|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 » »» Софронов, Глоба - Лариков, Марья Николаевна - Грановская), Новый т-р
(премьера в Хабаровске, реж. Сушкевич), Т-р им. Ленинского комсомола
(премьера в Северодвинске; реж. Чежегов); Т-р им. Вахтангова (премьера в
Омске, реж. Дикий, худ. Рындин; СафоновА. Абрикосов, Марфа Петровна -
Русинова, Васин - Тол-чанов, Глеба - Горюнов, Харитонов - Тутышкин,
Марья Николаевна - Е. Алексеева), Т-р им. Моссовета (премьера в
Алма-Ате, реж. Завадский, худ. Виноградов); Саратовский т-р им. Карла
Маркса; Т-р им. Грибоедова и мн. др. 12 сент. 1943 "Р. л." пост. МХАТ
(худ. рук. пост. Хмел„в, реж. Станицын и Кнебель, худ. Дмитриев; Сафонов
- Добронравов, Васин - В. Орлов, Глоба - Грибов, Харитонов - Яншин,
Марья Николаевна - Еланская). Пьеса ставилась и в последующие годы: Т-р
им. Горького, Ростов-на-Дону (1944), Каунасский т-р (1945), Полесский
т-р (1947), Новгородский т-р (1948), Корейский т-р, Уш-Тюбе, Каз. ССР
(1951), Харьковский рус. т-р (1954), Моск. т-р драмы и комедии (1957),
Таганрогский т-р им. Чехова (1958), Читинский т-р (1958), Рус. т-р в
Алма-Ате, Т-р им. Янки Ку-палы. Свердловский ТЮЗ (все в 1963) и др.
Пост. за рубежом: "Гилд-тиэтр", Нью-Йорк и Вашингтон (1942), Т-р "Олд
Вик", Лондон (1943), Литл тиэтр, Хайбю-ри (1945), будапештский Нац. т-р
и корейский Нац. т-р им. 1 марта, Пхеньян (1946) и др.
Издания: первая публикация - "Знамя", 1942, .ј5; из последующих изд.:
Симонов К., Пьесы, М., 1954; из пер. на яз. нар. СССР: татарском-пер. Г.
Мусре-пова, Алма-Ата, [1942]; коми - пер. Я. М. Рочева, Сыктывкар, 1943;
чувашском - К. Турхана, Чебоксары, 1943; лат. - М. Иве, Рига, 1944; лит.
-В. Гира, Каунас, 1947; фин. - Л. Хелло, Петрозаводск, 1947, и мн. др.
А. Шн. "РУССКИЕ СЕЗОНЫ ЗА ГРАНИЦЕЙ" - ежегодные театр. выступления
рус. оперы и балета в нач. 20 в. в Париже (с 1908) и Лондоне (с 1912),
организованные С. П. Дягилевым. "Сезоны" широко поддерживались кругами
рус. художеств. интеллигенции ("Мир искусства", муз. Беляевский кружок и
др.). Гастрольная труппа формировалась из числа артистов Мариинского,
Большого т-ров и частной оперы С. И. Зимина. Проводились в летнее время,
сразу же после окончания зимнего театр. сезона. Выступления проходили в
Париже в т-рах "Гранд-Опера" (1908, 1910, 1914), "Шатле" (1909, 1911,
1912), "Т-ре Елисейских полей" (1913); в Лондоне в т-рах:
"Ковент-Гарден" (1912), "Друри-Лейн" (1913, 1914). Начало "Сезонов" было
положено "Пятью концертами рус. музыки", состоявшимися в 1907 в Париже
при участии Н. А. Рим-ского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина и др., хора
Большого т-ра. В 1908 в Париже была показана опера "Борис Годунов",
среди исполнителей к-рой были Шаляпин, А. А. Алчевский, Д. А. Смирнов.
Опера шла в редакции Римского-Корсакова, реж. А. А. Санин, дириж„р Ф. М.
Блуменфельд, худ. А. Я. Головин, А. Н. Бе-нуа, И. Я. Билибин. В 1909 в
Париж были привезены: опера "Псковитянка" с участием Шаляпина (реж.
Санин, дириж„р Купер, худ. Головин и Н. К. Рерих), по одному акту из
опер "Руслан и Людмила" (худ. К. А. Коровин), "Юдифь" Серова (худ. В. А.
Серов и Коровин), "Князь Игорь" ("Половецкие пляски", худ. Рерих,
балетм. М. М. Фокин). "Сезон" 1909 был первым балетным "Сезоном", в
к-ром, помимо "Половецких плясок", были показаны одноактные балеты,
пост. Фокиным: "Павильон Армиды" Н. Черепнина (худ. Бенуа), "Сильфиды"
("Шопениана") в инструментовке А. К. Глазунова, А. К. Лядова, С. И.
Танеева, Н. А. Соколова, И. Ф. Стравинского (худ. Бенуа);
"Клеопатра" ("Египетские ночи") Аренского, дополненная муз.
Римского-Корсакова, Глинки, Глазунова, Мусоргского (худ. Бакст);
дивертисмент "Пир", состоящий из танц. номеров опер и балетов Глинки,
Мусоргского, Римского-Корсакова, Глазунова, Чайковского, в пост. Н. О.
Гольца, Л. И. Иванова, М. И. Петипа и Фокина (худ. Коровин, Бакст,
Билибин). Как эти, так и дальнейшие пост. Фокина для "Сезонов" были
новаторскими, они способствовали дальнейшему развитию совр. рус. и
зарубежного балетного т-ра. В балетных спектаклях принимали участие А.
П. Павлова, В. Ф. Нижинский, С. В. Ф„дорова, Т. П. Карсавина, А. Д.
Булгаков и др. "Сезоны" 1907-09 познакомили зап.-европ. зрителя с творч.
достижениями рус. музыки, оперного и балетного т-ра. С 1910 "Сезоны"
проходили без участия оперы. Были показаны балеты, пост. Фокиным:
"Карнавал" в инструментовке Глазунова, Лядова, Римского-Корсакова,
Черепнина, Аренского и др. (худ. Бакст), "Жизель" (худ. Бенуа),
"Шехеразада" (худ. Бакст, Серов, Б. И. Анис-фельд); "Жар-Птица"
Стравинского (худ. Головин). В 1909 Павлова покидает антрепризу
Дягилева, затем уходит Е. В. Гельцер. Постоянная балетная труппа,
организованная Дягилевым в 1911, начинает пополняться иностр.
танцовщиками, постепенно теряет свой нац. характер и деградирует. В
репертуар "Сезонов" 1911-14 входили балеты, пост. Фокиным: "Петрушка"
Стравинского и "Видение Розы" Вебера (оба в 1911, худ. Бакст), "Тамара"
Балакирева, "Дафнис и Хлоя" Равеля, "Голубой бог" Гана (все в 1912, худ.
Бакст), "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса (худ. Ж. М. Серт и Бакст),
"Мидас" ("Метаморфозы") Штейнберга (худ. Добужинский, оба в 1914); пост.
Нижинским, в к-рых преобладали модернистич. тенденции - элементы эротики
("Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси, 1912, худ. Бакст), стилизации
("Весна священная" Стравинского, 1913, худ. Рерих), спортивные движения
("Игры" Дебюсси, 1913, худ. Бакст); пост. Б. Г. Романовым "Трагедия
Саломеи" Шмитта (1913, худ. Судейкин). Творч. противоречия дягилевской
антрепризы сказались при введении в репертуар таких спектаклей, как
"Подводное царство" из оперы "Садко" (1911, балетмейстер Фокин, художник
Анисфельд), "Лебединое озеро" (1911, балетм. А. А. Горский, худ. Коровин
и Головин), "Бабочки" Шумана (1914, аранжировка Б. В. Асафьева,
инструментовка Черепнина, балетм. Фокин, худ. Добужинский и Бакст).
Меньшее влияние модернизма проявилось в оперном репертуаре 1913-14
благодаря участию Шаляпина. В 1913 в Париже и Лондоне была возобн. опера
"Борис Годунов" (с Шаляпиным и В. П. Дамаевым, худ. К. Ф. Юон и Бакст,
костюмы Билибина), затем впервые показана опера "Хованщина" в редакции
Римского-Корсакова (реж. Санин, дириж„р Купер, худ. Ф. Ф. Федоровский,
балетм. А. Р. Больм); в Лондоне впервые пост. "Псковитянка" (1909). В
1914 в Париже и Лондоне вновь исполнялась опера "Борис Годунов" с
Шаляпиным и М. А. Алчевским; в Лондоне полностью исполнена опера "Князь
Игорь" (реж. Санин, дириж„р Э. А. Купер, худ. Рерих, балетм. Фокин). В
1914 пост. опера-балет "Соловей" Стравинского (худ. Бенуа) и
переделанный в оперу-балет "Золотой петушок" (худ. Н. Н. Гончаров), где
одни и те же роли исполняли одновременно певцы и танцовщики. После
начала первой мировой войны Дягилев переводит свою антрепризу в США, в
сезоны 1915-16, 1916-17 балетная труппа выступает в Нью-Йорке. В 1917
труппа распалась. Большая часть танцовщиков осталась в США. Вернувшись
В.Европу, Дягилев совм. с Э. Чеккетти создал новую труппу, в к-рой
наряду с рус. эмигрантами выступали англ. танцовщики под вымышленными
Страницы: «« « 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |