|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 » »» т-р, получивший впоследствии наз. Петровского (см. Медокса театр). В
1805 здание т-ра сгорело. В 1824 моск. труппа перешла в дом купца
Вар-гина и получила наименование Малого театра. В 1832 для петерб. т-ра
сооружается здание, названное Александрийским т-ром (в честь жены
Николая I) (см. ст. Ленинградский государственный академический театр
драмы имени А. С. Пушкина). По мере развития сети т-ров усиливалось
стремление правительства взять их под сво„ наблюдение. В 1766 была
создана Дирекция Императорских театров, в ведение к-рой перешли со
временем ведущие т-ры.
Война против наполеоновской Франции вызвала рост патриотич.
настроений и в то же время выявила с особенной очевидностью противоречия
кре-постнич. России. Мощный подъ„м революц. движения обусловил начало
утверждения в лит-ре и т-ре романтизма. Вопросы, связанные с т-ром,
обсуждались в этот период на заседаниях Вольного об-ва любителей
словесности, наук и художеств. Последователь Радищева И. П. Пнин в кн.
"Опыт о просвещении относительно к России" (1804) утверждал, что т-р
должен иметь влияние на об-во, способствовать его развитию. Огромным
успехом на сцене в нач. 19 в. пользовались трагедии Озерова ("Эдип в
Афинах", 1804, "Димитрий Донской", 1807, и др.), патриотич. по своей
направленности, содержащие нам„ки на современность. В них раскрылся
талант акт„ров Я. Е. Шушерина, Е. С. Сем„новой, А. С. Яковлева, к-рые,
преодолевая каноны классицизма, утверждали новые принципы игры,
стремились к раскрытию чувств и психологии своих героев. Большой отклик
у публики получили также трагедии Шиллера и Шекспира. Значит, место в
репертуаре т-ров занимали рус. комедии, осмеивавшие пороки дворянского
об-ва: "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807) И. А. Крылова и др.
В этот период раскрылось комедийное дарование В. Ф. Ры-калова (см.
Рыкаловы).
Новый подъ„м в развитии т-ра наступил после победы России над
Францией. Передовые писатели, связанные с революц. кружками будущих
декабристов, утверждали в качестве гл. направлений иск-ва романтизм и
реализм. Они требовали от т-ра правдивого изображения жизни, обличения
крепостничества и самодержавия, пропаганды высоких гражданских идеалов,
призывали к созданию образа героя, вступающего в борьбу с рабством и
тиранией. Передовые художники начала 20-х гг. 19 в., творчески наследуя
традиции А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, подвергали
критике эпигонский классицизм, видя в н„м проявление реакц. взглядов.
Вопросы театр. эстетики разрабатывал А. С. Пушкин. Он отстаивал в рус.
т-ре принципы подлинной народности, утверждал тему "судьбы
человеческой", "судьбы народной" в качестве гл. содержания драматургии.
Гениальными новаторскими произведениями этого периода были комедия
Грибоедова "Горе от ума" (соч. 1824, пьеса была запрещена цензурой,
пост. 1831) и трагедия Пушкина "Борис Годунов" (1825, до 1866 была также
запрещена цензурой).
В конце 10-в 20-е гг. 19 в. в сценич. иск-ве усиливается борьба разл.
направлений. Наибольшим успехом пользовалась в это время Е. С. Сем„нова
(роли в пьесах Расина, Вольтера, Лонжепьера), иск-во к-рой высоко ценили
Пушкин и будущие декабристы. Героини Сем„новой привлекали своей
искренностью, бескомпромиссностью. Большое признание в передовых кругах
получили героич. образы, созданные в 20-е гг. В. А. Каратыгиным. Среди
комедийных акт„ров этих лет выделялись И. И. Сосницкий, М. И.
Вальберхова.
Восстание декабристов в 1825 имело огромное революционизирующее
значение. Декабристы побудили А. И. Герцена развернуть революц.
пропаганду, протестовали против крепостного права и самодержавия.
Подавление восстания декабристов сопровождалось усилением реакц.
политики царского правительства. В 1826 каз„нные т-ры перешли в ведение
Министерства императорского двора. Стремясь усилить сво„ влияние на т-р,
правительство и реакц. круги вводят в 1828 дополнительную цензуру пьес в
Третьем отделении "собственной его императорского величества
канцелярии". Коллегиальное управление (Театр. комитет) заменяется в 1829
единоначалием директора, осуществляющего приказания правящих кругов.
Величайшее произв. рус. прогрессивной драматургии-"Маскарад" Лермонтова
(соч. 1835-36)-было запрещено цензурой (впервые полностью пост. в 1862 в
Малом т-ре). С трудом пробивали себе дорогу на сцену и др. выдающиеся
произв. рус. драматургии. В репертуар включались мелодрамы, лиш„нные
правды, построенные на чисто внешних эффектах. Распространение получают
пустые водевили. Широко ставятся монархич. пьесы Н. В. Кукольника, Н. А.
Полевого, П. Г. Ободовского и др. Против такого репертуара решительно
выступали представители прогрессивной общественности - В. Г. Белинский,
Н. В. Гоголь и др., утверждающие необходимость отражения в т-ре правды
жизни, обращения к важнейшим проблемам современности. Деятельность В. Г.
Белинского, активно отстаивавшего обществ, значение т-ра, сценич.
принципы революц. романтизма и реализма, оказала решающее значение на
развитие театр. иск-ва. Пост. новаторской социальной комедии Гоголя
"Ревизор" (1836) стала крупнейшим обществ, и театр. событием и вместе с
тем вызвала злобные нападки реакционеров. Большое значение для развития
реализма в Р. т. имели теоретич. взгляды Гоголя на драматургию и т-р.
Гоголь отстаивал новый для своего времени принцип спектакля как единого
целого, как ансамбля, объедин„нного общим идейным замыслом пьесы. В
иск-ве акт„ра он искал жизненной правды и в то же время умения "поймать
общечеловеческое выражение роли...". В труппе Малого т-ра
сосредоточиваются выдающиеся акт„ры демократич. направления во главе с
П. С. Мочаловым и М. С. Щепкиным. Герои Мочалова - крупнейшего
представителя революц. романтизма в акт„рском иск-ве - обличали
существующий строй. Играя роли Фердинанда (1829), Карла Моора (1828),
Мочалов создавал образы людей, смело вступающих в борьбу со злом. Особое
значение имело исполнение Мочаловым роли Гамлета (1837), вызвавшее
восторженный отзыв В. Г. Белинского (",, Гам-лет", драма Шекспира.
Мочалов в роли Гамлета", 1838). Трагедию обманутого доверия раскрывал
акт„р в ролях Отелло (1838) и Короля Лира (1839). Основоположником
реализма в рус. сценич. иск-ве был М. С. Щепкин. В реалистич., сатирич.
образах Фамусова (1831) и Городничего (1836) он выражал протест
демократич. общественности против тех, кто возглавлял и поддерживал
крепостнич. Россию. Используя средства "толкующего комизма", Щепкин
обращался к гротеску. В то же время он находил точные бытовые детали,
создавал типич. характеры в типич. обстоятельствах. С подлинным
гуманизмом Щепкин воплощал образы "маленьких" людей, раскрывая в них
чувство собственного достоинства, силу воли, гордость (Мошкин -
"Холостяк", 1849, Кузовкин - "Нахлебник", 1862, Тургенева). Великолепный
Страницы: «« « 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |