Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1955   1956   1957   1958   1959   1960   1961   1962   1963  1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971   1972   1973  » »»

т-р, получивший впоследствии наз. Петровского  (см.  Медокса  театр).  В
1805 здание т-ра сгорело. В  1824  моск.  труппа  перешла  в  дом  купца
Вар-гина и получила наименование Малого театра. В 1832 для петерб.  т-ра
сооружается  здание,  названное  Александрийским  т-ром  (в  честь  жены
Николая I) (см. ст. Ленинградский  государственный  академический  театр
драмы имени А. С. Пушкина). По  мере  развития  сети  т-ров  усиливалось
стремление правительства взять их  под  сво„  наблюдение.  В  1766  была
создана Дирекция Императорских  театров,  в  ведение  к-рой  перешли  со
временем ведущие т-ры.
   Война  против  наполеоновской   Франции   вызвала   рост   патриотич.
настроений и в то же время выявила с особенной очевидностью противоречия
кре-постнич. России. Мощный подъ„м революц.  движения  обусловил  начало
утверждения в лит-ре и т-ре  романтизма.  Вопросы,  связанные  с  т-ром,
обсуждались  в  этот  период  на  заседаниях  Вольного  об-ва  любителей
словесности, наук и художеств. Последователь Радищева И. П. Пнин  в  кн.
"Опыт о просвещении относительно к России"  (1804)  утверждал,  что  т-р
должен иметь влияние на об-во,  способствовать  его  развитию.  Огромным
успехом на сцене в нач. 19 в. пользовались  трагедии  Озерова  ("Эдип  в
Афинах", 1804, "Димитрий Донской", 1807, и  др.),  патриотич.  по  своей
направленности, содержащие нам„ки  на  современность.  В  них  раскрылся
талант акт„ров Я. Е. Шушерина, Е. С. Сем„новой, А. С.  Яковлева,  к-рые,
преодолевая  каноны  классицизма,  утверждали   новые   принципы   игры,
стремились к раскрытию чувств и психологии своих героев. Большой  отклик
у публики получили также трагедии Шиллера и Шекспира.  Значит,  место  в
репертуаре т-ров занимали рус. комедии, осмеивавшие  пороки  дворянского
об-ва: "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807) И. А. Крылова и  др.
В этот период раскрылось  комедийное  дарование  В.  Ф.  Ры-калова  (см.
Рыкаловы).
   Новый подъ„м  в  развитии  т-ра  наступил  после  победы  России  над
Францией. Передовые писатели,  связанные  с  революц.  кружками  будущих
декабристов, утверждали в качестве гл. направлений  иск-ва  романтизм  и
реализм. Они требовали от т-ра правдивого изображения  жизни,  обличения
крепостничества и самодержавия, пропаганды высоких гражданских  идеалов,
призывали к созданию образа героя, вступающего в  борьбу  с  рабством  и
тиранией. Передовые художники начала 20-х гг. 19 в., творчески  наследуя
традиции А. Н. Радищева, Н. И. Новикова,  Д.  И.  Фонвизина,  подвергали
критике эпигонский классицизм, видя в н„м  проявление  реакц.  взглядов.
Вопросы театр. эстетики разрабатывал А. С. Пушкин. Он отстаивал  в  рус.
т-ре   принципы   подлинной   народности,   утверждал    тему    "судьбы
человеческой", "судьбы народной" в качестве гл. содержания  драматургии.
Гениальными  новаторскими  произведениями  этого  периода  были  комедия
Грибоедова "Горе от ума" (соч.  1824,  пьеса  была  запрещена  цензурой,
пост. 1831) и трагедия Пушкина "Борис Годунов" (1825, до 1866 была также
запрещена цензурой).
   В конце 10-в 20-е гг. 19 в. в сценич. иск-ве усиливается борьба разл.
направлений. Наибольшим успехом пользовалась в это время Е. С.  Сем„нова
(роли в пьесах Расина, Вольтера, Лонжепьера), иск-во к-рой высоко ценили
Пушкин  и  будущие  декабристы.  Героини  Сем„новой   привлекали   своей
искренностью, бескомпромиссностью. Большое признание в передовых  кругах
получили героич. образы, созданные в 20-е гг. В. А.  Каратыгиным.  Среди
комедийных  акт„ров  этих  лет  выделялись  И.  И.  Сосницкий,   М.   И.
Вальберхова.
   Восстание  декабристов  в  1825  имело  огромное  революционизирующее
значение.  Декабристы  побудили  А.  И.  Герцена   развернуть   революц.
пропаганду,  протестовали  против  крепостного  права  и   самодержавия.
Подавление  восстания  декабристов   сопровождалось   усилением   реакц.
политики царского правительства. В 1826 каз„нные т-ры перешли в  ведение
Министерства императорского двора. Стремясь усилить сво„ влияние на т-р,
правительство и реакц. круги вводят в 1828 дополнительную цензуру пьес в
Третьем   отделении   "собственной   его    императорского    величества
канцелярии". Коллегиальное управление (Театр. комитет) заменяется в 1829
единоначалием директора,  осуществляющего  приказания  правящих  кругов.
Величайшее произв. рус. прогрессивной драматургии-"Маскарад"  Лермонтова
(соч. 1835-36)-было запрещено цензурой (впервые полностью пост. в 1862 в
Малом т-ре). С трудом пробивали себе дорогу на сцену  и  др.  выдающиеся
произв. рус. драматургии. В  репертуар  включались  мелодрамы,  лиш„нные
правды, построенные на чисто внешних эффектах. Распространение  получают
пустые водевили. Широко ставятся монархич. пьесы Н. В. Кукольника, Н. А.
Полевого, П. Г. Ободовского и др. Против  такого  репертуара  решительно
выступали представители прогрессивной общественности - В. Г.  Белинский,
Н. В. Гоголь и др., утверждающие необходимость отражения в  т-ре  правды
жизни, обращения к важнейшим проблемам современности. Деятельность В. Г.
Белинского,  активно  отстаивавшего  обществ,  значение  т-ра,   сценич.
принципы революц. романтизма и реализма, оказала  решающее  значение  на
развитие театр. иск-ва.  Пост.  новаторской  социальной  комедии  Гоголя
"Ревизор" (1836) стала крупнейшим обществ, и театр. событием и вместе  с
тем вызвала злобные нападки реакционеров. Большое значение для  развития
реализма в Р. т. имели теоретич. взгляды Гоголя на  драматургию  и  т-р.
Гоголь отстаивал новый для своего времени принцип спектакля как  единого
целого, как ансамбля, объедин„нного  общим  идейным  замыслом  пьесы.  В
иск-ве акт„ра он искал жизненной правды и в то же время умения  "поймать
общечеловеческое   выражение   роли...".   В    труппе    Малого    т-ра
сосредоточиваются выдающиеся акт„ры демократич. направления во  главе  с
П.  С.  Мочаловым  и  М.  С.  Щепкиным.  Герои  Мочалова  -  крупнейшего
представителя  революц.  романтизма  в  акт„рском  иск-ве   -   обличали
существующий строй. Играя роли Фердинанда (1829),  Карла  Моора  (1828),
Мочалов создавал образы людей, смело вступающих в борьбу со злом. Особое
значение имело  исполнение  Мочаловым  роли  Гамлета  (1837),  вызвавшее
восторженный отзыв В.  Г.  Белинского  (",,  Гам-лет",  драма  Шекспира.
Мочалов в роли Гамлета", 1838). Трагедию  обманутого  доверия  раскрывал
акт„р в ролях Отелло  (1838)  и  Короля  Лира  (1839).  Основоположником
реализма в рус. сценич. иск-ве был М. С. Щепкин. В реалистич.,  сатирич.
образах  Фамусова  (1831)  и  Городничего  (1836)  он  выражал   протест
демократич. общественности против  тех,  кто  возглавлял  и  поддерживал
крепостнич. Россию.  Используя  средства  "толкующего  комизма",  Щепкин
обращался к гротеску. В то же время он находил  точные  бытовые  детали,
создавал  типич.  характеры  в  типич.  обстоятельствах.   С   подлинным
гуманизмом Щепкин воплощал образы "маленьких"  людей,  раскрывая  в  них
чувство  собственного  достоинства,  силу  воли,  гордость   (Мошкин   -
"Холостяк", 1849, Кузовкин - "Нахлебник", 1862, Тургенева). Великолепный

Страницы: «« « 1955   1956   1957   1958   1959   1960   1961   1962   1963  1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971   1972   1973  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия