Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1952   1953   1954   1955   1956   1957   1958   1959   1960  1961   1962   1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970  » »»

Софронов, Глоба - Лариков, Марья Николаевна  -  Грановская),  Новый  т-р
(премьера в Хабаровске, реж. Сушкевич),  Т-р  им.  Ленинского  комсомола
(премьера в Северодвинске; реж. Чежегов); Т-р им. Вахтангова (премьера в
Омске, реж. Дикий, худ. Рындин; СафоновА. Абрикосов,  Марфа  Петровна  -
Русинова, Васин - Тол-чанов, Глеба  -  Горюнов,  Харитонов  -  Тутышкин,
Марья  Николаевна  -  Е.  Алексеева),  Т-р  им.  Моссовета  (премьера  в
Алма-Ате, реж. Завадский, худ. Виноградов); Саратовский  т-р  им.  Карла
Маркса; Т-р им. Грибоедова и мн. др. 12 сент. 1943 "Р.  л."  пост.  МХАТ
(худ. рук. пост. Хмел„в, реж. Станицын и Кнебель, худ. Дмитриев; Сафонов
- Добронравов, Васин - В. Орлов, Глоба  -  Грибов,  Харитонов  -  Яншин,
Марья Николаевна - Еланская). Пьеса ставилась и в последующие годы:  Т-р
им. Горького, Ростов-на-Дону (1944), Каунасский  т-р  (1945),  Полесский
т-р (1947), Новгородский т-р (1948), Корейский т-р,  Уш-Тюбе,  Каз.  ССР
(1951), Харьковский рус. т-р (1954), Моск. т-р драмы и  комедии  (1957),
Таганрогский т-р им. Чехова (1958), Читинский т-р  (1958),  Рус.  т-р  в
Алма-Ате, Т-р им. Янки Ку-палы. Свердловский ТЮЗ (все в 1963) и др.
   Пост. за рубежом: "Гилд-тиэтр", Нью-Йорк и Вашингтон (1942), Т-р "Олд
Вик", Лондон (1943), Литл тиэтр, Хайбю-ри (1945), будапештский Нац.  т-р
и корейский Нац. т-р им. 1 марта, Пхеньян (1946) и др.
   Издания: первая публикация - "Знамя", 1942, .ј5; из последующих изд.:
Симонов К., Пьесы, М., 1954; из пер. на яз. нар. СССР: татарском-пер. Г.
Мусре-пова, Алма-Ата, [1942]; коми - пер. Я. М. Рочева, Сыктывкар, 1943;
чувашском - К. Турхана, Чебоксары, 1943; лат. - М. Иве, Рига, 1944; лит.
-В. Гира, Каунас, 1947; фин. - Л. Хелло, Петрозаводск, 1947, и мн. др.
   А. Шн. "РУССКИЕ СЕЗОНЫ ЗА ГРАНИЦЕЙ" -  ежегодные  театр.  выступления
рус. оперы и балета в нач. 20 в. в Париже (с 1908) и Лондоне  (с  1912),
организованные С. П. Дягилевым. "Сезоны" широко  поддерживались  кругами
рус. художеств. интеллигенции ("Мир искусства", муз. Беляевский кружок и
др.). Гастрольная труппа формировалась из  числа  артистов  Мариинского,
Большого т-ров и частной оперы С. И. Зимина. Проводились в летнее время,
сразу же после окончания зимнего театр. сезона. Выступления проходили  в
Париже в т-рах "Гранд-Опера" (1908, 1910, 1914),  "Шатле"  (1909,  1911,
1912),  "Т-ре   Елисейских   полей"   (1913);   в   Лондоне   в   т-рах:
"Ковент-Гарден" (1912), "Друри-Лейн" (1913, 1914). Начало "Сезонов" было
положено "Пятью концертами рус. музыки", состоявшимися в 1907  в  Париже
при участии Н. А.  Рим-ского-Корсакова,  Ф.  И.  Шаляпина  и  др.,  хора
Большого т-ра. В 1908 в Париже  была  показана  опера  "Борис  Годунов",
среди исполнителей к-рой были Шаляпин, А. А. Алчевский, Д.  А.  Смирнов.
Опера шла в редакции Римского-Корсакова, реж. А. А. Санин, дириж„р Ф. М.
Блуменфельд, худ. А. Я. Головин, А. Н. Бе-нуа, И. Я. Билибин. В  1909  в
Париж были привезены: опера  "Псковитянка"  с  участием  Шаляпина  (реж.
Санин, дириж„р Купер, худ. Головин и Н. К. Рерих),  по  одному  акту  из
опер "Руслан и Людмила" (худ. К. А. Коровин), "Юдифь" Серова (худ. В. А.
Серов и  Коровин),  "Князь  Игорь"  ("Половецкие  пляски",  худ.  Рерих,
балетм. М. М. Фокин). "Сезон" 1909  был  первым  балетным  "Сезоном",  в
к-ром, помимо "Половецких  плясок",  были  показаны  одноактные  балеты,
пост. Фокиным: "Павильон Армиды" Н. Черепнина (худ.  Бенуа),  "Сильфиды"
("Шопениана") в инструментовке А. К. Глазунова,  А.  К.  Лядова,  С.  И.
Танеева, Н. А. Соколова, И. Ф. Стравинского (худ. Бенуа);
   "Клеопатра"   ("Египетские   ночи")   Аренского,   дополненная   муз.
Римского-Корсакова,  Глинки,  Глазунова,   Мусоргского   (худ.   Бакст);
дивертисмент "Пир", состоящий из танц. номеров опер  и  балетов  Глинки,
Мусоргского, Римского-Корсакова, Глазунова, Чайковского, в пост.  Н.  О.
Гольца, Л. И. Иванова, М. И.  Петипа  и  Фокина  (худ.  Коровин,  Бакст,
Билибин). Как эти, так и дальнейшие  пост.  Фокина  для  "Сезонов"  были
новаторскими, они  способствовали  дальнейшему  развитию  совр.  рус.  и
зарубежного балетного т-ра. В балетных спектаклях принимали  участие  А.
П. Павлова, В. Ф. Нижинский, С. В. Ф„дорова,  Т.  П.  Карсавина,  А.  Д.
Булгаков и др. "Сезоны" 1907-09 познакомили зап.-европ. зрителя с творч.
достижениями рус. музыки, оперного и балетного  т-ра.  С  1910  "Сезоны"
проходили без  участия  оперы.  Были  показаны  балеты,  пост.  Фокиным:
"Карнавал"  в  инструментовке  Глазунова,  Лядова,   Римского-Корсакова,
Черепнина,  Аренского  и  др.  (худ.  Бакст),  "Жизель"  (худ.   Бенуа),
"Шехеразада"  (худ.  Бакст,  Серов,  Б.  И.   Анис-фельд);   "Жар-Птица"
Стравинского  (худ.  Головин).  В  1909  Павлова   покидает   антрепризу
Дягилева, затем  уходит  Е.  В.  Гельцер.  Постоянная  балетная  труппа,
организованная  Дягилевым   в   1911,   начинает   пополняться   иностр.
танцовщиками, постепенно теряет свой  нац.  характер  и  деградирует.  В
репертуар "Сезонов" 1911-14 входили балеты,  пост.  Фокиным:  "Петрушка"
Стравинского и "Видение Розы" Вебера (оба в 1911, худ. Бакст),  "Тамара"
Балакирева, "Дафнис и Хлоя" Равеля, "Голубой бог" Гана (все в 1912, худ.
Бакст), "Легенда об Иосифе" Р.  Штрауса  (худ.  Ж.  М.  Серт  и  Бакст),
"Мидас" ("Метаморфозы") Штейнберга (худ. Добужинский, оба в 1914); пост.
Нижинским, в к-рых преобладали модернистич. тенденции - элементы эротики
("Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси, 1912,  худ.  Бакст),  стилизации
("Весна священная" Стравинского, 1913, худ. Рерих), спортивные  движения
("Игры" Дебюсси, 1913, худ. Бакст);  пост.  Б.  Г.  Романовым  "Трагедия
Саломеи" Шмитта (1913, худ. Судейкин). Творч.  противоречия  дягилевской
антрепризы сказались при введении  в  репертуар  таких  спектаклей,  как
"Подводное царство" из оперы "Садко" (1911, балетмейстер Фокин, художник
Анисфельд), "Лебединое озеро" (1911, балетм. А. А. Горский, худ. Коровин
и  Головин),  "Бабочки"  Шумана  (1914,  аранжировка  Б.  В.   Асафьева,
инструментовка Черепнина, балетм.  Фокин,  худ.  Добужинский  и  Бакст).
Меньшее влияние  модернизма  проявилось  в  оперном  репертуаре  1913-14
благодаря участию Шаляпина. В 1913 в Париже и Лондоне была возобн. опера
"Борис Годунов" (с Шаляпиным и В. П. Дамаевым, худ. К. Ф. Юон  и  Бакст,
костюмы Билибина), затем впервые показана опера "Хованщина"  в  редакции
Римского-Корсакова (реж. Санин, дириж„р Купер, худ. Ф.  Ф.  Федоровский,
балетм. А. Р. Больм); в Лондоне впервые пост.  "Псковитянка"  (1909).  В
1914 в Париже и  Лондоне  вновь  исполнялась  опера  "Борис  Годунов"  с
Шаляпиным и М. А. Алчевским; в Лондоне полностью исполнена опера  "Князь
Игорь" (реж. Санин, дириж„р Э. А. Купер, худ. Рерих, балетм.  Фокин).  В
1914  пост.  опера-балет   "Соловей"   Стравинского   (худ.   Бенуа)   и
переделанный в оперу-балет "Золотой петушок" (худ. Н. Н. Гончаров),  где
одни и те же роли  исполняли  одновременно  певцы  и  танцовщики.  После
начала первой мировой войны Дягилев переводит свою антрепризу в  США,  в
сезоны 1915-16, 1916-17 балетная труппа выступает в  Нью-Йорке.  В  1917
труппа распалась. Большая часть танцовщиков осталась в  США.  Вернувшись
В.Европу, Дягилев совм. с Э.  Чеккетти  создал  новую  труппу,  в  к-рой
наряду с рус. эмигрантами выступали англ.  танцовщики  под  вымышленными

Страницы: «« « 1952   1953   1954   1955   1956   1957   1958   1959   1960  1961   1962   1963   1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия