Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1938   1939   1940   1941   1942   1943   1944   1945   1946  1947   1948   1949   1950   1951   1952   1953   1954   1955   1956  » »»

Рынзеску, Д. Теодореску, Г. Лу-песку; гл. балетм. О. Дановский, хорм. С.
Олариу. В 1960 т-р успешно гастролировал в СССР  (спектакли  "Трубадур",
"Отелло" Верди).
   Лит.: Бредичану  М.,  Бухарестский  т-р  оперы  п  балета,  "Народная
Румыния", 1960, .N" 8; Dumitrescu I., Muzica in Bucurestiul de  ieri  si
de azi, Buc., 1959;
   El i a n Е., Opera, "Muzica", Buc., 1963, Jl;Constan-t i n e s  c,  u
G., Opera, там же, 1963, ј 3; Mai multa grija pentru promovarea creatiei
rominesti in teatrul muzical, там же, 1963, JMe 8. См. также лит. к  GT.
Румынский театр (музыкальный). А. Ив.
   РУМЫНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР им.
   И. Л. Караджале (Teatrul  National  "J.  L.  Caragiale")  -  один  из
ведущих т-ров Румынии. Осн. в 1852 в Бухаресте акт„ром и театр. деятелем
К. Караджале и  композитором  и  дириж„ром  И.  Вахманом  (вначале  наз.
Большой т-р,  с  1877  -  Нац.  т-р).  Рождение  т-ра  было  результатом
завоеваний революции 1848. Прогрессивные деятели рум. лит-ры и т-ра  -Ч.
Боллиак, А. Руссо, В. Александри,  И.  Э.  Рэдулеску,  А.  Одобеску,  М.
Милло, К. Аристия, М. Паскали -  стремились  превратить  т-р  в  трибуну
передовых идей. Они поддерживали  т-р  в  его  борьбе  за  реалистич.  и
демократич. иск-во, за утверждение нац. репертуара. В 1877-81 директором
т-ра был И. Гика, к-рый вв„л в репертуар рум.  драматургию.  Здесь  были
пост. "Деспот Водэ" и "Синзяна и Пепеля" Александри, "Бурная ночь" И. Л.
Караджале (1879). В период руководства т-ром И. Л. Караджале  (1888-89),
в т-ре ставились и  произв.  зарубежной  классич.  драматургии.  Значит.
внимание уделялось  работе  режисс„ра,  выдвижению  артистич.  молод„жи.
Реформы осуществил А. Давила (1905-08, 1912-14), следовавший  художеств.
принципам К. С. Станиславского и А. Антуана. В 1908- 1911 т-р возглавлял
П. Элиаде, к-рый вв„л в репертуар лучшие произведения  мировой  классич.
драматургии, в т. ч. осуществил пост. "Ревизора" (1909, реж. П.  Густи).
В конце 19 и нач. 20 вв. в  т-ре  выступали  акт„ры:  А.  Романеску,  Г.
Манолеску, Ш. Юлиан, К. Ноттара, П. Петреску, А. Деметриаде, П. Личиу  и
др. Работал реж. Густи, к-рый пост. "Потерянное письмо" И. Л.  Караджале
(1914), "На дне" (1915), "Власть тьмы" (1922). В 20 - нач. 40-х гг.  т-р
был отдан на откуп театр. дельцам, но передовые деятели В. Эфтимиу (20-е
гг.) и К. Петреску (40-е гг.)  продолжали  отстаивать  принципы  сценич.
реализма, идейности и мастерства.
   Освобождение страны от фашизма (1944)  и  победа  народно-демократич.
строя резко  изменили  положение  т-ра,  к-рый  перестал  быть  коммерч.
антрепризой. На сцену  приш„л  новый  герой  -  строитель  социали-стич.
Румынии. Среди лучших  спектаклей  -  "Платон  Кречет";  "Так  и  будет"
Симонова (оба в 1945), "Шахт„ры" Давидоглу (1948), "За  счастье  народа"
Морару  и  Баранги  (1950),   "Потерянное   письмо"   (1948,   реж.   С.
Александреску, пр. на фестивале в Т-ре Наций, Париж,  1956);  "Самодуры"
Гольдони (пр. на фестивале в Венеции, 1956), "Три  сестры"  (1950;  Гос.
пр., 1950), "Егор  Булычев  и  другие"  (1952);  "Взбесившийся  ягн„нок"
Баранги (1954),  "Разрушенная  цитадель"  Ловинеску  (1955),  "В  Долине
кукушки" Бенюка  (1959),  "Оптимистическая  трагедия"  (1959),  "Тартюф"
(1960);
   "Невидимая эстафета" Эверана (1964) и др.
   В труппе т-ра (1964) акт„ры: Г. Сторик,  А.  Бу-зеску,  Г.  Василиу-Б
ирлик,  А.  Джугару,  К.  Антониу,  И.  Финтештяну,  М.  Ангелеску,  Дж.
Калборяну, И. Рэкицяну и др.
   Лит.: Alterescu S.si Tornea Р., Teatrul National "J.  L.  Caragiale",
Buc.. 1955; Teatrul in Rominia dupa 23 august 1944, Вис., 1959; В a m  b
e г t i V., Paul Gusti, [s. 1.], 1963. E. Л.
   РУМЫНСКИЙ ТЕАТР. С древних врем„н на территории Румынии бытовали нар.
игры и обряды, содержащие элементы театрализации (в ритуалах  и  обрядах
Гетодакской культуры -3 в. до н. э. - 1 в. н. э.; во время празднеств  в
честь греч. богов -4 в. до н. э. - 3 в. н. э.). Наиболее древними видами
нар. представлений  являются  "кэлушарий"  (свадебный  обряд),  "брезая"
(новогодняя  колядка)  и  др.  В  эпоху  феодализма  получает   развитие
литургич. драма ("вик-леимул"),  включавшая  выступления  с  куклами  (в
дальнейшем т-р кукол получил в Румынии широкое распространение), а также
т-р масок ("маланка"). В нач. 19 в. возникает гайдуцкая драма - пьесы  о
нар. повстанцах, изображающие поимку главаря гайдуков стражниками и  его
освобождение.
   Созданию проф. т-ра в рум. княжествах Молдавия и Валахия мешало  тур.
иго.  В  18  в.  при  княжеских  и  боярских  дворах  выступали  заезжие
скоморохи,  позже  -  бродячие  нем.  или  итал.   акт„ры.   Обособленно
развивался т-р в Трансильвании (рум. провинция, к-рая до 1918 входила  в
состав Австро-Венгерской империи). Здесь с  сер.  17  в.  давали  театр.
представления венг.  и  нем.  труппы.  В  1775  спектакли  на  рум.  яз.
ставились учащейся молод„жью г. Блажа. В 1817 в г. Оравица  на  средства
жителей города построено первое здание рум.  т-ра,  в  1788-здание  Нем.
т-ра в г. Сибиу, в 1821- здание Венг. т-ра в г. Клуже.
   Рум. проф. т-р получил развитие после ослабления  Османской  империи.
Нац . т-р способствовал утверждению и развитию рум. яз., распространению
идей борьбы за свободу и независимость. Театр. представления на рум. яз.
ставились любит, труппами: в Яссах - пастораль "Миртил и Хлоя"  Флориана
по Гес-неру (1816, адаптация и пост. Г. Асаки), в Бухаресте  -  "Гекуба"
Еврипида (1819).
   В 30-е гг. 19 в. передовые деятели культуры Д.  Го-леску,  Г.  Асаки,
Й.Э. Рэдулеску, К. Аристия, И. Кым-пиняну и др. выдвигали предложения  о
создании проф. т-ра. С этой целью в Бухаресте в 1833  было  организовано
"Филармонич. об-во", к-рое создало театр. уч-ще, издавало театр. газету,
финансировало спектакли. В 1836  такое  же  общество  возникло  в  Яссах
(Филармонич. драм. консерватория). Оба общества просуществовали до 1838.
В 1852 в  Бухаресте  был  открыт  Большой  т-р  (с  1877  -  Нац.  т-р).
Выдающимися театр. деятелями 1-й пол. 19  в.  были  К.  Аристия  -  рук.
первой рум. театр. труппы, К. Караджале - организатор трупп в  Ботошани,
Яссах, Крайове, первый директор Большого т-ра, К. Михэиляну, М.  Паскали
(первый осуществил пост. рус. классики на рум.  сцене),  Н.  Лукиан,  К.
Димитриаде, М. Теодорини, Ш. Веллеску.  С  40-х  гг.  начинается  творч.
деятельность М. Милло - основоположника  реализма  в  рум.  т-ре.  Своим
иск-вом эти передовые театр. деятели  стремились  воспитать  у  зрителей
чувство нац. самосознания, патриотизма, гражданственности. Они выступали
в пьесах отечеств, драматургов, в переводах  и  переделках  произведений
Вольтера,  Альфьери,  Мольера,  Гюго,  Шиллера,  Коцебу.  Рум.   акт„рам
приходилось бороться с конкуренцией франц. трупп, выступавших в Яссах  и
Бухаресте,  пользовавшихся  поддержкой  правительства  и   предпочтением

Страницы: «« « 1938   1939   1940   1941   1942   1943   1944   1945   1946  1947   1948   1949   1950   1951   1952   1953   1954   1955   1956  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия