|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 » »» Рынзеску, Д. Теодореску, Г. Лу-песку; гл. балетм. О. Дановский, хорм. С.
Олариу. В 1960 т-р успешно гастролировал в СССР (спектакли "Трубадур",
"Отелло" Верди).
Лит.: Бредичану М., Бухарестский т-р оперы п балета, "Народная
Румыния", 1960, .N" 8; Dumitrescu I., Muzica in Bucurestiul de ieri si
de azi, Buc., 1959;
El i a n Е., Opera, "Muzica", Buc., 1963, Jl;Constan-t i n e s c, u
G., Opera, там же, 1963, ј 3; Mai multa grija pentru promovarea creatiei
rominesti in teatrul muzical, там же, 1963, JMe 8. См. также лит. к GT.
Румынский театр (музыкальный). А. Ив.
РУМЫНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР им.
И. Л. Караджале (Teatrul National "J. L. Caragiale") - один из
ведущих т-ров Румынии. Осн. в 1852 в Бухаресте акт„ром и театр. деятелем
К. Караджале и композитором и дириж„ром И. Вахманом (вначале наз.
Большой т-р, с 1877 - Нац. т-р). Рождение т-ра было результатом
завоеваний революции 1848. Прогрессивные деятели рум. лит-ры и т-ра -Ч.
Боллиак, А. Руссо, В. Александри, И. Э. Рэдулеску, А. Одобеску, М.
Милло, К. Аристия, М. Паскали - стремились превратить т-р в трибуну
передовых идей. Они поддерживали т-р в его борьбе за реалистич. и
демократич. иск-во, за утверждение нац. репертуара. В 1877-81 директором
т-ра был И. Гика, к-рый вв„л в репертуар рум. драматургию. Здесь были
пост. "Деспот Водэ" и "Синзяна и Пепеля" Александри, "Бурная ночь" И. Л.
Караджале (1879). В период руководства т-ром И. Л. Караджале (1888-89),
в т-ре ставились и произв. зарубежной классич. драматургии. Значит.
внимание уделялось работе режисс„ра, выдвижению артистич. молод„жи.
Реформы осуществил А. Давила (1905-08, 1912-14), следовавший художеств.
принципам К. С. Станиславского и А. Антуана. В 1908- 1911 т-р возглавлял
П. Элиаде, к-рый вв„л в репертуар лучшие произведения мировой классич.
драматургии, в т. ч. осуществил пост. "Ревизора" (1909, реж. П. Густи).
В конце 19 и нач. 20 вв. в т-ре выступали акт„ры: А. Романеску, Г.
Манолеску, Ш. Юлиан, К. Ноттара, П. Петреску, А. Деметриаде, П. Личиу и
др. Работал реж. Густи, к-рый пост. "Потерянное письмо" И. Л. Караджале
(1914), "На дне" (1915), "Власть тьмы" (1922). В 20 - нач. 40-х гг. т-р
был отдан на откуп театр. дельцам, но передовые деятели В. Эфтимиу (20-е
гг.) и К. Петреску (40-е гг.) продолжали отстаивать принципы сценич.
реализма, идейности и мастерства.
Освобождение страны от фашизма (1944) и победа народно-демократич.
строя резко изменили положение т-ра, к-рый перестал быть коммерч.
антрепризой. На сцену приш„л новый герой - строитель социали-стич.
Румынии. Среди лучших спектаклей - "Платон Кречет"; "Так и будет"
Симонова (оба в 1945), "Шахт„ры" Давидоглу (1948), "За счастье народа"
Морару и Баранги (1950), "Потерянное письмо" (1948, реж. С.
Александреску, пр. на фестивале в Т-ре Наций, Париж, 1956); "Самодуры"
Гольдони (пр. на фестивале в Венеции, 1956), "Три сестры" (1950; Гос.
пр., 1950), "Егор Булычев и другие" (1952); "Взбесившийся ягн„нок"
Баранги (1954), "Разрушенная цитадель" Ловинеску (1955), "В Долине
кукушки" Бенюка (1959), "Оптимистическая трагедия" (1959), "Тартюф"
(1960);
"Невидимая эстафета" Эверана (1964) и др.
В труппе т-ра (1964) акт„ры: Г. Сторик, А. Бу-зеску, Г. Василиу-Б
ирлик, А. Джугару, К. Антониу, И. Финтештяну, М. Ангелеску, Дж.
Калборяну, И. Рэкицяну и др.
Лит.: Alterescu S.si Tornea Р., Teatrul National "J. L. Caragiale",
Buc.. 1955; Teatrul in Rominia dupa 23 august 1944, Вис., 1959; В a m b
e г t i V., Paul Gusti, [s. 1.], 1963. E. Л.
РУМЫНСКИЙ ТЕАТР. С древних врем„н на территории Румынии бытовали нар.
игры и обряды, содержащие элементы театрализации (в ритуалах и обрядах
Гетодакской культуры -3 в. до н. э. - 1 в. н. э.; во время празднеств в
честь греч. богов -4 в. до н. э. - 3 в. н. э.). Наиболее древними видами
нар. представлений являются "кэлушарий" (свадебный обряд), "брезая"
(новогодняя колядка) и др. В эпоху феодализма получает развитие
литургич. драма ("вик-леимул"), включавшая выступления с куклами (в
дальнейшем т-р кукол получил в Румынии широкое распространение), а также
т-р масок ("маланка"). В нач. 19 в. возникает гайдуцкая драма - пьесы о
нар. повстанцах, изображающие поимку главаря гайдуков стражниками и его
освобождение.
Созданию проф. т-ра в рум. княжествах Молдавия и Валахия мешало тур.
иго. В 18 в. при княжеских и боярских дворах выступали заезжие
скоморохи, позже - бродячие нем. или итал. акт„ры. Обособленно
развивался т-р в Трансильвании (рум. провинция, к-рая до 1918 входила в
состав Австро-Венгерской империи). Здесь с сер. 17 в. давали театр.
представления венг. и нем. труппы. В 1775 спектакли на рум. яз.
ставились учащейся молод„жью г. Блажа. В 1817 в г. Оравица на средства
жителей города построено первое здание рум. т-ра, в 1788-здание Нем.
т-ра в г. Сибиу, в 1821- здание Венг. т-ра в г. Клуже.
Рум. проф. т-р получил развитие после ослабления Османской империи.
Нац . т-р способствовал утверждению и развитию рум. яз., распространению
идей борьбы за свободу и независимость. Театр. представления на рум. яз.
ставились любит, труппами: в Яссах - пастораль "Миртил и Хлоя" Флориана
по Гес-неру (1816, адаптация и пост. Г. Асаки), в Бухаресте - "Гекуба"
Еврипида (1819).
В 30-е гг. 19 в. передовые деятели культуры Д. Го-леску, Г. Асаки,
Й.Э. Рэдулеску, К. Аристия, И. Кым-пиняну и др. выдвигали предложения о
создании проф. т-ра. С этой целью в Бухаресте в 1833 было организовано
"Филармонич. об-во", к-рое создало театр. уч-ще, издавало театр. газету,
финансировало спектакли. В 1836 такое же общество возникло в Яссах
(Филармонич. драм. консерватория). Оба общества просуществовали до 1838.
В 1852 в Бухаресте был открыт Большой т-р (с 1877 - Нац. т-р).
Выдающимися театр. деятелями 1-й пол. 19 в. были К. Аристия - рук.
первой рум. театр. труппы, К. Караджале - организатор трупп в Ботошани,
Яссах, Крайове, первый директор Большого т-ра, К. Михэиляну, М. Паскали
(первый осуществил пост. рус. классики на рум. сцене), Н. Лукиан, К.
Димитриаде, М. Теодорини, Ш. Веллеску. С 40-х гг. начинается творч.
деятельность М. Милло - основоположника реализма в рум. т-ре. Своим
иск-вом эти передовые театр. деятели стремились воспитать у зрителей
чувство нац. самосознания, патриотизма, гражданственности. Они выступали
в пьесах отечеств, драматургов, в переводах и переделках произведений
Вольтера, Альфьери, Мольера, Гюго, Шиллера, Коцебу. Рум. акт„рам
приходилось бороться с конкуренцией франц. трупп, выступавших в Яссах и
Бухаресте, пользовавшихся поддержкой правительства и предпочтением
Страницы: «« « 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |