Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1961   1962   1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969  1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977   1978   1979  » »»

Центр,  т-р  Красной  Армии),  "Интервенция"  Славина  (1933,  Т-р   им.
Вахтангова).  Социалистич.  перестройка  деревни   и   новая   колхозная
действительность были показаны в пост. пьес "Хлеб" Киршона (1930,  1931,
МХАТ), "После бала" Погодина (1934,  моск.  Т-р  Революции,  Горьковский
драм. т-р). Идея  союза  рабочего  класса  с  крестьянством  выражена  в
спектакле "Земля" Вирты (1937, МХАТ). Тема социалистич. индустриализации
страны,  отраж„нная  ещ„  в  "Выстреле"  Безыменского  (1929,  Т-р   им.
Мейерхольда), была развита в пост. пьес Н. Ф.  Погодина-  "Темп"  (1930,
Т-р им. Вахтангова), "Поэма о топоре" и "Мой друг" (1931 и  1932,  моск.
Т-р Революции,  реж.  Попов).  Формирование  нового  мировоззрения  сов.
интеллигенции раскрывалось  в  спектаклях:  "Страх"  Афиногенова  (1931,
Ленингр. акад. т-р  драмы,  реж.  Петров;  Бородин  -  Певцов,  Клара  -
Корчагина-Александровская;  МХАТ,  Бородин-Леонидов),  "Платон   Кречет"
(1935,  МХАТ,  Платон-Добронравов,   Берест-Топорков,   Лида-Степанова);
"Ску-таревский" Леонова (1934, Малый т-р).  Советский  патриотизм,  люди
Сов. Армии были показаны в  пост.  "Последний  решительный"  Вишневского
(1931, Т-р им. Мейерхольда), "Бойцы" Ромашова (1934, Малый  т-р,  Центр,
т-р Красной Армии), "Парень из нашего города" Симонова (1941, Моск.  т-р
им.  Ленинского  комсомола),  "Слава"  Гусева  (1936,  Малый   т-р).   О
дальнейшем развитии жанра комедийно-сатирич. спектакля свидетельствовали
пост. пьесы "В степях Украины" Корнейчука (1941, Малый т-р) и др.
   Крупнейшим достижением Р. т.  явилось  создание  в  1937  спектаклей,
воссоздающих образ В. И. Ленина- "Человек с ружь„м"  Погодина  (Т-р  им.
Вахтангова,   реж.   Симонов;   Ленин   -   Щукин;   Воронежский    т-р,
ЛенинФлоринский и др.), "Правда"  Корнейчука  (Т-р  Революции,  Ленин  -
Штраух)  и  др.  Решение  задачи   сценпч.   воплощения   образа   вождя
социалистич. революции было подготовлено всем предшествующим опытом сов.
т-ра, выражало итоги исканий в  создании  героич.  образа  современника.
Глубокое  воздействие  на  развитие  Р.  т.  оказали   идейно-художеств.
принципы  и  драматургия  основоположника  социалистич.  литературы   М.
Горького. Среди  выдающихся  горьковских  спектаклей,  осуществл„нных  в
30-нач. 40-х гг.:
   "Враги" (1935, МХАТ, реж. Немирович-Данченко;
   Николай Скроботов-Хмел„в,  Захар  Бардин-Качалов,  Полина  Бардина  -
Книппер-Чехова,  Татьяна  Луговая-Тарасова),  "Егор  Булычев  и  другие"
(1932, Т-р им. Вахтангова, реж. Захава; Булычев - Щукин),  "Достигаев  и
другие" (1933, там же), "Дачники" (1939, Ленингр. Большой драм. т-р  им.
Горького, реж. Б.  А.  Бабочкин),  "Варвары"  (1941,  Малый  т-р,  1943,
Горьковский областной драм. т-р), "Мещане"  (1935,  Центр,  т-р  Красной
Армии) и др.  Умение  раскрыть  социально-философскую  сущность  образа,
сочетать   глубокую   психологич.    правду    с    острой    социальной
характеристикой,   иск-во   типизации,   присущие   лучшим   горьковским
спектаклям, способствовали  утверждению  метода  социалистич.  реализма,
росту режисс„рского и  акт„рского  мастерства.  Важнейшее  значение  для
последовательного   идейно-художественного    роста    Р.    т.    имели
театрально-эстетические принципы Горького, развитые  им  в  30-х  гг.  в
статье "О пьесах" и  др.  выступлениях.  Утверждая,  что  "...  деятель,
строитель нового мира и должен быть главным  героем  современной  драмы"
(Собр. соч.,  т.  26,  1953,  с.  426),  Горький  подч„ркивал  социально
организующее, действенное назначение драмы.  Предупреждая  об  опасности
упрощ„нного, вульгарно-социологич. подхода к созданию художеств. образа,
он говорил о необходимости "... в  каждой  изображаемой  единице  найти,
кроме общеклассового,  тот  индивидуальный  стержень,  который  наиболее
характерен  для  нее  и  в  конечном  сч„те  определяет  ее   социальное
поведение" (там же, с. 415). Эти мысли Горького стали  основополагающими
для формирования иск-ва акт„ра.
   Утверждение принципов социалистич. эстетики плодотворно  сказалось  в
30-х гг. на творчестве представителей разных поколений. В МХАТе,  наряду
с такими корифеями, как О. Л.  Книппер-Чехова,  В.  И.  Качалов,  Л.  М.
Леонидов, И. М. Москвин, М. М. Тарханов и др., выросло второе  поколение
акт„ров, представленное Н. П. Хмел„вым, Б. Г.  Добронравовым,  О.  Н.  А
ндровской, К. Н. Еланской, А.. К.  Тарасовой,  А.  Н.  Грибовым,  Б.  Н.
Ливановым,  В.  А.  Орловым,  М.  М.  Яншиным  и  др.   Новыми   значит,
достижениями  была   отмечена   деятельность   мастеров,   связанных   в
первоистоках своего творчества со школой МХАТа,- И. Н. Берсенева, С.  Г.
Бирман, С. В. Гиацинтовой.  В  Малом  т-ре,  наравне  с  представителями
старшего поколения - А. А. Яблочкиной,  В.  О.  Мас-салитиновой,  В.  Н.
Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой, М. М. Климовым,  А.  А.  Остужевым,  П.  М.
Садовским  (см.  Садовские)  и  др.  видное  место  заняли  акт„ры,  чьи
дарования раскрылись уже в сов. время - В. Н. Пашенная, Е. Н.  Гоголева,
Н.А.Анненков, В.Э.Мейер, Н. А. Соловь„в и др.  Плодотворное  влияние  на
иск-во Малого т-ра оказали акт„ры, вступившие в его труппу в 30-е гг.,Д.
В. Зеркалова, М. И. Жаров, А. И. Зра-жевский, И.  В.  Ильинский,  М.  И.
Цар„в.  Ленингр.  академич.  т-р  драмы  объединил   крупных   мастеров,
прошедших  большой  творч.  путь  ещ„  в  дореволюционную  пору  (Е.  П.
Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, И. Н. Певцов, Ю. М.
Юрьев), с молодыми акт„рами  (А.  Ф.  Борисов,  Н.  К.  Симонов,  Б.  А.
Бабочкин,  Н.  К.  Черкасов  и  др.).  Творч.  принципы,  связанные   со
становлением иск-ва социалистич. реализма,  дают  возможность  раскрытия
многообразных  художеств.  индивидуальностей.  Акт„ры,  принадлежащие  к
разл.   творч.   направлениям,   сохраняют   своеобразие    не    только
индивидуальной манеры, но и стиля определ„нной творч.  школы.  Вместе  с
тем их творчество объединяет стремление к социальной типизации, органич.
проникновению в идейное содержание образа. Это  проявилось  и  в  иск-ве
выдающегося акт„ра Б. В. Щукина, развивавшего вахтанговские традиции,  и
в творчестве артистов Т-ра Революции и Т-ра  им.  Мейерхольда  -  М.  И.
Бабановой, М. Ф. Астангова, Д. Н. Орлова, М. М. Штрауха, Ю.  С.  Глизер,
С. А. Мартинсона, Э. П. Гарина, Театра им. МОСПС  -В.  В.  Ванина,  и  в
сценич. воплощениях артистки Камерного т-ра А. Г.Коонен, и в достижениях
учеников Ю. А. Завадского - В. П. Марецкой,  Н.  Д.  Мордвинова,  Р.  Я.
Плятта, и в деятельности крупнейших артистов т-ров  периферии  -  Б.  Ф.
Ильина и М. А. Токаревой (Свердловский драм. т-р), А. Д. Чуди-новой,  С.
Д.  Ромоданова  (Ярославский  т-р),  И.  А.  Сло-нова,  С.  М.  Муратова
(Саратовский т-р им. К. Маркса), А. В. Полякова (Воронежский т-р).
   Процесс преодоления формалистич., а  также  вуль-гарно-социологич.  и
натуралистич. тенденций, мешавших развитию социалистич. сценич.  иск-ва,
благотворно сказывался во всех областях работы т-ров,  в  частности  при
пост.  пьес  классич.  драматургии.  К  числу  новых  наиболее   значит,
сценических воплощений Островского принадлежали постановки:  "Таланты  и
поклонники" в МХАТе (1933), "На всякого  мудреца  довольно  простоты"  в

Страницы: «« « 1961   1962   1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969  1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977   1978   1979  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия