Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1948   1949   1950   1951   1952   1953   1954   1955   1956  1957   1958   1959   1960   1961   1962   1963   1964   1965   1966  » »»

Сухово-Кобылин. Его трилогия ("Свадьба Кречинского", 1855; "Дело",  соч.
1861,  пост.  1882;  "Смерть  Тарел-кина",  соч.   1869,   пост.   1900)
разоблачает  гнилостность  бюрократич.  системы,  продажность,  жестокую
тупость  царского  суда  и  полиции.  В  традициях  Гоголя  писал   свои
сатирические  пьесы,   проникнутые   сарказмом,   беспощадной   иронией,
революционный демократ М'. Е. Салтыков-Щедрин ("Смерть  Пазухина",  соч.
1857, пост. 1889, и "Тени", соч. 1865, пост. 1914). В 50-60-х гг. возрос
интерес к народному быту. Пьесы из жизни  деревни,  в  к-рых  отразились
народнические настроения, писал А. А. Потехин ("Суд людской - не божий",
1854; "Шуба овечья - душа человечья", 1854; "Чужое добро впрок не ид„т",
1855). Большим успехом пользовалась  драма  А.  Ф.  Писемского  "Горькая
судьбина" (соч. 1859, пост. 1863), правдиво  изображавшая  тяжкую  жизнь
крестьян. События 60-х гг.-крестьянские волнения,  революц.-де-мократич.
движение, жестокие репрессии правительства-вызвали повышенный интерес  к
историч. теме, связанной с мыслями о прошлом и будущем России. Появились
пьесы "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (2-я ред. 1866), "Воевода, или Сон
на Волге" (1865) Островского; "Царская невеста" (1849)  и  "Псковитянка"
(соч. 1859, пост. 1888) Л. А. Мея, послужившие в дальнейшем основой  для
либретто опер Н.А. Римского-Корсакова. К лучшим  историч.  драмам  этого
периода принадлежит трилогия А. К. Толстого:  "Смерть  Иоанна  Грозного"
(1867), "Царь Ф„дор Иоаннович" (соч. 1868, пост. 1898)  и  "Царь  Борис"
(соч. 1870'пост. 1881), отличающаяся  психологически  тонко  очерченными
характерами,   выразительностью   языка.    Идеализируя    домос-ковскую
феодальную Русь, А. К. Толстой  в  то  же  вре-ия  осуждал  деспотизм  и
самовластие. Идеализация патриархальной старины характерна и для пьес Д.
В. Аверкиева ("Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве...",  1868,
"Каширская старина", 1871).
   Время "разнузданной, невероятно  бессмысленной  и  зверской  реакции"
(Ленин В. И.), цензурного гн„та и  победоносцевских  запретительных  мер
было тяж„лым для литературы и т-ра.  Эпоха  "безвременья"  выразилась  в
росте обывательских настроений,  поверхностного  либерализма,  проповеди
"малых дел". В это время обострились классовые противоречия,  отч„тливее
определилась хищническая сущность капитализма.  Преступления,  вызванные
жаждой наживы, были обрисованы в злободневных бытовых мелодрамах  Н.  А.
Потехина ("Злоба дня", 1874, "М„ртвая петля", 1875, "Нищие духом", 1879)
и др. В 60- 80-е гг. 19 в. появилось множество пьес с умело  построенной
интригой,  эффектными  ситуациями,   лиш„нных,   однако,   значительного
обществ, содержания. Авторы этих пьес заимствовали при„мы  и  образы  из
модного тогда зап.-европ. репертуара, "перекладывая" их на  рус.  нравы.
Таковы мнимо-обличительные пьесы В. А. Дьяченко ("Институтка", "Светские
ширмы", "Гуверн„р", "Скрытое преступление", "Закинутые тенета"  и  др.),
развлекательные адюльтерные пьесы В. А. Крылова ("Шалость",  "В  осадном
положении",   "Призраки   счастья",   "Сорванец",   "Разлад"   и   др.),
поверхностно-псих    ологич.,    дал„кие    от    серь„зных     проблем,
эффектно-чувствительные драмы И. В. Шпажинского ("Простая история", "Сам
себе враг", "Водоворот", "Жертва", Рвачи"  и  Др.),  М.  И.  Чайковского
("Симфония", "Предрассудки") и др.
   В начале 20 в. традициям Островского пытался следовать С. А. Найд„нов
("Дети Ванюшина", 1901, "Авдотьина жизнь", 1904).  Успехом  пользовалась
его пьеса "Дети Ванюшина", где изображено убожество  мещанско-купеческой
среды. В конце 19- нач. 20 вв. появились пьесы  А.  И.  Сумбатова-Южина,
отличающиеся выпуклыми характерами, умело построенной интригой  ("Старый
закал",  1895,  "Джентльмен",  1897,  "Измена",  1903).  Пьесы  Вл.   И.
Немировича-Данченко поев. актуальным вопросам; в  них  обрисована  жизнь
рус.  интеллигенции  ("Последняя  воля",  1888,  "Новое   дело",   1890,
"Золото",  1895,  "Цена  жизни",  1896).   Революц.   настроения   эпохи
отразились в ранних пьесах Е.  Н.  Чирикова  ("Евреи",  1904,  "Мужики",
1907).
   Важнейшим звеном в развитии Р.  д.  явились  пьесы  Л.  Н.  Толстого.
Пороки  общества,  утверждение  гума-нистич.  принципов  находят  в  его
драматургии  социально-философское  раскрытие.  Подлинно  нар.  произв.,
связанным с осн. мотивами творчества великого писателя,  является  пьеса
"Власть  тьмы"  (соч.  1886,   пост.   1895).   С   огромной   силой   и
прозорливостью,  жестокой   правдивостью   обрисовал   Толстой   процесс
капитализации деревни, трагич. последствия внедрения в крестьянский  быт
собственнических отношений. Паразитизм дворян,  никч„мность  и  духовная
нищета   "золотой   молод„жи",   пустословие   буржуазных   псевдоуч„ных
беспощадно  осмеяны  Толстым  в  комедии  "Плоды  просвещения"   (1891).
Лицемерие, фальшь совр. об-ва, лживые законы  "света",  судопроизводства
раскрыты  в  пьесе  "Живой  труп"  (соч.  1900,  пост.  1911).   Скрытые
побуждения, истинные мотивы поступков  героев  беспощадно  обнаружены  в
этом произв. с помощью толстовского "трезвого реализма" (Ленин  В.  И.).
Эти особенности драматургии Толстого  явились  новым  шагом  в  развитии
социально-психологич. драмы на рубеже  20  в.,  получившей  выражение  в
творчестве А. П. Чехова. Драматургия Чехова, вобравшая в себя завоевания
рус. реализма, представляет собой вместе с тем своеобразный, новаторский
этап в развитии Р. д. После жизнерадостных одноактных пьес  и  водевилей
("Медведь", 1888, "Предложение", 1888, "Свадьба", 1889, "Юбилей",  1891)
Чехов  обратился   к   важнейшим   проблемам   современности.   Духовное
банкротство  либеральной  интеллигенции  в  пору  политич.   реакции   и
безвременья 80-х гг. 19 в.  передано  в  драме  "Иванов"  (1887).  Мысли
писателя о судьбах рус. иск-ва, о назначении художника,  о  нравственном
долге перед собою и людьми запечатлены в пьесе "Чайка"  (1896).  В  этом
произв. Чехов воплотил новое, более сложное, глубокое и совр.  понимание
художеств. правды и сценичности, создав драму нового  типа.  Конфликт  в
"Чайке" строится на социальной основе, к-рая мешает свободному  развитию
личности - материальной и духовной свободе  людей.  В  чеховских  пьесах
впервые в истории Р. д. пейзаж, обстановка стали компонентами  действия,
создающими  определ„нную  атмосферу,   раскрывающими   замысел   автора,
освещающими внутр. мир каждого  персонажа.  Чехов  показал  поэтичное  в
будничном,  повседневном,   неприметном.   Истинный,   скрытый   замысел
происходящего  внезапно  открывается  в  обыденных   словах,   случайных
репликах  (этот   при„м   вскоре   получит   наименование   "подтекста",
"подводного  течения"  роли  и  действия).  Пьеса  "Дядя  Ваня"  (1897),
показывающая жизнь рус. интеллигенции, жаждущей разумного, творч. труда,
драму напрасно прожитой жизни, также построена на сложных  переплетениях
диалога, иносказаниях, подтекстах. В пьесе "Три  сестры"  (1901)  звучит
протест против  пошлости,  мещанства,  обывательской  самоуспокоенности,
созданы образы людей (сестры Прозоровы, полковник Вершинин),  верящих  в
будущее  счастье  человечества.  В  преддверии  общественного   подъ„ма,

Страницы: «« « 1948   1949   1950   1951   1952   1953   1954   1955   1956  1957   1958   1959   1960   1961   1962   1963   1964   1965   1966  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия