|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 » »» Сухово-Кобылин. Его трилогия ("Свадьба Кречинского", 1855; "Дело", соч.
1861, пост. 1882; "Смерть Тарел-кина", соч. 1869, пост. 1900)
разоблачает гнилостность бюрократич. системы, продажность, жестокую
тупость царского суда и полиции. В традициях Гоголя писал свои
сатирические пьесы, проникнутые сарказмом, беспощадной иронией,
революционный демократ М'. Е. Салтыков-Щедрин ("Смерть Пазухина", соч.
1857, пост. 1889, и "Тени", соч. 1865, пост. 1914). В 50-60-х гг. возрос
интерес к народному быту. Пьесы из жизни деревни, в к-рых отразились
народнические настроения, писал А. А. Потехин ("Суд людской - не божий",
1854; "Шуба овечья - душа человечья", 1854; "Чужое добро впрок не ид„т",
1855). Большим успехом пользовалась драма А. Ф. Писемского "Горькая
судьбина" (соч. 1859, пост. 1863), правдиво изображавшая тяжкую жизнь
крестьян. События 60-х гг.-крестьянские волнения, революц.-де-мократич.
движение, жестокие репрессии правительства-вызвали повышенный интерес к
историч. теме, связанной с мыслями о прошлом и будущем России. Появились
пьесы "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (2-я ред. 1866), "Воевода, или Сон
на Волге" (1865) Островского; "Царская невеста" (1849) и "Псковитянка"
(соч. 1859, пост. 1888) Л. А. Мея, послужившие в дальнейшем основой для
либретто опер Н.А. Римского-Корсакова. К лучшим историч. драмам этого
периода принадлежит трилогия А. К. Толстого: "Смерть Иоанна Грозного"
(1867), "Царь Ф„дор Иоаннович" (соч. 1868, пост. 1898) и "Царь Борис"
(соч. 1870'пост. 1881), отличающаяся психологически тонко очерченными
характерами, выразительностью языка. Идеализируя домос-ковскую
феодальную Русь, А. К. Толстой в то же вре-ия осуждал деспотизм и
самовластие. Идеализация патриархальной старины характерна и для пьес Д.
В. Аверкиева ("Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве...", 1868,
"Каширская старина", 1871).
Время "разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции"
(Ленин В. И.), цензурного гн„та и победоносцевских запретительных мер
было тяж„лым для литературы и т-ра. Эпоха "безвременья" выразилась в
росте обывательских настроений, поверхностного либерализма, проповеди
"малых дел". В это время обострились классовые противоречия, отч„тливее
определилась хищническая сущность капитализма. Преступления, вызванные
жаждой наживы, были обрисованы в злободневных бытовых мелодрамах Н. А.
Потехина ("Злоба дня", 1874, "М„ртвая петля", 1875, "Нищие духом", 1879)
и др. В 60- 80-е гг. 19 в. появилось множество пьес с умело построенной
интригой, эффектными ситуациями, лиш„нных, однако, значительного
обществ, содержания. Авторы этих пьес заимствовали при„мы и образы из
модного тогда зап.-европ. репертуара, "перекладывая" их на рус. нравы.
Таковы мнимо-обличительные пьесы В. А. Дьяченко ("Институтка", "Светские
ширмы", "Гуверн„р", "Скрытое преступление", "Закинутые тенета" и др.),
развлекательные адюльтерные пьесы В. А. Крылова ("Шалость", "В осадном
положении", "Призраки счастья", "Сорванец", "Разлад" и др.),
поверхностно-псих ологич., дал„кие от серь„зных проблем,
эффектно-чувствительные драмы И. В. Шпажинского ("Простая история", "Сам
себе враг", "Водоворот", "Жертва", Рвачи" и Др.), М. И. Чайковского
("Симфония", "Предрассудки") и др.
В начале 20 в. традициям Островского пытался следовать С. А. Найд„нов
("Дети Ванюшина", 1901, "Авдотьина жизнь", 1904). Успехом пользовалась
его пьеса "Дети Ванюшина", где изображено убожество мещанско-купеческой
среды. В конце 19- нач. 20 вв. появились пьесы А. И. Сумбатова-Южина,
отличающиеся выпуклыми характерами, умело построенной интригой ("Старый
закал", 1895, "Джентльмен", 1897, "Измена", 1903). Пьесы Вл. И.
Немировича-Данченко поев. актуальным вопросам; в них обрисована жизнь
рус. интеллигенции ("Последняя воля", 1888, "Новое дело", 1890,
"Золото", 1895, "Цена жизни", 1896). Революц. настроения эпохи
отразились в ранних пьесах Е. Н. Чирикова ("Евреи", 1904, "Мужики",
1907).
Важнейшим звеном в развитии Р. д. явились пьесы Л. Н. Толстого.
Пороки общества, утверждение гума-нистич. принципов находят в его
драматургии социально-философское раскрытие. Подлинно нар. произв.,
связанным с осн. мотивами творчества великого писателя, является пьеса
"Власть тьмы" (соч. 1886, пост. 1895). С огромной силой и
прозорливостью, жестокой правдивостью обрисовал Толстой процесс
капитализации деревни, трагич. последствия внедрения в крестьянский быт
собственнических отношений. Паразитизм дворян, никч„мность и духовная
нищета "золотой молод„жи", пустословие буржуазных псевдоуч„ных
беспощадно осмеяны Толстым в комедии "Плоды просвещения" (1891).
Лицемерие, фальшь совр. об-ва, лживые законы "света", судопроизводства
раскрыты в пьесе "Живой труп" (соч. 1900, пост. 1911). Скрытые
побуждения, истинные мотивы поступков героев беспощадно обнаружены в
этом произв. с помощью толстовского "трезвого реализма" (Ленин В. И.).
Эти особенности драматургии Толстого явились новым шагом в развитии
социально-психологич. драмы на рубеже 20 в., получившей выражение в
творчестве А. П. Чехова. Драматургия Чехова, вобравшая в себя завоевания
рус. реализма, представляет собой вместе с тем своеобразный, новаторский
этап в развитии Р. д. После жизнерадостных одноактных пьес и водевилей
("Медведь", 1888, "Предложение", 1888, "Свадьба", 1889, "Юбилей", 1891)
Чехов обратился к важнейшим проблемам современности. Духовное
банкротство либеральной интеллигенции в пору политич. реакции и
безвременья 80-х гг. 19 в. передано в драме "Иванов" (1887). Мысли
писателя о судьбах рус. иск-ва, о назначении художника, о нравственном
долге перед собою и людьми запечатлены в пьесе "Чайка" (1896). В этом
произв. Чехов воплотил новое, более сложное, глубокое и совр. понимание
художеств. правды и сценичности, создав драму нового типа. Конфликт в
"Чайке" строится на социальной основе, к-рая мешает свободному развитию
личности - материальной и духовной свободе людей. В чеховских пьесах
впервые в истории Р. д. пейзаж, обстановка стали компонентами действия,
создающими определ„нную атмосферу, раскрывающими замысел автора,
освещающими внутр. мир каждого персонажа. Чехов показал поэтичное в
будничном, повседневном, неприметном. Истинный, скрытый замысел
происходящего внезапно открывается в обыденных словах, случайных
репликах (этот при„м вскоре получит наименование "подтекста",
"подводного течения" роли и действия). Пьеса "Дядя Ваня" (1897),
показывающая жизнь рус. интеллигенции, жаждущей разумного, творч. труда,
драму напрасно прожитой жизни, также построена на сложных переплетениях
диалога, иносказаниях, подтекстах. В пьесе "Три сестры" (1901) звучит
протест против пошлости, мещанства, обывательской самоуспокоенности,
созданы образы людей (сестры Прозоровы, полковник Вершинин), верящих в
будущее счастье человечества. В преддверии общественного подъ„ма,
Страницы: «« « 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |