Молас (Пургольд). Развитию рус. вок. школы способствовал комп. А. Е. Варламов. Осн. принципами рус. муз.-сценич. иск-ва были тонкая выразительность пения и слова, отказ от внешних эффектов, особая певучесть, идущая от нар. распевности, искренность и задушевность исполнения, простота и правдивость сценич. игры. В 1-й пол. 19 в. столичные т-ры стали государственными и перешли в ведение дирекции имп. т-ров, к-рая насаждала иностр. репертуар в ущерб национальному. Росту муз. т-ра мешало также отсутствие муз. учеб. заведений. В условиях обществ, подъ„ма конца 50-х и 60-х гг. борьба за муз. просвещение, за уничтожение узких сословных рамок в муз. культуре являлась одной из актуальных задач. В 1859 по инициативе выдающегося пианиста, композитора и муз.-обществ. деятеля А. Г. Рубинштейна было создано Русское музыкальное общество, развернувшее широкую концертную и музыкально-просветит. деятельность. Открытие первых рус. консерваторий, сначала в Петербурге (1862), затем в Москве (1866), возглавлявшихся А. Г. Рубинштейном и его братом Н. Г. Рубинштейном, положило начало систематич. подготовке квалифицированных музыкантов и явилось важным условием общего подъ„ма муз. культуры в стране. Распространению муз. культуры в широких демократич. слоях общества способствовала деятельность Бесплатной музыкальной школы, основанной в 1862 в Петербурге М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным. Под непосредств. влиянием идей демократич. движения 60-х гг. сформировалось творчество крупнейших рус. композите ров, начинавших свою деятельность в этот период: П. И. Чайковского, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева. В конце 50 - нач. 60-х гг. под рук. Балакирева возникло творч. объединение, известное под назв. ((Могучей кучки", к-рое ставило своей целью борьбу за высокую Страницы: «« « 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |